Сhar D1/ Renault D1

 

 

Сhar D1/ Renault D1

Франция

Средний по массе пехотный танк

масса

14,2 т

вооружение

47-мм орудие

2 пулемета

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

74 л.с.

проект

1930г.

выпускался

1931-1935гг., Renault

150 шт.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Многоликий средний, часть 2

 

 

Пока налаживалось производство танков NC31 (Рис.1) армейская комиссия материального обеспечения 23 декабря 1930г. заключила контракт 1551 D\P с фирмой Renault на производство 70 серийных улучшенных вариантов NC31, или машин заказа 1930г., серийные номера 1011-1080.

 

Рис.1 - Renault NC31.

 

Фирме Renault предстояло провести большую работу по доработке текущей конструкции, в связи с чем провели модернизацию по следующим пунктам: установили более надежную трансмиссию типа Cleavlend с 6-скоростной коробкой передач; установили двигатель Renault 25 CV мощностью 74 л.с. при 2000 об/мин, рабочим объёмом 6,08 литра; выхлопные трубы перенесли на правый борт, чтобы они не проходили через моторное отделение; улучшили систему охлаждения; изменили конструкцию поддерживающих роликов; ёмкость топливного бака увеличили до 165 литров. Корпус собирался из катаных броневых листов при помощи клёпки. Толщина брони в лобовой части корпуса и бортов составляла 30 мм, нижняя часть борта – 16 мм (по другим данным – 25 мм), крыши и днища – 10 мм. Бортовые экраны имели толщину 10 мм. Верхний бронелист машинного отделения был скошенным, что несколько увеличивало защиту. С левой стороны передней части корпуса, в немного выдвинутой вперед рубке с трехстворчатым люком, находилось место механика-водителя. Бронирование штатной башни 40 мм. На корме устанавливался хвост, увеличивавший длину танка до 5,76 м, прочие габариты: ширина 2160 мм, высота 2390 мм. Масса танка вместе с башней достигла 14 тонн (указывают и 14,2 т). Ходовая часть состояла (на один борт) из 12 опорных катков, сблокированных в три тележки с блокированной пружинной подвеской (по одной на каждую тележку), 2 независимых опорных катков с гидропневматическими амортизаторами, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса с гребневым зацеплением. Гусеница крупнозвенчатая из стальных траков. (Рис.2)

 

Рис.2 – Ходовая часть типа Renault UT или TY.


     Штатное вооружение
одна 47-мм пушка SA 34L/34 (длина ствола 34 калибра) - орудие вело своё начало от 47-мм пушки морской пушки образца 1892 года - и два 7,5-мм пулемета Reibel – пишут, что это были крепостные варианты этого пулемета. (Рис.3).

 

Рис.3 – Крепостной вариант 7,5-мм пулемета Reibel МАС-31.

MAC - Manufacture d'Armes de Châtellerault.

 

Пушка могла вести стрельбу только двумя типами боеприпасов: фугасными Obus D (вес снаряда 1250 грамм, начальная скорость 480 м/с) и бронебойными Obus D mle1932 (полный вес1410 грамм, масса взрывчатого вещества 142 грамма, начальная скорость 480 м/с). Бронебойный снаряд мог пробивать 25-мм лист брони на дистанции до 100 метров.  Боекомплект 35 снарядов и 2000 патронов. Экипаж состоял из 3-х человек. Командир в башне обслуживал вооружение. Водитель мог вести стрельбу из неподвижно закрепленного курсового пулемета Reibel калибра 7,5-мм, почти полностью скрытого бронёй. С правой стороны находилось место радиста, который обслуживал радиостанцию ER52 (Emetteur-Recepteur – приёмник-передатчик модель 52) или ER53. Чтобы обеспечить больший диапазон действия на танках была установлена огромная двухбалочная антенна, одна балка которой крепилась к крыше двигательного отсека, а вторая к корме. Из-за этого башня не имела возможность кругового вращения и её радиус поворота составил около 345°.

Новый вариант обозначили D1 (пишут, что индекс D появился еще в мае 1930г.) – иногда трактуется как Char de bataille D1. На испытаниях один из первых образцов D1 развил скорость 18,5 км/ч и имел радиус действия порядка 90 км. Танк мог преодолевать 50% наклон, переходить через стенку высотой 110 см и проходить брод глубиной 90 см. С присоединенным хвостом D1 свободно перемахивал через ров, ширина которого не превышала 2,2 метра.

Исполнение заказа на D1 началось с декабря 1931г. В 1931г. бельгийская фирма Cockerill вела переговоры о покупке лицензии на производство танков типа NC31-D1. 25-го марта 1932 года Луи Рено разрешил предоставить бельгийцам документацию по данному типу танка. Однако в вопрос экстренно вмешался Генеральный штаб Франции. Уже 13-го апреля 1932г. был получен запрет на сделку (в связи с решением о запрете упоминается генерал Ж.Думенк (J-E.Doumenc)). Военные эксперты считали многие узлы танков NC31-D1 секретными.

Почти все танки заказа 1930г. первоначально комплектовались башнями от Renault FT со старым 37-мм орудием. (Рис.4)

 

С декабря 1931 года начались поставки Char D1 "большой" производственной серии.

Рис.4 – Пишут, что это танки D1 с пушечными башнями от Renault FT, впрочем, не исключено, что это вариант NC31. Верхнее фото 1935г.

 

Поскольку в войсках башни ST1 с противовесом, поступившие в 1932 году, раскритиковали – срочно требовалась новая башня. (Рис.5)

 

    

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/1-LightTanks/Renault-D1/D1_05.LesChars.jpg

Рис.5 – Танк D1 №1085, на танке Башня ST1 (серийный номер башни 2), к задней части башни прикреплен противовес.  

 

Только в 1933г. фирма Schneider представила два новых варианта башни - ST2 и ST3. Обе башни проектировались на основе башни ST1, толщина бронирования новой башни также составляла 40 мм. Инженеры Schneider немного увеличили её объём в кормовой части, вернули на место смотровую башенку (вариант ST2) и слегка переработали установку вооружения. Вариант ST3 не имел смотровой башенки. В некоторых источниках башнями ST3 ошибочно называют башни ST1 с противовесом. Обе башни (ST2 и ST3) установили на танки из состава 503 полка. (Рис.6, Рис.7)

 

Рис.6 – Устройство башни ST2 и серийный танк с башней ST2.

 

Рис.7 – Танк с башней ST3.

 

     Лучше смотрелся вариант со смотровой башенкой, хотя пользоваться ей оказалось неудобно - командир мог вести из неё наблюдение только полностью вытянувшись в положении стоя. Ниже башенки находилась наблюдательная рубка, а еще ниже - устанавливалось 47-мм пушка SA34 со спаренным 7,5-мм пулеметом. Сложная форма башни отчасти объяснялась наличием длинного диаскопа (прибора прицеливания). Места внутри новой башни стало больше, но работать в башне ST2 было неудобно - расположение вооружения и прицела оказалось крайне неудачным. «Многоярусность» башни отрицательно сказывалась на действиях командира танка. У башни не имелось запаса для модернизации, например, невозможно было установить более мощное орудие типа SA35, поскольку этому препятствовали размеры башни, кроме того, в открытом положении кормовой люк, через который командир попадал в башню, задевал рамочную антенну. (Рис.8)

 

Рис.8 – Лежащая на антенне створка люка, через который командир попадал в башню.

 

     Проблему с люком удалось решить уже в ходе эксплуатации. Масса башни в полностью снаряженном состоянии составила 1788 кг. В октябре 1933г. башню ST2 приняли на вооружение (Рис.9), но реальные поставки начались только в 1936 году. (Рис.10)

 

http://www.chars-francais.net/2015/images/stories/galery/1930_d1/d1%20coupe.jpg

Рис.9 – Финальный вариант танка D1 с башней ST2.

 

Рис.10 – На снимках хорошо видна конструкция башни ST2 спереди и сзади.

 

     Выполнение заказа декабря 1930г. было завершено в декабре 1932г., ранее - 12 июня 1932 года была заказана новая партия из 30 штук D1 (контракт №121 D/P), машинам присваивались регистрационные номера 1081-1110, вся партия была произведена с июня по август 1933г. Далее последовал контракт 648 D/P от 16 октября 1933 года на 50 танков с регистрационными номерами 1111-1160. Сдавали эти машины с сентября 1934 по февраль 1935 года. Т.е. было построено 150 танков варианте D1. В мае 1935 года модернизировали 10 сдали машин установочной партии – танки NC31, что позволяет некоторым автором указывать общий объем произведенных машин D1 в 160 танков, с номерами от 1000 до 1160, включая предсерийные D1 – 10 шт. NC31. Однако следует помнить, что до 1936г. почти все машины D1 имели пушечные башни от танков Renault FT.  Башни ST2 стали устанавливать с 1936г., при этом возникли проблемы, поскольку укладки снарядов были рассчитаны на 37-мм пушки. Пишут, что полностью боеспособными танки D1 стали к концу 1936г., причем некоторые авторы допускают, что не все танки D1 получили башни ST2.

      Танки D1 поступали в войска с 1932г., последние танки поступили в войска в мае 1935 года. Помимо 503-го танкового полка, где проходили испытания танка, Char D1 поступали на вооружение в 507, 508 (в некоторых источниках встречается, что ранее этот полк имел номер 503), 510-й и, кажется, в 505-й полки (507е, 508е и 510е RCC – некоторые называют эти части не полками, а батальонами, но батальоны обозначались ВСС). В каждой из этих частей находился батальон таких танков, включавший 45 машин. Машины преследовали многочисленные дефекты. Новинка активно эксплуатировалась, поскольку на танках D1 отрабатывалась новая тактика ведения боевых действий. Интенсивная эксплуатация и техническое несовершенство вели к поломкам машин. К марту 1934 года из 110 танков, имевшихся в наличии, только 31 был технически исправен. 62 D1 оказались сломанными - чаще всего сгорали элементы бортовых передач и гнулись бортовые бронелисты по причине плохого качества материала и недостаточно жесткого крепления, ещё 17 танков были возвращены фирме Renault для капитального ремонта. (Рис.11)

 

Рис.11 – На параде в Нанси, 1936г.

 

     В конце 1937г. для формирования в Тунисе 61-го, 65-го и 67-го танковых батальонов туда направили 145 танков D1. (Рис.12)

 

Рис.12 – Вверху - D1 в африканском камуфляже.

Внизу - танки Char D1 перед отправкой в Тунис.

 

     Сформированные танковые батальоны являлись ядром группировки, защищавшей Тунис от возможной агрессии со стороны Италии. Местом дислокации новых частей стал город Бизерта. (Рис.13)

 

Рис.13 - Танки D1 во время парада в Алжире. 1938 год.

 

      Каждый батальон включал 45 боевых танков и один «радийный», т.е. радиотанк. Остальные 14 предполагалось использовать как источники запасных частей, однако даже этого количества оказалось недостаточно для поддержания всех D1 в технически надежном состоянии. Фактически, в течение двух предвоенных лет использовался только 21 танк, которые были приданы 5e Chasseurs (5-я кавалерийская егерская дивизия).

 Танкам D1 довелось сражаться в Шампани в июне 1940г. Решение о доставке танков D1 из Африки во Францию было принято, когда положение на фронте казалось ещё не столь катастрофичным. Французы откатывались назад, но в конце мая теплилась надежда на создание плотной обороны на ключевых участках и перегруппировки оставшихся сил. После проведения ревизии в Тунисе выяснилось, что боеспособными могут считаться только 43 танка D1, которые свели в 67-ой батальон (67е ВСС). 29 мая 1940г. 67е ВСС под командованием капитана Вальто (Valleteau) погрузился для отправки во Францию. 2 июня это подразделение разгрузилось в Марселе. (Рис.14)

 

Рис.14 – Танки 67-го танкового батальона во время переброски во Францию.

 

 На фронт батальон отправился 9 июня, когда фронт стал разваливаться на несколько очагов сопротивления. Два дня спустя он разгрузился в Сент-Мену в Шампани. Задачей батальона стало прикрытие отхода 5-го смешанного сенегальского пехотного полка и 6-й колониальной дивизии.

     Танки 67е ВСС вступили в бой днём 12 июня. (Рис.15)

 

Рис.15 – Танк D1 из состава 67-го танкового батальона выдвигается к линии фронта. Июнь 1940 года.

 

     В 15:50 2-я рота выдвинулась в сторону н/п Суэн (Souain), чтобы остановить продвижение немецких войск. В течение четырёх часов танки D1 воевали в одиночку против немецкой пехоты, обороняя Souain. Ситуация осложнялась тем, что у немцев в достатке имелись противотанковые пушки. Практически каждый танк получил по нескольку попаданий. Башни немцам пробить не удалось, но многие танкисты оказались посечены осколками разбитых стеклоблоков. Подобные повреждения получили 11 танков роты. 3-я рота, действовавшая в районе Souain, попала под огонь немецкой противотанковой артиллерии и потеряла 7 танков. На следующий день 1-я и 2-я роты прикрывали отход 6-й колониальной дивизии в районе Сент-Мену. Тогда же состоялась первая встреча танков D1 с немецкими танками 9 PzD (9-я танковая дивизия вермахта). В результате боестолкновения немцам пришлось отступить, правда, число танков во 2-й роте по итогам боёв сократилось до 4, и все они имели различные повреждения.  Последняя машина роты была потеряна на следующий день. В это же время, потеряла свои танки и 3-я рота, попавшая в засаду. Что касается 1-й роты, то она в основном теряла свои машины из-за технических неисправностей и отсутствия запчастей.

     В литературе встречается и несколько иное описание событий 12-13 июня 1940г. в районе Souain. 12 июня батальон принял первый бой с танковыми подразделениями 9 PzD (9-я танковая дивизия). После нескольких немецких атак удалось подбить четыре немецких танка. Затем танки D1 пошли в контратаку - французы надеялись проломить оборону противника и обратить его в бегство. Однако французские танки попали под фланговый огонь батареи 37-мм противотанковых пушек – семь танков D1 были немедленно выведены из строя. Откатившись назад, французы смогли сдержать ещё несколько контратак, подбив несколько вражеских танков, однако после известия о расстреле немцами всех чернокожих военнопленных сенегальскую дивизию начали отводить на юг. В ночь с 12 на 13 июня танковый батальон попал в засаду, потеряв оставшиеся машины. В ходе двухдневных боёв потери среди D1 составили 25 танков. (Рис.16)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/1-LightTanks/Renault-D1/D1_01.Tanks.jpg 

Рис.16 – Подбитые D1.

 

      В ночь с 15 на 16 июня два уцелевших D1 участвовали в отражении немецкой атаки, а на следующий день влились в состав 43-го танкового батальона, но по причине неисправностей эти танки были в составе 43 BCC очень недолго.

     Следует отметить, что морально устаревшие танки D1 в бою показали себя лучше, чем более современные французские легкие танки. Короткоствольная 47-мм пушка SA 34 танков D1 оказалась значительно более эффективной, чем даже длинноствольная 37-мм пушка SA 38, которая ставилась на более поздние французские танки. Для 47-мм пушки SA 34 броня немецких танков, достигавшая толщины 30 мм, не представляла особых проблем. По бронированию же D1 и лёгкие танки конца 1930-х годов оказались примерно равнозначными, однако башня D1, имея толщину катаной брони 40 мм (на 10 мм толще брони корпуса), не пробивалась немецкими противотанковыми и танковыми пушками.

     Немцам в более ли менее пригодном к эксплуатации состоянии попало 18 танков D1 (Рис.17), эти машины были переименованы в Panzerkampfwagen D1 732(f), но, похоже, немцы не использовали эти машины даже в учебных целях.

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/1-LightTanks/Renault-D2/D2_07.WW2.jpg 

Рис.17 – Подбитые и захваченные противником танки из 67 BCC, июнь 1940 года.

 

     Согласно подписанному акту о капитуляции, Франции разрешалось сохранить часть бронетанковых сил. Это касалось и танков D1, находившихся в Африке.

     Из 107 танков, оставшихся в Тунисе, 77 (или 82) машин после капитуляции Франции были предъявлены итальянской инспекционной комиссии. Пишут, что итальянцы разместили их на склады под своим контролем. Ещё 10 танков были в таком состоянии, что их за боевые единицы не посчитали. Оставшиеся 20 (или 18 танков) танков местное французское командование незаметно переместило в Алжир. Летом 1941 года, после нескольких попыток, французам удалось уговорить итальянцев разблокировать 62 танка D1, которые тоже направили в Алжир. Там их включили в состав нескольких полков RCA (Régiment de Chasseurs d'Afrique - «полк африканских охотников»), подчинявшихся кавалерии. 2-й RCA, дислоцировавшийся в Оране (Алжир), фактически являлся 65-м танковым батальоном. 4-й RCA дислоцировался в Тунисе, в его составе находилось 15 танков D1. По другим сведениям, 20 танков D1 попали во 2-й RCA, а 40 машин в 4-й RCA. Два танка предназначались для обучения личного состава. 5-й RCA, находившийся в Алжире, по официальным данным, имел 15 танков D1 - видимо, из числа спрятанных 20-ти танков D1. (Рис.18)

 

Рис.18 – D1 в руках вишистов.

 

     Через два с лишним года после боёв в Шампани танкам D1 пришлось снова повоевать, причем как против союзников, так и на их стороне.

 9 ноября 1942 года американцы начали операцию «Факел», в ходе которой высадились неподалёку от Орана. Одной из приоритетных целей для американских сил был аэродром Тафару. Здесь американский 601-й батальон истребителей танков, вооружённый 75-мм полугусеничными истребителями танков M3 GMC, вступил в бой с французскими танками D1 из 2-го RCA. 75-мм пушки M3 GMC могли поражать французские машины на запредельных для D1 дистанциях. Тем не менее, 601-й батальон потерял одну M3 GMC, кроме того, оказался потерян один легкий танк М3А1. Потери французов оказались значительными – 14 танков D1, фактически полная рота. Повреждённых машин D1 оказалось ещё больше.

Зимой 1943 года союзное командование передало наиболее боеспособные машины D1 (10 штук) в состав Brigade Legere Mecanique (легкой механизированной бригады), предварительно сняв с них демаскирующие антенны. В феврале 1943г. танки D1 были задействованы в боях в Кассеринском проходе, сумев даже подбить один Pz.IV, что было настоящим достижением. В марте 1943 года 2-й RCA имел в своем составе несколько Char D1 и Medium Tank M4A2, но вскоре от изношенных танков D1 избавились. (Рис.19)

 

Рис.19 - Матчасть 2-го RCA, март 1943 год.

 

     В сложной ситуации оказался 4-й RCA, находившийся в Тунисе. (Рис.20)

 

Рис.20 – Танк №1139 в Тунисе, 1943г.

 

     Хотя вишистская Франция находилась в состоянии нейтралитета, немцы из Африканского корпуса стали требовать перехода её войск под их управление, и в это же время на горизонте появились англичане, и 19 ноября 4-й RCA начал боевые действия против немцев. Обороняясь, французские подразделения стали постепенно отступать, тут им на помощь подоспели британские коммандос. Вплоть до февраля 1943 года 4-й RCA принимал участие в боевых действиях. Пришлось повоевать и 5-му RCA, который вёл боевые действия в гористых районах Туниса.

     К концу африканской кампании во французских частях осталось всего 10 танков D1, которые свели в охранное подразделение EPSM, подчинявшееся военно-морским силам. С марта 1943 года во французские полки начали поступать английские танки Valentine.

     На базе D1 был создан вариант Char Observatoire. В рамках плана модернизации армии от 1934 года была разработана и внедрена в жизнь концепция специализированного «танка наблюдения и связи» - Char Observatoire. Char Observatoire создавался для обеспечения более полного взаимодействия между танками и артиллерией. Предполагалось, что артиллерия получит бронемашины на шасси Renault YS, а танковые соединения будут использовать для этих целей радиофицированные танки командиров батальонов. Согласно программе радиофикации танков, принятой в 1925г. все командирские машины должны были оснащаться радиостанциями ER 29, причем командиры эскадронов должны были вдобавок получить ER 26ter, а танки высшего командного состава – ER 27.

     В начале 1937-го года силами мастерской 507e BCC (полком командовал тогда Шарль де Голль) танк D1 с номером 1016 был переделан в вариант Char Observatoire. На крыше корпуса вместо башни, со смещением на правый борт, устанавливалась неподвижная восьмигранная бронированная рубка. Внутри корпуса, по левому борту, находилась дополнительная «дальнобойная» радиостанция ER51. (Рис.21)

 

Рис.21 - Машина артиллерийских наблюдателей на базе танка D1, проходившая испытания в 507 RCC.

 

Единственный образец Char Observatoire пережил войну, после чего он был разобран.

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru