АМХ-38
Франция
Легкий по массе тяжелобронированный пехотный танк
масса |
13,5 т |
вооружение |
37-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой
установки |
130 л.с. |
проект |
1937-1938гг.,
АМХ |
выпускался |
1939г., АМХ 1 шт. опытный |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
Варианты развития
легкого типа
Попытки улучшить R-35 (Рис.1) неизбежно выводили на конструкции массой около 10 тонн, что, в конечном счете, обозначило необходимость создания нового тяжелобронированного пехотного танка массой 10 т.
Рис.1 - Renault R-35, легкий по
массе тяжелобронированный пехотный танк.
Предполагалось, что новая разработка заменит тяжелобронированные «шеститонники», полученные по спецификации 1933г.
Отправной точкой в создании нового типа лёгкого танка 10-тонного класса оказался танк FMC 36 (Рис.2), разработанный в рамках конкурса 1933г. на тяжелобронированный пехотный шеститонник.
Рис.2 - FMC 36.
Танк FMC 36 получился самым дорогим и тяжелым из участвовавших в конкурсе 1933г. – всего была построена сотня таких танков. Однако специалисты заметили несколько многообещающих решений. Первое заключалось в дизельном двигателе, более экономичном и подходящем для использования в танке. Второе преимущество виделось в том, что машина имела корпус из катаных листов, собираемых при помощи сварки - прочие французские танки имели литые корпуса и башни, собиравшиеся на болтах и гужонах. Третье решение – расположение бронелистов под углом 45°, почти вдвое увеличивало защиту без увеличения толщины брони. В июне 1937г. испытания обстрелом ближайшего конкурента FMC 36 – танка R 35 продемонстрировали, насколько велика была разница между сварными и литыми деталями. Оказалось, что 40-мм литая броня R 35, которая должна была гарантированно защищать танк от огня 25-мм пушки на деле не обеспечивала должной защиты - из 22 снарядов калибра 25 мм, выпущенных на дистанциях от 0 до 1000 метров, 13 смогли пробить броню. Ещё хуже обстояло дело с обстрелом из 37-мм пушки – 14 пробитий из 18 выстрелов!
Работы по танку 10-тонного класса стартовали в июле 1937г. на предприятии АМХ (национализированное с 1936г. танковое предприятие Renault в Исси-ле-Мулино) под руководством инженера Жозефа Молинье. 26 марта 1938г. был представлен чертеж 0-130, названный «проект лёгкого танка с задним расположением двигателя». (Рис.3)
Рис.3 – Эскизный чертеж легкого танка АМХ от 26 марта 1938г.
Рис.4 – Чертеж Char léger AMX 1938.
На близость нового проекта к FMC 36 указывают требования применения на танке 100-сильного дизельного двигателя CLM LC 4 (Рис.5) разработки компании Compagnie Lilloise de Moteurs (CLM), подконтрольной концерну Peugeot, использованию катаной брони толщиной до 40 мм для создания сварного корпуса и прорисованная на чертеже башня Tourelle FCM.
Рис.5 - Дизельный
мотор CLM LC 4, рядный 4-цилиндровый
мотор, пиковая мощность выдавалась при 1500 об/мин.
Рис.6 – Проекции корпуса AMX 1938.
Для увеличения ширины преодолеваемых горизонтальных препятствий
длина машины была увеличена - полная длина корпуса по состоянию на июнь 1938 года составляла 5034
мм, что на 80 см больше, чем длина R 35, и на 55 см больше длины FCM 36.
Результатом стало увеличение боевой массы с 10 до 13 тонн. Тем не менее, за
счёт более мощного мотора удельная мощность AMX-38
(7,7 л.с на тонну) должна была превзойти этот показатель у FCM 36 (7,4 л.с. на тонну).
АМХ получал
оригинальную ходовую часть. При проектировании ходовой АМХ инженеры
оттолкнулись от конструкции ходовой на танках D1-D2. На борт 15 катков малого
диаметра - 14 катков сблокированы попарно в 7 тележек, один независимый каток с
индивидуальной амортизацией, четыре поддерживающих ролика, заднее ведущее и
переднее направляющее колеса. Упругие элементы
(пружины) в подвеске AMX-38 также
располагались вертикально, но уже не по центру, а в двух свечах, соединённых
между собой сверху «коромыслом», которое по центру крепилось к корпусу. К
каждой такой свече крепилась тележка с двумя катками диаметром 218 мм. (Рис.7)
Благодаря
большому числу катков малого диаметра (15 штук), обеспечивалась максимальная
площадь контакта, у подвески был большой ход, что очень важно при движении по
пересечённой местности - получалась боевая машина с прекрасными показателями по
плавности хода, что важно, например, при стрельбе во время движения.
В
ноябре 1938г. инженеры BE-AMX разработали собственную башню, взяв конструкцию
Tourelle FCM за основу. Необходимость такой меры была вызвана тем, что башня
Tourelle FCM, как показали испытания, не годилась для установки перспективной
длинноствольной 37-мм пушки SA 38 - при стрельбе из
этого орудия сварные швы Tourelle FCM начинали трескаться. Башня AMX также
имела сварную конструкцию, но получилась заметно проще, чем предшественница. Как
и башня FCM 36, башня AMX из-за рациональных углов наклона бронелистов
получилась узкой, при этом лобовой лист башни был установлен практически под
прямым углом. Количество смотровых приборов в бортах башни сократилось до трёх,
но вместо смотровой башенки в крыше был установлен перископический прибор,
разработанный польским конструктором Рудольфом Гундляхом. Перископ Гундляха имел
очень удачную конструкцию и позволял легко менять повреждённые призмы прямо во
время боя. (Рис.8)
Рис.8 – Башня BE-AMX, на чертеже прорисована короткоствольная 37-мм пушка SA 18.
В таком виде проект просуществовал до
конца 1938 года. В конце 1938 года французское пехотное командование пришло к
выводу, что удельная мощность принятых на вооружение лёгких танков
недостаточна. В результате появилось требование: удельная мощность
проектируемых боевых машин должна была составлять не менее 10 л.с. на тонну.
Двигатель LC 4 становился непригодным
для использования на AMX-38, на смену ему
выбрали 4-цилиндровый 130-сильный дизель фирмы Ateliers de Construction
Mecanique l'Aster (Aster), имевшей большой опыт в разработке двигателей,
включая 500-сильные, которые планировалось ставить на тяжёлые танки. Выхлопная
труба с массивным глушителем была выведена на левый борт. На танке применили
коробку передач типа Wilson-Talbot. (Рис.9)
Рис.9 – Схема трансмиссии АМХ-38.
Первый опытный образец AMX-38, получивший регистрационный номер W 0231, был изготовлен весной 1939 года. (Рис.10)
Рис.10 – Опытный АМХ-38.
Заметно, что опытный
образец получил длинноствольную 37-мм пушку SA 38 (имелся также и 7,5-мм
пулемет
МАС 31). От других
французских легких танков того времени АМХ-38
отличался конструкцией люка водителя. Как правило, люк водителя имел три
створки, на AMX-38 люк
состоял из одной секции – это повышало снарядостойкость люка. В люке имела
специальная секция, открывавшаяся в походном положении. Несмотря на то, что
танк получился довольно длинным, его создатели установили в его кормовой части
«хвост», помогавший при преодолении особенно широких траншей и рвов. Масса машины составила
13,5 тонн. Габариты: длина – 5034 мм, ширина – 1930 мм, высота – 2270 мм. Бронирование:
лоб корпуса, борт корпуса, башня - 40 мм, корма корпуса — 20 мм, крыша — 20 мм
(?). Экипаж танка состоял только из двух человек — водителя и командира, который
одновременно выполнял функции наводчика и заряжающего.
Тестирование танка АМХ-38
проводилось в испытательном центре Сатори южнее Версаля. На испытаниях AMX-38 развил максимальную скорость 25 км/ч. Запас
хода составил 250 км. С установленным «хвостом» машина преодолевала траншеи
шириной 2 метра.
В августе 1939г. инспектор бронетанковых
войск генерал Луи Келлер (Louis-Marie-Joseph-Ferdinand Keller) сформулировал
новые требования для пехотного танка, которые ставили крест на AMX-38 в его тогдашнем виде.