Pz.Kpfw.II Ausf.a

 

 

​Второй опытный La.S.100 от MAN с опытной башней и подбашенной коробкой. Хорошо заметно, что от первой машины танк заметно отличается - Внеплановый танк | Warspot.ru

Pz.Kpfw.II Ausf.a

Германия

Легкий танк

масса

7,6 т

вооружение

20-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

100-130 л.с.

проект

1933-1935гг., Krupp, MAN, Daimler-Benz

выпускался

1935-1936гг., MAN

75 шт.

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1930-1937гг.

Легкая классика и её обновления

 

 

     В 1933г. немцы получили первые опытные образцы шасси по теме малого пулеметного танка Kleintraktor/ La.S., шла разработка среднего многобашенного танка Nb.Fz. взамен гросстракторов, тема легкого Leichttraktor сходила на нет. Военные же требовали танк с пушечным вооружением.

    В отчете Krupp, датированном 22 декабря 1933 года, уже фигурировал танк большего размера, чем La.S. с вооружением в виде 20-мм автоматической пушки. Встречается, что подобный танк разрабатывала Daimler-Benz, но это не совсем верно. На деле Daimler-Benz, как и в случае с La.S, работала над башней и подбашенной коробкой. Что же касается шасси, то работы по нему были поручены Krupp. В январе 1934 года 6-е управление вооружений официально инициировало начало разработки нового лёгкого танка. Гудериан позднее вспоминал: «Ввиду того, что производство основных типов танков затянулось на большее время, чем мы предполагали, генерал Лутц принял решение построить еще один промежуточный тип танка, вооруженного 20-мм автоматической пушкой и одним пулеметом».

     Первоначально этот танк обозначался как verstaerkter Kleintraktor 6 to, то есть «усиленный малый трактор 6-тонного класса». Это был уже третий по счёту танк с названием Kleintraktor, причём, как и первый, превратившийся впоследствии в Leitchtraktor, он имел проектную массу в 6 тонн. 24 февраля 1934 года проект сменил название на La.S.100 (сельскохозяйственный трактор со 100-сильным двигателем). Согласно первоначальному плану, к концу 1934 года ожидалась постройка первого опытного образца танка.

Концепцию трёхместного танка 6-тонного класса концерн Krupp представил в марте 1934 года. В июне 1934 года к теме подключилась компания Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg AG (MAN), работы курировались Фридрихом Рифом (Friedrich Rief), одним из ведущих конструкторов фирмы из Нюрнберга. Проектная документация от MAN ожидалась к началу июля 1934 года. В июле 1934г. к работам присоединилась компания Henschel & Sohn из Касселя. В этой связи в литературе обычно пишут: «в июле 1934 года подготовили спецификацию на лёгкий десятитонный танк (-? обычно десятитонный танк связывают с темой танка командира взвода Z.W.) с вооружением 20-мм пушкой и пулеметом, в конкурсе по данной спецификации приняли участие фирмы Krupp, Henschel и MAN».

    Вроде бы, летом 1934г. были показаны шасси по теме La.S.100. Пишут, что подробной информации по проекту Henschel не сохранилось, но шасси всех фирм-производителей были похожи. Масса шасси не должна была превышать 6 тонн, ещё 2 тонны резервировались за башней и подбашенной коробкой.  У всех была почти одинаковая длина корпуса (4600–4700 мм). Компоновка шасси была одинаковая: трансмиссия и отделение управления находились в передней части, двигательный отсек – в задней. Место водителя было открытым, а двигатель закрывался коробчатой крышкой. На всех машинах стоял 120-сильный двигатель Maybach HL 52 объёмом 5,2 литра (как альтернатива для него предусматривался 100-сильный мотор MAN), позже заменённый на 130-сильный HL 57, и трансмиссия ZF SSG 45. Прототипы шасси изготавливались из неброневой стали. Различия между прототипами заключались в особенностях ходовой части. Ходовая часть Krupp применительно на один борт, состояла из трех двухкатковых тележек с пружинной амортизацией (судя по фото, кажется, что стояли торсионы), трех поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса, заднего направляющего колеса и мелкозвенчатой одногребневой гусеничной лентой, набранной из стальных траков. (Рис.1)

 

Рис.1 – Первый вариант шасси La.S.100 Krupp.

В некоторых источниках это изображение интерпретируют, как шасси La.S. 100 Henschel.

 

    Ходовая часть MAN применительно на один борт, состояла из трех двухкатковых тележек с листовой амортизацией, продольной балки, к которой крепились внешние концы балансиров тележек опорных катков, трех поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса, заднего направляющего колеса и мелкозвенчатой одногребневой гусеничной ленты, набранной из стальных траков. (Рис.2)

 

Рис.2 Шасси La.S. 100 MAN.

 

    12 июля 1934 года поступила команда ускорить работы по La.S.100. Первые опытные машины ожидались к январю 1935 года.

    К началу осени 1934 года фирмы подготовили спецификации и деревянные модели.

    Пишут, что первой о выполнении задания объявила фирма Krupp, точнее, речь шла о том, что испытания пройдены успешно и идут дальнейшие работы. Судя по прилагаемой фотографии, видно, что опытная машина все еще на стадии опытного шасси, в ходовой теперь появилась балка-усилитель, как на шасси MAN. (Рис.3)

 

Рис.3 – Указывается, что это доработанное шасси La.S.100 Krupp.

   

     Ближе к лету 1935г. на испытания вышли по два опытных образца La.S.100 от Henschel и MAN. Никакой подробной информации по варианту Henschel не встречается, но пишут, что «каждый из опытных танков довольно серьёзно отличался друг от друга». Wa Pruef 6 выбрало шасси La.S.100 от фирмы MAN. (Рис.4)

 

Рис.4 – Первый образец танка La.S. 100 MAN.

 

Как видим, перед нами не шасси, а полноценный танк с подбашенной коробкой и башней, которые были разработаны конструкторами Daimler-Benz, присутствует и вооружение. Инженерам MAN удалось создать максимально просторное боевое отделение, где нашлось место трём членам экипажа. (Рис.5)

 

Ходовая часть показана абстрактно

Рис.5 – Общая компоновка танка и положение членов экипажа в танке.

 

     Неплох казался и доступ к агрегатам.

     В конце мая 1935 года новый тип получил называние 2 cm M.G. Panzerwagen (Vs.Kfz.622), то есть «бронированная машина с 20-мм пулемётом (опытная машина 622, VK 622)».

     Согласно первоначальным планам, производство La.S.100 предполагалось начать с зимы-весны 1936 года. В октябре 1935 года был подписан контракт на выпуск первых 75 танков, изначально названных нулевой серией, но быстро переименованных в 1.Serie/La.S.100. Заказ на Pz.Kpfw.II первой серии было решено разделить на три партии по 25 машин. Первая партия получила обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.a/1, вторая Pz.Kpfw.II Ausf.a/2, а третья Pz.Kpfw.II Ausf.a/3. Вполне логично было выявить проблемы новых танков на небольших партиях, а не выпускать сразу несколько сотен «сырых» машин и далее мучаться с ними. Выпуск должен был начаться в апреле 1936 года, а последние машины серии ожидались в сентябре.

   15 января 1936 года La.S.100 переименовали в 2 cm M.G. Panzerkampfwagen, а 3 апреля, наконец, был принят индекс Panzerkampfwagen II (2 cm) и сквозной индекс Sd.Kfz.121 («спецмашина 121»).

    Познакомимся поближе с конструкцией Pz.Kpfw.II Ausf.a/1. (Рис.6)

 

Рис.6 – Схема шасси Pz.Kpfw.II Ausf.a/1.

 

   Компоновка, в целом, напоминали компоновку Pz.I, но в танке появился третий член экипажа - радист, для которого нужно было выделить место. Для решения этой задач двигатель, трансмиссию и вал (передавал вращение от двигателя к трансмиссии) конструкторы сместили вправо, при этом топливный бак оказался в боевом отделении. Заливные горловины бака были выведены вправо, для чего в подбашенной коробке имелись два лючка. Слева от двигателя был размещён радиатор и его воздухозаборник. Вытяжной вентилятор здесь уже не поместился, и для него в кормовом листе пришлось делать отдельную выемку. Поскольку справа от водителя была трансмиссия, радисту выделили угол сразу перед воздухозаборником радиатора. Из-за тесноты установить броню под рациональными углами наклона конструкторы не смогли, хотя лобовой лист получил округлую форму.

    Танки первой серии имели корпуса, подбашенные коробки и башни, сваренные из стали с высоким содержанием никеля. Благодаря этому толщина брони не превышала 13 мм, при этом надёжно защищая от пуль винтовочного калибра. Верхняя лобовая деталь размещалась почти вертикально (под углом 8°), средняя – почти горизонтально (под углом 70°), нижняя – под углом 30°. Бортовые бронелисты располагались вертикально, верхняя кормовая бронедеталь приваривалась под углом 6°, нижняя – 60°. Крышу корпуса и днище сформировали из 5–10-мм бронелистов, а заднюю стенку подбашенной коробки – из 13-мм бронелиста, приваренного под углом 10°. Боковые и кормовая стенки башни сваривались из 13-мм листов стали, находившихся под углом 22° к горизонтали.

    Для увеличения внутреннего объёма на крыше корпуса монтировалась коробчатая надстройка, одновременно выполнявшая роль подбашенной коробки. Технологически её можно было разделить на две части. В передней части, имевшей в плане форму усеченного треугольника, находилось место водителя с тремя смотровыми приборами (два по бортам и один спереди). На приборной панели размещались шкалы спидометра, тахометра, датчика уровня топлива, воды и другие. Справа, прямо на трансмиссии, крепился рычаг КПП. Слева и справа от сидения механика-водителя располагались рычаги управления танком, а под поперечным валом «скрывались» педали газа, тормоза и сцепления. (Рис.7)

 

Рис.7 – Вид на место водителя.

 

     В средней части танка находилось место командира танка, также выполнявшего роль наводчика, заряжающего и стрелка, а за ним место радиста.

     На крыше надстройки устанавливалась башня. Башня Pz.Kpfw.II имела диаметр погона 1200 мм. Бортовые бронелисты башни устанавливались под наклоном 21-22°. В носовой части башни монтировалась общая маска для 20-мм автоматической пушки KwK 30, созданной на базе зенитного автомата 2 cm Flak 30, и 7,92-мм пулемета Dreise MG13k (по другой версии - MG 34). Выбор в пользу KwK 30 был обусловлен не только всё ещё соблюдавшимися условиями Версальского договора – эта пушка (некоторое время считалась тяжелым 20-мм пулеметом) обладала достаточно высокими для своего класса характеристиками бронепробиваемости - бронебойный 20-мм снаряд пробивал вертикально установленный лист брони на дистанции 700 метров, что было достаточно для борьбы с любыми танками, имевшими противопульное бронирование. Встречаются и более полные данные по мощи этого орудия: бронебойный 148-граммовый снаряд PzGr на дистанции 100 м пробивал броню толщиной 20 мм, расположенную под углом 30°, с 500 м – броню толщиной 14 мм, а с 1000 м – 9-мм бронелист. По сравнению с Flak 30, ствол KwK 30 был укорочен с 65 до 55 калибров, а ёмкость магазинов сокращена с 20 до 10 снарядов. Уменьшение объёма магазина позволило облегчить заряжание в ограниченном объёме боевого отделения и размещение боекомплекта в укладках. В боекомплект к орудию, состоявшим из 120 снарядов, входили как бронебойные, так и осколочно-фугасные боеприпасы. Пулемет комплектовался 1425 патронами. Маска имела возможность вертикального наведения в пределах от -9,5° до +20°. Также в крыше башни имелся двухстворчатый люк, через который экипаж садился и покидал танк. Обзорность из танка обеспечивалась четырьмя смотровыми приборами (по два с каждого борта подбашенной коробки), перископом в крыше башни и телескопическим прицелом TZF 4. (Рис.8)

 

Рис.8 – Боевое отделение.

 

   Любопытно выглядела экстренная эвакуация из танка. Чтобы не ждать очереди для покидания машины через люк в башне – первым выскакивал командир, радист в случае аварии мог сложить наклонную стенку воздухозаборника и выбраться через люк на надмоторной плите, а водитель мог воспользоваться люком в гнутом лобовом листе корпуса, который находился перед ним, но формально предназначался для обслуживания элементов трансмиссии.

    Радиооборудование состояло из приёмника FuG2 со штыревой антенной, однако танки командиров рот и выше комплектовались приёмо-передающими радиостанциями FuG5.

   В кормовой части корпуса находился моторный отсек, где был установлен бензиновый 6-цилиндровый двигатель Maybach HL-57TR рабочим объёмом 5698 см.куб., развивавший максимальную мощность 130 л.с. при 2100 об/мин. Вращение от двигателя передавалось к трансмиссии карданным валом, который тянулся вдоль днища. Трансмиссии состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения K230K (сталь по стали) и шестискоростной коробки перемены передач (далее – КПП) ZF Aphon SSG-45. Вращение вала посредством конической передачи через трансмиссию передавалось на поперечный вал, соединявший бортовые многодисковые фрикционы с тормозами. Для доступа к трансмиссии с левой стороны верхнего бронелиста корпуса проделали люк.

     Боевая масса танков 1.Serie/La.S.100 - 7,6 тонн. Габариты: длина – 4,38 м, ширина – 2,14 м, высота 1,94 м. Скорость машины 40 км/ч, запас хода 190 км по шоссе (по другим данным, 210 км по шоссе), 125 км по местности. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 30°, высота стенки 0,63 м, ширина рва – 1,8 м, глубина брода – 0,92 м.

   Серийные номера Pz.Kpfw.II Ausf.a/1 с 20001 по 20025. Первые десять серийных Pz.Kpfw.II Ausf.a/1 не отличались от прототипа - имели ленивцы из алюминия с резиновыми бандажами. Начиная с танка 20011, ленивец был заменён на цельнометаллический (в другом изложении – сварной). С этой же машины на танках был изменён доступ к вентилятору системы охлаждения. (Рис.9)

 

Рис.9 – Вверху - Pz.Kpfw.II Ausf.a/1 с алюминиевым ленивцем, внизу – с цельнометаллическим (сварным).

 

    Существует и другое изложение ситуации с изготовлением варианта Pz.Kpfw.II Ausf.a/1.

Машины с номера 20011 по 20025, которые получили новый ленивец, причем приподнятый над землей, и механизм натяжения гусениц трактуются, как Pz.Kpfw.II Ausf.a/2, т.е. к машинам Pz.Kpfw.II Ausf.a/1 относят всего 10 танков.

    Сообщается, что танки Pz.Kpfw.II Ausf.a/1 были готовы к 1 октября 1936г.

    Новые изменения появились на танках второй партии Pz.Kpfw.II Ausf.a/2, имевших серийные номера 20026–20050. В днище появились люки доступа к топливным насосам и масляному фильтру. (Рис.10)

 

Рис.10 - Pz.Kpfw.II Ausf.a/2.

 

      Другое мнение заключается в том, что танков Pz.Kpfw.II Ausf.a/2 было всего 15 (серийные номера 20011-20025), при этом пишут, что эти машины имели увеличенный объём моторного отделения и улучшенную систему вентиляции.

     На Pz.Kpfw.II Ausf.a/3, получивших серийные номера 20051–20075 был увеличен радиатор, а в носовой части корпуса появились крепления для троса. Также путём переделки подвески была немного изменена ходовая часть. (Рис.11)

 

Рис.11 - Pz.Kpfw.II Ausf.a/3.

 

    По другой версии, нововведения касались установки противопожарной броневой перегородки между боевым и моторным отсеками, люком в днище корпуса для доступа к топливному насосу и фильтру, а также байонентным подключением топливных баков к системе питания двигателя. Кроме того, для улучшения обдува радиатор был сдвинут на 158 мм к корме, а направляющее колесо лишилось резинового бандажа. Более того, сообщается, что танки Pz.Kpfw.II Ausf.a/3 выпускались двумя партиями с серийными номерами 20026-20050 и 20051-20100 – т.е. получается, что их было построено 50 экземпляров, а некоторые указывают, что таких машин заказали 75 шт. (20026-20100), строились они двумя партиями (20026–20050 и 20051–20100), причем вторая партия этой серии отличалась усиленными рессорами и их улучшенным соединением с осями опорных катков.

    К началу 1937 года танки типа Pz.Kpfw.II стали поступать в войска (некоторые допускают, что процесс этот начался уже в конце 1936г.). Первые машины поступили на вооружение 1-го танкового полка в Мекленбурге. На осенних маневрах немецкой армии под Штаумуленом (- 1936г.?) сразу же выявилась конструктивная промашка в ходовой части. У танков Pz.Kpfw.II Ausf.a-b опорные катки были меньшего диаметра, чем даже у Pz.Kpfw.I., что гарантировало тряску. Ресурс рессор, использовавшихся в качестве упругих элементов, составил немногим более 500 километров. При этом с подвеской Pz.Kpfw.II Ausf.b ситуация обстояла чуть лучше, что стало причиной переделки танков модификаций Ausf.a/1, a/2 и a/3. На них были установлены улучшенные рессоры, опорные катки и траки. (Рис.12)

 

Рис.12 – Пишут, что это Pz.Kpfw.II Ausf.a, прошедший модернизацию. Установлены опорные катки и траки от Pz.Kpfw.II Ausf.b, с правого борта поставлен вертлюг для стрельбы по воздушным целям (- не вижу), сзади установлен бомбомёт.

 

     С осени 1937 года началась работа по модернизации других элементов Pz.Kpfw.II Ausf.a-b. Корпус у этих танков переделывали минимум дважды. (Рис.13)

 

Рис.13– Характерное фото - Pz.Kpfw.II раннего выпуска, на надмоторной плите запасная тележка.

 

     Ранние Pz.Kpfw.II активно использовались в учебных частях, с некоторых танков при этом снималось вооружение. Однако первые Pz.Kpfw.II, в отличие от 1. Serie/La.S., не стали чисто учебными машинами. Например, Pz.Kpfw.II Ausf.a/1 имелись на вооружении 66-го танкового полка 2-й лёгкой дивизии и принимали активное участие в боях в Польше.

    Результаты боёв в Польше с участием танков Pz.Kpfw.II ранних серий оказались противоречивыми. С одной стороны, 20-мм пушки хватало для борьбы практически со всеми танками противника, за исключением разве что Renault R 35, но у поляков их было немного. С другой стороны, Pz.Kpfw.II чаще сражались не с танками, а с пехотой, а здесь автоматическая малокалиберная пушка не была эффективна. Кроме того, польские противотанковые пушки пробивали броню «двоек» в любой проекции.

     Осенью 1939 года начали разрабатывать дополнительное бронирование носовой части корпуса и башни, но к французской кампании броню получили далеко не все Pz.Kpfw.II, а на версиях Ausf.a-b дополнительную броню и вовсе не ставили по причине их слабой ходовой части. Не получили танки ранних серий и командирской башенки.

   Считается, что отдельные танки первых серий Pz.Kpfw.II могли принять участие в боевых действиях против СССР летом-осенью 1941 года.

   На базе ранних «двоек» строили некоторое количество вспомогательных машин.

   Как минимум, один танк из самой первой предсерии Pz.Kpfw II Ausf.a/1 использовали для создания бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ) Hebeckran. (Рис.14)

 

Рис.14 - Pz.Kpfw II Ausf.a/1 Hebeckran.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru