Pz.Kpfw Nb.Fz.V
Pz.Kpfw Nb.Fz.V
Германия
Средний танк
|
масса |
23 т |
|
вооружение |
75-мм орудие 37-мм орудие 3 пулемета |
|
экипаж |
6 чел. |
|
мощность силовой установки |
290 л.с. |
|
проект |
1932-1933гг., Rheinmetall-Borsig, Krupp |
|
выпускался |
1934г., Rheinmetall-Borsig, Krupp 2 шт. опытные |
Основная статья:
Германское танкостроение 1930-1937гг.
В работу включились две фирмы (Rheinmetall-Borsig и Krupp), ранее
получившие большой опыт при постройке и испытаниях гросстракторов и активно
использовавшие наработки по ним. Проектированием ходовой части и корпуса
занималась фирма Rheinmetall-Borsig, в то время как Krupp основные усилия
прилагала к башне и вооружению – несколько странно, поскольку пушечным
вооружением для танков, как правило, занималась Rheinmetall, а Krupp имела
наработки по ходовой и проектированию корпусов танков.
В конце 1933 года фирма Rheinmetall,
занялась сборкой двух отладочных образцов. Корпуса и башни танков выполнялись
сварными. Корпуса танков собирались из неброневой стали толщиной от 15 мм
(лобовая проекция) до 13 мм (борта и корма). После учета всех требований и
пожеланий со стороны военных танк получил компоновку с диагональным
расположением двух пулеметных башен. При обычной схеме, когда две пулеметные
башни располагались спереди, их сектор обстрела ограничивался выступающим сзади
корпусом – то есть, стрельбу назад могла вести только главная башня. Вариант с
продольным размещением башен устранял данную проблему, однако задний стрелок
оказывался отрезанным от остального экипажа, что нарушало огневое
взаимодействие. Таким образом, немецкими специалистами был сделан вывод –
пулеметные башни нужно установить диагонально. В итоге компоновка получилась
следующей. В передней части корпуса слева располагалось место водителя и органы
управления. Для удобства обзора над его головой была сделана небольшая
неподвижная рубка с двумя смотровыми щелями (спереди и слева) и люком,
откидываемым вверх. Справа от него находилась передняя пулеметная башня,
которая была заимствована вместе с погоном от легкого танка Pz.I Ausf.A. Далее
возвышалась высокая надстройка с закруглением в левой задней части, на крыше
которой устанавливалась главная башня сварного типа. Создавалась она с расчетом
установки в ней сразу двух орудий и пулемета. Расчет делался на то, что 75-мм
пушка KwK 7,5cm со стволом 24 калибра и основным боекомплектом из
осколочно-фугасных выстрелов, будет использоваться против полевых укреплений и
скоплений пехоты. В свою очередь, 37-мм пушка Rheinmetall, выполненная на
основе противотанковой, могла эффективно бороться с любым танком противника.
37-мм пушка ставилась над 75-мм орудием. Пулемет типа MG-13 калибра 7,92-мм
устанавливался справа от орудийной маски в отдельной шаровой установке. На
крыше главной башни находилась наблюдательная башенка с шестью смотровыми
щелями защищенными триплексами. Ближе к левому борту разместили перископический
наблюдательный прибор. По обоим бортам башни также были сделаны эвакуационные
люки. Полный боекомплект составлял 80 выстрелов к 75-мм пушке, 60 выстрелов к
37-мм пушке и 6000 патронов к трем пулеметам. За надстройкой слева была
установлена вторая пулеметная башня. Скругление надстройки слева несколько
увеличивало угол обстрела. (Рис.1)

Рис.1
- Panzerkampfwagen IV neu Art в идеальном виде.
В кормовой части корпуса, со смещением
вправо, находился бензиновый авиационный двигатель BMW Va мощностью 290 л.с.,
оснащенный жидкостной системой охлаждения. За ним размещалась трансмиссия с бортовыми
дифференциалами, механической коробкой передач, главным фрикционом и тормозами.
Над двигателем в верхнем листе корпуса, был сделан эксплуатационный люк. Ближе
к правому борту располагались четыре броневых колпака над отверстиями для
воздухопритока, а также защитный кожух выхода выхлопной трубы. Двухкамерный
глушитель на кронштейнах крепился к правой надгусеничной полке. Нижний кормовой
лист имел длинный прямоугольный вырез, закрываемый на болтах бронированной
крышкой и служивший для доступа к тормозам и механизмам трансмиссии.
Конструкция ходовой части была во многом аналогична “Grosstraktor III”. (Рис.2)

Рис.2
- Grosstraktor III Krupp.
Применительно на каждый борт ходовая часть
состояла из десяти опорных катков, один независимый натяжной каток с
независимой пружинной подвеской, четыре поддерживающих ролика, переднее
направляющее и заднее ведущее колесо цевочного зацепления. Опорные катки
оснащались резиновыми бандажами и блокировались в пять тележек, каждая из
которых крепилась к корпусу посредством балансиров. Амортизация включала
спиральные пружины. Ролики, поддерживающие верхнюю гусеничную ветвь, тоже имели
резиновые бандажи и крепились на V-образных кронштейнах. Гусеничная цепь
собиралась из мелкозвенчатых траков шириной 380 мм. Несмотря на некоторую
устарелость, этот тип ходовой хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации и был
освоен в производстве. Для лучшей функциональности снизу по бортам корпуса были
выполнены специальные уширения закрываемые бронированными фальшбортами, за
которыми разместили элементы подвески. Спереди, несимметрично с обоих сторон,
вырезали два люка для эвакуации экипажа.
Вообще, по числу различных люков немецкий
средний танк стал почти рекордсменом – для экипажа их было сделано 8 штук (!),
а для обслуживания узлов и агрегатов еще 4.
Каждый танк оборудовался радиостанцией FuG6
SE20v с максимальной дальностью связи 8 км, которая находилась в кормовой нише
главной башни. В комплекте в ней поставлялась антенна поручневого типа, которая
монтировалась на 8 кронштейнах.

Рис.3 - Neubaufahrzeug V,
1934г.
Первые две машины под номерами Nr.1 и Nr.2 (причем, некоторые считают, что Nr.2 имел орудия, установленные не один над другим, а в ряд – бок о бок), переданные заказчику в конце 1934 году, поступили на испытания. Быстро выяснилось, что Nb.Fz.V обладают несколькими серьёзными недостатками. Прежде всего, вертикальное размещение орудий оказалось очень нерациональным и вызывало многочисленные нарекания со стороны танкистов. Отмечалось, что в танке было тесно. Были претензии к бортовым люкам, открывавшимся назад и не защищавшим экипаж с передней полусферы. Несмотря на то, что максимальная скорость танка достигала 30-32 км/ч, при движении по шоссе, на пересеченной местности 23-тонная машина теряла внушительный процент подвижности. Наличие двух пулеметных башен тоже ставилось под сомнение, из-за тесноты в боевом отделении и повышения боевой массы танка.
После испытательного цикла, завершившегося в августе 1935 года, два
небронированных танка отправились на войсковые испытания в танковую дивизию,
где эксплуатировались около года. (Рис.4)

Рис.4 –Транспортировка Neubaufahrzeug V по железной
дороге.
Затем оба Nb.Fz.V от
фирмы Rheinmetall были переданы учебному центру в Путлосе (Putloss), где танк Nr.2 завершил свою карьеру в качестве
наглядных пособий приблизительно в 1941 году. Танк Nr.1 дотянул до 1942г. – говорят, существует фото, датированное
1942г., где этот танк запечатлен на заводе фирмы Krupp вместе с самоходной установкой
StuG IV, но мне встречался снимок Nb.Fz.V в
ремонте, датированный маем 1940г. (Рис.5)



Рис.5 – Nb.Fz.V в ремонте, май 1940г.
