Pz.Kpfw Nb.Fz.VI

Pz.Kpfw Nb.Fz.VI
Германия
Средний танк
|
23,41 т |
|
|
вооружение |
105/75-мм орудие 37-мм орудие 3 пулемета |
|
экипаж |
6 чел. |
|
мощность силовой установки |
280-300 л.с. |
|
проект |
1935г., Krupp |
|
выпускался |
1935г., Rheinmetall-Borsig,
Krupp 3 шт. |
Основная статья: Германское танкостроение 1930-1937гг.
В октябре 1932 года, на смену темы «гросстракторов»
были сформулированы требования к новому среднему танку - mittlerer Traktor или mittele Traktor (m.Tr., то есть средний трактор). Эта машина должна
была оснащаться бронированием 15-20 мм, иметь скорость не менее 30 км/ч и
вооружаться 75-мм пушкой и двумя-тремя 7,92-мм пулеметами. Многобашенную схему
было решено оставить, но башню с кормы следовало убрать, башни теперь
группировались в передне-средней части машины – в то время в Великобритании
разрабатывали средние и тяжелый танки с подобной компоновкой, возможно, немцы
были в курсе. Новый средний танк вначале получил обозначение Panzerkampfwagen
VII, но в скором времени его сменили на Panzerkampfwagen IV neu Art.
В работу включились две фирмы
(Rheinmetall-Borsig и Krupp), ранее получившие большой опыт при постройке и
испытаниях гросстракторов и активно использовавшие наработки по ним.
Проектированием ходовой части и корпуса занималась фирма Rheinmetall-Borsig, в
то время как Krupp основные усилия прилагала к башне и вооружению – несколько
странно, поскольку пушечным вооружением для танков, как правило, занималась
Rheinmetall, а Krupp имела наработки по ходовой и проектированию корпусов
танков.
В конце 1934г. заказчику были переданы два образца среднего танка по
теме m.Tr., имели
обозначения Pz.Kpfw Nb.Fz.V (Рис.1).

Рис.1 - Pz.Kpfw Nb.Fz.V.
Корпуса
танков Nb.Fz.VI выполнялись из броневой стали на предприятии Rheinmetall. Все
люки открывались по ходу вперед. На главной башне исчезла поручневая антенна.
Орудия установили горизонтально (штурмовая пушка справа, противотанковая
пушка слева). Это повлекло за собой проектирование новой башни, которая
собиралась из плоских листов и была проще по конструкции. Пишут, что
предполагалось вооружить эти танки не 75-мм пушками, а короткоствольными 105-мм
орудиями 10,5cm KwK L/28, как более могущественными в борьбе с укреплениями
противника. Какие орудия на самом деле получили
танки не вполне ясно. Согласно наиболее распространенной версии все Nb.Fz.VI
получили 105-мм пушки, но спустя некоторое время их заменили на стандартные,
калибра 75 мм. Поводом для этого послужила якобы невысокая надежность и большой
занимаемый объём внутри башни. По другой версии, идея перевооружить
танки 105-мм орудиями появилась только в 1937 году, когда морально устаревшие
Nb.Fz.VI собирались переделать в “Nebel Panzer”, оснащенные кроме мощной
артиллерии установками дымопуска. Скорее всего, 37-мм пушка при этом
демонтировалась. Этот вариант не был воплощен в жизнь.
Силовая установка также изменилась,
вместо авиационного двигателя установили Maybach HL108TR, специально
приспособленный для установки на танки. Это был бензиновый 12-цилиндровый мотор
жидкостного охлаждения, развивавший мощность 280-300 л.с. при 3000 об/мин.
Таким образом, танки типа Nb.Fz.VI при боевой массе 23410 кг обладали удельной
мощностью около12 л.с. на тонну, что выглядело неплохо. (Рис.2)





Рис.2 - Neubaufahrzeug
VI.
Масса 23410 кг. Габариты: длина – 6600 мм, ширина
– 2900 мм, высота – 2980 мм. Бронирование: лоб корпуса — 20 мм, борт корпуса — 15
мм, корма корпуса — 15 мм, крыша корпуса — 13 мм (?), лоб башни — 20 мм, борта
и корма башни — 15 мм, крыша башни — 13 мм (?). Экипаж 6 чел. Вооружение одна
75-мм пушка KwK 7,5cm, одна 37-м пушка и три 7,92-мм пулемета MG-13.
Боекомплект 80 выстрелов к 75-мм орудию 50 выстрелов к 37-мм орудию 6000
патронов к 7,92-мм пулеметам Приборы прицеливания - телескопические орудийные
прицелы и оптические пулеметный прицелы. Двигатель Майбах HL 108TR, бензиновый,
V-o6pазный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 280-300 л.с. при
3000 об/мин. Трансмиссия механического типа: ручная 5-скоростная КПП (5+1),
главный фрикцион, бортовые дифференциалы, тормоза Ходовая часть (на один борт):
10 опорных катков, сблокированных в 5 тележек с пружинной амортизацией, один
независимый натяжной каток, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и
заднее ведущее колесо цевочного зацепления. Средства связи радиостанция FUG6
SE20v.
Постройка танков Nb.Fz.VI была завершена в
течение 1935 года, после чего все три прототипа были переданы для испытаний
сначала на танковый полигон в Путлосе, а затем в 1-ю танковую дивизию
(предположительно).
В эксплуатации (Рис.3) танки
демонстрировали скорость в 25 км/ч, запас хода по шоссе 140 км, преодолеваемые
препятствия: угол подъёма - 30°, высота стенки -
0,60 м, глубина брода - 0,90 м, ширина рва 2,20 м.





Рис.3 - Nb.Fz. в эксплуатации.
Оказалось, что
танки имели низкую проходимость по мягкому грунту и небольшой запас хода, а
обслуживать одновременно два орудия оказалось слишком сложно. Было также
очевидно, что возможное увеличение толщины брони вело к росту массы машины, в
связи с чем трехбашенная схема выступала тормозом для дальнейшей модернизации.
Также была признана неудачной схема с кормовым расположением трансмиссии и
ведущих колёс, практиковавшаяся на танках типа Nb.Fz. Кроме того, Верховное Командование в тактике
придавало большее значение мобильности танка, нежели его огневой мощи. В 1937г. тема по трехбашенным
танкам закрылась, а танки Nb.Fz.VI перевели в разряд учебных.
В предвоенный период танки с башней Krupp, эксплуатировавшиеся в составе
вермахта, сохраняли темно-серый камуфляж, изображение слона и балочный крест на
лобовом листе корпуса. (Рис.4)



Рис.4 – Белый слон и крест на лобовом листе корпуса.
Машины типа Nb.Fz. сыграли большую пропагандистскую роль. Весной 1939г.
трехбашенные танки открыто демонстрировались на Международной Автомобильной
Выставке в Берлине, как символ германского танкового могущества, в чем и
преуспели – союзная пресса была просто шокирована их видом. Как продолжение
пиар-компании три танка Nb.Fz.VI отправили на завоевание Норвегии, главным
образом, видимо, рассчитывая вызвать психологический эффект.
Официально они входили в состав танкового
батальона специального назначения Panzer Abteilung zur besonderer Vervendung 40
(Pz.Abt1. Zb.V 40), являясь отдельным взводом с названием Panzerzug
Horstmann/Zug Putloss. Командовал этим подразделением лейтенант Ганс Хорстман
(Hans Horstmann). Перед норвежской кампанией танки перекрасили и нанесли на
башни балочные кресты, тактические номера были затерты. 19 апреля 1940г.
средние Nb.Fz.VI прошли парадным строем по Осло. Немецкие фотографы сделали
массу снимков трехбашенных танки в порту, на улицах и на местности, группами и
поодиночке с различных ракурсов. (Рис.5)









Рис.5 – Тевтонская в зримом виде мощь.
Вскоре танки Nb.Fz.VI оказались в боевой обстановке. (Рис.6)








Рис.143 – Среди норвежских ёлок и заборов.
В Норвегии безвозвратно был потерян один
Nb.Fz.VI. Продвигаясь вслед за наступающими частями, танк вышел из строя на
проселочной дороге по технической причине — по наиболее достоверным данным
Nb.Fz.VI заглох, пытаясь преодолеть заболоченный участок местности близ г.
Лиллихаммер. Экипаж подорвал свою машину. Поскольку подорванный Nb.Fz.VI
ремонту не подлежал его впоследствии разобрали.
Оставшиеся два танка вернули в Осло и
осенью 1940 года отправили в Германию. В Германии машины около года использовались в качестве наглядных пособий,
пока в 1941-1942 гг. танки не разобрали не металл. (Рис.7)

Рис.7 – Очевидно,
уже в отстое.
По другой версии, оба танка Nb.Fz. в 1941г. использовались в Дании для несения полицейских функций. Однако другие источники утверждают, что эти две машины никогда не покидали Норвегию и в 1945г. были захвачены англичанами и разобраны. Увы, факт применения танков Nb.Fz в Дании не подтверждается официальными документами, которые были получены англичанами весной 1945 года в Германии, и они также не упоминают о захвате немецких монстров в Норвегии в 1945г.
Не оставив следа в танкостроении и не отличившись в боевых действиях, эти танки все же наделали немало паники. Фотографии трехбашенных машин в цехах завода и на улицах Осло породили слухи о наличии у Германии сверхтяжелых танков весом 80 и 100 тонн. В советских источниках даже спустя десятилетия можно встретить, что танки NbFz входили в состав 1-ой танковой группы на Восточном фронте, и один из них был уничтожен под Дубно 28 или 29 июня 1941 года (не путает ли источник Nb.Fz с советскими многобашенными Т-35, действительно участвовавшими в эти дни в сражении под Дубно). Другой советский источник указывает, что оставшиеся два NbFz были уничтожены недалеко от румынской границы в июне 1941 года. Также сообщается, что оба подбитых в СССР танка были возвращены в Германию в ноябре 1941 года.