Pz.Kpfw.III Ausf.В

Pz.Kpfw.III Ausf.В
Германия
Средний танк
|
16 т |
|
|
вооружение |
37-мм орудие 3 пулемета |
|
экипаж |
5 чел. |
|
мощность силовой установки |
250 л.с. |
|
проект |
1936-1937гг., Daimler-Benz |
|
выпускался |
1937г.,
Daimler-Benz 10 шт. |
Основная статья: Германское танкостроение 1930-1937гг.
Пишут, что во время испытаний танков Z.W.1 и Z.W.2 (Рис.1) немецкие специалисты обратили внимание на фундаментальный недочет ходовой части с подвеской на пружинных свечах – это продольная раскачка танка при движении и при торможении.


Рис.1 – Варианты
по теме Zugführerwagen, вверху - Z.W.1, внизу - Z.W.2.
При резком торможении, танк на пружинной подвеске по инерции тянуло
(качало) сначала вперед, потом назад, и только затем машина приходила в
нормальное положение. Учитывая, что наиболее эффективную стрельбу танки могли
вести с коротких остановок, время на раскачивание (не менее 3-4 сек) снижало
скорость наведения на цель и задерживало выстрел, что предоставляло очевидные
выгоды для противника. В
качестве альтернативы выступала рессорная тележечная подвеска, появившаяся в
тот момент на приблизительно аналогичном чехословацком танке LT vz.35
(Рис.2), демонстрировавшим неплохие динамические результаты.

Рис.2 – Чехословацкий танк LT vz.35.
Пишут, что немцы пытались добыть технические сведения об этом танке, но чехословаки проявили бдительность.
Новая ходовая часть на борт имела 8 опорных катков, объединенных в 2
группы из 2-х тележек в каждой группе. Каждая группа тележек подвешивалась на
группе больших листовых рессор, снабжённых гидравлическими амортизаторами типа Fichtel und Sachs -т.е. таких
групп рессор было две. Число поддерживающих катков составило 3 штуки, диаметр
ленивца 770 мм. Длина опорной поверхности каждой из
гусеничных цепей сократилась с 3400 мм (Pz.III Ausf.А) до 3200 мм. (Рис.3)

Рис.3 – Танк типа Z.W. на рессорной ходовой с двумя большими рессорами.
Шасси, которое обозначили как Z.W.3.
получило улучшенные вентиляторы системы охлаждения, 5-скоростную КПП, усиленные
тормоза и механизмы поворота. Поставили двигатель Maybach HL 108.
Z.W.3 пустили в
серию под названием Pz.III Ausf.B. Всего было
заказано пятнадцать машин второй серии (2./Z.W. Serie) с серийными номерами 60201–60215. Однако в виде
танков Pz.III Ausf.B было получено только 10
машин, на остальных пяти шасси построили предсерийные штурмовые танки Pz.Sfl.III (s.Pak), прототипы StuG.III. Предполагалось,
что позже Daimler-Benz вместо шасси, пущенных на изготовление Pz.Sfl.III (s.Pak), изготовит ещё пять танков Pz.III Ausf.B,
но этого не случилось, хотя Krupp произвел под данный
контракт все пятнадцать башен.
К 9 ноября 1937 года было готово восемь
танков, два из которых были отправлены в 5-й танковый полк (Вюнсдорф),
а остальные попали в училище, располагавшееся в Путлосе.
Ещё два танка 6 декабря 1937 года попали в 1-й танковый полк. В некоторых
источниках можно прочитать, что поставки Pz.III Ausf.B (Рис.4) армии начались с середины 1937г. по
январь 1938г.


Рис.4
- Pz.III Ausf.B.
Масса машины Pz.III
Ausf.B составила 16 тонн (специалисты считают, что
скачок массы произошел за счет тяжелой ходовой части с рессорами и тележками).
Габариты: длина – 5670 мм, ширина – 2810 мм, высота – 2390 мм, клиренс – 380
мм. Бронирование: лоб
корпуса — 14,5 мм, борт корпуса — 14,5 мм, корма корпуса — 14,5 мм, лоб башни —
14,5 мм, борт башни — 14,5 мм, корма башни — 14,5 мм, крыша надстройки — 10 мм
днище — 4 мм. Экипаж, вооружение и боекомплект, как на Pz.III
Ausf.А. Серийные Pz.Kpfw.III
Ausf.B отличались от опытного Z.W.3. Ведущие колёса и
ленивцы, а вместе с ними и траки для них были взяты от Pz.III
Ausf.A. Корпуса этих танков получили на нижнем
лобовом листе характерные круглые люки на петлях, предназначенные для
обслуживания тормозов. Правда, выглядят они довольно неудобно - для доступа к
агрегатам требовалось открутить более, чем десяток болтов на каждом люке. Pz.III Ausf.A и более поздние
модификации танка имели квадратные люки без петель. На серийных машинах
использовался мотор Maybach 108 TR.
Танки Pz.III Ausf.В показали на параде в Берлине 20 апреля 1938г
По ходу дела в войсках танки постепенно
проходили модернизацию. Прежде всего, в кормовой части корпуса были установлены
дымовые бомбомёты. Начали их ставить с августа 1938 года. Часть танков получила
передние и задние конвойные фонари Notek. Вместо
10-метрового троса, который часто рвался, в состав ЗИП были введены два
5-метровых.
Итоги боевых действий в Польше оказались
для первых троек неважными. Танки теряли как от вражеского огня, так и по
причинам отказа техники. Подбитая и сломавшаяся техника зачастую использовалась
в качестве доноров запасных частей. Некоторые авторы в этой связи ехидно
замечают, что: «Абсолютно равноценными противниками для них оказались не только
польские танки 7ТР, но и танкетки», хотя понятно, что главным противником
немецких танков была довольно эффективная польская противотанковая артиллерия.
После Польской кампании было принято
решение вывести Ausf.В из состава боевых частей. Этот
процесс был завершен в феврале 1940 года. Затем танки были переданы в учебные
подразделения, причем с некоторых таких машин даже
снимались подбашенные коробки.