Pz.Kpfw.II Ausf.с// Ausf.А// Ausf.В// Ausf

 

 

Pz.Kpfw.II Ausf.с// Ausf.А// Ausf.В// Ausf

Германия

Легкий танк

масса

8,9/9,5 т

вооружение

20-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

140 л.с.

проект

1936г., MAN

выпускался

1937-1940гг., MAN, Henschel, Alkett, MIAG, FAMO

1033 шт.

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1930-1937гг.

Легкая классика и её обновления

 

 

     Первые модификации получили довольно технически слабую ходовую часть. Практически сразу было понятно, что исправить конструктивные недостатки ходовой части на Pz.Kpfw.II Ausf.a- Ausf.b полумерами не удастся. Нужна была принципиально иная ходовая часть. (Рис.1)

 

Рис.1 – Вверху один из вариантов Pz.Kpfw.II Ausf.a. Внизу - Pz.Kpfw.II Ausf.b.

 

    Инженеры MAN пошли по пути полного отказа от ходовой по типу Kleintraktor. Число опорных катков состояло из 5 на борт, а их диаметр вырос до 550 мм, при этом каждый каток получал независимую рессорную (на листовых четвертьэллептических рессорах) подвеску. (Рис.2)

 

Рис.2 – Независимая рессорная подвеска опорного катка.

 

     Число поддерживающих роликов увеличилось до 4, были переделаны их крепления. Небольшие изменения оказались внесены в конструкцию ведущих колес и ограничителей траков. (Рис.3)

 

Рис.3 – Схема ходовой части с катками на индивидуальной рессорной подвеске. Схема выполнена советскими в1940г.

 

     Шасси для нового варианта Pz.Kpfw.II еще раз удлинили – на 5,5 см, также оно стало шире. (Рис.4)

 

Рис.4 – Шасси для третьего варианта Pz.Kpfw.II.

 

     На этой базе был получен танк Pz.Kpfw.II Ausf.c массой 8,9 тонн – разработан, как будто, в середине июля 1936г. Габариты: длина – 4810 мм, ширина – 2220 мм, высота – 1990 мм. Максимальная толщина бронирования 14,5 мм, но встречается, что лобовая часть башни и орудийная маска изготавливались из 13–15-мм брони. Для компенсации потери удельной мощности на танк был установлен двигатель Maybach HL 62 TR объемом 6,2 литра и мощностью 140 лошадиных сил. И хотя удельная мощность несколько уменьшилась, в целом динамика танка не изменилась. Машины модификации Pz.Kpfw.II Ausf.c могли развивать максимальную скорость 48 км/ч по шоссе и до 24 км/ч по проселочным дорогам (запас хода 190 км). Другие изменения включали немного измененную форму башни, расширенную вправо надстройку корпуса и увеличенный диаметр горловин топливных баков, которые перенесли с борта на крышу подбашенной коробки.

     Модификация Pz.Kpfw.II Ausf.c стала последней установочной серией. Теперь инженерам удалось создать танк с большим ресурсом ходовой части. Эти переделки стали последней радикальной модернизацией конструкции Pz.Kpfw.II на базе La.S.100. В дальнейшем изменения носили менее масштабный характер. Машины на этой базе, включая самоходные установки, выпускались до июня 1944 года включительно, при этом боевая масса некоторых из них достигла 11 тонн. Из некоторых источников даже следует, что 1 апреля 1937г. Управление вооружений издало приказ прекратить доработку конструкции «двойки» (скорее, базы La.S.100), которая длилась более двух лет и отнимала часть ресурсов фирм-производителей, но, как увидим ниже улучшение Pz.Kpfw.II продолжалось ввиду отсутствия долгожданных средних типов танков.

    Производство танков Pz.Kpfw.II Ausf.c на предприятии MAN, как будто, началось в марте 1937г. (по другой версии, ближе к осени 1937г.). Сначала 31 танк этой модификации выпускали в рамках контракта 2.Serie/La.S.100, но затем был получен дополнительный заказ еще на 44 танка, уже в рамках работ по 3.Serie/La.S.100. Pz.Kpfw.II Ausf.c по заказу 2.Serie/La.S.100 получили серийные номера 21101–21131, а по заказу 3.Serie/La.S.100 – номера в интервале между 22001–22044. По этим подсчетам, выходит, что было произведено всего 75 танков Pz.Kpfw.II Ausf.c. Однако встречается и такая информация: «В общей сложности было собрано две партии по 100 экземпляров, имевших заводские номера в диапазонах 21101-22000 и 22001-230000. На 25 танках второй партии с номерами 22020-22044 был установлены корпуса из «эрзац-стали» с содержанием молибдена».       

     Изготовление танков этой партии было завершено в ноябре 1937 года. (Рис.5)

 

Рис.5 - Pz.Kpfw.II Ausf.c в одной из частей, 1938 год.

 

     С октября 1937 года начался выпуск Pz.Kpfw.II Ausf.A, первого танка крупной серии, получившей обозначение 4.Serie/La.S.100. Внешние изменения оказались незначительными. Пишут, что новую версию можно легко отличить по переделанному смотровому прибору водителя (Рис.6).

 

Рис.6 – Смотровые приборы водителя. Внизу - смотровой прибор водителя на Pz.Kpfw.II Ausf.A.

 

     Изменился люк радиста, который стал одностворчатым. Также в исследованиях Томаса Йентца и Хилари Дойла указывается, что коробку передач SSG 45 конструкторы заменили на модернизированную трансмиссию Zahradwagonfabrik ZF Aphon SSG-46 с планетарным механизмом поворота (Рис.7). (Рис.8)

 

Рис.7 - Коробка передач ZF SSG 46.

 

Рис.8 – Общая схема трансмиссии.

По мнению советских специалистов образца 1940 года – «надёжна в работе, проста в эксплуатации и может быть отнесена к одним из лучших типов механических трансмиссий».

 

     Pz.Kpfw.II Ausf.A стал первой модификацией «двойки», которую выпускал не только MAN. Первые танки 4-й серии в октябре 1937 года были изготовлены на Henschel & Sohn в Касселе. (Рис.9)

 

Рис.9 - Один из первых Pz.Kpfw.II Ausf.A.

 

     Всего на Henschel построили 28 танков этой модификации (26 в октябре и 2 в ноябре), которые получили серийные номера 23301–23328. MAN подключился к производству позже, изготовив за 1937 год только 22 штуки Pz.Kpfw.II Ausf.А. Всего в Нюрнберге (MAN) было построено 182 танка в двух партиях – 23001–23160 и 23401–23422. Несмотря на то, что MAN немного отставал от графика, наличие двух заводов-изготовителей позволило уже к началу 1938 года выйти на уровень производства в 50 танков за месяц. В общей сложности произвели 210 танков Pz.Kpfw.II Ausf.A.

    По другой версии, машины Pz.Kpfw.II Ausf.A получали серийные номера в диапазоне 23001-24000.

    В ходе производства Pz.Kpfw.II Ausf.A в его конструкцию вносились некоторые изменения. На подбашенной коробке появились специальные отбойники, которые препятствовали попаданию пуль и осколков в щель подбашенного погона. Тем самым исключалась возможность заклинивания башни. Кроме того, на танках выпуска Henschel (номера 23315–23318 и 23321–23328) появились балки-усилители в кормовой части корпуса. В ходе эксплуатации на машины устанавливались приспособления для крепления и сбрасывания дымовых шашек (Рис.10).

 

Рис.10 – Pz.Kpfw.II Ausf.A с изменениями.

 

     Эти изменения перешли и на танки следующей серии, 5.Serie/La.S.100, получившие обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.B. В целом, модернизация до уровня Ausf.B. сводилась к упрощению производства и обеспечению лучшей технологичности конструкции.  Также эти машины получили отбойники на смотровых приборах подбашенной коробки. (Рис.11)

 

Рис.11 - Pz.Kpfw.II Ausf.B.

Внизу - Pz.Kpfw II Ausf.В - реконструкция на базе аутентичных шасси.

Отлично видна конструкция подбашенной коробки – место только для водителя.

 

     Первыми к производству Pz.Kpfw.II Ausf.B приступили на заводе Heschel, изготовив первые 14 танков в декабре 1937 года, 15 в январе, 16 в феврале, 18 в марте, 19 в апреле и 20 в марте 1938 года. Машины из Касселя получили серийные номера 24001–24102. В 1938 году появился новый изготовитель Pz.Kpfw.II. Им стал танкосборочный завод Alkett (Altmärkische Kettenfabrik) в Шпандау, пригороде Берлина, построенный концерном Rheinmetall-Borsig AG. Здесь было построено 32 танка с серийными номерами 24201–24232. Помимо этого, достоверно неизвестно, кто изготовил еще 23 танка с серийными номерами 24301–24323. Что же касается MAN, то в Нюрнберге построили 169 танков с серийными номерами 24401–24569. Последние 58 Pz.Kpfw.II Ausf.B с серийными номерами 25001–25058 были выпущены заводом Alkett. Эти машины относились к 6.Serie/La.S.100. Простой арифметический подсчет указывает, что было произведено 384 танка Pz.Kpfw.II Ausf.B, но в некоторых справочниках фигурирует цифра 627.

     Список производителей еще больше расширился во время выпуска серии 7.Serie/La.S.100. Производство этих машин, известных как Pz.Kpfw.II Ausf.C, началось с июня 1938 года. Отличить от Pz.Kpfw.II Ausf.B его можно по смотровым приборам, которые получили стеклоблоки толщиной 50 мм (ранее толщина этого элемента составляла 12 мм, по другим данным – 14,5 мм), при этом количество клепок сократилось до двух. (Рис.12, Рис.13)

 

Рис.12 - Отличия смотровых приборов Pz.Kpfw.II ранних серий (сверху) и Pz.Kpfw.II Ausf.C.

 

Рис.13 - Смотровые приборы водителя, вид изнутри.

 

     Вместо двухстворчатого люка установили невысокую командирскую башенку с восемью перископическими смотровыми блоками и верхним круглым люком. (Рис.14, Рис.15)

 

Рис.14 – Схема башни Pz.Kpfw.II Ausf.C, выполненная советскими в 1940г.

Не вполне ясно, где здесь «невысокая командирская башенка с восемью перископическими смотровыми блоками и верхним круглым люком».

 

Рис.15 – Общая схема обзорности из танка Pz.Kpfw.II Ausf.C.

 

    Состав вооружения не изменился, но устанавливался модифицированный прицел TZF4/38 с новой шкалой, позволявшей вести огонь на дистанциях до 1200 метров, на корме корпуса окончательно «прописались» крепления дымовых гранатометов (по два на борт). Стандартной стала установка приёмо-передающей радиостанции FuG5.

    MAN достался контракт на две партии таких танков – 80 машин с номерами 26001–26080 и еще столько же с номерами 26301–26380. Henschel получила второй по объему контракт – 115 танков с серийными номерами 26101–26215. Завод Alkett изготовил всего 15 танков с номерами 26401–26415. Еще 39 танков с номерами 26501–26539 досталось фирме MIAG (Mühlenbau und Industrie Aktiengesellschaft) из Брауншвейга. Последней к числу изготовителей Pz.Kpfw.II Ausf.C присоединилась фирма FAMO (Fahrzeug- und Motoren-Werke GmbH) из Бреслау. Она получила контракт на выпуск 35 танков с серийными номерами 26601–26635. Запуск производства здесь оказался весьма сложным – говорят, по причине нехватки броневого проката, к тому же темпы сильно замедлились после того, как потребовались запчасти для ремонта Pz.Kpfw.II, поврежденных в Польской кампании. В результате два первых Pz.Kpfw.II Ausf.C покинули FAMO в ноябре 1939 года, а последние 9 машин были сданы через полгода – в апреле 1940 года. Всего, получается было произведено 364 танка Pz.Kpfw.II Ausf.C. (Рис.16)

 

Рис.16 – Довольно редкие фото Pz.Kpfw.II Ausf.C в первозданном виде (правда, отсутствуют некоторые элементы) до модернизаций – отлично видно, как выглядел танк спереди, до установления дополнительной защиты.

Танк попал в руки советским в Польше осенью 1939г.

 

     По иной информации, машины 7.Serie/La.S.100 имели серийные номера в диапазоне 26001-27000, а серийное производство танков Pz.Kpfw.II Ausf.C продолжалось с июля 1938 по март 1940 года, при этом темпы поставки танков выглядели следующим образом: в течение июля собрали лишь 9 машин, в августе – 7, в сентябре – 5, в октябре – 8, а в ноябре 2 – т.е. в сумме получается, что с июля по ноябрь в 1938г. собрали 31 танк Pz.Kpfw.II Ausf.C. 

    Всего же было построено 1033 Pz.Kpfw.II в модификациях от Ausf.c до Ausf.C.

    Некоторые считают, что уже в 1938г. началась модернизация только что выпущенных и выпускаемых машин типа Pz.Kpfw.II – мол, события в Испании убедили, что необходимо усиливать бронезащиту танков. По иным сообщениям, работы над улучшением бронирования Pz.Kpfw.II начались только в октябре 1939 года после разбора итогов польской кампании. В качестве паллиативной меры немецкими специалистами был предложен метод усиления бронирования накладными бронелистами. Поверх гнутого бронелиста корпуса под углом 70° друг к другу приварили две плоские бронеплиты толщиной 14,5 и 20 мм соответственно, из-за чего носовая часть танка приобрела характерную угловатую форму, а толщина брони в лобовой части достигала 30-35 мм. Первые комплекты дополнительной брони стали поступать в войска в феврале 1940 года. Поставлялись они, впрочем, довольно неспешно. К маю 1940 года дополнительную броню получило относительно небольшое количество Pz.Kpfw.II. Модернизация Pz.Kpfw.II продолжилась и после французской кампании. Пишут, что в 1940-1941гг., на танках установили еще дополнительное 20-мм бронирование подбашенной коробки и лобовой части башни, а маска орудия была оснащена щитком с отгибами сверху и снизу, который предохранял стык маски и края амбразуры от попадания свинцовых брызг и мелких осколков. Зазор между подбашенной коробкой и башней защитили бронированным бортиком, приваренным к крыше коробки. Также низкий щиток получил бортовой люк водителя. С экранировкой и усовершенствованиями боевая масса танков поднималась до 9,5 тонны. (Рис.17, Рис.18, Рис.19)

 

Рис.17 – Танк типа Pz.Kpfw.II Ausf.с - Pz.Kpfw.II Ausf.С до модернизации – характерен закругленный лобовой элемент.

 

Рис.18 - Pz.Kpfw II Ausf.с-С перед модернизацией (вверху) и после (внизу).

 

 

Рис.19 – Вверху - проекции Pz.Kpfw.II Ausf.С с измененным бронированием.

Внизу - Pz.Kpfw.II Ausf.С после модернизации.

 

     Также в ходе модернизации начала сороковых машины Pz.Kpfw.II ранних выпусков получали прицел TZF.4 – как на Pz.Kpfw.II Ausf.C. Еще одним заметным изменением стало появление командирской башенки, которую устанавливали вместо башенного люка (Рис.20).

 

Рис.20 – Конструкция командирской башенки.

 

     Работы по этой теме начались в октябре 1940 года. (Рис.21)

 

Рис.21 – Добронированный Pz.Kpfw.II Ausf.c (или Ausf.С), очевидно, с той самой командирской башенкой.

 

    Примерно в это же время танки получили фары Notek для ночного вождения. С мая 1941 года на танках появились и ящики ЗИП по правому борту.

    Летом-осенью 1940г. в ходе подготовки вторжения на Британские острова 52 единицы Pz.II переоборудовали в плавающие. По бортам машины крепились два поплавка, при этом танк погружался в воду по верхние ветви гусениц. Корпус подвергся герметизации. Движение на плаву осуществлялось за счет перемотки гусениц, а повороты – за счет их торможения. Скорость на плаву – 10 км/ч. После выхода танка на берег поплавки сбрасывались.

   Предположительно в 1940 году на одном из серийных Pz.Kpfw.II Ausf.С в рамках программы по созданию машины разминирования Minenräumfahrzeug auf Pz.Kpfw II mit Hammer Schlaggerät испытывались несколько тралов каткового типа, но в серию ни один из них на Pz.Kpfw II не пошёл. (Рис.22)

 

Рис.22 - Pz.Kpfw II с минным тралом.

 

    Служба Pz.Kpfw.II Ausf.c- Pz.Kpfw.II Ausf.С.

    Относительное насыщение танковых частей вермахта танками Pz.Kpfw.II началось ближе к осени 1937 года – в мае 1937г. в войсках их было всего 115 единиц. Но, говорят, уже в том же году их удельный вес составлял 20%. К 1 сентября 1939г. более 40% от общей численности немецких танков были представлены машинами Pz.Kpfw.II. Pz.Kpfw.II оказались самыми распространенными танками в частях первой линии (1151 штука) в польской кампании – по другим сведениям, на тот момент имелось 1223 танка этого типа (исходя из объемов произведенных танков этого типа на 1939г., последняя цифра выглядит завышенной). (Рис.23)

 

Рис.23 - Pz.Kpfw.II на параде.

 

     В Польше Pz.Kpfw.II воевать пришлось в основном не с танками, а с пехотой и противотанковой артиллерий, которой польские войска были хорошо насыщены. За три недели активных боев немцы безвозвратно потеряли 83 танка Pz.Kpfw.II, а всего вышло из строя 259 Pz.Kpfw II. (Рис.24)

 

Рис.24 – Pz.Kpfw.II в Польше. На нижнем снимке немецкий боец осматривает подбитый Pz.Kpfw.II Ausf.B. Польша, сентябрь 1939 года.

 

     Если в отношении недостаточности броневой защиты все было налицо (Рис.25), то в отношении вооружения мнения теперь уже бывалых танкистов вермахта расходились в деталях.

 

Рис.25 – Результат после попадания 75-мм снаряда.

 

    Одни указывали, что огневая мощь танка слишком слабая, другие, наоборот, хвалили 2 cm KwK 30, но при этом требовали обратить внимание на осколочно-фугасные боеприпасы для этого орудия. Кроме того, поступали нарекания на недостаточную обзорность с места командира.

     На 1 мая 1940 года танки типа Pz.Kpfw.II вновь оказались самыми массовыми в панцерваффе – 1092 или 1110 штук, из них 995 находились в боеготовом состоянии. (Рис.25)

 

Рис.25 – Основная машина блицкрига.

 

     В составе десяти танковых дивизий, выделенных для проведения кампании во Франции, насчитывалось 920 Pz.II. Во Франции Pz.Kpfw.II довелось столкнуться с сильнейшими в смысле бронирования и вооружения машинами, не считая средств ПТО. За май 1940 года было безвозвратно потеряно 194 Pz.Kpw.II, а за июнь – еще 46 штук. По другим сведениям, в ходе французской кампании безвозвратно (-?) было потеряно 240 машин Pz.Kpw.II. (Рис.26)

 

Рис.26 – Pz.Kpw.II Ausf.C во Франции, май 1940г.

 

     Первое время танки типа Pz.Kpw.II были самыми массовыми в войсках немецкого Африканского корпуса. В условиях пустыни ходовая часть и двигатели Pz.Kpfw II быстро изнашивались, и вскоре машины начали массово выходить из строя.

     На 1 июня 1941 года Panzerwaffe имели 1074 танка типа Pz.Kpfw II, из которых в операции против СССР было задействовано 825 машин Pz.Kpw.II.с-С. По другим данным – 746 шт. В течение 1941 года на Восточном фронте было потеряно 424 танка.

     Сами немецкие танкисты понимали, что к русской кампании Pz.Kpfw II устарел, и тем не менее, вот, что вспоминал командир танка Людвиг Бауэр (интервью опубликовано на сайте frontstory.ru): «Если говорить о танке, то с механической точки зрения он был хорошим. Но двигатель бензиновый (- у немцев все танки были бензиновыми, за исключением, советских трофейных Т-34 и КВ). При попадании в танк он легко загорался. Броня тонкая. Поэтому нас вводили в бой только вместе с Pz.III и Pz.IV, всегда во второй волне или на флангах. Этот танк прошёл в 1940-м году французскую кампанию. Там он был ещё так-сяк, но для России он уже не годился и быстро сошёл». (Рис.27)

 

 

Рис.27 – Несмотря ни на что, Pz.Kpfw II Ausf.C в Калмыкии (!), 1942 год.

 

Танки типа Pz.II использовались вплоть до 1943 года. В операции «Цитадель» приняло участие 70 Pz.II (правда, возможно, это были более поздние модификации).

    Есть сведения, что в марте 1945 года в войсках числилось 145 единиц танков этого типа (возможно, более поздние модификации).

    Машины на шасси Pz.Kpw.II.с-С.

    В 1939г., перед вторжением в Польшу начались эксперименты по созданию инженерных машин на доступных танковых шасси. Впервые об этих машинах заговорили в марте 1939 года. Речь шла о трех танках-мостоукладчиках на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.C 4.Serie/La.S.100. Непосредственно MAN этими машинами не занимался, там лишь изготовили 3 шасси для них. Остальная работа легла на Krupp, который построил Brückenleger II. При этом сами мосты, как и в случае с другими немецкими мостоукладчиками, были изготовлены на мощностях фирмы Magirus. На Brückenleger II устанавливали выдвижные мосты. (Рис.28)

 

Рис.28 – Сразу все три Brückenleger II, сентябрь 1939г.

 

     Все три машины приняли участие в Польской кампании. Некоторые указывают, что они продолжали находиться в войсках (7 т.д.) и в 1940–41 годах.

   На шасси Pz.Kpfw.II нашла продолжение и тема Ladungsleger – укладчиков взрывчатых зарядов – работы стартовали в декабре 1939г. в рамках подготовки к возможному прорыву Линии Мажино. Идея заключалась в том, чтобы танк мог подъехать к ДОТу положить на его крышу заряд массой 75 (или 50) кг, после чего отъехать на безопасное расстояние и подорвать заряд, послав электрический импульс по проводам. Подобная машина на шасси Pz.Kpfw.II обозначалась Ladungsleger II. (Рис.29)

 

Рис.29 - Ladungsleger II в ходе испытаний, 1940 год.

По одной из версий машина называлась Pz.Kpfw.II Ausf.C mit Abwurfvorrichtung.

 

   Сколько машин Pz.Kpfw.II было оборудовано таким образом в литературе не указывается, но есть сведения, что минимум одна Ladungsleger II поступала на вооружение 58-го саперного батальона в составе 7-й танковой дивизии.

    В самом начале 1940 года Alkett, дочернее предприятие концерна Rheinmetall-Borsig AG, получило задание на разработку самоходной установки с орудием 15cm sIG33 L/12 (калибр 150 мм с длиной ствола 12 калибров) на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.B. Задачей такой САУ определялась непосредственная поддержка пехоты, зачастую огнем прямой наводкой. Выбранное орудие являлось мощным средством против полевых укреплений, живой силы и бронетехники. В боекомплект к 150-мм орудию могло входить несколько типов боеприпасов: 15cm I.Gr.33 – недальнобойный фугасный выстрел обр.1933 г., вес полный 38 кг (из них 7,8 кг аммотола), взрыватель головной непредохранительного типа; 15cm I.Gr.33 Nb – дымовой снаряд весом 38,5 кг; 15cm I.Gr.39 H1/A – кумулятивный снаряд весом 25 кг (из них 4,14 кг гексогена/тринитротолуола); 15cm I.Br.38 – зажигательный снаряд весом 39,7 кг; Stielgranate 42 — надкалиберный фугасный снаряд весом 90 кг (из них 27 кг аммотола). Особо выделяется кумулятивный снаряд. Согласно табличной информации, его бронепробиваемость при начальной скорости 280 м/с составляла 150 мм под углом установки бронелиста 45° (на контрольном отстреле 14 декабря 1944 года этот показатель составил 162,5 мм при том же наклоне), но дальность стрельбы не указывалась. Согласно другой информации, этот снаряд мог пробить брони толщиной 160 мм, установленный под углом 30° с расстояния 100 метров – впрочем, противотанковый огонь с такого расстояния выглядит, как казуистика.

    Для установки такого орудия на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.В с танка полностью демонтировалась башня и срезалась подбашенная коробка. Говорят, вначале конструкторы поставили на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.В 150-мм орудие по аналогии с первым вариантом 15 см sIG 33 auf Pz.Kpfw.I Ausf.В (на этом шасси ставилось орудие 15cm sIG33 L/11 – т.е. не 12 калибра, как на Pz.Kpfw.II Ausf.В, 11-го) вместе с колесами.  Фотографий первого варианта 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf.B не сохранилось, но, пишут, что испытания закончились неудачей - при стрельбе самоходная установки имела склонность к опрокидыванию.

    В октябре 1940 года на испытания вышел новый образец самоходной установки. Колеса с sIG 33 сняли, но сам лафет полностью сохранялся. (Рис.30)

 

Рис.30 – Вариант САУ под 15 см sIG 33 без колес на шасси Pz.Kpfw.II. 

 

      Ширина боевого отделения выросла до полной габаритной ширины машины. Отделение управления было максимально уменьшено, что позволило более рационально разместить орудие. Но все-таки громоздкий лафет занимал слишком большой объем боевого отделения. В феврале 1941 года было принято решение изменить шасси. В конструкторском бюро Alkett приняли простое решение удлинить шасси Pz.Kpfw.II. Длина корпуса выросла с 4810 до 5480 мм, а ширина – с 2223 до 2600 мм. Это заставило внести ряд изменений в ходовую часть. Помимо увеличения числа опорных катков до 6 на борт, пришлось изменять и конструкцию трансмиссии. В качестве силовой установки использовался V-образный 8-цилиндровый двигатель Büssing-NAG L8V/GS, развивавший мощность до 155 лошадиных сил. Бронировка достигала 15 мм. Боевая масса 15 cm sIG 33 B Sfl составляла 16 тонн, то есть почти в 2 раза больше исходного танка (в некоторых источниках пишут, что масса 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf.B составляла 11,2 тонны, что было больше на 2,3 тонны, чем у базового варианта танка). (Рис.31)

 

Рис.31 – Серийный образец 15 cm sIG 33 B Sfl.

 

     Внутри машины теперь могло комфортно размещаться не только орудие, но и четыре члена экипажа, а в случае надобности и пять. (Рис.32)

 

Рис.32 – Впятером на САУ гораздо веселее.

 

     Водитель получил отдельную рубку. (Рис.33)

 

Рис.33 – Позиция водителя в рубке.

 

    Нашлось место для 10 выстрелов (в САУ 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B размещалось лишь 3 выстрела) – а в некоторых источниках указывают, что число возимых выстрелов достигло 30 (-?). (Рис.34)

 

Рис.32 – Вид на боевое отделение САУ.

 

     Наведение орудия по вертикали составляло от -3° до +73°. Максимальная интенсивность стрельбы, по табличным данным, варьировалась от 5 до 8 выстрелов в минуту. Пушка оснащалась штатным телескопическим прицелом Rblf36 обеспечивавшим 2-х кратное увеличение. В качестве силовой установки остался 6-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL62 TRM, мощностью 140 л.с. при 2800 об/мин. Согласно другим данным, на серийные самоходки устанавливался двигатель Büssing-NAG L8V максимальной мощностью 150 л.с. при 2800 об/мин и номинальной 135 л.с. при 2500 об/мин. Топливо находилось в двух баках общей ёмкостью 200 литров. Трансмиссия была унаследована от «двойки» и включала 6-скоростную механическую коробку передач (5 скоростей вперед и 1 назад) типа ZF Aphon SSG46, главный и бортовые фрикционы, а также ленточные тормоза. Самоходка могла развивать скорость до 40 км/ч по дорогам с твердым покрытием, запас хода составил 180 км. На САУ устанавливалась радиостанция Fug Spr I, представлявшая собой приёмо-передатчик, работающий в УКВ диапазоне, и оснащенная штыревыми антенной длиной 1,4 или 2 метра. Дальность связи составляла до 3 км на стоянке.

    Несмотря на перегруженность машины, все же было заказано 12 таких САУ. Первые 7 самоходных установок были сданы в декабре 1941 года, оставшиеся – в январе 1942 года.

    Во многих источниках 15 cm sIG 33 B Sfl называют Sturmpanzer II, либо Bison, но ряд авторов замечают, что на практике ни то, ни другое обозначение к этим машинам не применялось.

    Все выпущенные 15 cm sIG 33 B Sfl отправились во вновь сформированные подразделения — s.IG.Kp(Mot.S) 707 и s.IG.Kp(Mot.S) 708, по 6 машин на батарею. Штатная структура батарей оказалась аналогичной структуре подразделений, которые использовали 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Из-за того, что возимый боекомплект САУ был небольшим, снабжение боеприпасами осуществлялось при помощи полугусеничных тягачей Sd.Kfz.10.

    В феврале 1942г. в Африку отправили 708-я моторизованную батарею sIG (включили в состав 90-й легкой дивизии, сюда входил 190-й танковый батальон). В апреле в эту дивизию включили и 707-ю моторизованную батарею. (Рис.33)

 

Рис.33 – Разгрузка 15 cm sIG 33 B Sfl в порту, начало 1942 года.

 

    САУ 15 cm sIG 33 B Sfl в условиях пустыни проявили себя не лучшим образом. САУ начали из строя еще до того, как вступили в бой. В конце мая командование 90-й легкой дивизии доложило, что обе батареи фактически небоеспособны. Машины испытывали проблемы с моторами и постоянно перегревались. В тех случаях, когда самоходные установки не находились в ремонте, они являлись далеко не самыми удачными боевыми единицами. К концу октября 1942 года из 12 машин в строю осталось 8. (Рис.34)

 

Рис.34 – САУ на фоне Африки.

 

     В ходе контрнаступления англичан у Эль-Аламейна, немцы потеряли оставшиеся САУ данного типа (к 2 декабря 1942г.), из них 6 штук по техническим причинам, эти 6 штук достались англичанам на сборном пункте аварийной техники (некоторые уточняют, что британцы обнаружили эти машины в разобранном состоянии на территории ремонтной мастерской).

     После войны несколько установок оказалось в египетской армии. Последняя 15 cm sIG 33 B Sfl была уничтожена в 1948 году в ходе войны за независимость Израиля.

     В конце 1938 года появился вариант, предусматривавший установку полевой пушки 10.5cm L/33.8 на лафете Sprezllafette на шасси Pz.Kpfw.II - проект был подан в январе 1939г. представителями фирм Rheinmetall-Borsig и Alkett. Эту самоходку предполагалось использовать для разрушения бетонных бункеров, но проект был отвергнут.

    Пишут, что в 1941 году на шасси Pz.Kpfw.II было построено два экземпляра противотанковых самоходных орудий, оснащенных 50-мм пушками PaK38. (Рис.35)

 

 Рис.35 – 5cm PaK 38 L/60 auf Fahrgestell Pz.Kpfw.II (Sf).

 

     Самоходки имели отличительную особенности в виде высокой надстройки с наклонным лобовым бронелистом, за которой устанавливалось орудие с отдельным бронещитом. В некоторых источниках эту самоходку относят к типу “Marder II”, но другие авторы считают, что это не совсем правильно. Работы над ней проводились в инициативном порядке и официального названия она не имела. Прототипы были отправлены на фронт для проведения войсковых испытаний. О боевом применении самоходных орудий 5cm PaK 38 L/60 auf Fahrgestell Pz.Kpfw.II (Sf) информации найти не удалось. По другим сведениям, предположительно, эти машины использовались в учебных подразделениях. Далее работы над самоходными орудиями с 50-мм противотанковыми орудиями были прекращены.

    Некоторые считают, что 5cm PaK 38 L/60 auf Fahrgestell Pz.Kpfw.II (Sf) строились на базе более поздней модификации Pz.Kpfw.II Ausf.F.

    На базе линейных танков Pz.Kpfw.II Ausf.С создавались и машины артиллерийских наблюдателей – Panzerkampfwagen II Ausf.С mit Beobachtungsturm. На башне обычного танка вырастала дополнительная башенка. (Рис.36)

 

Рис.36 Panzerkampfwagen II Ausf.С mit Beobachtungsturm.

По дополнительному бронированию заметно, что танк после модернизации.

 

      Взамен этих машин в армии появился новый вариант танков-корректировщиков огня на базе «двоек» – Panzerbeobachtungswagen II Ausf.C. Штатные радиостанции танков заменили на FuG Spr.f, на крышах моторных отделений разместили бронированные ящики для дополнительных радиостанций FuG8, которые могли вести передачу на расстояние 50 км ключом и на 10 – голосом. По периметру крыш моторных отделений установили поручневые антенны и, в дополнение к ним, за башнями с левой стороны разместили съёмные штыревые антенны. (Рис.37)

 

Рис.37 - Panzerbeobachtungswagen II Ausf.C.

 

     Штабу каждой батареи САУ Hummel или Wespe (6 единиц) придавались два танка-корректировщика артогня на базе Pz.Kpfw II. Пишут, что всего таким образом немцы переоборудовали около 200 танков.

   На базе Pz.Kpfw II Ausf.С продолжили тему БРЭМ Bilstein Kran. (Рис.38)

 

Рис.38 - Pz.Kpfw II Ausf.С Bilstein Kran.

 

    Начиная с 1942г., старые танки типа Pz.Kpfw II силами мастерских танковых подразделений начали переделывать в подвозчики снарядов Pz.Kpfw II ohne Aufbau, Munitionsschlepper II. С машин демонтировались башни, а вместо них наваривались бронированные рубки для экипажей. В кормовой части машин устанавливались поручни. Как правило, подвозчики придавались подразделениям лёгких САУ, действовавших на Восточном фронте, но могли использоваться и для доставки боеприпасов на передовую. Точное количество изготовленных Munitionsschlepper II в литературе не приводится. (Рис.39)

 

Рис.39 - Munitionsschlepper II.

 

    Существовал и другой вариант переделки шасси Pz.Kpfw II - Pioner-Kampfwagen II, которые использовали в качестве транспортёров сапёрного имущества, а также для совместных действий с инженерно-штурмовыми частями – например, для перевозки лодок или штурмовых мостков. С танков демонтировали башни и оснастили их брезентовыми «кабинами», которым придавали форму съёмные металлические дуги. (Рис.40)

 

Рис.40 - Инженерный тягач Pioner-Kampfwagen II.

 

    На родине учебные Pz.Kpfw II с 1943г. претерпевали более радикальные изменения. На машины устанавливали газогенераторные установки - приделывались пиролизные котлы, где твёрдое топливо (дрова, уголь) перерабатывалось в пиролизный газ, на котором работали двигатели внутреннего сгорания. (Рис.41)

 

Рис.41 - Pz.Kpfw II с котлом.

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru