SOMUA S35

 

 

SOMUA S35

Франция

Средний по массе кавалерийский танк

масса

20,05 т

вооружение

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

190 л.с

выпускался

 

1936-1940гг., SOMUA

427 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Многоликий средний, часть 2

 

 

     В 1934г. кавалерия изменила требования к машинам по теме АМС.

    Процесс пересмотра спецификации на АМС начался, кажется, еще в 1932г. Пришло понимание, что АМС необходимо иметь более толстое бронирование – до 20 мм. Масса машины, таким образом, подрастала до 9 т. Скорость определялась в 30 км/ч, экипаж в 3 человека, из которых два члена экипажа должны были помещаться в башне (хотя не исключалось, что если машина будет иметь два поста управления, то экипаж может составлять 4 чел.); ширина преодолеваемого рва – 1 м. Весной 1934г. состоялось совещание специалистов фирмы SOMUA (Société d'Outillage Mécanique et d'Usinage / Mechanical Tools and Machining Company) с командованием кавалерии, в его ходе родилась концепция нового трехместного танка массой 13 т, с толщиной бронирования 30 мм, максимальной скоростью 30 км/ч и запасом хода по шоссе 200 км, причем показатели: 13 т, 30 мм, 30 км/ч, 200 км, вроде бы, были заимствованы у пехотного управления, которое выдвигало такие требования к новой машине АМС для пехоты. Если ID вопрос движителя обходило стороной (т.е. АМС для пехоты с такими характеристиками могли выглядеть и как колесные машины), то кавалеристы, похоже, сразу нацелились на создание гусеничной машины – т.е. полноценного танка. В отношении вооружения определились, что машина АМС должна иметь 47-мм пушку и спаренный с ней пулемет. В мае 1934г. толщину брони решили увеличить до 40 мм. Окончательно ТТЗ на новую кавалерийскую машину АМС командующий кавалерий генерал Флавиньи утвердил 26 июня 1934г., причем требуемая скорость машины возрастала до 50 км/ч.

     Со своими предложениями по типу АМС выступила фирма SOMUA, военным инициативные идеи показались заманчивыми. Отличительная черта проекта заключалась в сборке корпуса – корпус предполагалось собирать из четырех литых деталей - две половинки ванны, подбашенная коробка и надмоторная плита, соединялись детали при помощи болтов. (Рис.1)

 

Рис.1 - Схема соединения четырех литых броневых деталей корпуса танка S35.

 

    Передняя часть с боевым отделением была цельнолитой. Задняя часть корпуса, где находилось МТО, состояла из двух частей, соединяемых продольно. Для обеспечения доступа к агрегатам МТО, укладки запасных частей и инструмента в бортах кормовой верхней части корпуса имелось четыре люка. Сверху моторно-трансмиссионное отделение закрывалось литыми броневыми жалюзи, установленными в специальные гнезда и закрепленные болтами.

     Экипаж, состоявший из трех человек, размещался в носовой части корпуса - командир танка (он же наводчик орудия), размещавшийся в башне, механик-водитель (находился в боевом отделении впереди слева) и заряжающий (в боевом отделении впереди справа. 2/3 длины танка занимал двигатель и необходимое для его работы оборудование. В передней части боевого отделения у правого борта предусматривалось место для установки радиостанции. Посадка экипажа осуществлялась через люк в левом борту. За отделением управления размещалось боевое отделение, в котором располагался командир танка.

     Мотор для танка SOMUA заказали у фирмы Janvier, Sabin et Cie. В довольно короткий срок там разработали 8-циллиндровую V-образную силовую установку 1900CV V8. SOMUA приобрела комплект чертежей этого двигателя, на базе которого на SOMUA построили свой мотор, по конструкции отчасти перекликающийся с авиационным двигателем Hispano-Suiza 8B. При объеме 12,7 литров он развивал мощность 190 лошадиных сил при 2000 об/мин. (Рис.2)

 

Рис.2 – 190-сильный двигатель SOMUA, разработанный при участии фирмы Janvier, Sabin et Cie.

 

     Система смазки двигателя циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Масляный бак находился с левой стороны моторного отделения между двигателем и левым бортом танка. Масляный насос шестеренчатый, трехсекционный; одна секция нагнетающая, две секции откачивающих. От насоса масло подводилось к масляному фильтру, расположенному с правой стороны моторного отделения. Масляный радиатор трубчатый, имел посередине люк для доступа к запальным свечам двигателя. Система охлаждения двигателя водяная, с принудительной циркуляцией. Вода в систему охлаждения заливалась через горловину расширительного бака, расположенного в правой передней части моторного отделения. Для доступа к заливной горловине в верхней части брони над моторным отделением имел откидывающийся на шарнирах люк. Радиатор трубчатый, располагался в задней правой части моторного отделения. Воздух, охлаждающий воду в радиаторе, засасывался внутрь моторного отделения и прогонялся через радиатор вентилятором турбинного типа. Вентилятор приводился во вращение парой конических шестерен от вала отдельного привода дифференциала. Воздух входил в моторное отделение через литые жалюзи с правой стороны танка, проходил сквозь радиатор, направлялся специальным кожухом из листовой стали к вентилятору и выходил наружу через жалюзи, расположенные с левой стороны танка.  Топливных баков было два: главный емкостью 310 литров и резервный емкостью 100 литров, располагались с правой стороны моторного отделения, между двигателем и правым бортом. Баки имели специальную обшивку из резины, ткани и проволочной сетки, уменьшающую опасность утечки и воспламенения топлива при пробивании стенок бака. Каждый бак имел отдельную заливную горловину, доступ к ним осуществлялся через бортовой люк с правой стороны моторного отделения. Кроме того, на борту снаружи танка имелись специальные крепления для установки четырех дополнительных баков. Карбюраторов было два, фирмы «Солекс», устанавливались по одному на каждый блок цилиндров. Воздушные фильтры располагались в моторном отделении над двигателем. Они состояли из металлического кожуха, внутри которого находился цилиндр из смоченной маслом металлической сетки. Система зажигания двойная, от двух магнето, дающих ток на запальные свечи (по две на каждом блоке цилиндров). Двигатель запускался электростартером, расположенным на картере коробки перемены передач, или сжатым воздухом. Воздух для системы запуска накачивался одноцилиндровым компрессором в баллон, расположенным в передней части моторного отделения над левой гусеницей. Трансмиссия танка состояла из главного фрикциона, установленного на хвостовике коленчатого вала двигателя, 5-ступенчатой коробки перемены передач, расположенной в моторном отделении за двигателем, полукарданного вала, соединяющего главный фрикцион с коробкой перемены передач, двух дифференциалов, бортовых фрикционов и передаточного вала, передающего крутящий момент непосредственно верхнему дифференциалу и бортовым фрикционам. Картеры коробки передач и дифференциалов соединены болтами в общий блок.

     Органы управления были выполнены как на автомобиле – с левой стороны передней части корпуса монтировалась рулевая колонка с «баранкой», педали, рычаг переключения передач, кресло водителя и приборные панели. Справа от места водителя было оборудовано место для радиста и радиостанции. В лобовом листе было выполнено два люка с приборами наблюдения. Управление танком осуществляется с помощью двух дифференциалов, получающих вращение от двигателя: нижний дифференциал через коробку перемены передач, верхний дифференциал от отдельного привода. Благодаря этому танк имел два способа управления поворотом: при помощи штурвала, на фрикционы верхнего дифференциала и на колодочные тормоза полуосей бортовых передач (нижнего дифференциала). При наличии двух дифференциалов танк мог поворачиваться: штурвалом — с большими радиусами поворота, при действии тормозами с гидравлическим приводом — делать крутые повороты. При движении танка задним ходом штурвал необходимо было вращать в обратную сторону поворота танка (например, чтобы повернуть вправо штурвал нужно вращать в левую сторону). При выключенных передачах (рычаг кулисы в нейтральном положении) или при выключенном главном фрикционе, действуя штурвалом, танк можно развернуть на месте, при этом гусеницы вращались в разные стороны. При управлении танком при помощи тормозов можно остановить одну гусеницу, и танк мог сделать крутой поворот.  

    Ходовая часть (применительно на один борт) состояла из 8 стальных опорных катков малого диаметра, сблокированных в 4 тележки, одного независимого катка, двух поддерживающих роликов и ведущего колеса заднего расположения. (Рис.3)

 

Рис.3 – Ходовая SOMUA.

 

    Две соседние тележки имели единый упругий элемент в виде пластинчатых рессор, на передней тележке монтировался масляный амортизатор. Обе группы тележек соединялись рамой. Задний каток предназначался для увеличения опорной поверхности и дополнительного гашения колебаний. Ударные нагрузки гасила буферная пружина, установленная в корпусе кронштейна заднего катка. Ведущее колесо с тормозами колодочного типа состояло из ступицы и зубчатого венца, имеющего два ряда зубьев по 22 зуба, прикрученного болтами к ступице. Направляющее колесо, смонтированное на кронштейнах бортовой брони в передней части танка, состояло из литой ступицы, резинового бандажа-амортизатора и стального обода с ребордой посередине для направления гусеничной. Стальной обод и резиновый бандаж удерживались на ступице специальными металлическими дисками. Каждая гусеничная лента состояла из 103 литых траков, соединяемых между двумя пальцами. Каждый трак на внутренней поверхности имел выемку для реборд опорных и направляющих колес. Для смазки катков и траков гусеницы между тележками подвески установлена специальная масленка. Натяжной механизм состоял из двух регулировочных болтов с цапфами для крепления оси направляющего колеса и трех шестерен, из которых две натяжные. Шестерни монтировались на кронштейне, привернутом к броне корпуса болтами. Для поддержки верхней ветви гусеницы дополнительно использовалась пара поддерживающих полозьев по каждому борту. Подвеска и катки практически полностью закрывались бронещитами.

     Электрооборудование танка выполнено по однопроводной схеме, напряжение бортовой сети 24 вольта. Источник электроэнергии — две аккумуляторные батареи, расположенные в боевом отделении на днище у правого борта.

     11 апреля 1935г. был построен прототип АС3 прототип (регистрационный номер 745-W1), но машина еще не имела башни (ожидавшаяся башня АРХ1 еще не была готова), поэтому танк получил массогабаритный макет, с которым   проходил испытания в Венсенне в период с 4 июля по 3 августа 1935 года. (Рис.4)

 

Рис.4 - Прототип AMC SOMUA AC3 с имитацией башни.

 

      По ходовым показателям и скорости танк удовлетворил требования военных – средняя скорость 30 км/ч, но моторно-трансмиссионная группа требовала доводки. Неудачно были размещены фары (прямо во лбу корпуса), смотровые приборы в передней части корпуса получились громоздкими и крепились на болтах - такая конструкция была уязвима. АС3 отправили на завод, где танк прошел первый этап модернизации, длившийся два месяца. На повторных испытаниях, проходивших с 15 октября по 17 декабря 1935г., АС3 появился с одноместной башней АРХ1 и 47-мм пушкой SA 34. По другой версии, АС3 получил башню только в марте 1936г. (Рис.5)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/2-CavalryTanks/Somua-S35/Photos/S35_14.atlas.jpg

Рис.5 – Прототип с башней АРХ1.

 

     К январю 1936г., как будто, построили всего 4 опытных танка данного типа – на машинах первоначально были установлены башни АРХ1 и пушки SA34. В январе 1936г. эти машины были направлены в распоряжение 4-го кирасирского полка (4e Cuirassiers). По итогам испытаний и доработок появился модернизированный вариант AC 3, который получил заводское обозначение AC 4.  Пишут, что некоторые изменения претерпели лобовая часть машины (улучшилась конструкция смотровых приборов, передний смотровой прибор был сделан откидывающимся вверх, место водителя сместилось чуть вперед), с бортов надмоторной плиты были убраны жалюзи (- на АС3 жалюзи имелись только с правого борта), несколько изменилась конструкция траков, на правом борту появились крепления для дополнительных топливных баков. Главным отличием варианта стало появление модифицированной башни АРХ1СЕ (Chemin Elargi – расширенный погон, башня АРХ1 имела погон 1022 мм, а башня АРХ1СЕ - 1130 мм), толщина брони башни 40 мм. Правда, в некоторых источниках видимо эту же башню называют APX-4. (Рис.6)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/2-CavalryTanks/Somua-S35/Boards/Turret-FrontRear.gif

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/2-CavalryTanks/Somua-S35/Boards/Turret-Top.gif

Рис.6 – Башня танка АРХ1 (APX-4?).

 

    В башне АРХ1СЕ устанавливалась новая 47-мм пушка SA35 U34 с длиной ствола 32 калибра (1504 мм). Орудие могло наводиться по вертикали от -20° до +20°. Благодаря более высокой начальной скорости, составившей 671 м/с, бронебойный снаряд с защитным наконечником мог пробивать 40 мм лист брони, установленный под углом 30° с дистанции 500 метров, а обычный снаряд с того же расстояния пробивал 33-мм бронелист. По другим сведениям, пушка SA 35 могла пробивать 35-мм бронеплиту на дистанции до 400 метров, а некоторые сообщают, что снаряд этого орудия пробивал броню толщиной 60 мм на дистанции в километр. 7,5-мм пулемет Chatellerault модели 1931г. мог наводиться по горизонту на 10° влево и вправо. (Рис.7)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/2-CavalryTanks/Somua-S35/Boards/47mmGun.jpg

Рис.7 – Вверху – виды орудия SA 35. Внизу - вид на орудие и пулемет из башни.

Прицел, или панорама над пулеметом давала увеличение в 4 раза.

Орудие наводилось ручным колесом, башня поворачивалась за счет электрического поворотного механизма.

 

     Боекомплект из 118 снарядов для пушки размещались в одном стеллаже, расположенном в боевом отделении у правого борта. В его состав сходили снаряды следующих типов: — бронебойный остроголовый сплошной с защитным наконечником, трассирующий Boulet de rupture mle.1935; — бронебойный остроголовый трассирующий Pzgr.176(f); — стальная осколочная граната Obus explosif Mle.1932. (Рис.8)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/2-CavalryTanks/Somua-S35/Boards/AmmoRacks.jpg

Рис.8 – Стеллаж с боеприпасами для орудия.

 

     Пулеметные магазины на 2200 патронов (15 штук по 170 патронов в каждом) находились над и под снарядным стеллажом, а также в башне. Некоторые источники утверждают, что боекомплект был несколько иным — 108 унитарных выстрелов и 3000 патронов к пулемёту (в 20 магазинах по 150 штук).

    Командирский купол башни АРХ1СЕ имел щели для наблюдения, в стенках башни также имелись наблюдательные щели. Пишут, что щели были герметичны за счет стекол (могли защищаться броневыми пластинами), т.е. являлись смотровыми приборами. (Рис.9)

 

Рис.9 – Вид на смотровые щели изнутри башни.

 

     AC 4 стал серийным вариантом. (Рис.10)

 

Рис.10 – Указывают, что это АС3 в финальной конфигурации с новой башней и 47-мм пушкой SA 35 – т.е. АС4.

 

   Согласно планам от 21 ноября 1935 года (по другим сведениям, согласно планам перевооружения армии от 1936г.), предполагалось закупить 600 таких танков по 982 000 франков за штуку, но вначале ограничились установочной или предсерийной партией в 50 шт. Контракт №60 178 D/P на изготовление 50 танков был заключен 25 марта 1936 года, но на деле о нем было известно еще 12 или 21 ноября 1935 года. Военные приняли танк на вооружение 25 марта 1936 года (некоторые пишут, что танк был принят на вооружение в апреле 1938г.) под обозначением Automitrailleuse de Combat modèle 1935 S или Char 1935 S, теперь более употребительно название SOMUA S35. (Рис.11)

 

1 – кожух фары; 2 – педаль главного фрикциона; 3 – рычаг коробки передач; 4 – штурвал; 5 – сиденье механика-водителя; 6 – 47-мм пушка S/4 35; 7 – маска пушки; 8—7,5-мм пулемет Chatellerault мод.1931 г.; 9 – телескопический прицел; 10 – прибор наблюдения; 11 – командирская башенка; 12 – посадочный люк командира; 13 – укладка 47-мм выстрелов; 14 – воздушный фильтр; 15 – топливный бак; 16—двигатель; 17 – масляный бак; 18 – выхлопной коллектор; 19 – радиатор; 20—вентилятор; 21 – глушитель; 22 – ведущее колесо; 23 – бортовая передача; 24 – коробка передач; 25 – главный фрикцион; 26 – фальшборт; 27 – опорный каток с независимой подвеской; 28 – поддерживающий каток; 29 – балансирная тележка; 30 – опорный каток; 31 – рессора; 32 – направляющее колесо.

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/04-CavalryTanks/Somua-S35/p2.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/04-CavalryTanks/Somua-S35/p3.jpg

Рис.11 – Серийный SOMUA S35.

 

    Масса машины составила 20050 кг при габаритах: длина – 5180 мм, ширина – 2120 мм, высота – 2530 мм. В отношении бронирования танка встречается три близких по смыслу, но расходящихся в деталях описания. 1. Толщина бронирования «ванны» корпуса составляла 36 мм в скруглённой лобовой части (имевшей угол наклона не более 30° к вертикали), 25 мм в бортах (дополнительно прикрытых 10-мм экранами над ходовой частью), а в корме — 25 мм под наклоном в 30° в нижней части, и 35 мм в вертикальной верхней части. 2. Лоб верхней половины корпуса имел толщину 36 мм и состоял из скруглённой нижней части (в основном имевшей углы наклона 45° и более), и расположенной под углом 22° наклонной верхней части. Борта верхней половины имели толщину в 35 мм (при угле наклона 22°), а корма — 25 мм (при наклоне в 30°). Толщина днища корпуса составляла 20 мм, крыши корпуса — от 12 мм до 20 мм (при угле наклона в 82° над моторным отделением). 3. Бронирование: лоб корпуса — 35-40 мм, борт корпуса — 35-40 мм, корма корпуса — 38 мм, крыша — 20 мм, днище — 20 мм. Согласно советским обмерам (на полигоне в Кубинке испытывался один из серийных танков этого типа), лобовая часть танка защищалась 45-мм броней, а толщина бортовых листов составляла 40-45 мм. (Рис.12)

 

Рис.12 - Схема бронирования, выполненная советскими специалистами.

 

     В марте 1940г. французы подвергли один серийный образец танка со снятой башней обстрелу из 20-мм пушки Hispano-Suiza HS-404, устанавливаемой на большинстве французских истребителей и штурмовиков того времени. Из 13 выстрелов только один снаряд смог пробить броню танка в верхней части подбашенной коробки, где толщина бронелиста была всего 12 мм.

     Командирские танки должны были получать кавалерийскую радиостанцию ER 29.

     Скорость по шоссе 40 км/ч, по пересеченной местности – 32 км/ч. Запас хода по шоссе 230-280 км. Преодолеваемые препятствия: высота стенки – 0,75 м, глубина брода – 1 м, ширина рва – 2,13 м.

     В марте 1940 г. один танк S35 принял участие в экспериментах по самодвижущимся минам на гусеничном шасси. Опыт оказался удачным, но до капитуляции система не была доведена до боевого уровня.

     Есть сведения, что вся первая партия танков была построена к 27 марта 1936г., но, скорее всего, контракт на выпуск первых 50 танков удалось закончить во втором квартале 1937 года. Изготовленные по нему машины получили регистрационные номера 67 225 – 67 274. Все построенные по этому контракту танки ушли в 1 DLM. (Рис.13)

 

Рис.13 – Танк первой производственной серии, вид сзади.

 

     В июле 1936 года с SOMUA был заключен второй контракт, №61 361 D/P, который также предусматривал выпуск 50 танков. Танки второй серии получили регистрационные номера 22 332 – 22 381. По ряду причин, в основном связанных с неспешными действиями смежников (отсутствие башен), к 15 января 1938 года было сдано лишь 17 танков, а все 50 машин были построены к 15 апреля того же года. При этом машины попали в части недоукомплектованными – без смотровых приборов. (Рис.14)

 

 http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/2-CavalryTanks/Somua-S35/Photos/S35_13.atlas.jpg

Рис.14 – Танки без смотровых приборов.

 

      Танки второй производственной серии поступили в состав 2-й DLM.

      В период с 1 июля 1936г. по 3 марта 1937г. одна из машин SA 35 прошла всесторонние войсковые испытания, в ходе которых были выявлены конструктивные недостатки машины. Наибольшее количество трудностей доставила работа моторно-трансмиссионной группы и ходовой части – оказалось, что танк тяжеловат для агрегатов МТГ и ходовой. Ремонт и обслуживание S35 было неудобными в войсковых условиях. Радиостанция ER 29 не обеспечивала надежной связи на пересеченной холмистой местности или в лесу (радиофикации подлежали только командирские танки). Из-за выявленных недостатков, как будто, решили строить не 600, а 300 машин.

    В 1937г. на SOMUA решили под танки S35 создать мост для перемещений танков через небольшие канавы или водные преграды. В качестве базы под проект взяли свой полугусеничный грузовик MCL 5. (Рис.15)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/9-Halftracks/Somua-Bridgelayer1937/MCL.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/9-Halftracks/Somua-Bridgelayer1937/SOMUA-bridgelayer1937_01.Tanks.jpg

Рис.15 – Вверху грузовик SOMUA MCL 5.

Внизу мост для танков 1939 SOMUA (Poseur de pont/Bridge Layer).

 

    Тема моста не нашла развития.

    В 1937г. подписали третий контракт №70 919 D/P на выпуск 100 танков S 35. Машины получали регистрационные номера 819–918. Их предполагалось отправить на доукомплектование 1-й и 2-й DLM. Согласно штатному расписанию DLM, в составе дивизии должно было быть 96 танков SOMUA S35. Из этого числа 84 машины включалось в состав восьми эскадронов (2 полка), еще 4 машины выступали в роли командирских танков, а оставшиеся 8 числились в резерве. В составе полка механизированной кавалерии имелся батальон из 47 танков S35 (два эскадрона по 23 машины и одна машина командира батальона). К 15 июлю 1938 года было выпущено 28 танков третьей партии, но при этом из всех 128 принятых к тому моменту SOMUA S35 только 96 имели башни. Окончательно танки третьей серии были сданы в марте 1939 года.

    На параде в честь Дня взятия Бастилии 14 июля 1938 года танки SOMUA S35 впервые прошли перед публикой. (Рис.16)

 

Рис.16 – Париж, 14 июля 1938г.

 

     В 1938 году был подписан контракт № 80 353 D/P на выпуск 125 танков. Эти машины получили регистрационные номера 10 634 – 10 758. Машины третьей серии предполагалось направить на комплектование 3-й DML, которая к тому моменту еще не была сформирована. К 1 сентября 1939 года успели сдать 61 машин, еще 9 находились в постройке. (Рис.17)

 

Рис.17 - Сборка танков на заводе SOMUA, ноябрь 1939 года.

 

    После начала Второй мировой войны темп выпуска вырос: в сентябре SOMUA сдала 11 танков, в последующие месяцы завод в Сент-Уэн покидало по 13 машин ежемесячно. Благодаря этому уже в первой декаде января 1940 года последние танки по третьему контракту были готовы.

     В конце сентября 1939 года планы выпуска SOMUA S35 были вновь пересмотрены. Общий объем определили в 450 штук, далее предполагалось производить более совершенную модель. Последним контрактом на постройку SOMUA S35 должен был стать заключенный еще в 1938 году №88 216 D/P, который предусматривал выпуск 125 танков. За машинами по этому контракту были зарезервированы регистрационные номера 50 210 – 50 334. Исполнять контракт начали с января 1940 года, когда выпустили 16 танков. Начиная с марта 1940 года объемы производства выросли, уже в мае ежемесячно сдавалось по 22 танка. В июне, еще до перемирия, удалось сдать еще 22 штуки. В июне производственные мощности SOMUA оказалась захвачены наступавшими немецкими частями.

    По состоянию на 25 июня 1940 г. фирмой SOMUA было выпущено 427 танков S35, при этом 396 машин было выпущено до 10 мая 1940г., 19 штук произвели с 10 мая до конца мая и еще 12 штук в июне. Некоторые авторы насчитывают 440 произведенных танков S35.

    К 1 сентября 1939г. во французской армии состояло 270 танков S35 всех версий, из которых официально приняли 246: 191 машина находилась в текущей эксплуатации, 51 стояла на хранении и 4 отправили обратно на завод для модернизации. Приводятся и несколько иные данные: «по состоянию на 2 сентября 1939 года (в этот день Франция объявила мобилизацию) было изготовлено 270 танков SOMUA, из которых 191 находился в войсках, 55 на складах и 24 на заводе».

   К началу кампании 1940 года S35 имелись на вооружении 4-го кирасирского и 18-го драгунского полков (1 DLM), 13-го и 29-го драгунских полков (2 DLM), 1-го и 2-го кирасирских полков (3 DLM) – всего 74 танка S 35 (- вероятнее – 176 шт.). (Рис.18)

 

http://www.atf40.fr/ATF40/materiel/Somua%20S35.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/2-CavalryTanks/Somua-S35/Photos/S35_15.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/2-CavalryTanks/Somua-S35/Photos/S35_23.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/2-CavalryTanks/Somua-S35/Photos/S35_22.jpg

Рис.18 – В руках французского оператора.

 

     После начала боевых действий планировалось создать 4 DLM из 3-го и 7-го кирасирских полков, но по ряду причин сделать этого не удалось. На 10 мая 2-я и 3-я DLM дислоцировались между Льежем и Намюром на территории Бельгии. Танки S35 приняли активное участие в сражении за Ханнут (Анню, Hannut), начавшееся утром 12 мая. Бронезащита SOMUA S35 заслужила в этих боях высокую оценку — танк командира одного из взводов вернулся из боя, имея 29 вмятин от 20-мм и 37-мм снарядов, однако, серьезных повреждений не было. В целом, французские танки S35 смотрелись лучше панцеров. S 35 по меркам 1940 года отличался сравнительно высокими характеристиками вооружения и броневой защиты. 47-мм пушка была способна эффективно поражать любые типы немецких танков. В её боекомплекте имелся сравнительно эффективный осколочный снаряд (вдвое превосходивший по заряду взрывчатого вещества советский 45-мм) и уступавший в то время лишь снарядам 75-мм или 76-мм орудий. При стрельбе по самоходной установке StuG III Ausf.B выяснилось, что 47-мм пушка SA 35 успешно пробивает броню толщиной 50 мм на дистанции 300 метров. На 400 метрах из двух попаданий пробитие было одно. (Рис.19)

 

Рис.19 – Результаты стрельбы 47-мм пушки SA 35 по 50-мм броне.

 

     Что до бронирования S 35, то в ходе французской кампании такой уровень бронирования показал себя вполне достаточным для защиты от основной германской противотанковой пушки — 37-мм на нормальных дистанциях боя. Панцеры (прежде всего, Pz III – одноклассник S35) превосходили французский танк в разделении функций экипажа и оснащённости средствами наблюдения и связи, а также имел лучшую подвижность. В целом, по состоянию на 1936—1939 годы аналогов у S 35 среди современных ему танков других стран фактически не было. Ни в одной стране не имелось состоявших на вооружении и в серийном производстве машин массой около 20 тонн с мощным вооружением и противоснарядным бронированием, предназначенных для применения в механизированных частях и соединениях. Однако немецкая тактика концентрированного удара в скором времени принесла свои плоды. На 14 мая реальные боевые потери танков SOMUA S35 составили 30 штук и ещё столько же были брошены своими экипажами при отступлении или из-за поломок и нехватки горючего. К 15 мая битва за Ханнут завершилась полным разгромом 1-й французской армии, бронетанковые подразделения которой фактически утратили боеспособность и были вынуждены в беспорядке отступать на север Франции к Дюнкерку.

    Тем временем, остававшаяся в Нидерландах 1e DLM, ещё имела существенный боевой потенциал, но из-за хаоса и неразберихи командование не смогло разумно распорядится оставшимися силами. Дивизия была предоставлена самой себе и вступала в бои мелкими группами, что и предопределило её дальнейший разгром. В течение двух следующих дней дивизия откатывалась назад, пока не достигла Франции. Здесь танки были отданы 9-й армии и 17 мая французы начали контрнаступление от Quesnoy к Landrecies, где на участке главного удара сосредоточили большинство S35. Против них немцы применили 105-мм пушки, огнем которых в первые же минуты боя подбили несколько Н-39 и один S35. Атака захлебнулась. 18 мая одиннадцать оставшихся S35 из эскадрона капитана Segonzac из 4e RC удерживали вместе с ротой марокканских стрелков город Jolimetz. В течение дня они сдерживали наступление 120 танков 5 PzD, среди которых было заметное количество Pz.Kpfw. III. К концу дня немецкая 5-я танковая дивизия не досчиталась 26 танков, а французы – 10 танков S35. Однако ближе к ночи город был окружен, оставшиеся защитники покинули его под огнем немецкой артиллерии.

  В качестве пополнения 1-я и 2-я дивизия получили по 10 танков, а 3-я дивизия – 12. Ещё несколько S35 продолжали воевать в составе 7-го кирасирского (7e Cuirassiers) и 3-го полка бронеавтомобилей (3e RAM 3e DLC).

    74 танка S 35 были приданы частям Кавалерийского корпуса, который принял активное участие в боях за Бельгию 11 – 17 мая 1940г. В этих боях S 35 продемонстрировали свои высокие боевые характеристики, нанеся германским танковым дивизиям значительные потери, уничтожив до 64 танков противника, но и сами потеряли около половины своих танков. К 29 мая уцелели считанные единицы S35, экипажи которых пытались прикрыть эвакуировавшиеся у Дюнкерка войска. Таким образом, к концу мая французы потеряли до 60 танков S 35.

     Вместо трёх разгромленных дивизий близ Парижа начали формировать восемь новых. Подготовка многих экипажей была невысокой. Порядка 80 % танковых командиров попадали в танковые части из традиционных кавалерийских, получив лишь минимальную подготовку. Вот, что вспоминал об этих танках и их экипажах генерал де Голль, получивший 19 мая 1940г. соединение из 39 (или 36) танков: «…Тем временем я получил на пополнение 3-й кирасирский полк, состоящий из двух эскадронов танков SOMUA. Однако во главе экипажей танков были командиры, которые никогда раньше не стреляли из орудий, а водители имели за плечами в общей сложности не более четырех часов вождения танка…». Всё это усугублялось проблемами со снабжением, в результате которых некоторые вновь сформированные подразделения к началу боевых действий не получали радиостанций даже к командирским машинам (встречается, что всего пять командирских машин получили положенные им радиостанции), не имели бронебойных боеприпасов, а порой — даже спусковых механизмов для пушек. На 10 июня 1940г. в трёх из них насчитывалось порядка 50 танков S35, и, хотя DLM не были окончательно сформированы, их сразу бросили в бой. Последние большие успехи на долю танков SOMUA пришлись 11 июня, когда группа танков уничтожила 6 немецких ПТО, и 14 июня, когда два эскадрона драгун 3 DLM при поддержке S35 разгромили большую моторизованную колонну. Уже к 25 июня все SOMUA числились потерянными, а дивизии существовали только на бумаге. (Рис.20)

 

https://cdn2.img.ria.ru/images/152028/34/1520283411.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/2-CavalryTanks/Somua-S35/Photos/S35_20.jpg

Рис.20 – Французские потери.

 

    К перемирию остатки французских танковых войск ещё располагали не менее 100 танками SOMUA S35, большая часть которых перешла к Германии в качестве трофеев. Правительству Виши удалось, под предлогом обороны от сил антигитлеровской коалиции, убедить германцев выделить французским силам в Северной Африке эскадрон танков S35. В начале 1941г. французы перебросили 23 шт. S35 сначала в алжирский порт Оран, а затем в Касабланку (Марокко), где 22 февраля они вошли в состав 2-го эскадрона отдельного 12-го полка африканских охотников (12 RCA). (Рис.21)

 

Рис.21 - Танк из состава 12e RCA.

 

     Здесь экипажи прошли ускоренный курс обучения и 19 июля танки перебросили в сенегальский порт Тиc (Thies). (Рис.22)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/2-CavalryTanks/Somua-S35/Photos/S35_19.jpg

Рис.22 – Переброска танков в Африке.

 

    В «Черной Африке» танки S35 должны были применяться против активизировавшихся войск генерала де Голля, но на практике большую часть времени S35 не использовались. (Рис.23)

 

Рис.23 – В Африке.

 

     12 января 1943г. танки S35 отправили обратно в Оран. Спустя почти месяц, 8 февраля, танки прибыли в Алжир – теперь противником у них вновь стали немецкие и итальянские войска. 20 февраля из имеющихся SOMUA S35 сформировали 20е escadron de chars (20-й танковый эскадрон) под командованием капитана Грибю (Gribius), который вскоре перебросили в Тунис, включив её в состав 19e GBF (Groupment Blinde Francaise). (Рис.24)

 

Рис.24 – На параде в Тунисе, 1943г.

 

      Танки S35 активно участвовали на стороне союзников в последних боях тунисской кампании - наступление 8-й британской армии у Кейп Бон (Cape Bon), где около 200000 немецких и итальянских солдат эвакуировались в Италию. S35 пошли в бой 9 мая 1943г. по открытой местности, пять S35 оказались под обстрелом тщательно замаскированных Pz.IV с длинноствольными 75-мм пушками. Два танка сразу оказались подбиты, а остальным трем удалось на полной скорости уйти из-под удара. Через два дня немецкие танки были выбиты с занимаемых позиций. Общие боевые потери среди танков SOMUA S35 в Тунисе составили всего 4 машины, в боеспособном состоянии осталось 17 танков.

    С высадкой войск антигитлеровской коалиции в Нормандии и началом освобождения Франции были вновь воссозданы французские бронетанковые войска. Экипажи SOMUA со своими танками вошли в состав 2-й французской бронетанковой дивизии генерала Леклерка. Французы применяли SOMUA S35 при освобождении Франции, причем не только машины, вернувшиеся из Африки, но и трофейные немецкие. Один S 35, отбитый силами Сопротивления (Рис.25), использовался в ходе освобождения Парижа в августе 1944 года, хотя, не имея боеприпасов, служил лишь для поднятия боевого духа.

 

Рис.25 – Только что захваченный партизанами S35.

 

     13-й драгунский полк, сформированный 7 октября 1944 года, кроме прочей техники, получил эскадрон - 17 танков S35 под командой капитана д'Абовилля. Первое время эскадрон дислоцировался в городе Коньяк и участия в боях не принимал. В январе-апреле 1945г. полк участвовал в боях по ликвидации группировки немецких войск в районе Ла-Рошели. 14 апреля 1945г. эскадрон S35 атаковал Руайан на юге от Ла-Рошели. (Рис.26)

 

Рис.26 - Танки S35 из состава 13-го драгунского полка французской армии. В окрестностях Руайана, апрель 1945 года.

 

    Атака SOMUA S35 помогла освободить город и захватить многочисленные трофеи. (Рис.27)

 

Рис.27 – Один из танков 13-го драгунского полка.

 

     В боях 14-20 апреля эскадрон потерял два танка на противотанковых минах.

     Следующей целью стал остров Олерон, куда четыре танка были высажены на плашкоутах 30 апреля. Поддержка оказалась действенной — десанту удалось захватить 50 орудий и 1,5 тысячи человек пленными. Эта высадка стала для SOMUA S35 последней боевой операцией.

     В сентябре 1945г. 13 драгунский полк вместе с уцелевшими танками S35 вошёл в состав 3-й танковой дивизии, нёсшей оккупационную службу в Германии. Здесь подразделение находилось до его расформирования в апреле 1946 года.

    S-35 в руках у немцев.

    Точное число танков SOMUA S35, попавших к немцам в литературе пока не встречается, известно, что к началу 1941 г. на службу вермахта было поставлено 297 танков SOMUA S35 - более двух третей от общего выпуска машин. Уже в ходе французской кампании немцы применяли трофейные S35. (Рис.28)

 

Рис.28 – SOMUA S35 уже с немецкими крестами.

 

     У немцев танки получили обозначение Pz.Kpfw.739(f), Pz.Kpfw 35-S 739 (f) (Panzerkampfwagen 35 S 739 (f)). (Рис.29)

 

Рис.29 - Pz.Kpfw.739(f).

 

     В августе 1940 года немцы планировали из французских танков разных типов сформировать четыре танковые дивизии, которые должны были дислоцироваться на захваченных территориях. (Рис.30)

 

Рис.30 – На снимках французские трофейные танки вермахта у здания вокзала в Лиллехаммере (Lillehammer), Норвегия, 1940г. В кадре средний танк Somua S35 с установленными дополнительными топливными баками.

 

     В декабре 1940 года, вместо четырёх дивизий, была сформирована танковая бригада на трофейных танках (Beute-Panzer-Brigade), в которую входили 201-й, 202-й и 301-й танковые полки. Есть сведения, что 201-й полк (Pz.Rgt) начал формироваться в декабре 1940г, 202-й полк (Pz.Rgt) в феврале 1941г. – оба полка двухбатальоннного состава, что касается 301-го полка, то в некоторых источниках это формирование называют отдельным танковым батальоном (Panzer-Abteilung - Pz.Abt.) и указывают, что его формирование происходило в январе 1941г. Формировались полки в Германии, но к марту 1941 года они уже находились на территории Франции. В марте 1941 года означенные выше формирования сводятся под единым командованием вновь сформированного штаба 100-й танковой бригады (Pz.Brig.Stab 100). По штату, полк двухбатальонного состава насчитывал 36 танков SOMUA S35.  Каждый батальон состоял из трех рот смешанного состава (танки S35 и Н-38/39), в батальоне находилось 18 танков SOMUA S35. Всего в 100-й танковой бригаде к концу марта 1941 года насчитывалось 295 танков (90 S35 и 205 Н-38/39).

    Танки S35 приходили в бригаду несколько модернизированными. Насколько позволяла конструкция, новые хозяева улучшали танки S35. Вместо ненадежной радиостанции ER29 на некоторых машинах установили FuG 5. Боевое отделение полностью перекомпоновали: башня каким-то образом стала двухместной, так как в ней появилось место заряжающего. На крыше была установлена командирская башенка с двухстворчатым люком. (Рис.31)

 

 

Рис.31 – Слева командирская башенка французского образца, справа – немецкого.

 

    Одно время «облагороженный» немцами вариант обозначался SOMUA (4.7). (Рис.32)

 

Рис.32 – Переделанные на немецкий манер S35.

 

    Впрочем, не все трофейные S35 получали новые башенки.

    В апреле 1941 года с целью подготовки кадров для танковых частей с трофейными французскими машинами был сформирован 100-й учебный танковый батальон (Pz.Ers.Abt.100). (Рис.33)

 

Рис.33 – Трофейные S 35, возглавляющие взводы H 35 на параде. Париж, 1941г.

 

     В июне 1941 года, непосредственно перед нападением на СССР, вермахт начал формирование 101-й бригады трофейных танков, включавшей Pz.Rgt.203 и Pz.Rgt.204.

    К 1 июля 1941г. немцы располагали, по меньшей мере, 472 французскими танками S35, R-35 и Н-35 (из них – 144 шт. S35) в составе 100-й и 101-й танковых бригад, не считая учебных и огнеметных машин, приданных 100-му учебному батальону.

     Летом 1941г. один полк, имевший на вооружение 16 или 17 танков S35 был отправлен в Финляндию, но финнам не передавался, а находился в немецком подчинении. Первые танки S35 начали прибывать в Финляндию морем 10 июня 1941г. и являлись командирскими машинами во взводах, оснащенных Н-39. По советским данным, среди таких танков имели и огнеметные. Трофейные машины были сосредоточены на Кандалакшском направлении в районе Куолоярви. В ходе июльских боёв 1941г. батальон записал на свой счёт 24 советских танка, потеряв от огня шесть (четыре безвозвратно) и от механических повреждений десять машин.

     Кроме того, на 22 июня 1941г. на Востоке находилось 6 бронепоездов с установленными на специальные платформы танками S35. Бронепоезда №26, №27 и №28 имели в своем составе по 3 танка, №29, №30 и №31 — по два, всего 15 машин. (Рис.34)

 

 

Рис.34 – Указывают, что это фото немецкого «бронепоезда» №28.

На Panzerzug 28 служили танки с номерами 281–283.

 

    По откидным аппарелям танки могли съезжать на землю, чтобы принять бой в составе так называемых «десантных групп». (Рис.35)

 

Рис.35 – Выгрузка десантной группы с немецкого бронепоезда.

Верхнее фото сделано на станции Столбцы Минской области летом 1941 года.

 

      Применение танков S35 на Восточном фронте случилось уже на второй день войны с СССР. Танки SOMUA S35 пошли в бой утром 23 июня на штурм Брестской крепости. После продолжительного артобстрела главной Цитадели, начавшегося в 5:00 и продолжавшегося весь день, немцы предположили, что силы оборонявшихся истощены и немногочисленны. Однако первые попытки завладеть руинами крепости оказались тщетными. Тогда в бой пустили танки. Поскольку передовые немецкие части уже ушли далеко вперед командование решило использовать для следующей атаки три S35, входивших в состав бронепоезда №28. Танки сняли с платформ и отправили штурмовать советские позиции. (Рис.36)

 

Рис.36 - Танк Pz.Kpfw.739(f) штурмует Восточный форт Брестской крепости.

 

    В течение дня все три машины были потеряны: два S35 подбили гранатами и зенитным орудием у Северных ворот (Рис.37), третий смог прорваться в центральный двор Цитадели, но сразу был поражен пушкой 333-го полка.

 

  

Рис.37 - Танк Pz.Kpfw.739(f) у Северных ворот Брестской крепости.

 

     Две машины немцы впоследствии эвакуировали. По другим данным, три S35 из состава 28-го танкового взвода были введены в бой утром 26 июня, но есть сведения, что в боях за Брестскую крепость принимали участие танки и с бронепоезда №27 – возможно, эти машины пошли в бой 26 июня. По другим сведениям, танки с бронепоезда №28 действовали в районе Бреста до 27 июня. (Рис.38)

 

Рис.38 - Танк с бронепоезда Panzerzug 28 в ходе боёв за Брест.

Немецкая пехота умудрилась разжиться парой трофейных Т-26 и таким же количеством советских броневиков – один из Т-26, теперь немецкий, попал в кадр.

 

     202-й полк в сентябре 1941г. разделили на две части: 1-й батальон отправили в Сербию для борьбы с партизанами, а 2-й и 3-й батальоны в начале 1942 г. пережали в распоряжение Pz.Div.26, при этом полк переименовали в Pz.Reg.26. (Рис.39)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/2-CavalryTanks/Somua-S35/Photos/S35_04.jugg.jpg

Рис.39 – На Балканах.

 

    После значительных потерь, понесённых германскими бронетанковыми войсками в ходе операции «Барбаросса», танки S 35 начали поступать на вооружение фронтовых танковых дивизий. (Рис.40, Рис.41, Рис.42)

 

Рис.40 – 1-е сентября 1941г. в районе Смоленска.

 

Рис.41 – Подбитый на подступах к Москве.

 

Рис.42 - Танк S35 (предположительно, из состава 214-го танкового батальона Вермахта), подбитый советской артиллерией. Ленинградский фронт, июль 1942 года.

Похоже, у машины внутренним взрывом полностью сорвало верхнюю кормовую литую деталь корпуса.

    

    Согласно общепринятой версии, танки S35 поступили на укомплектование пяти танковых полков (100, 201, 202, 203, 204 Pz.Rgt. – Panzer-Regiment) и 10 отдельных танковых батальонов (Pz.Abt. 40, 202, 205, 206, 211, 212, 213, 214, 223, 301).

    По состоянию на 5 августа 1942 года в 100-й танковой бригаде имелось 29 Pz.Kpfw.35 S (f), из них 21 на ходу. (Рис.43)

 

Рис.43 – Танки из состава 23 дивизии на параде в Париже, 1942г.

 

     Весной 1942г. танки S35 в составе 22-й танковой дивизии задействовали в битве за Севастополь. (Рис.44)

 

Рис.44 - Танк из состава 204-го немецкого танкового полка (Pz.Rgt.204). Крым, 1942 год.

Танк имеет командирскую башенку немецкого образца.

 

     Летом-осенью несколько SOMUA S35 использовали в боях под Сталинградом, причем один танк был захвачен советскими в практически целом состоянии и затем демонстрировался на выставке трофейного вооружения. (Рис.45)

 

Рис.45 – SOMUA S35, захваченный советскими бойцами.

 

     Возможно, это танк из состава бронепоезда №27 (Panzerzug 27) – обстоятельства пленения танков этого подразделения неизвестны, но осенью 1942г. два танка S35 с башенными номерами 271 и 273 (две первые цифры указывают на принадлежность машин Panzerzug 27) оказались на НИИ Полигон Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА), который тогда находился в Казани. (Рис.46)

 

 

Рис.46 – Трофейные танки с Panzerzug 27.

На танке 271 вообще нет никакой командирской башенки.

Внизу советская инструкция с указанием слабых мест в защите танка, уязвимых для обстрела из пулеметов (стрелкового вооружения), противотанковых ружей и ручных гранат.

 

    К лету 1943г. на Восточном фронте осталось только 2 танка S35. (Рис.47)

 

Рис.47 - SOMUA S35 на Восточном фронте, 1943г.

 

      На 1 июня 1943 г., по официальным данным, вермахт располагал 145 (или 144-мя) танками S35, не считая машин, находившихся на складах и в парках: 2 танка в группе армий «Центр», 43 – в Югославии, 67 – во Франции, 16 в Финляндии в составе 214 Pz.Abt. и 16 в Норвегии в составе 211 Pz.Abt. и ещё 15 машин поступили на вооружение десантных групп бронепоездов вермахта.

     В середине 1943 года вновь сформировали 21-ю танковую дивизию, ранее полностью разгромленную в Тунисе. На 1 июня 1944г. в составе 22 (-21?) Pz.Rgt. имелось 2 командирских и 35 (по другим данным — 32) линейных S35. Это подразделение дислоцировалось во Франции и летом 1944 г. активно участвовало в отражении высадки союзников. (Рис.48)

 

Рис.48 - Германский S 35 в Бельгии, июнь 1944 года.

 

     Несколько башен АРХ, снятых с танков, использовали в 1944 г. как огневые точки береговой обороны.

     К моменту высадки союзных войск в Нормандии там находилось довольно большое количество Pz.Kpfw.35 S (f). Например, в 22-м танковом полку (бывшем 100-м), входившим в состав 21-й танковой дивизии, имелось 34 таких танка, из которых 23 были в рабочем состоянии. Ещё десять танков Pz.Kpfw.35 S (f). имелось в составе 205-го танкового батальона. Столько же танков находилось на вооружении 206-го танкового батальона, действовавшего в районе Шербура против американских частей. (Рис.49)

 

Рис.49 - Pz.Kpfw.35 S (f), 1944 год.

 

     Весной 1944г. немцы использовали не менее 4-х (указывают также – 6) танков SOMUA S35 для борьбы с партизанами в Югославии – в этих боях танки были потеряны. Как минимум один Pz.Kpfw.35 S (f) попал к партизанам в исправном состоянии. Его переделали под установку 6-фунтового (57-мм) орудия от БА AEC Armored Car Mk.II, которые поставлялись англичанами. Это была самая мощная орудийная система, которая когда-либо ставилась на SOMUA S35. Для такой серьёзной переделки пришлось существенно менять лобовую часть башни. (Рис.50)

 

Рис.50 - Переделанный югославскими партизанами Pz.Kpfw.35 S (f) с 57-мм орудием от бронеавтомобиля AEC Armored Car Mk.II.

 

    Летом-осенью 1944г. трофейные танки, сосредоточенные в районе Куолоярви были привлечены к отражению советского наступления. В ночь с 9 на 10 сентября рота S35 была послана для усиления немецких частей на кандалакшском направлении. Передвигаясь по дороге Миоккалахти-Куолаярви, немецкие танки внезапно попали под обстрел трех советских Т-34. Головной S35 сразу получил три снаряда и был подбит. Спустя минуту загорелся следующий за ним танк. Экипажи остальных SOMUA S35 покинули свои машины, броня которых совершенно не спасала от попадания 76-мм снаряда. В результате боя, подоспевшим советским частям досталось два подбитых и шесть (по другим данным — 8) полностью целых S35. После короткого осмотра танки SOMUA S35 были заправлены горючим и пошли в бой вместе с Т-34. (Рис.51)

 

Рис.51 – Один из танков S35, захваченных советскими в сентябре 1944г.

 

    Когда Финляндия вышла из войны, не пожелавшие разоружаться немецкие войска оказали упорное сопротивление. В течение 2-3 октября 1944г. финны вели тяжелые бои с бывшими союзниками. Финнам удалось оттеснить немцев с занимаемых позиций, и те вынуждены были бросить на дороге Миоккалахти-Куолаярви два танка S35.

    К 1 октября 1944 года в Норвегии в составе танкового батальона оставалось 13 штук S35. Также в Норвегии находились танковая рота G.K.N., в составе которой имелось три Pz.Kpfw.35 S (f), и 25-я танковая дивизия, имевшая 15 таких танков. Вероятно, все эти машины дожили до капитуляции Германии.

    На 26 марта 1945 года в немецких танковых частях еще числилось пять танков S35, действовавших против англо-американских войск на Западном фронте. Как минимум, двумя танками SOMUA S35 располагал Panzer Nachtrichten Company 200.

    В ходе эксплуатации часть Pz.Kpfw.35 S (f) была переделана в командирские машины. На крыше моторного отделения появлялась большая рамочная антенна, а внутри танка размещалось дополнительное радиооборудование. Штатное вооружение сохранялось. (Рис.52)

 

Рис.52 – Командирский танк Pz.Bef.Wg. на базе Pz.Kpfw.35 S (f).

 

    60 шасси танков S35 немцы переделали в гусеничные тягачи Fahrschulpanze 35S, которые использовались как на Востоке, так и на Западе. (Рис.53)

 

Рис.53 - Fahrschulpanze 35S.

 

    В начале 1941г. два танка S35 были переданы Венгрии – получили у венгров регистрационные номера H-034 и H-035. Венгры использовали эти машины в противопартизанских акциях на территории Украины.

    Италия также получила 32 танка S35 (итальянцы рассчитывали на 50 машин), прибывших 17 октября 1941г. В итальянской армии эти машины обозначались как Carro armato S.O.M.U.A. В сентябре 1941 года была подготовлена итальянская инструкция по эксплуатации машины. (Рис.54)

 

Рис.54 – Итальянская инструкция по эксплуатации танков S35.

 

     Танки получили регистрационные номера в интервалах 4401–4410, 4437–4439, 4549–4566, а также 4421 и 5145. Итальянской армии передали обычные SOMUA S35 без немецких радиостанций и с прежними командирскими башенками. Эти танки просто отремонтировали и перекрасили. (Рис.55)

 

Рис.55 – В некоторых источниках указывают, что на верхнем фото изображен итальянский S35.

На нижнем фото - SOMUA S35 и Renault R-35, переданные немцами итальянцам.

 

     В июле 1941 года танки были включены в состав 131-го полка, намереваясь отправить полк в Северную Африку. Однако немцы отправили итальянцам танки без запчастей. В конце 1941 года машины свели в 200-й батальон средних танков, отправив его служить на о. Сардиния. В 1943 г. батальон расформировали, и дальнейшая судьба итальянских танков SOMUA S35 неизвестна.

     С 1942г. немцы начали передавать танки SOMUA S35 хорватам. Общее количество S35, переданных Хорватии, скорее всего, не превысило 20 единиц. К апрелю 1944 г. в танковом взводе 1-й горной бригады имелось 3 танка SOMUA S35 в танковой охранной роте 1-й резервной бригады – 3 танка, в танковом взводе 4-й горной бригады – 4 танка и в 4-й стрелковой бригаде – 4 средних танка (возможно это были S35). Известно, что в период с 24 апреля по 8 мая 1944г. танки S35 из 4-й горной бригады были задействованы в операции “Ungerwitter”, направленной против югославских партизан. Судя по всему, часть большая часть машин была потеряна в небоевой обстановке из-за отсутствия запасных частей. На 1 декабря того же года 9 танков собрали в составе 3-й стрелковой бригады, после чего следы хорватских S35 теряются.

     Есть сведения, что в феврале 1944г. болгары получили от немцев 6 (или 7) S35, но в сентябре 1944 года эти танки были возвращены немцам. Некоторые считают, что танки SOMUA болгарам поставлены не были.      

    САУ на базе SOMUA.

     В октябре 1945 года конструкторское бюро AMX подготовило несколько проектов самоходных установок, сделанных на базе устаревших танков. Среди них была и Canon Automoteur de 16 livres sur chassis SOMUA. Она представляла собой попытку сделать на базе SOMUA S35 истребитель танков с вооружением в виде английской 17-фунтовой (76,2-мм) пушки. Это орудие доказало свою эффективность в борьбе с немецкими тяжелыми танками. По замыслу создателей, орудие должно было устанавливаться в лобовом листе полностью бронированной прямоугольной рубки с небольшим смещением к правому борту. Расчеты показали, что объемы боевого отделения позволяли разместить не только орудие, но и 86 зарядов к нему. Боевая масса САУ при этом должна была составить 21 658 кг, то есть практически столько же, сколько у SOMUA SAu 40. (Рис.56)

 

Рис.56 - Canon Automoteur de 16 livres sur chassis SOMUA.

 

     Проект был рассмотрен военными, но от постройки хотя бы одного прототипа они отказались. С одной стороны, танков S35 для переделки было мало, с другой - у французской армии на вооружении уже имелось достаточное количество американских САУ GMC M10, которые выглядели гораздо более привлекательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru