АМС 35 Renault ACG1

 

 

АМС 35 Renault ACG1

Франция

Средний по массе кавалерийский танк

масса

14,5 т

вооружение

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

180 л.с.

проект

1935г., Renault

выпускался

1936-1939/40гг., Renault

47/50 шт.

 

 

Основная статья:Французское танкостроение 1930-1938гг.

Многоликий средний, часть 2

 

 

     Спецификация на АМС от 26 июня 1934г., согласно которой танк АМС (Automitrailleuse de combat - боевые бронеавтомобили, машины поддержки) должен иметь противоснарядное бронирование, пушечное вооружение и развивать скорость до 50 км/ч, оказалось неприятным сюрпризом для фирмы Renault, которая казалось, застолбила тему своим изделием АМС 34 Renault YR. (Рис.1)

 

Рис.1 - АМС 34 Renault YR.

 

     Создать танк с 40-мм бронированием на текущей конструктивной базе было нереально, поэтому на Renault решили разработать вариант – АМС 35 или Renault ACG1 с 25-мм бронированием. Вместо малоэффективной короткоствольной 37-мм пушки предполагалось оснащать танк 25-мм пушкой SARF и спаренным с ней 7,5-мм пулеметом Reibel, которые устанавливались в новой двухместной (-?) башне АРХ2. Чтобы добиться требуемой скорости в 50 км/ч на ACG1 решили установить четырехцилиндровый 180-сильный двигатель Renault. Такие доработки предполагали увеличение нагрузки на ходовую часть, поэтому за основу взяли ходовую часть от Renault ZM (R-35) c пятью опорными катками, четыре из которых были сблокированы по два в две тележки, а передний каток оставался независимым, но в отличие от Renault ZM (R-35) в ходовой части использовали не три поддерживающих ролика, а пять. (Рис.2)

 

Рис.2 – Схемы узлов танка Renault ACG1.

 

      Первый опытный образец АМС 35 был получен к концу февраля 1936г. и поступил на ходовые испытания 6 марта. (Рис.3)

 

Рис.3 - АМС 35 Renault с 25-мм пушкой.

 

    Масса машины составила 14500 кг – машина перешагнула в средний класс. Габариты: длина – 4432 (4550) мм, ширина – 2055 (2200) мм, высота – 2280 (2300) мм. Бронирование: корпус, башня – 25 мм, крыша (башни?) – 10 мм. Экипаж 3 чел. Двигатель Renault, бензиновый, 4-цилиндровый, мощностью 180 л.с., ёмкость топливного бака 300 литров. Трансмиссия механического типа. Ходовая часть (на один борт) пять обрезиненных катков, пять поддерживающих роликов, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, подвеска «ножничного» типа — на маятниках с поперечными рессорами, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками.

     В ходе проведения всесторонних испытаний, завершившихся 27 ноября, машина показала максимальную скорость 42 км/ч, запас хода по шоссе 161-200 км. Преодолеваемые препятствия: уклон 50%, высота стенки 0,5 м, глубина брода 1 м, ширина рва 2 м. Было выявлено много технических дефектов и недоработок, препятствовавших нормальной эксплуатации ACG1 в армейских подразделениях (например, в некоторых источниках сообщают, что танк имел большой расход топлива, на пересеченной местности запаса хода хватало на три четверти часа!), но потребность в такой машине была велика, и армия выдала заказ на 17 серийных экземпляров. Официально танк ACG1 был принят на вооружение кавалерийских частей 1 ноября 1938г. Изменения вносились уже по ходу строительства. 25-мм пушка была сразу заменена на 47-мм танковое орудие SA 35 L/28 (по другим данным, SA35 L/32), обладавшим неплохими показателями бронепробиваемости. (Рис.4)

 

Рис.4 - 47-мм пушка SA 35 в башне АРХ2.

 

     Его бронебойный снаряд (AP Shot Mle 1935), имея начальную скорость 700 м/с, с дистанции 400 метров мог пробить 40-мм лист брони. Таким образом, в окончательном варианте вооружение танка состояло из одной 47-мм пушка SA35 L/28 и спаренного с пушкой 7,5-мм пулемета Reibel или 7,65-мм пулемета Hotchkiss. Общий боекомплект, по одним данным, составлял 120 выстрелов и 5250 патронов, по другим - 50 снарядов и 2500 патронов. (Рис.5)

 

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/05-AMC/AMC-35/p5.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/05-AMC/AMC-35/p2.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/05-AMC/AMC-35/p6.jpg

Рис.5 - ACG1 с 47-мм пушкой.

 

    Незадолго до войны один из серийных танков в экспериментальных целях переоборудовали, оснастив его 75-мм противотанковой пушкой.

    Встречается информация, что заказ на эти танки составлял 100 штук. В течение 1938-1939гг. было построено всего 50 (по другим данным — 47) танков ACG1, из них 35 танков для французской армии и 12 (или 15) на экспорт для Бельгии. Барятинский транслирует такую динамику производства танков AMC 35. К марту 1939 г. было изготовлено 17 танков (из них 12 под бельгийский заказ), к началу Второй мировой войны – 22, в сентябре 1939г. собрали 3 танка, 9 – в октябре, 8 – в ноябре, 3 в декабре (причем, эти три, как будто, передали бельгийцам) и последние 5 машин выпустили в январе 1940г.

    16 машин этого типа поступили в единственный французский бронекавалерийский батальон, сформированный в марте 1939г. Остальные французские машины распределили по разведывательным подразделениям кавалерийских дивизий, где они определялись в резерв.

    С началом активных боевых действий танки стали подтягивать ближе к фронту и передавать в боевые части. 15 мая, после немецкого прорыва под Седаном, двенадцать ACG1 были направлены в распоряжение 11-й кавалерийской группе (11e Groupement de Cavalerie). В дальнейшем, когда начали комплектоваться пять новых механизированных корпусов, в их состав планировали передать оставшуюся часть ACG1, но к 25 июня они получили только 12 машин этого типа. Успевшие попасть на фронт танки приняли участие в сражение между реками Сена и Луара, где большая их часть была потеряна при различных обстоятельствах. (Рис.6)

 

 

 

 

Рис.6 – Потерянные при разных обстоятельствах танки Renault ACG1.

 

     В 1936г. бельгийцы заказали 12 шасси танков ACG1 под закупленные ранее башни АРХ-2. Первые танки (без башен) начали прибывать на сборочный завод близ Гента летом 1937г. В августе того же года первый собранный танк с установленной на него башней АРХ2 был предъявлен на испытания, которые проводили Арденнские егеря (“Chasseurs ardennais”). (Рис.7)

 

 

Рис.7 – Указывают, что на фото изображен танк ACG1, который проходит испытания в Бельгии.

 

     Бельгийские танкисты остались невысокого мнения об ACG1 - посчитали, что французский танк имел низкую проходимость по пересеченной местности и особенно по мягкому грунту. (Рис.8)

 

Рис.8 – Пожалуй, это фото свидетельствует об обратном.

 

    Скорее, по политическим мотивам, чем по техническим способностям ACG1 бельгийцы, получив к концу 1937г. последний ACG1, оставили ржаветь шасси танков под открытым небом на дворе сборочного завода. В ходе сентябрьской мобилизации 1939г. о машинах вспомнили. Восстановить удалось восемь машин, ещё два танка были демонтированы чтобы обеспечить остальных запасными частями. На бельгийские ACG1 была установлена двухместная башня АРХ-2В, сборка которой производилась при помощи сварки и клёпки. Вооружался одной танк 47-мм пушкой SA Mle 1935, имевшей лучшие показатели бронепробиваемости, чем бельгийская FRC (из некоторых источников можно понять, что танки вооружались бельгийской 47-мм пушкой FRC). Пишут, что бельгийцы устанавливали пулемет не в специальной установке, а в вырезе, который прикрывался бронещитом. (Рис.9)

 

Рис.3 – Бельгийские ACG1.

 

    Перед 10 мая 1940г. все 8 танков были сведены в бронетанковое соединение, включавшее в себя два отделения по четыре машины. Именно в этот день ACG1 были переименованы в АВСС (“Autoblindees de Corps de Cavalerie”) – бронемашины кавалерийского корпуса. (Рис.10)

 

Рис.10 - “Autoblindees de Corps de Cavalerie”.

 

     За 18 дней боёв с немцами четыре бельгийских танка ACG1 были подбиты 37-мм противотанковыми пушками Раk 35\36 L/45, два вышли из строя по технических причинам, и последние две машины были захвачены немцами в качестве трофеев после оккупации Бельгии.

    Уцелевшие французские и бельгийские танки типа Renault ACG1 немцами были отремонтированы. Французским машинам присвоили обозначение PzKpfw AMC 738 (f), а бельгийским - Panzerkampfwagen AMC 738(b). Танки поступали в учебные подразделения. (Рис.11)

 

Рис.11 – Что только ни встретится на дорогах Бельгии и Франции.

 

    На базе Renault ACG1 разрабатывалась кавалерийская САУ. 25 ноября 1934г. военные подготовили спецификацию на 75-мм САУ для кавалерии. К 15 марта 1935 года специалисты Renault подготовили первые материалы по машине, получившей обозначение Renault ACG 2 - вел работы капитан Девенн. На шасси ACG1 вместо башни монтировалась большая рубку, в носовой части которой со смещением вправо устанавливалось 75-мм орудие SA 35. Установка позволяла наводить пушку не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости. Машина была построена, но вооружения не получила – кавалерия к тому времени разочаровалась в шасси АМС 35, и работы по САУ Renault ACG 2 были прекращены. Позже машину переделали в постановщик дымовых завес с девятнадцатью контейнерами, содержащими 165-литровые баки с жидкостью для дымопуска, но и от этого проекта отказались. (Рис.12)

 

Рис.12 - Renault ACG 2 в виде постановщика дымовых завес.

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru