АМС 34 Renault YR

 

 

АМС 34 Renault YR

Франция

Легкий по массе кавалерийский танк

масса

10,8/9,7 т

вооружение

25-мм орудие

1 пулемет

или

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2/3 чел.

мощность силовой установки

120 л.с.

выпускался

1935-1936гг., Renault

12 шт. 

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

 

     В сентябре 1933 года фирма Renault предъявила новое шасси Renault YR. Образец получил корпус из конструкционной стали, но не имел башни.  (Рис.1)

 

Рис.1 – Опытное шасси YR.

 

    На танке, точнее, еще на шасси устанавливался карбюраторный двигатель Renault V12 мощностью 120 л.с. – по другим данным, автомобильный мотор Renault 32 CV объемом 7,1 литр и мощностью 120 лошадиных сил. Двухместную башню проектировали на фирме AVIS. По идее, в башне устанавливались спаренные пушка и пулемет, причем орудия имели подвижность в горизонтальной плоскости -заряжающий/командир вел огонь из спаренного пулемета, а наводчик из орудия. Однако башня никак не удавалась, и 30 сентября 1933 машина ушла на испытания без башни. Впоследствии от башни AVIS вовсе отказались, доверив дальнейшие работы по башне фирме APX - башня APX предполагалась с большим диаметром погона (1395 мм), нежели разработка AVIS. На машине же сначала появился массогабаритный макет башни (Рис.2), а позже на нее поставили башню от танка Renault FT-18 с 37-мм пушкой SA 18. (Рис.3)

 

Рис.2 – YR с макетом двухместной башни от AVIS.

 

http://www.renaultoloog.nl/oorlog_amc_34.jpg

Рис.3 – Прототип Renault YR.

 

    С башней от Renault FT экипаж составлял 2 чел.

    Несмотря на подросшую до 10 тонн массу, на испытаниях танк на шоссе разогнался до 40 км/ч. С полным баком горючего на 220 литров танк имел запас хода по шоссе 200 км.  Преодолеваемые препятствия: угол подъема 28°, ширина рва 1,2 м, глубина брода 1 м.

    Кавалерия 10 января 1934г. согласилась принять АМС 34YR (полное название Automitrailleuse de combat Renault Mle.1934 type YR) на вооружение, но с условием появления на машине новой башни с пушечно-пулеметным вооружением. 9 марта 1934г. последовал заказ на 12 предсерийных танков, пока без башен – по другой версии, официальное задание на выпуск танков фирма Renault получила 31 марта 1934 года. Уже 9 апреля 1934г. последовало уточнение: с новыми башнями производилось 6 машин, остальные получали башни APX 1.

     Выпуск серии (регистрационные номера 84240-84251 начался в 1935г. Первый серийный AMC 34 сдали 17 октября 1935 года, а последний - 7 января 1936 года. (Рис.4)

 

Рис.4 - Сборка АМС 34 Renault YR.

 

     Однако к моменту сдачи машин ни одной башни от APX получено не было. Машина с регистрационным номером 84241 получила пулеметную башню Renault FT, машина с регистрационным номером 84243 - пушечную башню Renault FT. (Рис.5)

 

Рис.5 - АМС 34YR с башней от Renault FT.

 

     Несколько позже, в 1936-1937гг. 6 танков - машины №№84240-84245 оснастили одноместными башнями APX 1-CE с 47-мм пушкой SA 34 и 7,5-мм пулеметом. (Рис.6)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/05-AMC/AMC-34/p3.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/05-AMC/AMC-34/p4.jpg

Рис.6 – АМС 34YR с башней APX 1-CE.

 

     Еще на 6 машин - №№84246-84251 поставили двухместные башни APX 2 с тем же набором вооружения (Рис.7), но затем в башнях APX 2 47-мм пушку заменили на 25-мм пушку Hotchkiss (боекомплект 75 25-мм артвыстрелов, 1750 патронов) (Рис.8).

 

Рис.7 - АМС 34YR с башней APX 2.

 

 

Рис.8 - АМС 34YR с башней APX 2 с 25-мм пушкой.

 

     Масса серийного танка АМС 34 10,8 т (в некоторых источниках указывают 9,7 т) при габаритах: длина – 3976 мм, ширина – 2055 мм (или 2070 мм), высота – 2280 (2100) мм, клиренс 350 мм. Бронирование: лоб, борт корпуса 20 мм, днище 5 мм, башня 20 мм. В комплектации с башней АРХ2 в экипаж машины входили 3 человека – помимо командира и водителя (его место слева) еще и заряжающий, в комплектации с башней APX 1-CE – 2 чел. Ходовая часть: четыре опорных обрезиненных катка на борт, четыре поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска маятниковая, с поперечными резиновыми рессорами. Некоторые машины получили радиостанцию ER 28.

     Максимальная скорость по шоссе составляла 40 км/ч, средняя - 28 км/ч. Запас хода по шоссе 200 км.  Преодолеваемые препятствия: угол подъема 28°, ширима рва 1,2 м, глубина брода 1 м.

     Все построенные танки АМС 34YR передали в состав 4e Cuirassiers. Эксплуатация в войсках выявили плохую техническую надежность машин. В декабре 1937г. АМС 34YR отправили в Марокко, где они поступили в распоряжение 1er Regiment de Chasseurs d’Afrique (1-го полка африканских стрелков) – оказались в 4-м эскадроне этого полка. Их строевая служба продолжалась до ноября 1939г., после чего 3 танка АМС 34YR еще некоторое непродолжительное время (возможно, в 1940г.) использовались только как учебные машины. В перечне вооружений, составленном в связи с капитуляций, танки АМС 34YR указаны не были.

    В 1935г. на АМС 34YR обратили внимание бельгийцы. В 1936г. был оформлен заказ на 25 танков с башнями АРХ2, однако АМС 34YR уже был снят производства и в Бельгию прибыли только башни, кажется, с 47-мм пушками и пулеметами – использовались бельгийцами как огневые точки. По другим сведениям, башни прибывали с 25-мм пушками, а бельгийцы меняли их на свои 47-мм противотанковые орудия. (Рис.9)

 

Рис.9 – Так могли бы выглядеть АМС 34YR для Бельгии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru