АМС 35 Renault ACG1
АМС 35 Renault ACG1
Франция
Средний по массе кавалерийский танк
14,5 т |
|
вооружение |
47-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
180 л.с. |
проект |
1935г., Renault |
выпускался |
1936-1939/40гг., Renault 47/50 шт. |
Основная статья:Французское танкостроение 1930-1938гг.
Спецификация на АМС от 26 июня 1934г.,
согласно которой танк АМС (Automitrailleuse de combat - боевые бронеавтомобили,
машины поддержки) должен иметь противоснарядное бронирование, пушечное
вооружение и развивать скорость до 50 км/ч, оказалось неприятным сюрпризом для
фирмы Renault, которая казалось,
застолбила тему своим изделием АМС 34 Renault YR. (Рис.1)
Рис.1 - АМС
34 Renault YR.
Создать танк с 40-мм бронированием на
текущей конструктивной базе было нереально, поэтому на Renault решили разработать вариант – АМС 35 или Renault ACG1 с 25-мм бронированием. Вместо малоэффективной
короткоствольной 37-мм пушки предполагалось оснащать танк 25-мм пушкой SARF и
спаренным с ней 7,5-мм пулеметом Reibel, которые устанавливались в новой
двухместной (-?) башне АРХ2. Чтобы добиться требуемой скорости в 50 км/ч на
ACG1 решили установить четырехцилиндровый 180-сильный двигатель Renault. Такие
доработки предполагали увеличение нагрузки на ходовую часть, поэтому за основу
взяли ходовую часть от Renault ZM
(R-35) c пятью опорными катками, четыре из которых были сблокированы по два
в две тележки, а передний каток оставался независимым, но в отличие от Renault ZM (R-35) в ходовой части использовали не три поддерживающих ролика, а
пять. (Рис.2)
Рис.2 – Схемы узлов танка Renault ACG1.
Первый опытный образец АМС 35 был получен
к концу февраля 1936г. и поступил на ходовые испытания 6 марта. (Рис.3)
Рис.3 - АМС 35 Renault с 25-мм пушкой.
Масса машины составила 14500 кг – машина
перешагнула в средний класс. Габариты: длина – 4432 (4550) мм, ширина – 2055
(2200) мм, высота – 2280 (2300) мм. Бронирование: корпус, башня – 25 мм, крыша
(башни?) – 10 мм. Экипаж 3 чел. Двигатель Renault, бензиновый, 4-цилиндровый,
мощностью 180 л.с., ёмкость топливного бака 300 литров. Трансмиссия
механического типа. Ходовая часть (на один борт) пять обрезиненных катков, пять
поддерживающих роликов, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, подвеска
«ножничного» типа — на маятниках с поперечными рессорами, мелкозвенчатая
гусеница со стальными траками.
В ходе проведения всесторонних испытаний, завершившихся 27 ноября, машина показала максимальную скорость 42 км/ч, запас хода по шоссе 161-200 км. Преодолеваемые препятствия: уклон 50%, высота стенки 0,5 м, глубина брода 1 м, ширина рва 2 м. Было выявлено много технических дефектов и недоработок, препятствовавших нормальной эксплуатации ACG1 в армейских подразделениях (например, в некоторых источниках сообщают, что танк имел большой расход топлива, на пересеченной местности запаса хода хватало на три четверти часа!), но потребность в такой машине была велика, и армия выдала заказ на 17 серийных экземпляров. Официально танк ACG1 был принят на вооружение кавалерийских частей 1 ноября 1938г. Изменения вносились уже по ходу строительства. 25-мм пушка была сразу заменена на 47-мм танковое орудие SA 35 L/28 (по другим данным, SA35 L/32), обладавшим неплохими показателями бронепробиваемости. (Рис.4)
Рис.4 - 47-мм пушка SA 35
в башне АРХ2.
Его бронебойный снаряд (AP Shot Mle 1935),
имея начальную скорость 700 м/с, с дистанции 400 метров мог пробить 40-мм лист
брони. Таким образом, в окончательном варианте вооружение танка состояло из
одной 47-мм пушка SA35 L/28 и спаренного с пушкой 7,5-мм пулемета Reibel или
7,65-мм пулемета Hotchkiss. Общий боекомплект, по одним данным, составлял 120
выстрелов и 5250 патронов, по другим - 50 снарядов и 2500 патронов. (Рис.5)
Рис.5 - ACG1 с 47-мм пушкой.
Незадолго до войны один из серийных танков
в экспериментальных целях переоборудовали, оснастив его 75-мм противотанковой
пушкой.
Встречается информация, что заказ на эти танки составлял 100 штук. В течение 1938-1939гг. было построено всего 50 (по другим данным — 47) танков ACG1, из них 35 танков для французской армии и 12 (или 15) на экспорт для Бельгии. Барятинский транслирует такую динамику производства танков AMC 35. К марту 1939 г. было изготовлено 17 танков (из них 12 под бельгийский заказ), к началу Второй мировой войны – 22, в сентябре 1939г. собрали 3 танка, 9 – в октябре, 8 – в ноябре, 3 в декабре (причем, эти три, как будто, передали бельгийцам) и последние 5 машин выпустили в январе 1940г.
16 машин этого типа поступили в единственный французский бронекавалерийский батальон, сформированный в марте 1939г. Остальные французские машины распределили по разведывательным подразделениям кавалерийских дивизий, где они определялись в резерв.
С началом активных боевых действий танки
стали подтягивать ближе к фронту и передавать в боевые части. 15 мая, после
немецкого прорыва под Седаном, двенадцать ACG1 были направлены в распоряжение
11-й кавалерийской группе (11e Groupement de Cavalerie). В дальнейшем, когда
начали комплектоваться пять новых механизированных корпусов, в их состав планировали
передать оставшуюся часть ACG1, но к 25 июня они получили только 12 машин этого
типа. Успевшие попасть на фронт танки приняли участие в сражение между реками
Сена и Луара, где большая их часть была потеряна при различных обстоятельствах.
(Рис.6)
Рис.6 – Потерянные при разных обстоятельствах танки Renault ACG1.
В 1936г. бельгийцы заказали 12 шасси
танков ACG1 под закупленные ранее башни АРХ-2. Первые танки (без башен) начали
прибывать на сборочный завод близ Гента летом 1937г. В августе того же года
первый собранный танк с установленной на него башней АРХ2 был предъявлен на
испытания, которые проводили Арденнские егеря (“Chasseurs ardennais”). (Рис.7)
Рис.7 – Указывают, что на
фото изображен танк ACG1, который проходит
испытания в Бельгии.
Бельгийские танкисты остались невысокого
мнения об ACG1 - посчитали, что французский танк имел низкую проходимость по
пересеченной местности и особенно по мягкому грунту. (Рис.8)
Рис.8 – Пожалуй, это фото свидетельствует об обратном.
Скорее, по политическим мотивам, чем по
техническим способностям ACG1 бельгийцы, получив к концу 1937г. последний ACG1,
оставили ржаветь шасси танков под открытым небом на дворе сборочного завода. В
ходе сентябрьской мобилизации 1939г. о машинах вспомнили. Восстановить удалось
восемь машин, ещё два танка были демонтированы чтобы обеспечить остальных
запасными частями. На бельгийские ACG1 была установлена двухместная башня
АРХ-2В, сборка которой производилась при помощи сварки и клёпки. Вооружался
одной танк 47-мм пушкой SA Mle 1935, имевшей лучшие показатели
бронепробиваемости, чем бельгийская FRC (из некоторых источников можно понять,
что танки вооружались бельгийской 47-мм пушкой FRC). Пишут, что бельгийцы устанавливали
пулемет не в специальной установке, а в вырезе, который прикрывался бронещитом.
(Рис.9)
Рис.3 – Бельгийские ACG1.
Рис.10 - “Autoblindees de Corps de Cavalerie”.
За 18 дней боёв с немцами четыре бельгийских танка ACG1 были
подбиты 37-мм противотанковыми пушками Раk 35\36 L/45, два вышли из строя по
технических причинам, и последние две машины были захвачены немцами в качестве
трофеев после оккупации Бельгии.
Уцелевшие французские
и бельгийские танки типа Renault ACG1 немцами были
отремонтированы. Французским машинам присвоили обозначение PzKpfw AMC 738 (f),
а бельгийским - Panzerkampfwagen AMC 738(b). Танки поступали в учебные
подразделения. (Рис.11)
Рис.11 – Что только ни
встретится на дорогах Бельгии и Франции.
На базе Renault ACG1 разрабатывалась
кавалерийская САУ. 25 ноября 1934г. военные подготовили спецификацию на 75-мм
САУ для кавалерии. К 15 марта 1935 года специалисты Renault подготовили первые
материалы по машине, получившей обозначение Renault ACG 2 - вел работы капитан
Девенн. На шасси ACG1 вместо башни монтировалась большая рубку, в носовой части
которой со смещением вправо устанавливалось 75-мм орудие SA 35. Установка
позволяла наводить пушку не только в вертикальной, но и в горизонтальной
плоскости. Машина была построена, но вооружения не получила – кавалерия к тому
времени разочаровалась в шасси АМС 35, и работы по САУ Renault ACG 2 были
прекращены. Позже машину переделали в постановщик дымовых завес с девятнадцатью
контейнерами, содержащими 165-литровые баки с жидкостью для дымопуска, но и от
этого проекта отказались. (Рис.12)
Рис.12 - Renault ACG 2 в виде постановщика дымовых завес.