АМХ-38

 

 

AMX 38 Легкий танк поддержки пехоты

АМХ-38

Франция

Легкий по массе тяжелобронированный пехотный танк

масса

13,5 т

вооружение

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

130 л.с.

проект

1937-1938гг., АМХ

выпускался

1939г., АМХ

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

     Попытки улучшить R-35 (Рис.1) неизбежно выводили на конструкции массой около 10 тонн, что, в конечном счете, обозначило необходимость создания нового тяжелобронированного пехотного танка массой 10 т.

 

Рис.1 - Renault R-35, легкий по массе тяжелобронированный пехотный танк.

 

     Предполагалось, что новая разработка заменит тяжелобронированные «шеститонники», полученные по спецификации 1933г.

    Отправной точкой в создании нового типа лёгкого танка 10-тонного класса оказался танк FMC 36 (Рис.2), разработанный в рамках конкурса 1933г. на тяжелобронированный пехотный шеститонник.

 

Рис.2 - FMC 36.

 

     Танк FMC 36 получился самым дорогим и тяжелым из участвовавших в конкурсе 1933г. – всего была построена сотня таких танков. Однако специалисты заметили несколько многообещающих решений. Первое заключалось в дизельном двигателе, более экономичном и подходящем для использования в танке. Второе преимущество виделось в том, что машина имела корпус из катаных листов, собираемых при помощи сварки - прочие французские танки имели литые корпуса и башни, собиравшиеся на болтах и гужонах. Третье решение – расположение бронелистов под углом 45°, почти вдвое увеличивало защиту без увеличения толщины брони. В июне 1937г. испытания обстрелом ближайшего конкурента FMC 36 танка R 35 продемонстрировали, насколько велика была разница между сварными и литыми деталями. Оказалось, что 40-мм литая броня R 35, которая должна была гарантированно защищать танк от огня 25-мм пушки на деле не обеспечивала должной защиты -  из 22 снарядов калибра 25 мм, выпущенных на дистанциях от 0 до 1000 метров, 13 смогли пробить броню. Ещё хуже обстояло дело с обстрелом из 37-мм пушки – 14 пробитий из 18 выстрелов!

    Работы по танку 10-тонного класса стартовали в июле 1937г. на предприятии АМХ (национализированное с 1936г. танковое предприятие Renault в Исси-ле-Мулино) под руководством инженера Жозефа Молинье. 26 марта 1938г. был представлен чертеж 0-130, названный «проект лёгкого танка с задним расположением двигателя». (Рис.3)

 

Рис.3 – Эскизный чертеж легкого танка АМХ от 26 марта 1938г.

 

     На эскизном проекте прорисован двухместный танк с задним расположением двигателя и трансмиссии, с ходовой частью, имевшей 15 опорных катков малого диаметра и с башней APX-R.

     13 июня 1938г. появляется следующий чертёж 0-155, который обозначается более определенно - Char léger AMX 1938. (Рис.4)

 

Рис.4 – Чертеж Char léger AMX 1938.

 

   На близость нового проекта к FMC 36 указывают требования применения на танке 100-сильного дизельного двигателя CLM LC 4 (Рис.5) разработки компании Compagnie Lilloise de Moteurs (CLM), подконтрольной концерну Peugeot, использованию катаной брони толщиной до 40 мм для создания сварного корпуса и прорисованная на чертеже башня Tourelle FCM.

 

Рис.5 - Дизельный мотор CLM LC 4, рядный 4-цилиндровый мотор, пиковая мощность выдавалась при 1500 об/мин.

 

     Правда, от использования рациональных углов наклона броневых листов по периметру корпуса инженеры AMX отказались. Борта имели наклон только в районе установки башни, а на моторно-трансмиссионном отделении они оставались под прямым углом. Лобовой лист корпуса предполагалось делать единой гнутой деталью, гнутым делался и кормовой лист – пишут, что эти элементы предполагалось выполнять литыми. (Рис.6)

 

Рис.6 – Проекции корпуса AMX 1938.

 

     Для увеличения ширины преодолеваемых горизонтальных препятствий длина машины была увеличена - полная длина корпуса по состоянию на июнь 1938 года составляла 5034 мм, что на 80 см больше, чем длина R 35, и на 55 см больше длины FCM 36. Результатом стало увеличение боевой массы с 10 до 13 тонн. Тем не менее, за счёт более мощного мотора удельная мощность AMX-38 (7,7 л.с на тонну) должна была превзойти этот показатель у FCM 36 (7,4 л.с. на тонну). АМХ получал оригинальную ходовую часть. При проектировании ходовой АМХ инженеры оттолкнулись от конструкции ходовой на танках D1-D2. На борт 15 катков малого диаметра - 14 катков сблокированы попарно в 7 тележек, один независимый каток с индивидуальной амортизацией, четыре поддерживающих ролика, заднее ведущее и переднее направляющее колеса. Упругие элементы (пружины) в подвеске AMX-38 также располагались вертикально, но уже не по центру, а в двух свечах, соединённых между собой сверху «коромыслом», которое по центру крепилось к корпусу. К каждой такой свече крепилась тележка с двумя катками диаметром 218 мм. (Рис.7)

 

Рис.7 – Ходовая часть АМХ.

 

     Благодаря большому числу катков малого диаметра (15 штук), обеспечивалась максимальная площадь контакта, у подвески был большой ход, что очень важно при движении по пересечённой местности - получалась боевая машина с прекрасными показателями по плавности хода, что важно, например, при стрельбе во время движения.

     В ноябре 1938г. инженеры BE-AMX разработали собственную башню, взяв конструкцию Tourelle FCM за основу. Необходимость такой меры была вызвана тем, что башня Tourelle FCM, как показали испытания, не годилась для установки перспективной длинноствольной 37-мм пушки SA 38 - при стрельбе из этого орудия сварные швы Tourelle FCM начинали трескаться. Башня AMX также имела сварную конструкцию, но получилась заметно проще, чем предшественница. Как и башня FCM 36, башня AMX из-за рациональных углов наклона бронелистов получилась узкой, при этом лобовой лист башни был установлен практически под прямым углом. Количество смотровых приборов в бортах башни сократилось до трёх, но вместо смотровой башенки в крыше был установлен перископический прибор, разработанный польским конструктором Рудольфом Гундляхом. Перископ Гундляха имел очень удачную конструкцию и позволял легко менять повреждённые призмы прямо во время боя. (Рис.8)

 

Рис.8 – Башня BE-AMX, на чертеже прорисована короткоствольная 37-мм пушка SA 18.

 

     В таком виде проект просуществовал до конца 1938 года. В конце 1938 года французское пехотное командование пришло к выводу, что удельная мощность принятых на вооружение лёгких танков недостаточна. В результате появилось требование: удельная мощность проектируемых боевых машин должна была составлять не менее 10 л.с. на тонну. Двигатель LC 4 становился непригодным для использования на AMX-38, на смену ему выбрали 4-цилиндровый 130-сильный дизель фирмы Ateliers de Construction Mecanique l'Aster (Aster), имевшей большой опыт в разработке двигателей, включая 500-сильные, которые планировалось ставить на тяжёлые танки. Выхлопная труба с массивным глушителем была выведена на левый борт. На танке применили коробку передач типа Wilson-Talbot. (Рис.9)

 

Рис.9 – Схема трансмиссии АМХ-38.

 

    Первый опытный образец AMX-38, получивший регистрационный номер W 0231, был изготовлен весной 1939 года. (Рис.10)

 

Рис.10 – Опытный АМХ-38.

 

   Заметно, что опытный образец получил длинноствольную 37-мм пушку SA 38 (имелся также и 7,5-мм пулемет МАС 31). От других французских легких танков того времени АМХ-38 отличался конструкцией люка водителя. Как правило, люк водителя имел три створки, на AMX-38 люк состоял из одной секции – это повышало снарядостойкость люка. В люке имела специальная секция, открывавшаяся в походном положении. Несмотря на то, что танк получился довольно длинным, его создатели установили в его кормовой части «хвост», помогавший при преодолении особенно широких траншей и рвов.  Масса машины составила 13,5 тонн. Габариты: длина – 5034 мм, ширина – 1930 мм, высота – 2270 мм. Бронирование: лоб корпуса, борт корпуса, башня - 40 мм, корма корпуса — 20 мм, крыша — 20 мм (?). Экипаж танка состоял только из двух человек — водителя и командира, который одновременно выполнял функции наводчика и заряжающего.

    Тестирование танка АМХ-38 проводилось в испытательном центре Сатори южнее Версаля. На испытаниях AMX-38 развил максимальную скорость 25 км/ч. Запас хода составил 250 км. С установленным «хвостом» машина преодолевала траншеи шириной 2 метра.

    В августе 1939г. инспектор бронетанковых войск генерал Луи Келлер (Louis-Marie-Joseph-Ferdinand Keller) сформулировал новые требования для пехотного танка, которые ставили крест на AMX-38 в его тогдашнем виде.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru