Kleintraktor Krupp

 

 

Kleintraktor Krupp

Германия

Малый легкий танк

масса

3,5 т

вооружение

20-мм орудие

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

60 л.с.

проект

1930-1932гг., Krupp

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1930-1937гг.

Сверхлегкие и минилегкие танки-танкетки

 

 

    С 1928г. на фирме Krupp велись работы по теме Kleintraktor – гусеничной базы массой около 3 тонн, работу возглавлял Эрих Вольфёрт (Erich Wolfert). Первоначальная концепция Kleintraktor подразумевала создание платформы - двухместной машины, оснащённой 60-сильным автомобильным двигателем. Максимальная скорость должна была составлять 40 км/ч. База Kleintraktor предназначалась для артиллерийского тягача, самоходной установки с вооружением в виде 37-мм противотанковой пушки 3.7 cm Tak, либо 77-мм полевой пушки 7.7 cm FK 96 n.A., но при некотором воображении могла сгодиться и для танка. Согласно планам моторизации, утверждённым 17 апреля 1928 года, первый готовый Kleintraktor ожидался к октябрю 1929 года. В 1930 году должны были проходить испытания, а годом спустя планировалось изготовить 17 машин. (Рис.1)

 

Рис.1 – Один из ранних вариантов по теме Kleintraktor (возможно, июнь 1931г.). Иллюстрация из патента DE514219C за авторством Эриха Вольфёрта – схема управления и трансмиссия Kleintraktor.

 

   Пишут, что первое упоминание о боевой машине на базе Kleintraktor относится к 14 февраля 1930г. Боевая масса машины, оснащенной 60-ти двигателем, должна была составить 3 тонны, в качестве вооружения предполагалось использовать 20-мм автоматическую пушку. Весь 1930 год был потрачен на согласования спецификации на Kleintraktor. Уже к началу 1931 года боевая масса проектируемой машины выросла до 3,5 тонн. На разработку Kleintraktor Krupp запросил 38 тысяч марок, ещё 2400 марок стоила деревянная модель. 5007 марок потребовалось на разработку ходовой части, позже эта сумма выросла до 8066 марок. Предполагалось, что с апреля 1933 по март 1938 года будет закуплено 20 Kleintraktor по цене 50 тысяч рейхсмарок за штуку.

    Деревянная модель боевой машины на базе Kleintraktor была представлена 2 июня 1931 года. Его двигатель и трансмиссия находились впереди, ведущие колёса располагались сзади. Общая длина машины составляла 3460 мм, ширина 1820 мм, 60-сильный двигатель должен был разгонять её до 45 км/ч. Башня не предусматривалась, 20-мм пушка располагалась в съёмной подбашенной коробке. Встречается информация, что первоначальный проект предусматривал установку рубки с 20-мм автоматической пушкой и пулемётом, смонтированными в лобовом броневом листе в шаровых установках.  Экипаж машины состоял из 3 человек: водителя, который находился слева, командира, который выполнял и обязанности наводчика и размещался справа, и расположившегося сзади за ними заряжающего. Ходовая часть нового танка должна была состоять из 10 опорных катков на борт, напоминая ту, что ставилась на модифицированный Leichttraktor. (Рис.2)

 

Рис.2 – Вид на ходовую часть модифицированного танка Kp.L.Tr. по программе Leichttraktorr.

На данном рисунке убрана башня танка, судя по описанию, примерно так могла выглядеть база под боевую машину Kleintraktor (указанные на чертеже размеры относятся к Leichttraktorr).

 

    2 июня 1931г. в работу по теме Kleintraktor вступила компания Rheinmetall, которая стала разрабатывать собственный вариант подбашенной коробки с 20-мм пушкой.

    Надо сказать, что из описаний обеих машин нельзя понять, предусматривалось ли полное бронирование машины – смущает упоминание о «съемной» подбашенной коробке, т.е. можно ли считать боевую машину на базе Kleintraktor танком.

    К моменту появления модели Kleintraktor уже был получен опыт от испытаний машин Leichttraktorr. Идея с кормовым расположением ведущих колес теперь казалась неудачной, как и переднее положение двигателя. 18 сентября 1931 года Управление вооружений сухопутных сил (далее – УВС) заказало корпорации Krupp перекомпоновку машины с переносом двигателя на корму, а трансмиссии из МТО в отделение управления, таким образом, машина должна была сменить задний привод на передний. В качестве ориентира для дальнейшей разработки новых танков был выбран британский тягач Carden-Loyd Tractor 3 ton. (Рис.3)

 

Рис.3 – Британский тягач Carden-Loyd Tractor 3 ton.

 

    Проектные работы над новым шасси для Kleintraktor планировали завершить к маю 1932 года, а к 30 июня – изготовить опытный образец базы «малого трактора».

    Для ускорения работ решили предоставить в распоряжение крупповских конструкторов три образца Carden-Loyd Tractor 3 ton. Эти машины 6-й департамент Управления вооружений закупил через подставную фирму. 10 ноября 1931 года кузовная фирма Aug. Nowack A.G. из Баутцена заказала у Vickers-Armstrongs Limited первый тягач. Второй образец был заказан 12 сентября 1932 года, ещё один – 11 октября. Приобретённые машины носили регистрационные номера VAE 393, VAE 406 и VAE 407. Первая из них прибыла на полигон Куммерсдорф в январе 1932 года.

    Тем временем, Krupp, как пишут, имевшая в своём распоряжении для изучения только фотографии или эскизы Carden-Loyd, проектировала машину, на ходу додумывая ее конструкцию. 9 ноября 1931 года Управлению вооружений были представлены предварительные чертежи перекомпонованной машины Kleintraktor (Рис.4)

 

Рис.4 – База Kleintraktor после перепланировки.

 

   Как видим, ходовая часть переделанного варианта весьма напоминала аналогичную конструкцию Carden-Loyd: 4 опорных катка диаметром 500 мм (позже диаметр опорных катков был увеличен до 530 мм), пятый каток одновременно выполнял роль ленивца, подвеска на половинчатых рессорах, длина гусеничной ленты – до 7 метров (по 140 траков в ленте). Причем очевидно, что в конструкции ходовой Kleintraktor нашли воплощение решения шведских конструкторов компании Bofors, также вовлеченную в немецкую программу Kleintraktor еще с 1928г., защищенные соответствующими патентами. (Рис.5)

 

Рис.5 - Из патента на ходовую часть фирмы Bofors.

  

    21 декабря 1931г. с концерном Krupp были заключены контракты на изготовление опытного Kleintraktor (30 700 марок) и разработку ходовой части (13 000 марок). Позже, в мае 1932 года, сумма, выделенная на постройку машины, выросла до 43 700 марок. Постоянные внесения изменений в конструкцию привели к тому, что в изначальные сроки изготовления машины (к 30 июня 1932 года) исполнитель не уложился.

    22 июня 1932г. появился в эскизе полноценный облик Kleintraktor с 20-мм пушкой подбашенном каземате. (Рис.6)

 

Рис.6 – Эскиз Kleintraktor с вооружением.

 

    28 июня 1932г. началось обсуждение варианта вооружения Kleintraktor двумя пулемётами, установленными во вращающейся башне.

    Показ шасси Kleintraktor с серийным номером 8000 состоялся 29 июля 1932 года. (Рис.7)

 

Рис.7 – Возможно, первое шасси Kleintraktor.

 

    На машине стоял оппозитный мотор от грузовика Krupp M 301 – размер машины диктовал выбор подходящего под небольшие габариты двигателя. По техническим требованиям он должен был развивать мощность 60 лошадиных сил, но в реальности выдавал 52–54 лошадиные силы. На испытаниях первое шасси Kleintraktor смогло развить скорость всего 28 км/ч.

    Первый прототип «малого трактора» был официально принят комиссией Управления вооружений 19 сентября 1932г. Шасси Kleintraktor рассматривалось как база для разных машин. Предполагалось создать на ее основе машину наблюдателей, артиллерийский тягач и подвозчик боеприпасов. Тема безбашенного танка типа Kleintraktor умерла.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru