Pz.Kpfw.III Ausf.A

Pz.Kpfw.III Ausf.A
Германия
Средний танк
|
масса |
15/15,4 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 3 пулемета |
|
экипаж |
5 чел. |
|
мощность силовой установки |
250 л.с. |
|
проект |
1936-1937гг., Daimler-Benz |
|
выпускался |
1937г., Daimler-Benz 10 шт. |
Основная статья:
Германское танкостроение 1930-1937гг.
В 1935г. были получены опытные образцы по программе Zugführerwagen
или Z.W. (танк командира взвода, переводят также – танк командира роты). Согласно спецификации, разработанной
6-м Управлением вооружений, танк 10-тонного весового класса должен был иметь
300-сильный 10-литровый двигатель Maybach HL 100 TR и 6-скоростную коробку
переключения передач ZF SSG 75. Основным вооружением танка определялось 37-мм
пушка, поскольку преимущественно Z.W. предназначался для борьбы с
бронированными целями. (Рис.1)


Рис.1 – Варианты
по теме Zugführerwagen, вверху - Z.W.1, внизу - Z.W.2.
В апреле 1936 года танк обрёл название Panzerkampfwagen III (3.7 cm) - «бронированная боевая машина III с 37-мм пушкой», одновременно был присвоен сквозной индекс Sd.Kfz.141, то есть «спецмашина 141».
Год спустя (т.е. в 1937г.) была выпущена серия (1.Serie/Z.W.) из 10 танков Pz.Kpfw.III Ausf.A (Рис.248), которые получили серийные номера шасси 60101–60110 – в некоторых источниках сообщают, что их производство началось в 1936г. (Рис.2)





Рис.2 - Pz.III Ausf.A.

Рис.3 - В таком виде башня
пошла на первые серийные Pz.Kpfw.III.
Вооружение одна 37-мм пушка 3.7cm KwK L/46,5 и три 7,92-мм пулемета MG34
(один в лобовом листе корпуса и два в башне справа от пушки). Боекомплект 120
выстрелов, 4425 патронов. Экипаж 5 чел. Приборы прицеливания телескопический
прицел TZF5a и оптический KgZF2. Средства связи радиостанция FuG5 со штыревой
антенной, ТПУ и светосигнальный прибор. Вместо двигателя Maybach 100 TR был
установлен другой мотор – HL 108 TR карбюраторный, 12-цилиндровый, объёмом 10,8 литров и
мощностью 250 лошадиных сил при 3000 об/мин. Трансмиссия ZF SGF 75
механического типа: синхронизированная 5-ступенчатая КПП (5+1), планетарный
механизм поворота, бортовые дифференциалы. В ходовой части переделали ведущие
колёса и ленивцы, последние стали меньшими по диаметру. Немного другой
оказалась и конструкция подвески, в которой также установили амортизаторы для
передних опорных катков. Но в целом конструкция ходовой
не изменилась: 5 опорных катков с подвеской на вертикальных пружинных рессорах,
2 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо,
мелкозвенчатая гусеница со стальными траками. Машина разгонялась до 32 км/ч
по шоссе 18 км/ч по местности, запас хода 165 км по шоссе 95 км по местности.
Преодолеваемые препятствия: угол подъёма - 30°, высота стенки - 0,6 м, глубина
брода - 0,80 м, ширина рва - 2,7 м.
Первые серийные Pz.Kpfw.III поступили в 1-й танковый полк 1-й танковой дивизии, а также 5-й полк 3-й танковой дивизии. По другим данным, танки распределялись между 1-ой, 2-ой и 3-ей дивизиями. Зимой 1937-1938 гг. они участвовали в больших зимних манёврах вермахта. Впервые танки Pz.III Ausf.A были публично показаны на параде в Берлине 20 апреля 1938г. В составе тех же формирований танки участвовали в польской кампании 1939 года. (Рис.4)









Рис.4 - Pz.III Ausf.A в
строевых частях.
Внизу - в составе 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии во время боёв в Польше, сентябрь 1939 года.
Пишут, что машины Pz.III Ausf.A прошли
модернизацию, в ходе которой были усовершенствованы агрегаты силовой установки,
прежде всего механизм поворота и бортовые передачи. Другие доработки включали
изменение конструкции вентиляционных отверстий силового отделения и системы
выхлопа. Параллельно был введен новый тип командирской башенки, такой же, что и
на танке Pz.IV Ausf.A, а на корме в специальных карманах можно было установить
пять дымовых шашек. Место крепления антенны также было перенесено чуть дальше к
корме. В сумме проведенные доработки позволили увеличить максимальную скорость
до 35 км/ч, хотя боевая масса увеличилась по одним сведениям, до 15,4 тонн, по
другим - до 15,9 тонн. (Рис.5)

Рис.5 –
Модернизированный экземпляр - на нём стоит новая установка курсового пулемёта, фара
Notek. Также сзади ставили дымовые гранатомёты.
Из первой линии Pz.III Ausf.A вывели только после того, как в танковые части попало достаточное количество Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.E-G. Затем танки перешли в разряд учебных машин, их распределили по тренировочным центрам. При этом с некоторых танков были сняты башни вместе с подбашенными коробками, и в таком виде они «прожили» как минимум пару лет. Окончательно Pz.III Ausf.A списали только по износу.