Tracteur RN3

 

 

Tracteur RN3

Франция

Легкий по массе тяжелобронированный пехотный танк

масса

10,168 т

вооружение

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

91-95 л.с.

проект

1934г., FCM

выпускался

1935г., FCM

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

     Консультативный Совет по Вооружению (Conseil Consultatif de l’Armement - ССА) 2 августа 1933г. сформулировал требования на разработку нового лёгкого по массе тяжелобронированного пехотного танка (Char leger d'accompagnement d'infanterie), который должен был заменить Renault FT. Согласно выдвинутым требованиям, новый танк должен был иметь массу 6 т, лобовую броню 30 мм, вооружаться либо двумя пулемётами, либо пушкой калибра 37 мм. Экипаж 2 человека. Средняя скорость 8-10 км/ч, а максимальная – 15-20 км/ч. Машина должна была способна проехать 8 часов, не менее 40 км, преодолевать уклон 65%, быть устойчивой в поперечном направлении на уклоне 60%, пересекать траншею шириной 1,70 м, преодолевать водный брод глубиной 1,20 м.

22 мая 1934 года (по другим сведениям, 21 июня 1934г.) пехотное командование изменило спецификацию на лёгкий танк поддержки пехоты. Согласно новой редакции, толщина брони увеличивалась до 40 мм. От пулемётного варианта вооружения отказались – требовалась 37-мм пушка, возможно, с пулеметом. Максимальная скорость увеличивалась до 15–20 км/ч.

     Фирма FCM (Forges et Chantiers de la Méditerranée), один из участников конкурса на создание нового 6-тонного танка, имела в активе богатый опыт танкостроения. Фирма разработала и выпустила малой серией тяжелый многобашенный танк 2C. КБ FCM во главе с инженером Бурдо разработало ходовую часть для тяжелых танков типа “B”.  Бурдо и его команда приступили к работам над лёгким танком в начале 1934 года. Как и требовала первоначальная спецификация, танк проектировался под два варианта вооружения – либо 37-мм пушка, либо спарка пулемётов. Именно в пулемётном исполнении был изготовлен полноразмерный макет танка, получивший заводское обозначение Tracteur RN3. После демонстрации макета, состоявшейся в марте 1934 года, было дано добро на изготовление опытного образца. Прототип машины был готов к апрелю 1935г., в целом, он повторял макет, но создавался с пушечным вооружением. (Рис.1)

 

Рис.1 - Опытный образец Tracteur RN3, апрель 1935 года.

 

    Масса танка заметно превзошла 6 тонн, подобравшись к отметке 10168 кг. Конструкция корпуса Tracteur RN3 с вынесенным вперед положением водителя и трансмиссией в корме танк соответствовала классическому решению Renault FT, но в более прогрессивном, развитым и тяжелобронированном виде. Ходовая часть несколько напоминала конструкцию ходовой танков типа “B” (что не удивительно). Бурдо установил по 9 пар опорных катков на каждый борт, 8 из которых были сблокированных в 4 тележки, имелось 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Катки и внешние элементы трансмиссии почти полностью закрывались фальшбортом сложной формы, в котором имелось пять вырезов для сброса грязи с верхних ветвей гусениц. Сами гусеницы имели развитые массивные треки, похожие на гусеницы танка типа “B”.  Корпус и башня танка FCM имели рациональные углы наклона. Корпус изготавливался из катаных бронелистов толщиной 30 мм, но при этом их соединяли не клёпками, а сваркой. Для того времени полностью сварные конструкции корпуса и башен были выдающимся достижением. В передней части корпуса располагался водитель, за ним находилось место командира, который также выполнял функции стрелка и заряжающего. В его распоряжении находилась 37-мм пушка SA18 и спаренный с ней 7,5-мм пулемет Chatellerault MAC31. Вооружение устанавливалось в одноместной башне, выполненной в форме усеченной пирамиды с четырьмя смотровыми приборами. Общая маска для орудия и пулемета позволяла наводить вооружение в вертикальной плоскости в пределах от -17° до +20°. Ещё одной важной деталью выступал дизельный мотор. На FCM опыт работы с дизельными двигателями получили при работе над своим вариантом прототипа Char В (№103). Первоначально на прототипе легкого танка установили 4-цилиндровый 95-сильный (или 91-сильный) двигатель ACRO фирмы Berliet. Запаса топлива хватало на 225 км.

     Прототип Tracteur RN3 был представлен приёмочной комиссии 12 апреля 1935 года. Первые испытания прошли не совсем гладко. Двигатель Berliet оказался слишком капризным и часто ломался. По скорости и подвижности танк FCM проигрывал основному конкуренту – R-35. Не понравился комиссии и большой воздухозаборник в верхней кормовой плите корпуса. 9 июня прототип вернули заводу-изготовителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru