Сhar D2

 

 

Сhar D2

Франция

Средний по массе пехотный танк

масса

19,75 т

вооружение

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

150 л.с.

выпускался

1936-1937гг., Renault

50 шт.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Многоликий средний, часть 2

 

 

Едва в декабре 1929г. заключили контракт на предсерийные танки типа NC31 (Рис.1), как 23 января 1930г. капитан Дейга (Ferdinand-Joseph Deygas - F. J. Deygas), видный теоретик и один из руководителей Технического отдела пехоты, выступил за пересмотр требований, предъявляемых к пехотным танкам. 

 

Рис.1 - Renault NC31.

 

Deygas отмечал, что необходимо заменить клепаный корпус на самонесущий сварной, что позволило бы увеличить толщину бронирования танков. Окончательное решение в пользу предложения Deygas было принято 14 апреля. В мае 1930г. фирма Renault получила от Direction de l'Infanterie (Управление пехоты) новую спецификацию на пехотный танк: толщина брони 40 мм, двигатель 120 л.с., максимальная скорость 20-22 км/ч, длина без хвоста 5 м, ширина 2,34 м, высота 2,3 м, клиренс 45 см, масса 15,5 т, вооружение – одна 47-мм пушка и два пулемета. Согласно этой спецификации, требовался танк, подобный D1, но с увеличенной с 30 до 40 мм толщиной брони. Из-за утолщения брони боевая масса возрастала до 16 тонн, но ожидалось, что в дальнейшем она может вырасти и до 20 тонн. Экипаж и вооружение оставались такими же, что и у D1. Проекту присвоили индекс D2. До 1934г. французы рассматривали проект D2, как более легкую альтернативу танкам типа Char B, которые по массе попадали под возможные международные ограничения.

Первый прототип D2 (машина с номером 2001) был готов в апреле 1932г. Как и требовало техническое задание, Renault D2 максимально повторял своего предшественника. Изменениям подверглась конструкция лобовой части корпуса. Броневая рубка механика водителя была ликвидирована, а вместо неё в спрямлённом вертикальном листе появился одностворчатый люк со смотровым прибором. С правой стороны располагался большой люк для посадки и высадки экипажа.

Пишут, что в мае 1933г. прототип без башни (по другим сведениям, с «временной» башней от Renault FT) прошел ходовые испытания в Docks de Rueil. Затем танк отправили в Рюэй-Мальмезон, где был выполнен капитальный ремонт, и танк получил башню ST1 с противовесом. (Рис.2)

 

Рис.2 - Опытный образец D2 с клепаным корпусом и башней ST1 №3 с противовесом.

 

В таком виде 9 октября 1933г. танк, получивший обозначение Char D2 No.1 Mle.1932, был отправлен в 503-й танковый полк (RCC - Régiment de Chars de Combat) для 15-ти дневных полевых испытаний. В это же время здесь проходил войсковые испытания Char D1. 30 октября появился отчет об успешных испытаниях машины D2 (отчет был утвержден 12 декабря 1933г. Conseil Consultatif de l'Armement). Танкисты с удовлетворением отмечали увеличившийся внутренний объём боевого отделения в танке D2. За счет более мощного мотора, чем на D1, несколько улучшились ходовые характеристики машины, а управлять новым танком оказалось намного легче, правда, расход топлива составлял 350 л на 100 км.

Первые два прототипа со сварными корпусами (номера 2002 и 2003) были заказаны в декабре 1932г. Машины были готовы в августе 1933г., однако их корпуса не были сварными – вместо заклепок были применены гужоны (разновидность винта с квадратом над головкой, после вворачивания квадрат срубается, то есть соединение гужонами не предполагает возможности разборки). В некоторых источниках пишут, что сваривались лобовые элементы корпуса, но, возможно, имеется ввиду, что лобовые элементы корпуса были литыми. Оба прототипа получили башни от Renault FT. Один прототип, как будто, имел ходовую часть типа Renault UТ. (Рис.3)

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e2/Char_D2prototype.jpg/300px-Char_D2prototype.jpg 

 Рис.3 – Прототип D2 с башней от Renault FT, сварной (-?) лобовой частью корпуса и ходовой типа Renault UТ (-?).

 

     В ноябре 1933г. военные заинтересовались возможностью применения на танках данного типа дизельных двигателей. В декабре 1934г. все три прототипа D2 передали Commision de Vincennes для испытаний различных двигателей. Первый прототип имел бензиновый двигатель мощностью 120 л.с., два других оснастили дизельными моторами: один прототип получил дизель от Lorraine-Dietrich, другой - Renault V6 123 л.с. Уже 25 декабря первый прототип (машина 2001) с бензиновым двигателем вышла из строя. После ремонта танк развил максимальную скорость 23 км/ч, но двигатель при этом издает ужасный шум, невозможно движение на высшей пятой передаче, что влечет за собой повышенный расход топлива и уменьшение запаса хода. 14 февраля 1935г. первенец направляется в конструкторское ателье Пюто (Atelier de Construction de Puteaux) для доработки. В результате, выхлопная труба перемещается на левую сторону корпуса (влево), перегородка между боевым и моторным отделениями получает шумоизоляцию, появляется четыре топливных бака общим объемом 352 л. После сравнительных испытаний дизелей Lorraine-Dietrich и Renault всё-таки было решено оставить первоначальный бензиновый мотор. Позже появился 9,5 литровый двигатель мощностью 150 лошадиных сил, который стал штатным двигателем танков D2.

     12 декабря 1933 года состоялось совещание, в ходе которого было принято предварительное решение о принятии Char D2 на вооружение. 12 января 1934г. Верховное командование утвердило строительство пятидесяти штук танков D2. После демонстрации 23 марта 1934 года в Сатории, Conseil Supérieure de la Guerre (Высший военный совет) также дал положительную оценку, при условии, что танки D2 рассматриваются как переходный тип, пока не началось производство танков типа Char B. Заказ №958 D/P на 50 танков D2, по цене 410 000 франков за штуку (в некоторых источниках указывают стоимость одного танка D2 в 600 000 франков?), был окончательно утверждён 24 декабря 1934 года.

К моменту принятия решения о производстве партии из 50 танков D2 оставался открытым вопрос с башней для танка. Первоначально на танки D2 планировалось устанавливать башни ST2, но эти башни оказались неудобными в эксплуатации, требовалась более просторная башня. Увеличение объема башни предполагало увеличение ее массы, а для более тяжелой башни не годился ручной привод поворота - нужен был электрический механизм поворота, для размещения которого необходимо было увеличить диаметр погона башни.

     В декабре 1933г. фирма AMX разрабатывает литую девятигранную скошенную башню - APX 1. (Рис.4)

 

Рис.4 – Башня APX 1.

 

Стенки башни имели толщину 40 мм, крыша – 26 мм. Башня осталась одноместной, но её внутренний объём существенно вырос. За счет новой башни высота танка увеличилась до 2666 мм. В 1935г. башня APX 1 становится штатной для танков D2.

    Итак, только в 1935г. оформился облик танков D2. (Рис.5)

 

     

Рис.5 – Танк D2 (первой серии).

В некоторых источниках это изображение трактуют как третий опытный образец в финальной конфигурации, фото 1936г.

 

     От опытных машин они несколько отличались. После проведенных доработок длина корпуса увеличилась до 5460 мм, но ширина была уменьшена и составила 2233 мм. Появилась новая башня APX 1, танки получили бортовые ящики и антенну радиостанции с правого борта. Сильно была переработана лобовая часть корпуса. От покатой верхней части лба конструкторы отказались, как и от отдельной рубки для механика-водителя. Механик-водитель получил более совершенный смотровой прибор. Вместо двухстворчатого люка стрелка-радиста теперь был большой люк, откидывавшийся вперёд. Радист получил возможность пользоваться курсовым пулеметом. Слегка переработанной оказалась и ходовая часть. Применительно на один борт ходовая часть танка D2, состояла из 12 опорных катков, сблокированных в три тележки с блокированной пружинной подвеской (по одной на каждую тележку), 2 независимых опорных катков с гидропневматическими амортизаторами, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса с гребневым зацеплением. Ширина гусеничных траков составила 350 (или 325) мм. Бортовые экраны на D2 собирались из 8 бронелистов, вместо 6 на танке D1. В экранах были выполнены вырезы для сброса грязи. (Рис.6)

 

Рис.6 – Схема ходовой части серийного Renault D2.

 

    Боевая масса танка 19750 кг, что превышало установленный ранее предел в 15500 кг. Габариты: длина – 5460 (5442) мм, ширина – 2200 (2660) мм, высота – 2660 (2205) мм, клиренс 400 мм. Бронирование: лоб корпуса — 40 мм, борт корпуса — 40 мм, корма корпуса — 40 мм, башня — 40 мм, крыша — 20 мм, днище — 20 мм. Вооружение одна 47-мм пушка SA34 L/34, как на танках D1, и два 7,5-мм пулемета Reibel. По другим данным, один пулемет ЕМ24/29 калибра 7,5 мм (на схеме танка также читается только один пулемет, но в литературе применительно к варианту D1 упоминается, что курсовой пулемет, из которого мог вести огонь водитель, был практически полностью скрыт внутри танка). Боекомплект 120 (или 108) выстрелов и 5000 (по другим данным, 2000) патронов. Экипаж 3 чел. Двигатель Renault, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 150 л.с. при 2000 об/мин. Трансмиссия механического типа с 8-скоростной (Renault UE) или 5-скоростной КПП (Renault UE 2). По другим данным, КПП – шестискоростная, плюс дифференциал типа Clevelend, бортовые передачи. Скорость 25 км/ч. Запас хода по шоссе 140 км. Преодолеваемые препятствия: уклон – 50%, угол подъема 35°, высота стенки - 1,20 м, глубина брода - 0,90 м, ширина рва - 2,00 м. Средства связи радиостанция ER52 или ER53 с рамочной антенной. По другим данным, радиостанции ER29, ER51, ER55.

    Пятьдесят танков первого заказа (серийные номера 2004-2053) были поставлены в период с 9 мая 1936г. по 23 февраля 1937г. (Рис.7)

 

Рис.7 - Первый серийный D2, имевший имя собственное Patay.

 

     Танки первой серии ушли в войска весной 1937 года. В апреле первые D2 поступили в распоряжение 507 танкового полка - место дислокации Мец, с 7 июня 1936 года на должность временно исполняющего обязанности командира этого полка был назначен подполковник Шарль де Голль (Рис.8).

 

Рис.8 - Шарль Андре́ Жозе́ф Мари́ де Голль (Charles André Joseph Marie de Gaulle), 1890-1970гг.

Военный и государственный деятель, символ французского Сопротивления в годы оккупации Франции немцами в 1940-1944гг. Основатель и первый президент (1959-1969гг.) Пятой республики.

В 1932-1936гг. генеральный секретарь Высшего совета обороны. В 1937—1939 годах командир танкового полка.

 

      К июлю 1937г. сформировали 3 роты танков D2, которые приняли участие в параде 14 июля 1937г. (Рис.9)

 

 

Рис.9 - Танки 507 RRC на параде в честь Дня взятия Бастилии, Париж, 14 июля 1937 года.

 

      5 сентября 1937 года де Голля официально назначили командиром 507 полка, а 25 декабря он стал полковником. В должности командира 507 танкового полка полковник де Голль оттачивал на практике свою теорию применения танков в будущих войнах. Танкисты отзывались о нём положительно: танковый теоретик оказался хорошим командиром. (Рис.10)

 

Рис.10 – Полковник де Голль в окружение офицеров 507-го танкового полка.

 

     1 октября 1937 года первый батальон полка полностью перешел на танки D2 (как будто, взамен танков D1, еще один батальон этого полка оснащался танками R35) – в его структуре числилось 45 танков D2. (Рис.11)

 

Рис.11 -Бойцы 507-го танкового полка на фоне танка D2.

 

     Каждая рота состояла из четырех отделений с 3 машинами (всего в трех ротах 36 танков), 2 танка числились командирскими, 2 находились в резерве, а 5 предназначались для обучения экипажей. Еще пять танков, из пятидесяти произведенных, использовались в центральной школе вождения. Де Голль немедленно приступил к усиленным тренировкам. (Рис.12)

 

Танк с установкой под зенитный пулемет.

 

Рис.12 – Танки D2.

 

     26 июня 1938 года несколько машин получили индивидуальные названия, в честь великих побед французской армии. Известны названия танков, которые в разное время использовал де Голль в качестве личных командирских танков: “Austerlitz”, “Rocroi” и “Yorktown” (Рис.13).

 

 

Рис.13 – Танк D2 (номер 2025) имел собственное имя Yorktown.

 

    Интересно, что личные машины де Голля снабжались подушкой, закрепленной на башенном люке – де Голль был столь высокого роста, что головой упирался в крышу башни, а ногами в плечи водителя.

    В 1939г. задумались о необходимости хвоста для танков D2 – видимо, в расчете на потенциальное преодоление рвов линии Зигфрида. Тема «хвоста» началась с того, что фирма Atelier de Rueil оснастила первый прототип D2 специальным буксирным крюком и гнездами крепления, где хвост прикреплялся при помощи заклепок. 25 августа 1939г. новшество было продемонстрировано, испытания начались 11 сентября, но через три дня танк вернули фирме для доработок. Второй вариант хвоста был готов 2 или 5 февраля 1940 года и представлял собой гнутую пластину листовой стали массой 210 кг, крепившуюся на болтах. Решение было одобрено, но серийные танки D2 хвостами не оснащались.

     К началу Второй мировой войны значительная часть танков 507-го полка требовала капитального ремонта – результат интенсивной эксплуатации.

     27 августа 1939 года, в соответствии с мобилизационными планами, 507-й танковый полк (507е RCC) был переформирован: его танки D2 вошли в состав отдельного 19-го танкового батальона (19е ВСС - Bataillon de Chars de Combat, командиром батальона называют майора Айме) 2-й армейской группы. 2 сентября де Голля назначили командующим танковыми частями 5-й армии, после чего он покинул 19-й танковый батальон. 3 сентября 19е ВСС вошел в состав GBC 510, 8 сентября – в состав GBC 511, и наконец 13 сентября его передали в состав GBC 517 в качестве резерва 5-й армии.

     13 сентября 1939г. 40 танков D2 в составе GBC 517 под командой подполковника Simonin в рамках т.н. наступления в Сааре отправили в 120-километровый марш до линии фронта. 30 танков (по другим сведениям, 16 танков) сломались в ходе марша. Причиной столь значительных потерь стало разрушение элементов ходовой части и подвески, не выдержавших сильной тряски грунтовых и проселочных дорог. Оставшиеся боеспособными 10 танков держали в резерве на случай отражения возможной немецкой танковой контратаки. В некоторых источниках пишут так: «Из оставшихся 10 танков один держали в резерве на случай появления немецкой бронетехники». В действительности на тот момент на фронте не было развернуто ни одного вражеского танка. Однако 9 октября случилась ложная тревога, которая была представлена во французской прессе как большой успех танкистов.  23 октября президент Альберт Лебрун лично поблагодарил танковые войска за их усилия по отражению немецкой опасности. В суровую зиму 1940 года танки сильно пострадали от непогоды, что также привело к многочисленным авариям. Как оказалось, ходовая часть танков D2, особенно гусеницы, были совершенно не приспособлены к действиям в условиях снежного или ледяного покрова, что привело к повреждению ещё нескольких машин, съехавших в кювет при неосторожном маневрировании. (Рис.14)

 

Рис.14 – Результат маневрирования в зимних условиях.

 

     19е ВСС (точнее то, что от него осталось) был выведен из зоны военных действий в марте 1940 года для переоборудования и капитального ремонта матчасти.

     Смысл переоборудования, фактически модернизации заключался в замене пушки SA 34 на более мощную SA 35 в адаптивной башне APX1A. Пушка SA 35 придавала более высокую начальную скорость бронебойному снаряду, как следствие – снаряды из SA 35 на расстоянии 100 м могли пробить 50-мм броню, а снаряды из пушки SA 34 с той же дистанции пробивали только 25-мм броню. Правда, при таком переоборудовании количество боеприпасов сокращалось до 108 штук. За перевооружение танков D2 первой серии на пушки SA 35 ратовал еще де Голль в бытность свою командиром 507-го полка, поэтому в сентябре 1939г. 2 танка из центральной школы вождения были экспериментально переоборудованы. 11 марта 1940г. командир 19-го танкового батальона отдал приказ о начале перевооружения всех танков D2 первой серии на пушки SA 35. К 8 апреля удалось перевооружить первый танк. (Рис.15)

 

Рис.15 – Указывают, что один из переоборудованных танков D2 первой серии, танк №2042 Marignan.

 

      К маю 1940г. ситуация в 19е ВСС выглядела следующим образом: танки первой роты батальона остались со старыми пушками (некоторые пишут, что без пушек и без пулеметов) (Рис.16), без прицелов и без экипажей (экипажи этой роты 26 апреля убыли в Версаль для комплектования экипажей новых D2, которые предполагалось отправить в Норвегию); во второй роте все танки (иногда пишут, что во второй роте было 16 танков) были перевооружены, но лишь 5 из них прошли капитальный ремонт и были боеготовы; третья рота всё ещё проходила перевооружение: было перевооружено только 5 танков, а 9 машин было разукомплектовано.

 

Рис.16 – Один из танков, не получивший нового вооружения.

 

     В результате, 19-й танковый батальон почти полностью потерял боеспособность ещё до начала активных боевых действий во Франции.

     На 10 мая 1940 года можно насчитать 5 или 10 боеспособных танков D2 первой серии (19е ВВС). Танки 19е ВСС старались держать подальше от передовой, формально оставив их в резерве. Предполагалось, что танки 19-го батальона можно будет использовать для пополнения боевых частей. В мае два танка первой серии разобрали, чтобы восстановить боеспособность нескольких других машин. В некоторых источниках сообщают, что к 27 мая в составе 19е ВСС числилось 17 танков (9 во второй роте и 8 в третьей), правда, без уточнения, являлись ли эти танки танками рассматриваемой первой серии. В ходе атаки в районе Амьена батальон потерял 7 танков. В целом, можно констатировать, что танки D2 первой серии провели кампанию 1940г., преимущественно, на складах или в ремонте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru