Pz.Kpfw.III Ausf.D

Pz.Kpfw.III Ausf.D
Германия
Средний танк
|
масса |
19,8 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 3 пулемета |
|
экипаж |
5 чел. |
|
мощность силовой установки |
250 л.с. |
|
проект |
1937г., Daimler-Benz |
|
выпускался |
1938-1940гг., Daimler-Benz 30 шт. |
Основная статья:
Германское танкостроение 1930-1937гг.
В 1937г.появились варианты «тройки» на рессорной подвеске. Один из них -
Z.W.4, в серии
получивший обозначение Pz.III
Ausf.С - имел ходовую часть на один борт, состоявшую из 8 опорных
катков, при этом четыре
центральных опорных катка блокировались в одну тележку, два передних и два
задних катка блокировались в отдельные тележки. (Рис.1)


Рис.1
– Ходовая часть Z.W.4.
Осенью 1937 года фирма Daimler-Benz начала
сборку 15-ти машин Pz.III Ausf.С. К моменту начала сборки танков Pz.III Ausf.C
зародилась мысль еще усовершенствовать ходовую часть, поскольку конструкция
ходовой Pz.III Ausf.C с половинчатыми рессорами на первой и второй тележках
выглядела сыровато. В обновленной ходовой вместо параллельных (половинчатых?)
рессор передняя и задняя тележки получили полноценные рессоры, установленные
под углом, также в конструкции ходовой появились амортизаторы, введены новые ведущие и направляющие колеса. Несколько
по-иному стала выглядеть и конструкция подвески центральных катков. (Рис.2)

Рис.2 – Доработанная ходовая часть.
Помимо ходовой, доработана форма
кормы и бронирование силового отделения (люки доступа к узлам лишены
вентиляционных жалюзи); изменена форма кормы; модифицированы бортовые
воздухозаборники; модифицированы передние буксирные крюки; задние буксирные
крюки установлены на новое место; ёмкость топливных баков увеличена до 600
литров; модифицирована система выхлопа; внедрена новая шестискоростная коробка
передач ZF SSG 76; толщина брони корпуса и башни, в лобовой и бортовой
проекции, доведена до 30 мм; изменена конструкция командирской башенки (толщина
стенок доведена до 30 мм, количество смотровых щелей сократили до пяти) (Рис.3).

Рис.3 –
Варианты командирских башенок.
Таким образом появилась новая модификация
Pz.III Ausf.D. (Рис.4)



Рис.4
- Pz.III Ausf.D.
Внизу снимок Pz.III Ausf.D, сделанный в ходе польской
кампании.
С августа 1938 года немецкие танки оснащались Nebelkerzenabwurfvorrichtung (система установки дымовых гранат). Это устройство размещалось на корме корпуса. Стойка содержала пять гранат, которые командир мог активировать по проводам. При активации, Panzer пятясь кормой, мог скрыться в дымовой завесе. Эта система оказалась не очень эффективна и позже во время войны заменялась установленными на башне дымовыми гранатометами. (Рис.5)

Рис.5 - Система Nebelkerzenabwurfvorrichtung на корме «тройки».
Поскольку Pz.III Ausf.D формально являлся доработкой Pz.Kpfw.III Ausf.C,
его включили в общий контракт на изготовление 3./Z.W. Serie. Танки Pz.Kpfw.III
Ausf.C в документах обозначались как 3a./Z.W. Serie, а Pz.Kpfw.III Ausf.D – как
3b./Z.W. Serie. Заказ на 3b./Z.W. Serie был размещён параллельно с 3a./Z.W.
Serie. Танки модификации Pz.III Ausf.D получили серийные номера в диапазоне
60316–60340 – 25 штук.
Считается, что изготовление варианта
Pz.III Ausf.D стартовало в январе 1938г. Окончательно танки 3-й
производственной серии были закончены к концу ноября 1938 года. Правда, на этом
выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.D не закончился, поскольку на Daimler-Benz всё ещё
продолжал числиться заказ на 4 дополнительных Pz.Kpfw.III Ausf.B. В итоге он
был переоформлен на 5 дополнительных Pz.Kpfw.III Ausf.D с серийными номерами
60221–60225. Выполнение заказа затянулось, и эти танки были построены только в
октябре 1940 года. Они получили невостребованные башни от Pz.III Ausf.B –
кстати говоря, толщина бронирования этих башен составляла всего 14,5 мм.
Итак, модели Pz.Kpfw.III Ausf.В-D или, как их метко окрестили в литературе
«тройки на рессорах» появились как вынужденная мера в качестве альтернативы
совершенно не устроивших военных танков Pz.Kpfw.III Ausf.А на пружинной
подвеске свечного типа. Однако насколько это решило проблему адекватной ходовой
части? В ходе эксплуатации выяснилось, что у опорных катков малого диаметра
невысокий ресурс. Сама же подвеска, по сравнению с Pz.III Ausf.A, стала
значительно мудренее (Рис.6), а, значит, чаще ломалась.

Рис.6 – Схема смазки Pz.III Ausf.D.
Также на танках этих серий наблюдались проблемы с тормозами.
По ходу дела в войсках танки постепенно
проходили модернизацию. Прежде всего, в кормовой части корпуса были установлены
дымовые бомбомёты. Начали их ставить с августа 1938 года. Часть танков получила
передние и задние конвойные фонари Notek. Вместо 10-метрового троса, который
часто рвался, в состав ЗИП были введены два 5-метровых.
варианты Ausf.В-D в основном поступали в учебные части (1 учебный танковый
полк). Но к 1 сентября 1939г. 51 танк Pz.Kpfw.III (А-D) находился в
боевых частях вермахта. 20 штук Pz.Kpfw.III находилось в составе 1-го танкового
полка 1-й танковой дивизии. Остальные полки имели по 3 танка этого типа.
Итоги боевых действий в Польше оказались для первых троек неважными.
(Рис.7)

Рис.7 - Pz.III
Ausf.D. Польша, сентябрь 1939 года.
Почти половина принимавших участие в кампании танков (24 штуки) были
потеряны. Танки теряли как от вражеского огня, так и по причинам отказа
техники. (Рис.8)

Рис.8 – Продырявленный польскими
снарядами танк Pz.Kpfw.III.
Подбитая и сломавшаяся техника зачастую использовалась в качестве
доноров запасных частей. Некоторые авторы в этой связи ехидно замечают, что: «Абсолютно
равноценными противниками для них оказались не только польские танки 7ТР, но и
танкетки», хотя понятно, что главным противником немецких танков была довольно
эффективная польская противотанковая артиллерия.
После Польской кампании было принято решение вывести Ausf.В, С и D из
состава боевых частей. Этот процесс был завершен в феврале 1940 года - к концу месяца 34 танка Pz.Kpfw.III ранних модификаций
оказались изъяты из частей и отправлены на капитальный ремонт. Затем
танки были переданы в учебные подразделения, причем
с некоторых таких машин даже снимались подбашенные коробки. (Рис.9)

Рис.9 – Учебный Pz.Kpfw.III без
подбашенной коробки и, соответственно, башни.
На фото танк, как будто, более
поздней модификации – в ходовой части не видно рессор.


Рис.11 - Сломавшийся и брошенный осенью 1941 года Pz.III Ausf.D с башней Ausf.B из состава Panzer-Abteilung z.b.V.40.
Командирская машина на базе Pz.III Ausf.D.




Рис.12
- Pz.Bef.Wg.
Ausf.D1.
По первоначальным планам, производство 30 машин Pz.Bef.Wg. Ausf.D1
(3c./Z.W. Serie) должно было начаться осенью 1938 года. Первая машина серии,
получившей номера в диапазоне от 60341 до 60370, была готова к апрелю (-?) 1938
года. До конца декабря 1938 года было изготовлено 26 машин, оставшиеся 4 были
построены к марту 1939 года. Из этого числа 24 машины относились к модификации
Sd.Kfz.267, а 6 к — Sd.Kfz.268. На начало польской кампании в вермахте
насчитывалось 32 командирских машины на шасси Pz.III (включая более поздние
машины Pz.Bef.Wg. Ausf.E). По итогам боёв 13 из них оказались потеряны – треть,
хотя машины действовали во второй линии.
Машины Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 прошли кампанию во Франции, активно участвовали в боях на Восточном фронте. Отдельные машины Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, возможно, дожили до лета 1943г. (- это, несмотря, на проблемы с ходовой).