Pz.Kpfw.III Ausf

 

 

Pz.Kpfw.III Ausf

Германия

Средний танк

масса

16 т

вооружение

37-мм орудие

3 пулемета

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

250 л.с.

проект

1936-1937гг., Daimler-Benz

выпускался

 

1937г., Daimler-Benz

10 шт.

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1930-1937гг.

Многоликий средний, часть 1

 

 

     Пишут, что во время испытаний танков Z.W.1 и Z.W.2 (Рис.1) немецкие специалисты обратили внимание на фундаментальный недочет ходовой части с подвеской на пружинных свечах – это продольная раскачка танка при движении и при торможении.

 

​На втором опытном Z.W. установили башню, разработанную Krupp - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ru

​Эта же башня установлена на шасси опытного Z.W., 1935 год - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ru

Рис.1 – Варианты по теме Zugführerwagen, вверху - Z.W.1, внизу - Z.W.2.

 

     При резком торможении, танк на пружинной подвеске по инерции тянуло (качало) сначала вперед, потом назад, и только затем машина приходила в нормальное положение. Учитывая, что наиболее эффективную стрельбу танки могли вести с коротких остановок, время на раскачивание (не менее 3-4 сек) снижало скорость наведения на цель и задерживало выстрел, что предоставляло очевидные выгоды для противника. В качестве альтернативы выступала рессорная тележечная подвеска, появившаяся в тот момент на приблизительно аналогичном чехословацком танке LT vz.35 (Рис.2), демонстрировавшим неплохие динамические результаты. 

 

Рис.2 – Чехословацкий танк LT vz.35.

Пишут, что немцы пытались добыть технические сведения об этом танке, но чехословаки проявили бдительность.

 

     В начале 1936 года Daimler-Benz получила контракт на изготовление танков Z.W.3 и Z.W.4 с рессорной тележечной подвеской. По другим данным, ближе к концу 1935 года 6-е управление вооружений заказало у Daimler-Benz ещё два опытных шасси Z.W.

    Новая ходовая часть на борт имела 8 опорных катков, объединенных в 2 группы из 2-х тележек в каждой группе. Каждая группа тележек подвешивалась на группе больших листовых рессор, снабжённых гидравлическими амортизаторами типа Fichtel und Sachs -т.е. таких групп рессор было две. Число поддерживающих катков составило 3 штуки, диаметр ленивца 770 мм. Длина опорной поверхности каждой из гусеничных цепей сократилась с 3400 мм (Pz.III Ausf.А) до 3200 мм. (Рис.3)

 

Рис.3 – Танк типа Z.W. на рессорной ходовой с двумя большими рессорами.

 

     Шасси, которое обозначили как Z.W.3. получило улучшенные вентиляторы системы охлаждения, 5-скоростную КПП, усиленные тормоза и механизмы поворота. Поставили двигатель Maybach HL 108.

     Z.W.3 пустили в серию под названием Pz.III Ausf.B. Всего было заказано пятнадцать машин второй серии (2./Z.W. Serie) с серийными номерами 60201–60215. Однако в виде танков Pz.III Ausf.B было получено только 10 машин, на остальных пяти шасси построили предсерийные штурмовые танки Pz.Sfl.III (s.Pak), прототипы StuG.III. Предполагалось, что позже Daimler-Benz вместо шасси, пущенных на изготовление Pz.Sfl.III (s.Pak), изготовит ещё пять танков Pz.III Ausf.B, но этого не случилось, хотя Krupp произвел под данный контракт все пятнадцать башен.

   К 9 ноября 1937 года было готово восемь танков, два из которых были отправлены в 5-й танковый полк (Вюнсдорф), а остальные попали в училище, располагавшееся в Путлосе. Ещё два танка 6 декабря 1937 года попали в 1-й танковый полк. В некоторых источниках можно прочитать, что поставки Pz.III Ausf.B (Рис.4) армии начались с середины 1937г. по январь 1938г.

 

Рис.4 - Pz.III Ausf.B.

 

    Масса машины Pz.III Ausf.B составила 16 тонн (специалисты считают, что скачок массы произошел за счет тяжелой ходовой части с рессорами и тележками). Габариты: длина – 5670 мм, ширина – 2810 мм, высота – 2390 мм, клиренс – 380 мм. Бронирование: лоб корпуса — 14,5 мм, борт корпуса — 14,5 мм, корма корпуса — 14,5 мм, лоб башни — 14,5 мм, борт башни — 14,5 мм, корма башни — 14,5 мм, крыша надстройки — 10 мм днище — 4 мм. Экипаж, вооружение и боекомплект, как на Pz.III Ausf.А. Серийные Pz.Kpfw.III Ausf.B отличались от опытного Z.W.3. Ведущие колёса и ленивцы, а вместе с ними и траки для них были взяты от Pz.III Ausf.A. Корпуса этих танков получили на нижнем лобовом листе характерные круглые люки на петлях, предназначенные для обслуживания тормозов. Правда, выглядят они довольно неудобно - для доступа к агрегатам требовалось открутить более, чем десяток болтов на каждом люке. Pz.III Ausf.A и более поздние модификации танка имели квадратные люки без петель. На серийных машинах использовался мотор Maybach 108 TR.

     Танки Pz.III Ausf.В показали на параде в Берлине 20 апреля 1938г

     В ходе эксплуатации выяснилось, что у опорных катков малого диаметра невысокий ресурс. Также на танках этих серий наблюдались проблемы с тормозами.

     По ходу дела в войсках танки постепенно проходили модернизацию. Прежде всего, в кормовой части корпуса были установлены дымовые бомбомёты. Начали их ставить с августа 1938 года. Часть танков получила передние и задние конвойные фонари Notek. Вместо 10-метрового троса, который часто рвался, в состав ЗИП были введены два 5-метровых.

     Итоги боевых действий в Польше оказались для первых троек неважными. Танки теряли как от вражеского огня, так и по причинам отказа техники. Подбитая и сломавшаяся техника зачастую использовалась в качестве доноров запасных частей. Некоторые авторы в этой связи ехидно замечают, что: «Абсолютно равноценными противниками для них оказались не только польские танки 7ТР, но и танкетки», хотя понятно, что главным противником немецких танков была довольно эффективная польская противотанковая артиллерия.

     После Польской кампании было принято решение вывести Ausf.В из состава боевых частей. Этот процесс был завершен в феврале 1940 года. Затем танки были переданы в учебные подразделения, причем с некоторых таких машин даже снимались подбашенные коробки.

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru