Pz.Kpfw Nb.Fz.V

 

 

Pz.Kpfw Nb.Fz.V

Германия

Средний танк

масса

23 т

вооружение

75-мм орудие

37-мм орудие

3 пулемета

экипаж

6 чел.

мощность силовой установки

290 л.с.

проект

1932-1933гг., Rheinmetall-Borsig, Krupp

выпускался

 

1934г., Rheinmetall-Borsig, Krupp

2 шт. опытные

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1930-1937гг.

Многоликий средний, часть 1

 

 

     В октябре 1932 года, на смену темы «гросстракторов» были сформулированы требования к новому среднему танку - mittlerer Traktor или mittele Traktor (m.Tr., то есть средний трактор). Эта машина должна была оснащаться бронированием 15-20 мм, иметь скорость не менее 30 км/ч и вооружаться 75-мм пушкой и двумя-тремя 7,92-мм пулеметами. Многобашенную схему было решено оставить, но башню с кормы следовало убрать, башни теперь группировались в передне-средней части машины – в то время в Великобритании разрабатывали средние и тяжелый танки с подобной компоновкой, возможно, немцы были в курсе. Новый средний танк вначале получил обозначение Panzerkampfwagen VII, но в скором времени его сменили на Panzerkampfwagen IV neu Art.

    В работу включились две фирмы (Rheinmetall-Borsig и Krupp), ранее получившие большой опыт при постройке и испытаниях гросстракторов и активно использовавшие наработки по ним. Проектированием ходовой части и корпуса занималась фирма Rheinmetall-Borsig, в то время как Krupp основные усилия прилагала к башне и вооружению – несколько странно, поскольку пушечным вооружением для танков, как правило, занималась Rheinmetall, а Krupp имела наработки по ходовой и проектированию корпусов танков.

    В конце 1933 года фирма Rheinmetall, занялась сборкой двух отладочных образцов. Корпуса и башни танков выполнялись сварными. Корпуса танков собирались из неброневой стали толщиной от 15 мм (лобовая проекция) до 13 мм (борта и корма). После учета всех требований и пожеланий со стороны военных танк получил компоновку с диагональным расположением двух пулеметных башен. При обычной схеме, когда две пулеметные башни располагались спереди, их сектор обстрела ограничивался выступающим сзади корпусом – то есть, стрельбу назад могла вести только главная башня. Вариант с продольным размещением башен устранял данную проблему, однако задний стрелок оказывался отрезанным от остального экипажа, что нарушало огневое взаимодействие. Таким образом, немецкими специалистами был сделан вывод – пулеметные башни нужно установить диагонально. В итоге компоновка получилась следующей. В передней части корпуса слева располагалось место водителя и органы управления. Для удобства обзора над его головой была сделана небольшая неподвижная рубка с двумя смотровыми щелями (спереди и слева) и люком, откидываемым вверх. Справа от него находилась передняя пулеметная башня, которая была заимствована вместе с погоном от легкого танка Pz.I Ausf.A. Далее возвышалась высокая надстройка с закруглением в левой задней части, на крыше которой устанавливалась главная башня сварного типа. Создавалась она с расчетом установки в ней сразу двух орудий и пулемета. Расчет делался на то, что 75-мм пушка KwK 7,5cm со стволом 24 калибра и основным боекомплектом из осколочно-фугасных выстрелов, будет использоваться против полевых укреплений и скоплений пехоты. В свою очередь, 37-мм пушка Rheinmetall, выполненная на основе противотанковой, могла эффективно бороться с любым танком противника. 37-мм пушка ставилась над 75-мм орудием. Пулемет типа MG-13 калибра 7,92-мм устанавливался справа от орудийной маски в отдельной шаровой установке. На крыше главной башни находилась наблюдательная башенка с шестью смотровыми щелями защищенными триплексами. Ближе к левому борту разместили перископический наблюдательный прибор. По обоим бортам башни также были сделаны эвакуационные люки. Полный боекомплект составлял 80 выстрелов к 75-мм пушке, 60 выстрелов к 37-мм пушке и 6000 патронов к трем пулеметам. За надстройкой слева была установлена вторая пулеметная башня. Скругление надстройки слева несколько увеличивало угол обстрела. (Рис.1)

 

Рис.1 - Panzerkampfwagen IV neu Art в идеальном виде.

 

    В кормовой части корпуса, со смещением вправо, находился бензиновый авиационный двигатель BMW Va мощностью 290 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения. За ним размещалась трансмиссия с бортовыми дифференциалами, механической коробкой передач, главным фрикционом и тормозами. Над двигателем в верхнем листе корпуса, был сделан эксплуатационный люк. Ближе к правому борту располагались четыре броневых колпака над отверстиями для воздухопритока, а также защитный кожух выхода выхлопной трубы. Двухкамерный глушитель на кронштейнах крепился к правой надгусеничной полке. Нижний кормовой лист имел длинный прямоугольный вырез, закрываемый на болтах бронированной крышкой и служивший для доступа к тормозам и механизмам трансмиссии. Конструкция ходовой части была во многом аналогична “Grosstraktor III”. (Рис.2)

 

Рис.2 - Grosstraktor III Krupp.

 

     Применительно на каждый борт ходовая часть состояла из десяти опорных катков, один независимый натяжной каток с независимой пружинной подвеской, четыре поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо цевочного зацепления. Опорные катки оснащались резиновыми бандажами и блокировались в пять тележек, каждая из которых крепилась к корпусу посредством балансиров. Амортизация включала спиральные пружины. Ролики, поддерживающие верхнюю гусеничную ветвь, тоже имели резиновые бандажи и крепились на V-образных кронштейнах. Гусеничная цепь собиралась из мелкозвенчатых траков шириной 380 мм. Несмотря на некоторую устарелость, этот тип ходовой хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации и был освоен в производстве. Для лучшей функциональности снизу по бортам корпуса были выполнены специальные уширения закрываемые бронированными фальшбортами, за которыми разместили элементы подвески. Спереди, несимметрично с обоих сторон, вырезали два люка для эвакуации экипажа.

    Вообще, по числу различных люков немецкий средний танк стал почти рекордсменом – для экипажа их было сделано 8 штук (!), а для обслуживания узлов и агрегатов еще 4.

    Каждый танк оборудовался радиостанцией FuG6 SE20v с максимальной дальностью связи 8 км, которая находилась в кормовой нише главной башни. В комплекте в ней поставлялась антенна поручневого типа, которая монтировалась на 8 кронштейнах.

     Уже в ходе постройки (в октябре 1933г.) танк получил обозначение Neubaufahrzeug V (Neubau Fahrzeug – машина, транспортное средство новой конструкции, если переводить дословно), или сокращенно Nb.Fz.V. (Рис.3)

 

 

Рис.3 - Neubaufahrzeug V, 1934г.

 

    Масса 23 т. Габариты: длина – 6600 мм, ширина – 2900 мм, высота – 2980 мм. Толщина небронированной стали 15-13 мм. Экипаж 6 чел. Водитель располагался в рубке спереди слева, в главной башне слева помещался наводчик, справа - заряжающий, а сзади посередине - командир танка, два пулеметчика находились в малых башнях. Командир танка был освобожден от других функций, кроме руководства машиной, как боевой единицей. Во время первых испытаний «гросстракторов» в Советском Союзе немцы отметили, что командир не должен участвовать в каких-либо других обязанностях - впрочем, еще в первом серийном немецком танке A7V командир уже был освобожден от посторонних обязанностей, физически он находился рядом с водителем, но имел возможность при помощи специального приспособления передавать целеуказания наводчику орудия. Если командир отвлекается на сопутствующие функции, общая эффективность танка сильно снижается – затрудняется или становится невозможной оценка поля боя в общем. По этой причине командиру была предоставлена башенка с круговым обзором, и ему было поручено управлять всем экипажем. Это простое нововведение предоставляло огромное тактическое преимущество над противником. Вооружение: 75-мм пушка, 37-мм пушка, 3 пулемета. Боекомплект 80 выстрелов к 75-мм пушке, 60 выстрелов к 37-мм пушке и 6000 патронов к трем пулеметам. Бензиновый авиационный двигатель BMW Va мощностью 290 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения. Трансмиссия механического типа: ручная 5-скоростная КПП (5+1), главный фрикцион, бортовые дифференциалы, тормоза. Ходовая часть (на один борт): 10 опорных катков, сблокированных в 5 тележек с пружинной амортизацией, один независимый «натяжной» каток, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо цевочного зацепления. Радиостанция FUG6 SE20v с поручневой антенной на главной башне.

    Первые две машины под номерами Nr.1 и Nr.2 (причем, некоторые считают, что Nr.2 имел орудия, установленные не один над другим, а в ряд – бок о бок), переданные заказчику в конце 1934 году, поступили на испытания. Быстро выяснилось, что Nb.Fz.V обладают несколькими серьёзными недостатками. Прежде всего, вертикальное размещение орудий оказалось очень нерациональным и вызывало многочисленные нарекания со стороны танкистов. Отмечалось, что в танке было тесно. Были претензии к бортовым люкам, открывавшимся назад и не защищавшим экипаж с передней полусферы. Несмотря на то, что максимальная скорость танка достигала 30-32 км/ч, при движении по шоссе, на пересеченной местности 23-тонная машина теряла внушительный процент подвижности. Наличие двух пулеметных башен тоже ставилось под сомнение, из-за тесноты в боевом отделении и повышения боевой массы танка.

    После испытательного цикла, завершившегося в августе 1935 года, два небронированных танка отправились на войсковые испытания в танковую дивизию, где эксплуатировались около года. (Рис.4)

 

Рис.4 –Транспортировка Neubaufahrzeug V по железной дороге.

 

    Затем оба Nb.Fz.V от фирмы Rheinmetall были переданы учебному центру в Путлосе (Putloss), где танк Nr.2 завершил свою карьеру в качестве наглядных пособий приблизительно в 1941 году. Танк Nr.1 дотянул до 1942г.  – говорят, существует фото, датированное 1942г., где этот танк запечатлен на заводе фирмы Krupp вместе с самоходной установкой StuG IV, но мне встречался снимок Nb.Fz.V в ремонте, датированный маем 1940г. (Рис.5)

 

 

Рис.5 – Nb.Fz.V в ремонте, май 1940г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru