Pz.Kpfw.III Ausf.D

 

 

https://img3.wikireading.ru/532084_i_012.jpg

Pz.Kpfw.III Ausf.D

Германия

Средний танк

масса

19,8 т

вооружение

37-мм орудие

3 пулемета

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

250 л.с.

проект

1937г., Daimler-Benz

выпускался

 

1938-1940гг., Daimler-Benz

30 шт.

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1930-1937гг.

Многоликий средний, часть 1

 

 

     В 1937г.появились варианты «тройки» на рессорной подвеске. Один из них - Z.W.4, в серии получивший обозначение Pz.III Ausf.С - имел ходовую часть на один борт, состоявшую из 8 опорных катков, при этом четыре центральных опорных катка блокировались в одну тележку, два передних и два задних катка блокировались в отдельные тележки. (Рис.1)

 

 

Рис.1 – Ходовая часть Z.W.4.

 

     Осенью 1937 года фирма Daimler-Benz начала сборку 15-ти машин Pz.III Ausf.С. К моменту начала сборки танков Pz.III Ausf.C зародилась мысль еще усовершенствовать ходовую часть, поскольку конструкция ходовой Pz.III Ausf.C с половинчатыми рессорами на первой и второй тележках выглядела сыровато. В обновленной ходовой вместо параллельных (половинчатых?) рессор передняя и задняя тележки получили полноценные рессоры, установленные под углом, также в конструкции ходовой появились амортизаторы, введены новые ведущие и направляющие колеса. Несколько по-иному стала выглядеть и конструкция подвески центральных катков. (Рис.2)

 

Рис.2 – Доработанная ходовая часть.

 

Помимо ходовой, доработана форма кормы и бронирование силового отделения (люки доступа к узлам лишены вентиляционных жалюзи); изменена форма кормы; модифицированы бортовые воздухозаборники; модифицированы передние буксирные крюки; задние буксирные крюки установлены на новое место; ёмкость топливных баков увеличена до 600 литров; модифицирована система выхлопа; внедрена новая шестискоростная коробка передач ZF SSG 76; толщина брони корпуса и башни, в лобовой и бортовой проекции, доведена до 30 мм; изменена конструкция командирской башенки (толщина стенок доведена до 30 мм, количество смотровых щелей сократили до пяти) (Рис.3).

 

Рис.3 – Варианты командирских башенок.

 

    Таким образом появилась новая модификация Pz.III Ausf.D. (Рис.4)

 

Рис.4 - Pz.III Ausf.D.

Внизу снимок Pz.III Ausf.D, сделанный в ходе польской кампании.

 

    Доработки, как считается, благотворно повлияли на технические характеристики, но боевая масса танка возросла до 19800 кг. Габариты: длина – 5920 мм, ширина – 2820 мм, высота – 2420 мм, клиренс - 375 мм. Бронирование: лоб корпуса — 30 мм, борт корпуса — 30 мм, корма корпуса — 14,5 мм (-?), лоб башни — 30 мм, борт башни — 30 мм, корма башни — 14,5 мм (-?), крыша надстройки — 10 мм. днище — 4 мм. Правда, многие авторы замечают, что в целях ускорения производства, несколько первых танков не дождались 30-мм броневого проката и их корпуса были изготовлены из брони толщиной 14,5 мм. Возможно, что все Pz.III Ausf.D имели стандартное для рессорных троек бронирование вертикальных элементов корпуса и башни – 14,5 мм. Экипаж 5 чел. Вооружение одна 37-мм пушка 3.7cm KwK L/46,5 и три 7,92-мм пулемета MG34. Боекомплект 120 выстрелов и 4425 патронов. Приборы прицеливания телескопический прицел TZF5a и оптический KgZF2. Двигатель Maybach HL108TR, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин. Трансмиссия ZF SSG 76 механического типа: 6-ступенчатая КПП (6+1), планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы. Средства связи радиостанция FuG5 со штыревой антенной, ТПУ и светосигнальный прибор. Скорость по шоссе 35 км/ч, 18 км/ч по местности. Запас хода по шоссе 165 км, по местности – 95 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъёма - 30°, высота стенки - 0,6 м, глубина брода - 0,80 м, ширина рва - 2,3 м.

     С августа 1938 года немецкие танки оснащались Nebelkerzenabwurfvorrichtung (система установки дымовых гранат). Это устройство размещалось на корме корпуса. Стойка содержала пять гранат, которые командир мог активировать по проводам. При активации, Panzer пятясь кормой, мог скрыться в дымовой завесе. Эта система оказалась не очень эффективна и позже во время войны заменялась установленными на башне дымовыми гранатометами. (Рис.5)

 

Рис.5 - Система Nebelkerzenabwurfvorrichtung на корме «тройки».

 

   Поскольку Pz.III Ausf.D формально являлся доработкой Pz.Kpfw.III Ausf.C, его включили в общий контракт на изготовление 3./Z.W. Serie. Танки Pz.Kpfw.III Ausf.C в документах обозначались как 3a./Z.W. Serie, а Pz.Kpfw.III Ausf.D – как 3b./Z.W. Serie. Заказ на 3b./Z.W. Serie был размещён параллельно с 3a./Z.W. Serie. Танки модификации Pz.III Ausf.D получили серийные номера в диапазоне 60316–60340 – 25 штук.

     Считается, что изготовление варианта Pz.III Ausf.D стартовало в январе 1938г. Окончательно танки 3-й производственной серии были закончены к концу ноября 1938 года. Правда, на этом выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.D не закончился, поскольку на Daimler-Benz всё ещё продолжал числиться заказ на 4 дополнительных Pz.Kpfw.III Ausf.B. В итоге он был переоформлен на 5 дополнительных Pz.Kpfw.III Ausf.D с серийными номерами 60221–60225. Выполнение заказа затянулось, и эти танки были построены только в октябре 1940 года. Они получили невостребованные башни от Pz.III Ausf.B – кстати говоря, толщина бронирования этих башен составляла всего 14,5 мм.

    Итак, модели Pz.Kpfw.III Ausf.В-D или, как их метко окрестили в литературе «тройки на рессорах» появились как вынужденная мера в качестве альтернативы совершенно не устроивших военных танков Pz.Kpfw.III Ausf.А на пружинной подвеске свечного типа. Однако насколько это решило проблему адекватной ходовой части? В ходе эксплуатации выяснилось, что у опорных катков малого диаметра невысокий ресурс. Сама же подвеска, по сравнению с Pz.III Ausf.A, стала значительно мудренее (Рис.6), а, значит, чаще ломалась.

 

Рис.6 – Схема смазки Pz.III Ausf.D.

 

    Также на танках этих серий наблюдались проблемы с тормозами.

     По ходу дела в войсках танки постепенно проходили модернизацию. Прежде всего, в кормовой части корпуса были установлены дымовые бомбомёты. Начали их ставить с августа 1938 года. Часть танков получила передние и задние конвойные фонари Notek. Вместо 10-метрового троса, который часто рвался, в состав ЗИП были введены два 5-метровых.

варианты Ausf.В-D в основном поступали в учебные части (1 учебный танковый полк). Но к 1 сентября 1939г. 51 танк Pz.Kpfw.III (А-D) находился в боевых частях вермахта. 20 штук Pz.Kpfw.III находилось в составе 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии. Остальные полки имели по 3 танка этого типа.

    Итоги боевых действий в Польше оказались для первых троек неважными. (Рис.7)

 

Рис.7 - Pz.III Ausf.D. Польша, сентябрь 1939 года.

 

    Почти половина принимавших участие в кампании танков (24 штуки) были потеряны. Танки теряли как от вражеского огня, так и по причинам отказа техники. (Рис.8)

 

Рис.8 – Продырявленный польскими снарядами танк Pz.Kpfw.III.

 

    Подбитая и сломавшаяся техника зачастую использовалась в качестве доноров запасных частей. Некоторые авторы в этой связи ехидно замечают, что: «Абсолютно равноценными противниками для них оказались не только польские танки 7ТР, но и танкетки», хотя понятно, что главным противником немецких танков была довольно эффективная польская противотанковая артиллерия.

    После Польской кампании было принято решение вывести Ausf.В, С и D из состава боевых частей. Этот процесс был завершен в феврале 1940 года - к концу месяца 34 танка Pz.Kpfw.III ранних модификаций оказались изъяты из частей и отправлены на капитальный ремонт. Затем танки были переданы в учебные подразделения, причем с некоторых таких машин даже снимались подбашенные коробки. (Рис.9)

 

Рис.9 – Учебный Pz.Kpfw.III без подбашенной коробки и, соответственно, башни.

На фото танк, как будто, более поздней модификации – в ходовой части не видно рессор.

 

   Однако боевая карьера танков Pz.Kpfw.III ранних моделей не закончилась. Как мы помним, в октябре 1940г. было построено 5 танков Pz.III Ausf.D с башнями от Pz.III Ausf.B. Эти машины направили в Panzer-Abteilung z.b.V.40 (40-й танковый батальон для специальных операций), с марта 1940г. действовавший в Норвегии. (Рис.10)

 

Рис.10 – Вероятно, на этом снимке зафиксирована погрузка танка типа Pz.Kpfw.III для отправки в Норвегию, правда, в ряде источников указывают, что на снимке запечатлен не Pz.III Ausf.D, а Pz.III Ausf.С с установками для дымовых гранатометов. 

 

     К 22 июня 1941 года батальон находился в составе 36-го армейского корпуса. Он участвовал в боях в Заполярье, пытаясь наступать на Мурманск (безуспешно). Постепенно танки данного типа вышли из строя (или были потеряны) по причине ненадежной ходовой части. (Рис.11)

 

Рис.11 - Сломавшийся и брошенный осенью 1941 года Pz.III Ausf.D с башней Ausf.B из состава Panzer-Abteilung z.b.V.40.

 

    Командирская машина на базе Pz.III Ausf.D.

    В конце октября 1935 года 6-е Управление вооружений предложило разработать на базе Z.W. командирскую машину, задача которой состояла в координации действий линейных танков. Внутри такой машины должно было располагаться мощное радиооборудование. Разработку Befehls-Panzerkampfwagen (командирского танка) поручили Daimler-Benz. В октябре 1936 года обозначение было изменено на Pz.Bef.Wg. (Panzerbefehlswagen), а также появились сквозные индексы Sd.Kfz.266, Sd.Kfz.267 и Sd.Kfz.268. Основой для этих проектов послужил Pz.III Ausf.D - Pz.Bef.Wg. Ausf.D1. От 37-мм пушки пришлось отказаться. Вооружение сократилось до одного пулемёта в башне, который получил шаровую установку (по некоторым сведениям, сохранился и курсовой пулемет в подбашенной коробке). На место удаленного вооружения поставили макеты пушки и пулеметов. Машина получала чужую башню – от Pz.III Ausf.E, но башня все равно теперь не могла вращаться из-за большой рамочной антенны, установленной на надмоторной плите. Зато, башня получила в крыше лючок для телескопической антенны, а в её корме появился порт для провода, ведущего к поручневой антенне. Немного изменился корпус. Смотровые приборы и установку позаимствовали у Pz.III Ausf.E, а от лючков доступа к тормозам в лобовом элементе отказались. Толщину брони корпуса командирской машины довели до уровня Pz.III Ausf.E (30 мм). Количество штыревых антенн на танке выросло до двух. Переделке подверглась и ходовая часть. Ведущие колёса использовались от Pz.III Ausf.E. Появились новые ленивцы, несколько изменена была и конструкция подвески. Боевая масса машины выросла до 18,2 тонн, но максимальная скорость возросла до 39 км/ч. (Рис.12)

 

Рис.12 - Pz.Bef.Wg. Ausf.D1.

 

     Как командирская машина Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 оценивается неплохо (если не обращать внимание на проблемы ходовой части). Ключевым элементом являлось радиооборудование.

    По первоначальным планам, производство 30 машин Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 (3c./Z.W. Serie) должно было начаться осенью 1938 года. Первая машина серии, получившей номера в диапазоне от 60341 до 60370, была готова к апрелю (-?) 1938 года. До конца декабря 1938 года было изготовлено 26 машин, оставшиеся 4 были построены к марту 1939 года. Из этого числа 24 машины относились к модификации Sd.Kfz.267, а 6 к — Sd.Kfz.268. На начало польской кампании в вермахте насчитывалось 32 командирских машины на шасси Pz.III (включая более поздние машины Pz.Bef.Wg. Ausf.E). По итогам боёв 13 из них оказались потеряны – треть, хотя машины действовали во второй линии.

     Машины Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 прошли кампанию во Франции, активно участвовали в боях на Восточном фронте. Отдельные машины Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, возможно, дожили до лета 1943г. (- это, несмотря, на проблемы с ходовой). 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru