АМR Citroën-Kegresse Р28

 

 

АМR Citroën-Kegresse Р28

Франция

Минилегкий по массе кавалерийский полугусеничный танк

масса

4,54 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

30/67 л.с.

проект

1932г., Citroën

выпускался

1932-1933гг., Citroën

53 шт.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Легче легкого

 

 

    16 января 1932г. были выданы документы на разработку машины весом 3 т или 3,5 т (- в источниках указывают оба значения массы), предназначенную для целей разведки кавалерийского типа (Auto-mitrailleuse de Cavalerie type Reconnaissance - AMR). Оговаривалось, что машины данного типа должны иметь высоту не 1,8 метров, броню толщиной 9 мм, вооружаться пулеметом (боезапас 2250 патронов), иметь запас хода 200 км, экипаж 2 чел. Эти машины должны были обладать проходимостью вне дорог, возможностью передвижения по пересеченной местности. Ходовая часть машин AMR строго не регламентировалась, т.е. могла быть как колесной, так и полугусеничной или гусеничной, но оговаривалась скорость машины по шоссе – не менее 30/35 км/ч, по пересеченной местности – не менее 15-20 км/ч.

    Фирма Citroën, воспользовавшись тем, что в спецификации на AMR не был оговорен тип ходовой части, предложила полугусеничный вариант AMR. Citroën имела опыт создания полугусеничных бронемашин с начала 1920-х годов. В 1925г. на вооружение были приняты полугусеничные БА Citroën-Kegresse М23 (Рис.1).

 

Рис.1 - Citroën-Kegresse М23.

 

    В 1930г. фирма Citroën включилась в конкурс по теме пехотного транспортера. Возможно, в декабре 1930г. под эту спецификацию был построен полугусеничный прототип - Citroën Type N. Citroën Type N был отклонен, но по условиям контракта, Citroën, вроде бы, могла или должна была построить еще одну или две полугусеничные машины. Машины были построены, но уже не в виде пехотного транспортера, а в виде разведывательных бронемашин по спецификации на «вседорожный лёгкий броневик для ближнего боя» (automitrailleuse légère de contact tout terrain). Говорят, летом 1931г. Citroën предъявила сразу два прототипа по теме – Citroën P 28. В обоих случаях переднюю часть машины занимал двигатель Citroën C6 объемом 2,44 литра и мощностью 45 лошадиных сил, далее размещалось боевое отделение. Один вариант являлся пулеметным с одноместной шестигранной башней или рубкой, в которой устанавливался 7,5-мм пулеметом Reibel (Рис.2), второй вариант - пушечный с 37-мм пушкой Puteaux SA18 в цилиндрической башне конструкции Schneider (Рис.3).

 

Рис.2 – Пулеметный вариант разведчика Р28.

 

Рис.3 – Пушечный вариант разведчика Р28.

 

     Обе машины лишились валика, в носовой части, характерного для конструкции Kégresse, который, по идее, должен был помогать преодолевать преграды, а на деле переутяжелял нос машины.

     Авансом, 15 октября 1931 года, командование французской кавалерии заключило с Citroën контракт №1748 D/P на изготовлении партии из 50 «кавалерийских броневиков Citroën Kégresse, переделанных из машины типа N». Контракт подразумевал сдачу 25 таких машин в июне 1932 года, еще 50 штук сдавались в июле. Однако в данном виде машины в серию не пошли. В 1932г., после появления 16 января спецификации AMR, специалисты Citroën решили переделать машину, доведя до требований к AMR. Предстояло перекомпоновать всю базу – мотор перенести назад, а впереди устроить боевое отделение, т.е. база получала танковую компоновку – так появился серийный вариант АМR Citroën-Kegresse Р28.

     Надо сказать, что в литературе встречается и другое толкование появления «кавалерийских броневиков Citroën Kégresse, переделанных из машины типа N». Пишут, что в 1933г. на Citroën предприняли попытку заметно изменить компоновку серийной полугусеничной машины АМR Citroën-Kegresse Р28.

     Рассмотрим подробнее устройство и историю АМR Citroën-Kegresse Р28. (Рис.4)

 

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/09-Halftracks/P28/p2.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/09-Halftracks/P28/p3.jpg

Рис.4 – Проекции Р28.

 

    Впереди находилось место водителя, закрывавшееся трехстворчатым люком. Далее следовало боевое отделение, над которым находилась одноместная шестигранная башня производства фирмы Schneider с двустворчатым люком на крыше. В башне устанавливался один 7,5-мм пулемета Reibel. Подбашенная коробка оригинальной шестигранной формы немного выступала за габариты основной части корпуса и имела нижний бронелист с обратным наклоном. Это положительно влияло его на пулестойкость, поскольку рикошет пуль приходился на надгусеничные полки. Заднюю часть отвели под установку двигателя – на первом прототипе это был, возможно, 4-цилиндровый, карбюраторный двигатель Citroen С4, мощностью 30 л.с., с рабочим объемом 1628 см.куб. Радиатор и систему охлаждения расположили ближе к заднему бронелисту. Верхние бронелисты моторного отделения, в которых были вырезаны два люка для доступа к агрегатам силовой установки, располагались под большими углами наклона. Выхлопная труба с глушителем была выведена на левый борт. Ходовая имела колесную и гусеничную части. Впереди находился мост автомобильного типа с двумя односкатными колёсами с пулестойкими шинами. Гусеничная часть, применительно на каждый борт, включала по два опорных катка соединенных в одну тележку с амортизацией на пружинной рессоре, один поддерживающий ролик (крепился на кронштейне, установленной на верхней части тележки), переднее ведущее колесо цевочного зацепления и заднее направляющее колесо. Гусеница резинометаллическая. Наиболее существенное отличие от предыдущих машин с ходовой Citroën-Kegresse заключалось в использовании опорных катков большего диаметра и видоизмененной балки, на которой крепился ленивец и поддерживающий каток меньшего размера.

    Летом 1932 года на испытания поступили два опытных образца Р28 мод. 1932г. – пишут, что изготовлены они были в марте 1932г. Оба прототипа отличались двигателями (на одном устанавливался Citroën K - рядный 6-цилиндровый (-?) двигатель объемом 3 литра мощностью 67 лошадиных сил, а на другом Citroën С.4). Из наиболее значительных недостатков отметили перегрев силовой установки, перегруженность носовой части машины, а также невысокие характеристики по преодолению препятствий (в особенности рвов и траншей шириной более 1 метра). Третий прототип с номером 79728, оснащенный двигателем Citroën K, был отправлен на испытания в декабре 1932 года. В этот раз удалось достичь максимальной скорости до 50 км/ч при движении по дорогам с твердым покрытием и дальности хода порядка 230 км.

     Затем 10 машин установочной партии, получили моторы Citroën C6, отправили на войсковые испытания в 11-й эскадрон бронемашин. (Рис.5)

 

 

Рис.5 – Пишут, что это фото машин установочной партии.

 

     Итоги испытаний оказались неоднозначными. С одной стороны, машины признали вполне подходящими концепции AMR, они получились довольно быстрыми и компактными. Но их эксплуатационная пригодность была низкой – машины постоянно ломались - полугусеничная схема получилась слишком ненадежной, особенно это касалось резинотканевых траков с металлическими подушками, имелись проблемы с системой охлаждения.

     В сентябре, или к сентябрю 1933г. все 50 АМR Citroën Р28 собрали (- не понятно, вошли ли в это количество 3 прототипа?), но Военное Министерство потребовало полной переделки машины - по состоянию на февраль 1934 года 22 машины из 50 сломалось. В 1934 году 44 машины отправили на Citroën, где на них установили, наконец, моторы Citroën K. (Рис.6)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/9-Halftracks/Citroen-P28/P28-01.CF.jpg http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/9-Halftracks/Citroen-P28/P28-02.CF.jpg

 

  

Рис.6 – Серийные Citroën-Kegresse AMR.

 

    Масса Citroën-Kegresse AMR 4,540 т. Габариты: длина – 4000 мм, ширина – 1630 мм, высота – 1960 мм, клиренс – 230 мм. Бронирование: лоб, борт корпуса – 12 мм, корма корпуса – 9 мм, днище – 4 мм, башня – 12 мм, крыша – 4 мм. Вооружение один 7,5-мм пулемет Reibel. Экипаж 2 чел.

     Машины Citroën-Kegresse AMR поступали в кавалерийские части, где их, по большей части, использовали в учебно-тренировочных целях. (Рис.7)

 

Рис.7 - Citroën-Kegresse AMR на службе в кавалерии.

   

     Citroën-Kegresse AMR, при всей своей архаичности, по формальным признакам можно отнести к танкам, тем более что в войсках на эти машины смотрели как на машины, способные действовать на пересеченной местности. (Рис.8)

 

Рис.8 - Citroën-Kegresse AMR на пересеченной местности.

 

     Очевидно, по мере насыщения кавалерии более совершенными машинами AMR, Citroën-Kegresse AMR выводились во «вторую линию». Тем не менее, Citroën-Kegresse AMR приняли участие в кампании 1940г. (Рис.9)

 

 

Рис.9 – Французские Citroën-Kegresse AMR на дорогах войны.

 

     Несколько бронемашин этого типа стали трофеями немцев, но были ими разбронированы. (Рис.10)

 

Рис.10 – Трофейные Citroën-Kegresse AMR.

 

     Небольшое количество Citroën-Kegresse AMR несли службу на заморских территориях Франции. Известно, например, что по состоянию на 1942г. в распоряжении Detachement Motorise du Tonkin находился один Citroën-Kegresse AMR.

    В 1932г. 3 машины Citroën-Kegresse AMR приобрел Уругвай. (Рис.11)

 

Рис.11 – Уругвайские Citroën-Kegresse AMR.

 

     Источники уточняют, что все три Р28 были переданы не армии, а полиции. Согласно уругвайским данным, бронирование машин составляло 3-8 мм, а двигатель был 4-цилиндровым, что несколько расходится с официальными данными. В начале 1930-х гг. бронемашины Р28 активно использовали для подавления массовых беспорядков, но в 1934г. уругвайцы списали Citroën-Kegresse AMR по причине сильного износа конструкции. К настоящему времени сохранился один экземпляр Р28, который выставлен в качестве памятника в Монтевидео. (Рис.12)

 

Рис.12 - Citroën-Kegresse AMR в качестве памятника.

 

    В сети встречается один очень странный снимок с участием Citroën-Kegresse AMR – Рис.13.

 

Рис.13 - Citroën-Kegresse AMR с танкистами неизвестной принадлежности.

 

    Странность фото заключается в том, что на заднем фоне, у обочины дороги брошен британский тяжелый танк времен Первой мировой войны, похоже, Mk IV самка. (Рис.14)

 

Рис.14 – На заднем фоне, за танкистом неясной государственной принадлежности лежит туша британского ромба.

 

     Вероятно, перед нами фото тестирования уругвайскими специалистами машины Citroën-Kegresse AMR на французском полигоне. Известно, что во Францию в 1918г. поставлялись британские танки Mk V⃰, сведений о Mk IV нет. Неужели, Mk IV был брошен возле дороги во Франции еще с Первой мировой? Другой, более экзотический вариант объяснения появления в одном кадре Citroën-Kegresse AMR и британского ромба - по пути в Уругвай Citroën-Kegresse AMR прошел «обкатку» на полигоне в США. Судя по фотодокументам, один танк Mk IV самка после окончания Первой мировой дефилировал по авеню Нью-Йорка, но не встречается информации, что в США бывал Citroën-Kegresse AMR.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru