Pz.Kpfw.II Ausf.b

Pz.Kpfw.II Ausf.b
Германия
Легкий танк
|
масса |
7,9 т |
|
вооружение |
20-мм орудие 1 пулемет |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой установки |
140 л.с. |
|
проект |
1936г., MAN |
|
выпускался |
1936-1937гг., MAN 100 шт. |
Основная статья:Германское
танкостроение 1930-1937гг.
Легкая классика и
её обновления
17 июня 1936 года в Эссене (здесь находились основные мощности концерна Krupp), состоялось совещание, на котором представитель 6-го отдела Управления вооружений поделился планами о выпуске 500 танков Pz.Kpfw.II. Из этого числа 250 машин производил бы MAN, остальное распределялось между другими предприятиями. Концерн Krupp, впрочем, к их числу не относился – у Krupp имелся контракт на выпуск Pz.Kpfw.I Ausf.B. Тогда же заговорили о машинах второй серии 2.Serie/La.S.100, он же Pz.Kpfw.II Ausf.b. Всего их было заказано 100 штук.
Самое существенное изменение машин серии 2.Serie/La.S.100 (Pz.Kpfw.II Ausf.b.) - удлинение корпуса на 350 мм, что заметно улучшало ситуацию с размещением агрегатов в моторном отсеке. (Рис.1)

Рис.1 – Схема шасси Pz.Kpfw.II Ausf.b.
Танки
модификации Pz.Kpfw.II Ausf.b собирались из более простой по составу и менее
дорогой стали. Для компенсации потери прочности толщина брони увеличилась с 13
до 14,5 мм. Боевая масса «двойки» поднялась с 7,6 до 7,9 тонн. Габариты: длина
– 4750 мм, ширина – 2140 мм, высота – 1950 мм. Чтобы компенсировать массу
поставили более мощный двигатель - Maybach HL-62TR мощностью 140 л.с. (- по другой версии,
мотор не менялся и, видимо, это более верно).
Благодаря удлиненному корпусу удалось увеличить объём моторного отделения и
переделать систему охлаждения, выведя слабо защищённый вентилятор из-под
обстрела вражеских пуль. На танке появился новый глушитель. Модернизация
трансмиссии заключалась в введении дополнительной понижающей передачи и
установке нового планетарного механизма поворота. Устаревший пулемет MG13k заменили на MG34 с боекомплектом
1425 патронов. Некоторые
изменения претерпела и ходовая часть. Стали использоваться новые гусеничные
траки и новое ведущее колесо, диаметр которого довели до 755 мм. Параллельно
уширили направляющее колесо диаметром 650 мм, причем его действительно заметно
подняли над грунтом, а также уменьшили диаметр поддерживающих роликов. Гусеница
набиралась из 108 стальных двухгребневых траков - ширина траков
увеличилась с 280 до 300 мм. Для предотвращения поломок рессор при движении на
тележках подвески установили специальные скобы, препятствовавшие их поперечному
смещению. Кроме того, усилили крепления осей качания балансиров к корпусу и
приподняли задние надкрылки, чтобы между ними и гусеничной цепью не собиралась
грязь. (Рис.2)

Рис.2 – Эволюция ходовой части.
Вверху - Ausf.а, внизу - Ausf.b.

Рис.2 - Pz.Kpfw.II Ausf.b.
Серия танков 2./La.S 100 (Pz.Kpfw.II Ausf.b, серийные номера 21001–21100) поступила в производство в 1936 году. Первые Pz.Kpfw.II Ausf.b были готовы весной 1937 года, а полностью выполнить заказ удалось к осени. К производству машин второй серии планировалось подключить мощности завода Henschel. Предполагали довести объем ежемесячного производства до 25-35 штук.
К началу 1937 года танки типа Pz.Kpfw.II стали поступать в войска (некоторые допускают, что процесс этот начался уже в конце 1936г.). Первые машины поступили на вооружение 1-го танкового полка в Мекленбурге. На осенних маневрах немецкой армии под Штаумуленом (- 1936г.?) сразу же выявилась конструктивная промашка в ходовой части. У танков Pz.Kpfw.II Ausf.a-b опорные катки были меньшего диаметра, чем даже у Pz.Kpfw.I., что гарантировало тряску. Ресурс рессор, использовавшихся в качестве упругих элементов, составил немногим более 500 километров. При этом с подвеской Pz.Kpfw.II Ausf.b ситуация обстояла чуть лучше, что стало причиной переделки танков модификаций Ausf.a/1, a/2 и a/3. На них были установлены улучшенные рессоры, опорные катки и траки. (Рис.12)

Рис.12 – Пишут, что это Pz.Kpfw.II Ausf.a, прошедший модернизацию. Установлены опорные катки и траки от Pz.Kpfw.II Ausf.b, с правого борта поставлен вертлюг для стрельбы по воздушным целям, сзади установлен бомбомёт.

Рис.13– Характерное фото - Pz.Kpfw.II раннего выпуска, на надмоторной плите запасная тележка.
Ранние Pz.Kpfw.II активно использовались в учебных частях, с некоторых танков при этом снималось вооружение. Однако первые Pz.Kpfw.II, в отличие от 1. Serie/La.S., не стали чисто учебными машинами и принимали активное участие в боях в Польше. Результаты боёв в Польше с участием танков Pz.Kpfw.II ранних серий оказались противоречивыми. С одной стороны, 20-мм пушки хватало для борьбы практически со всеми танками противника, за исключением разве что Renault R 35, но у поляков их было немного. С другой стороны, Pz.Kpfw.II чаще сражались не с танками, а с пехотой, а здесь автоматическая малокалиберная пушка не была эффективна. Кроме того, польские противотанковые пушки пробивали броню «двоек» в любой проекции. (Рис.14)

Рис.14 - Подбитый в Польше Pz.Kpfw.II Ausf.b.
На базе ранних «двоек» строили некоторое количество вспомогательных машин.
Зимой 1940 года инженеры фирмы Magirus создали экспериментальный образец мостоукладчика Brückenleger II на базе Pz.II Ausf.b. (Рис.15)

Рис.15 - Brückenleger II Ausf.b.
На базе линейных танков Pz.Kpfw.II Ausf.b создавались, видимо, в ограниченном количестве машины артиллерийских наблюдателей – Panzerkampfwagen II Ausf.b mit Beobachtungsturm. На башне обычного танка вырастала дополнительная башенка. (Рис.16)

Рис.16 - Panzerkampfwagen II Ausf.b mit Beobachtungsturm.