SOMUA САМ 2/ SOMUA SAu 40

 

 

SOMUA САМ 2/ SOMUA SAu 40

Франция

Средний по массе истребитель танков

масса

21,6 т

вооружение

75-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4/5 чел.

мощность силовой установки

200 л.с.

проект

1936-1938гг., SOMUA

выпускался

1939г., SOMUA

1 шт.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Многоликий средний, часть 2

 

 

      В 1935г. компанией SOMUA на платформе АС3 был разработан проект САМ 1 по теме «охранного танка» (char de protection) - специальной боевой машины для борьбы с вражескими танками, другими словами, можно понять, что речь шла о типе истребителя танков. (Рис.1)

 

Рис.1 – Проект SOMUA САМ 1.

 

      Боевая масса машины составляла 18 тонн, при этом приводить в движение её должен был двигатель мощностью 200 лошадиных сил. Это теоретически позволяло разгонять машину до 46 км/ч. Толщина брони охранного танка фирмы SOMUA составляла 30–40 мм. Первоначально в качестве вооружения предполагалось использовать 75-мм пушку Canon de 75 Mle.1922 с начальной скоростью снаряда 600 м/с. Второй вариант вооружения предусматривал установку 75-мм зенитной пушки Canon CA 75 mm Mle.1933. Это орудие с легкостью пробивало любые танки того периода на больших дистанциях. Боезапас – 70 снарядов. Экипаж составлял 4 или 5 человек. Увы, проекту САМ 1 не удалось воплотиться в металле.

     В июне 1936г. фирме SOMUA было выдано задание на проектирование нового танка в развитие темы char de protection – Canon de 75 Automoteur SOMUA или САМ 2. Пишут, что машина создавалась в интересах кавалерии. На САМ 2 планировали установить 75-мм орудие APX с длиной ствола 30 калибров - 75mm gun mle 1928 (такое же орудие ставили на ACL 135 75 Garnier-Renault). Начальная скорость для разрывного выстрела с уменьшенным зарядом (осколочной гранаты mle1915) составляла 400 м/с, для бронебойного (mle1915) – 570 м/с. На дистанции до 1000 метров бронебойный снаряд мог пробить вертикально установленную бронеплиту толщиной до 50 мм. Дальность прямого выстрела была в пределах 2000 метров. Заметным новшеством по сравнению с САМ 1 было появление командирской башенки с пулеметом. Проект САМ 2 был готов к концу сентября 1937 года. (Рис.2)

 

Рис.2 – Проект САМ 2.

 

     Боевая масса машины составила 21,6 тонны. Габариты: длина – 6400 мм (5900 мм без орудия), ширина – 2510 мм, высота – 2635 мм. Бронирование: башня – 30 мм, лоб корпуса, борт корпуса – 35-40 мм, корма корпуса – 38 мм (-?), крыша, днище – 20 мм.

     Под САМ 2 шасси АС4 переработали. В лобовой части корпуса появился выступ, необходимый для компактной установки орудия. Ширина корпуса выросла на 33 см до 2,51 метра. Обычно указывают, что экипаж танка составлял 5 чел.: командир, водитель, наводчик, заряжающий и радист. Но позволяла ли компоновка САМ 2 разместить внутри машины 5 чел.? Не исключено, что функции радиста мог выполнять, например, командир или другой член экипажа. Под рациональное размещение экипажа переделали подбашенную коробку и крышу моторно-трансмиссионного отделения. В ходовой части немного приподняли направляющие колеса и добавили 10-й («натяжной») каток, вроде бы, были усилены траки. Таким образом, ходовая часть машины имела следующую формулу на один борт: 9 опорных катков и 1 «натяжной» каток, 3 поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков.

    У 75-мм орудия, монтировавшегося в лобовом элементе корпуса, оказалось два прицела, но один механизм наведения. Углы наведения пушки составляли по горизонтали 7° влево и 7,6° вправо, по вертикали – от -10° до +30°. Еще одной особенностью этой пушки называют наличие полуавтоматического затвора и автоматической системы погрузки. Впрочем, что конкретно представляла из себя данная «автоматика» неясно. Полный боекомплект насчитывал 20 осколочных и фугасных выстрелов.  В командирской башне находились пулемет 7,5-мм пулемет Mle1931 и дальномер. В боевом положении башня была повернута задом наперед. В походном положении орудие втягивалось внутрь боевого отделения, чтобы уменьшить вылет ствола. (Рис.3)

 

Рис.3 – Положение ствола орудия в походном положении.

 

    Это было актуально, например, при движении по лесу или пересеченной местности со рвами и глубокими траншеями. Орудие могло частично втягиваться в корпус при помощи механического домкрата с приводом от мотора – данная операция занимала всего 12 секунд.

   Для САМ 2 предусматривалось радиооборудование из радиостанций E26ter и R61, обеспечивавших связь в радиусе 30 км. Передачу информации можно было производить не только голосом, но и азбукой Морзе.

    25 декабря 1937 года был собран опытный образец CAM 2, но без орудия и командирской башенки. (Рис.4)

 

Рис.4 - Опытный образец SOMUA CAM 2 на заводском дворе, начало 1938 года.

 

    Отсутствие на опытном образце САМ 2 орудия APX 75mm gun mle 1928, как правило, объясняют тем, что оно существовало в единственном экземпляре и к моменту появления САМ 2 все еще могло находиться на танке ACL 135 75 Garnier-Renault. Что касается командирской башенки, то, скорее всего, к 1938г. она еще не была создана – разработчиком башни являлась фирма ARL.

    Однако существовала и другая причина, по которой САМ 2 вышел в виде полуфабриката. 20 декабря 1935 года пехотное командование разработало спецификацию на 20-тонный танк, который должен был заменить Renault D2. В 1936 году появилась обновленная спецификация - танк получал вооружение в виде 47-мм пушки SA 35 в башне и 75-мм пушки SA 35 в корпусе. SOMUA, среди 8 других фирм, также включилась в конкурс на новый танк для пехоты. Для среднего пехотного танка, по мнению специалистов SOMUA, прекрасно годился вариант САМ 2, он же АС5. Т.е. новый вариант шасси АС5 разрабатывался фирмой SOMUA как платформа сразу для двух проектов – охранного танка и среднего пехотного танка. Действительно, если на опытный образец САМ 2 установить башню APX 4 и 75-мм орудие SA 35, то получится тот самый 20-тонный танк, который проектировался для пехоты. (Рис.5)

 

Рис.5 – Примерно так мог выглядеть танк SOMUA в пехотном варианте (с 47-мм орудием в башне и с 75-мм орудием в корпусе).

 

     Работы по теме среднего пехотного танка SOMUA продолжались до февраля 1938 года, когда французские военные подняли боевую массу перспективного пехотного танка до 35 тонн. База танков SOMUA не годилась для подобных масс и на SOMUA вернулись к теме охранного танка или кавалерийской САУ САМ 2.

    Испытания САМ 2 продолжались в Бурже до 20 августа 1939г. Машина преодолела 229 километров, показав максимальную скоростью 35,25 км/ч. В целом, итоги испытаний признали успешными, но обнаружились и проблемы. CAM 2 страдала некоторым перегрузом передних пар опорных катков. Но времени на переделку не осталось – началась война. 15 октября 1939 года CAM 2 приняли на вооружение французской кавалерии как SOMUA SAu 40. (Рис.6)

 

Рис.6 - SOMUA SAu 40 в полной комплектации.

 

     Объём первого заказа составил 36 машин, из них 12 должно было быть командирскими, не имеющими орудий. Поступать они должны были в подразделения истребителей танков при легких механизированных дивизиях (Division Légère Mécanique, DLM). Все выпущенные машины планировалось разделить на 12 групп по 3 машины в каждой. Ожидалось, что первые 2 SOMUA SAu 40 будут сданы в октябре 1940 года, по 6 будет построено в ноябре и декабре, далее ежемесячно планировалось выпускать по 8 машин. Заказ по корпусному производству распределялся между Creusot и Cail-Denain.

    К 25 апреля 1940 года серийное производство орудия APX 75mm gun mle 1928 все еще не было налажено, и военные приняли решение в качестве экстренной меры устанавливать на SOMUA SAu 40 47-мм противотанковую пушку Canon de 47 mm SA Mle. 1937. Это орудие, разработанное APX, обладало высокими показателями пробиваемости, а главное - уже производилось серийно. 9 мая 1940 года контракт на SOMUA SAu 40 был изменён: количество заказанных машин увеличилось до 72 штук, а вместо 75-мм орудий они должны были вооружаться 47-мм SA mle.1937. По другим данным, вместо 75-мм пушек предлагалось ставить 37-мм противотанковые пушки Mle1937 L/53.

     Стремительное немецкое наступление перечеркнуло все планы - серийное производство SOMUA SAu 40 развернуто не было. Единственный экземпляр отправили в войска. Часть, в которой находилась SOMUA SAu 40 в бой не вступала, а после подписания перемирия машина оказалась в руках немцев, дальнейшая судьба машины в литературе не освещается. (Рис.7)

 

Рис.7 - Сданная немцам машина SOMUA SAu 40 в районе Перигё, Аквитания, июнь 1940 года.

 

    Встречается и другая информация относительно боевой судьбы SOMUA SAu 40: «SAu 40, оснащенная 75-мм пушкой участвовала в июньских боях 1940г., где её применяли совместно с танками S-35». Некоторые оптимисты допускают, что все же было выпущено три SOMUA SAu 40 с 47-мм пушками Mle 1937, более того, эти машины, якобы, также участвовали в боевых действиях.

    Пишут, что после капитуляции Франции новое правительство смогло договориться с немецкими властями о возобновлении строительства SAu 40. Производственные мощности SOMUA сохранились целыми, предполагалось собирать до 8 единиц этих машин в месяц. Также не исключался вариант выпуска SAu 40 для нужд Panzerwaffe. Ни один из этих планов не был осуществлен. Немецкая администрация очень скоро свернула выпуск всей боевой техники, предназначенной для французской армии, конфисковав уже выпущенные образцы. Производство машин SOMUA SAu 40 не возобновлялось.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru