Pz.Kpfw.III Ausf.A

 

 

Pz.Kpfw.III Ausf.A

Германия

Средний танк

масса

15/15,4 т

вооружение

37-мм орудие

3 пулемета

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

250 л.с.

проект

1936-1937гг., Daimler-Benz

выпускался

 

1937г., Daimler-Benz

10 шт.

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1930-1937гг.

Многоликий средний, часть 1

 

 

     В 1935г. были получены опытные образцы по программе Zugführerwagen или Z.W. (танк командира взвода, переводят также – танк командира роты). Согласно спецификации, разработанной 6-м Управлением вооружений, танк 10-тонного весового класса должен был иметь 300-сильный 10-литровый двигатель Maybach HL 100 TR и 6-скоростную коробку переключения передач ZF SSG 75. Основным вооружением танка определялось 37-мм пушка, поскольку преимущественно Z.W. предназначался для борьбы с бронированными целями. (Рис.1)

 

​На втором опытном Z.W. установили башню, разработанную Krupp - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ru

​Эта же башня установлена на шасси опытного Z.W., 1935 год - Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ru

Рис.1 – Варианты по теме Zugführerwagen, вверху - Z.W.1, внизу - Z.W.2.

 

     Первый заказ на 25 танков «нулевой серии» был выдан уже в декабре 1935 года. При этом поставки планировалось начать с октября 1936 года, чтобы к 1 апреля 1937 года вся партия была передана войскам.

    В апреле 1936 года танк обрёл название Panzerkampfwagen III (3.7 cm) - «бронированная боевая машина III с 37-мм пушкой», одновременно был присвоен сквозной индекс Sd.Kfz.141, то есть «спецмашина 141».

    Год спустя (т.е. в 1937г.) была выпущена серия (1.Serie/Z.W.) из 10 танков Pz.Kpfw.III Ausf.A (Рис.248), которые получили серийные номера шасси 60101–60110 – в некоторых источниках сообщают, что их производство началось в 1936г. (Рис.2)

 

Рис.2 - Pz.III Ausf.A.

 

    Масса Pz.III Ausf.A составила 15 тонн (по Барятинскому, 15,4 т). Габариты: длина – 5670 (5690) мм, ширина – 2810 мм, высота – 2390 (2340) мм, клиренс – 380 мм. Броневая защита первых танков Pz.III: лоб, борта и корма (как корпуса, так и башни) имели толщину 14,5 мм, крыша корпуса – 10 мм, днище – 4 мм. Общая компоновочная схема, форма корпуса и башни остались прежними, но имелись и отличия от исходного Z.W. На танке появились смотровые лючки, а водитель получил специальный смотровой прибор для боевого вождения. Ряд изменений претерпела башня. По итогам испытаний, проходивших в течение 1935 года, стало ясно, что башня Krupp лучше. Был составлен список из 25 позиций, по которым в башню следовало внести изменения. Первый вариант орудийной маски признали неудачным, её пришлось переделывать. Кроме того, изменилась конструкция командирской башенки. По итогам эксплуатации выяснилось, что пулемётным огнём башенных пулемётов часто повреждалась антенна. Для предотвращения её повреждений под орудийной маской было установлено специальное ограждение, которое отводило антенну. (Рис.3)

 

Рис.3 - В таком виде башня пошла на первые серийные Pz.Kpfw.III.

 

    Вооружение одна 37-мм пушка 3.7cm KwK L/46,5 и три 7,92-мм пулемета MG34 (один в лобовом листе корпуса и два в башне справа от пушки). Боекомплект 120 выстрелов, 4425 патронов. Экипаж 5 чел. Приборы прицеливания телескопический прицел TZF5a и оптический KgZF2. Средства связи радиостанция FuG5 со штыревой антенной, ТПУ и светосигнальный прибор. Вместо двигателя Maybach 100 TR был установлен другой мотор – HL 108 TR карбюраторный, 12-цилиндровый, объёмом 10,8 литров и мощностью 250 лошадиных сил при 3000 об/мин. Трансмиссия ZF SGF 75 механического типа: синхронизированная 5-ступенчатая КПП (5+1), планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы. В ходовой части переделали ведущие колёса и ленивцы, последние стали меньшими по диаметру. Немного другой оказалась и конструкция подвески, в которой также установили амортизаторы для передних опорных катков. Но в целом конструкция ходовой не изменилась: 5 опорных катков с подвеской на вертикальных пружинных рессорах, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками. Машина разгонялась до 32 км/ч по шоссе 18 км/ч по местности, запас хода 165 км по шоссе 95 км по местности. Преодолеваемые препятствия: угол подъёма - 30°, высота стенки - 0,6 м, глубина брода - 0,80 м, ширина рва - 2,7 м.

    Первые серийные Pz.Kpfw.III поступили в 1-й танковый полк 1-й танковой дивизии, а также 5-й полк 3-й танковой дивизии. По другим данным, танки распределялись между 1-ой, 2-ой и 3-ей дивизиями. Зимой 1937-1938 гг. они участвовали в больших зимних манёврах вермахта. Впервые танки Pz.III Ausf.A были публично показаны на параде в Берлине 20 апреля 1938г.  В составе тех же формирований танки участвовали в польской кампании 1939 года. (Рис.4)

 

Рис.4 - Pz.III Ausf.A в строевых частях.

Внизу - в составе 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии во время боёв в Польше, сентябрь 1939 года.

 

     Пишут, что машины Pz.III Ausf.A прошли модернизацию, в ходе которой были усовершенствованы агрегаты силовой установки, прежде всего механизм поворота и бортовые передачи. Другие доработки включали изменение конструкции вентиляционных отверстий силового отделения и системы выхлопа. Параллельно был введен новый тип командирской башенки, такой же, что и на танке Pz.IV Ausf.A, а на корме в специальных карманах можно было установить пять дымовых шашек. Место крепления антенны также было перенесено чуть дальше к корме. В сумме проведенные доработки позволили увеличить максимальную скорость до 35 км/ч, хотя боевая масса увеличилась по одним сведениям, до 15,4 тонн, по другим - до 15,9 тонн. (Рис.5)

 

Рис.5 – Модернизированный экземпляр - на нём стоит новая установка курсового пулемёта, фара Notek. Также сзади ставили дымовые гранатомёты.

 

    Из первой линии Pz.III Ausf.A вывели только после того, как в танковые части попало достаточное количество Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.E-G. Затем танки перешли в разряд учебных машин, их распределили по тренировочным центрам. При этом с некоторых танков были сняты башни вместе с подбашенными коробками, и в таком виде они «прожили» как минимум пару лет. Окончательно Pz.III Ausf.A списали только по износу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru