АМR Citroën-Kegresse Р28
АМR Citroën-Kegresse Р28
Франция
Минилегкий по массе кавалерийский полугусеничный танк
масса |
4,54 т |
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
30/67 л.с. |
проект |
1932г., Citroën |
выпускался |
1932-1933гг., Citroën 53 шт. |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
Фирма
Citroën, воспользовавшись тем, что в спецификации на AMR не был оговорен тип ходовой части, предложила полугусеничный
вариант AMR. Citroën имела опыт создания
полугусеничных бронемашин с начала 1920-х годов. В 1925г. на вооружение были
приняты полугусеничные БА Citroën-Kegresse М23 (Рис.1).
Рис.1
- Citroën-Kegresse
М23.
В
1930г. фирма Citroën включилась в конкурс по теме пехотного транспортера.
Возможно, в декабре 1930г. под эту спецификацию был построен полугусеничный
прототип - Citroën Type N. Citroën Type N был отклонен, но по
условиям контракта, Citroën, вроде бы, могла или должна была построить еще
одну или две полугусеничные машины. Машины были
построены, но уже не в виде пехотного транспортера, а в виде разведывательных
бронемашин по спецификации на «вседорожный лёгкий броневик для ближнего боя»
(automitrailleuse légère de contact tout terrain). Говорят, летом
1931г. Citroën предъявила сразу два прототипа по теме – Citroën P 28.
В обоих случаях переднюю часть машины занимал двигатель Citroën C6 объемом
2,44 литра и мощностью 45 лошадиных сил, далее размещалось боевое отделение.
Один вариант являлся пулеметным с одноместной шестигранной башней или рубкой, в
которой устанавливался 7,5-мм пулеметом Reibel (Рис.2), второй вариант -
пушечный с 37-мм пушкой Puteaux SA18 в цилиндрической башне конструкции
Schneider (Рис.3).
Рис.2 – Пулеметный вариант разведчика Р28.
Рис.3 – Пушечный вариант разведчика Р28.
Авансом, 15 октября 1931 года, командование
французской кавалерии заключило с Citroën контракт №1748 D/P на изготовлении
партии из 50 «кавалерийских броневиков Citroën Kégresse,
переделанных из машины типа N». Контракт подразумевал сдачу 25 таких машин в
июне 1932 года, еще 50 штук сдавались в июле. Однако в данном виде машины в
серию не пошли. В 1932г., после появления 16 января спецификации AMR, специалисты Citroën решили переделать машину, доведя до
требований к AMR. Предстояло
перекомпоновать всю базу – мотор перенести назад, а впереди устроить боевое
отделение, т.е. база получала танковую компоновку – так появился серийный
вариант АМR Citroën-Kegresse Р28.
Надо сказать, что в литературе встречается
и другое толкование появления «кавалерийских броневиков Citroën
Kégresse, переделанных из машины типа N». Пишут, что в 1933г. на Citroën предприняли попытку
заметно изменить компоновку серийной полугусеничной машины АМR Citroën-Kegresse Р28.
Рассмотрим подробнее устройство и историю АМR Citroën-Kegresse
Р28. (Рис.4)
Рис.5 – Пишут, что это
фото машин установочной партии.
В
сентябре, или к сентябрю 1933г. все 50 АМR Citroën Р28 собрали (- не
понятно, вошли ли в это количество 3 прототипа?), но Военное Министерство
потребовало полной переделки машины - по состоянию на февраль 1934 года 22
машины из 50 сломалось. В 1934 году 44 машины отправили на Citroën, где на
них установили, наконец, моторы Citroën K. (Рис.6)
Рис.6 – Серийные Citroën-Kegresse
AMR.
Масса
Citroën-Kegresse AMR 4,540 т. Габариты: длина
– 4000 мм, ширина – 1630 мм, высота – 1960 мм, клиренс – 230 мм. Бронирование:
лоб, борт корпуса – 12 мм, корма корпуса – 9 мм, днище – 4 мм, башня – 12 мм,
крыша – 4 мм. Вооружение один 7,5-мм пулемет Reibel. Экипаж 2 чел.
Рис.7 -
Citroën-Kegresse AMR на службе в кавалерии.
Citroën-Kegresse
AMR, при всей своей архаичности, по формальным признакам можно отнести к
танкам, тем более что в войсках на эти машины смотрели как на машины, способные
действовать на пересеченной местности. (Рис.8)
Рис.8 -
Citroën-Kegresse AMR на пересеченной местности.
Очевидно, по мере насыщения кавалерии более совершенными машинами AMR, Citroën-Kegresse
AMR выводились во «вторую линию». Тем не менее, Citroën-Kegresse AMR
приняли участие в кампании 1940г. (Рис.9)
Рис.9 – Французские Citroën-Kegresse AMR на дорогах войны.
Несколько
бронемашин этого типа стали трофеями немцев, но были ими разбронированы. (Рис.10)
Рис.10 – Трофейные
Citroën-Kegresse AMR.
Небольшое количество Citroën-Kegresse AMR несли службу на заморских
территориях Франции. Известно, например, что по состоянию на 1942г. в
распоряжении Detachement Motorise du Tonkin находился один Citroën-Kegresse
AMR.
В
1932г. 3 машины Citroën-Kegresse AMR приобрел Уругвай. (Рис.11)
Рис.11 – Уругвайские Citroën-Kegresse AMR.
Рис.12 - Citroën-Kegresse AMR в качестве памятника.
В сети встречается один очень странный снимок с участием Citroën-Kegresse
AMR – Рис.13.
Рис.13 - Citroën-Kegresse AMR с танкистами неизвестной
принадлежности.
Странность фото заключается в том, что на
заднем фоне, у обочины дороги брошен британский тяжелый танк времен Первой
мировой войны, похоже, Mk IV самка. (Рис.14)
Вероятно, перед нами фото тестирования уругвайскими
специалистами машины Citroën-Kegresse AMR на французском полигоне.
Известно, что во Францию в 1918г. поставлялись британские танки Mk V⃰, сведений о Mk IV нет. Неужели, Mk IV был брошен возле дороги во Франции еще с Первой мировой? Другой,
более экзотический вариант объяснения появления в одном кадре Citroën-Kegresse
AMR и британского ромба - по пути в Уругвай Citroën-Kegresse AMR прошел
«обкатку» на полигоне в США. Судя по фотодокументам, один танк Mk IV самка после окончания Первой мировой дефилировал по авеню
Нью-Йорка, но не встречается информации, что в США бывал Citroën-Kegresse
AMR.