Renault ZM

 

 

Renault ZM

Франция

Легкий по массе тяжелобронированный пехотный танк

масса

7,5 т

вооружение

2 пулемета

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

82/85 л.с.

проект

1933-1934г., Renault

выпускался

1934г., Renault

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

Несмотря на скромные ТТХ танков типа Renault FT (бронирование, скорость, запас хода, вооружение), французские военные саму концепцию пехотного танка массой 6 т не подвергали сомнению. Пехотное командование считало, что со времён Первой мировой войны тактика боевых действий на суше к началу 1930-х годов почти не изменилась. Успехи Renault FT в сражениях 1918 года создали иллюзию того, что массовое использование лёгких пехотных машин по-прежнему является основным способом применения танков. Конечно, с развитием противотанковой артиллерии следовало внести соответствующие коррективы по бронированию легких пехотных танков, при этом надобности в увеличении их скорости французы не видели. Такая позиция вполне вписывалась в главенствующую среди французской военно-политической элиты догму о ненужности превращения танков из средства усиления пехоты в отдельный мобильный род войск. 26 апреля 1933г. было утверждено Временное наставление по совместным действиям пехоты и танков. В наставлении говорилось, что использование танков и средств механизации позволяет избежать медленного передвижения по полю боя. Тем не менее, авторы подчеркивали, что организованный фронт можно прорвать только при помощи пехоты, действующей при поддержке танков. Поскольку пехота движется медленнее танков, последние следует концентрировать в глубине наступающих порядков. Каждая волна пехоты должна поддерживаться следующими за ней танками. Таким образом, важность скоростных характеристик, маневра игнорировалась, доктрина по-прежнему предусматривала использование танков только для поддержки пехоты.

      Процесс разработки тяжелобронированного танка массой 6 тонн подтолкнула фирма Hotchkiss, которая предложила создать новый пехотный танк из литых элементов. К началу 1930-х при изготовлении толстой брони стали обращать все большее внимание на использование литья, литых элементов - при толщине брони 30 мм и больше технологичность литья оказывалась выше. Использование литых деталей обещало заметное упрощение изготовления корпусов и башен танков. Особенного прогресса в технологии создания литой брони во Франции достигла оружейная фирма Hotchkiss. Генеральный директор компании Hotchkiss Генри Айнсворт (Henry Mann Ainsworth), бывший британский офицер, видимо, был в курсе тенденций танкостроения на родине - в Британии. Айнсворту пришла в голову идея создания машины боевой массой 5-6 тонн с литым корпусом, которая могла бы заменить в войсках морально устаревшие Renault FT. В отличие от Renault FT и его потомков трансмиссию предлагалось перенести из кормовой части танка вперед, как на английских малых танках типа Light Tank Mk.I-Mk.IA от Vickers - данное решение позволяло сократить длину корпуса. 30 июня 1933г. с предложением (видимо, в форме некоторых проектно-технических материалов) ознакомился Консультативный Совет по Вооружению (Conseil Consultatif de l’Armement - ССА). Идея вызвала отклик у генерал-инспектора по танкам Вельпри (в 1923г. отметился проектом сверхтяжёлого танка массой 600 тонн), который, несмотря на скепсис относительно легких 6-тонных танков со стороны некоторых сторонников Эстиенна, например, генерала Шедевиллья, продавил запуск программы нового 6-тонника. Аргументами «за» выступало то, что новый танк обещал получиться недорогим и, как следствие, массовым. На основе полученной информации ССА 2 августа сформулировал требования на разработку нового лёгкого по массе тяжелобронированного пехотного танка (Char leger d'accompagnement d'infanterie), который должен был заменить Renault FT. Согласно выдвинутым требованиям, новый танк должен был иметь массу 6 т, лобовую броню 30 мм, вооружаться либо двумя пулемётами, либо пушкой калибра 37 мм. Экипаж 2 человека. Средняя скорость 8-10 км/ч, а максимальная – 15-20 км/ч. Машина должна была способна проехать 8 часов, не менее 40 км, преодолевать уклон 65%, быть устойчивой в поперечном направлении на уклоне 60%, пересекать траншею шириной 1,70 м, преодолевать водный брод глубиной 1,20 м.

На спецификацию от 2 августа 1933 года откликнулось 14 фирм. К маю 1934г. в конкурсе принимали участие только 7 компаний, а реально контракты на изготовление военные подписали с четырьмя: Delaunay Belleville, Compagnie générale de Construction de locomotives (Batignolles-Châtillon), Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM) и Renault.

22 мая 1934 года (по другим сведениям, 21 июня 1934г.) пехотное командование изменило спецификацию на лёгкий танк поддержки пехоты. Согласно новой редакции, толщина брони увеличивалась до 40 мм. От пулемётного варианта вооружения отказались – требовалась 37-мм пушка, возможно, с пулеметом. Максимальная скорость увеличивалась до 15–20 км/ч.

Первый образец перспективного танка к декабрю 1934г. подготовила фирма Renault. Renault с 1931г. принимала участие в создании перспективных танков для кавалерии массой 4-5 т. (Рис.1)

 

Рис.1 – Один из первых прототипов нового танка Renault для кавалерии массой 4-5 т. 1932г.

 

    Новая машина довольно разительно отличалась от предыдущих танков Renault. Во-первых, трансмиссия оказалась спереди, а двигатель занял среднее положение справа от водителя. Во-вторых, перед нами танк с совершенно новой ходовой частью – на борт: две двухкатковые тележки, в подвеске каждой из тележек амортизация на четверть-эллиптических листовых рессорах, три поддерживающих ролика, ведущее переднее колесо, направляющее заднее колесо; гусеница мелкозвенчатая, с литыми одногребневыми траками. Не правда ли, новая конструкция Renault что-то напоминает? Конечно – перед нами французский аналог, возможно даже сказать, копия конструкции британских малых танков типа Light Tank Mk.I- Mk.IA от Vickers. (Рис.2)

 

Картинки по запросу А4Е2 Light Tank Mk.I

Рис.2 – Британкские малые танки типа Light Tank Mk.I- Mk.IA от Vickers.

 

     Однако в представленном виде прототип Renault для требований пехоты не годился - лобовой лист имел толщину 13 мм, борта – 10 мм, днище — 5 мм, а требовалась броня толщиной 30 мм. Используя задел, специалисты Renault приступили к проектированию нового тяжелобронированного легкого пехотного танка с литым корпусом. Так к началу 1934г. обозначились контуры будущего пехотного 6-тонника, получившего обозначение Renault ZM. (Рис.3)

 

Рис.3 – Макет танка Renault ZM.

Складывается впечатление, что некоторые авторы принимают этот макет за прототип пресловутой машины Renault VО, указывая, что Renault VО имел сварной корпус.

 

     Танк должен был получить корпус, собираемый в основном из литых деталей. Литые элементы скреплялись между собой болтами. Ведущие катки и трансмиссия находились впереди, боевое отделение было сдвинуто немного назад. Водитель находился в рубке, смещённой влево. Несмотря на смещение боевого отделения назад, двигатель, в отличие от Renault VM, не находился прямо в нём. По правому борту размещались коробка передач и вал к трансмиссии. Ходовая часть получила горизонтальные амортизирующие элементы. Танк получился очень компактным - по длине он оказался лишь чуть длиннее Renault FT.

     Пока строился прототип Renault ZM, 22 мая 1934 года пехотное командование изменило спецификацию на лёгкий танк поддержки пехоты – теперь бронирование следовало повысить до 40 мм, скорость на уровне 15-20 км/ч. В принципе, на Renault прорабатывался вариант с толщиной брони 40 мм (Рис.4), но опытный образец ZM, начали строить еще до изменения требований, и он получился таким, как того требовала исходная спецификация.

 

Рис.4 - Чертёж корпуса танка с утолщённой до 40 мм бронёй.

 

    Опытный образец танка Renault ZM вышел на испытания 20 декабря 1934г. Корпус танка был собран из литых секций с толщиной брони от 10 до 35 мм. Передняя часть имела рациональные углы наклона бронелистов. В лобовых листах, для посадки водителя, был сделан трехстворчатый люк. Командир танка садился и покидал машину через люк в крыше башни. Танк имел совсем другую башню, чем на макете. Первоначальная конструкция башни проектировалась как пушечная, представляла собой куполообразную конструкцию с пушкой, смещённой вправо. Башню перепроектировали, в результате получилась башня под спарку пулеметов, но изготовленная методом литья (пишут, что толщина брони башни, вроде бы, была доведена до 40 мм). Сзади и сверху башни предусматривались люки. (Рис.5)

 

Рис.5 - Прототип Renault ZM на испытаниях.

 

     Ходовая часть с каждого борта состояла из ведущего колеса, литого ленивца, пяти обрезиненных одиночных опорных катков и трёх обрезиненных поддерживающих роликов. Четыре передних катка были сблокированы в двух тележках «ножничного типа», состоявших из двух шарнирно закреплённых между собой балансиров, в нижней части которых находилось по катку, а верхние части были шарнирно соединены между собой через упругий элемент, в роли которого выступала резиновая рессора. Пятый каток был подвешен на одиночном балансире, рессора которого была соединена другим своим концом с корпусом танка. Гусеница танка состояла из 126 стальных одногребневых трактов шириной 260 мм и шагом 65 мм.

Силовая установка танка состояла из карбюраторного 4-цилиндрового двигателя Renault мощностью 82/85 л.с. при 1850 об/мин, смещенного вправо от продольной оси. Слева от него, один над другим, располагались два топливных бака по 150 литров каждый (по другим данным – один 166-литровый бак). За ними устанавливался радиатор и другие узлы системы охлаждения. Трансмиссия была выполнена по стандартной схеме. В её состав входила механическая 4-ступенчатая КПП, двухдисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал (проходивший по правой половине боевого отделения и соединявший коробку передач с расположенной в лобовой части остальной трансмиссией), двух одноступенчатых бортовых передач, главного тормоза и механизма поворота, состоявшего из двойного дифференциала и двух ленточных тормозов, применявшихся только для поворота машины.

Максимальная скорость танка составила 20 км/ч при запасе хода по шоссе 130 км. На местности скорость снижалась до 14 км/ч, а расход топлива увеличивался до 212 литров на 100 км.

     20 декабря (по другим сведениям, 24 декабря) 1934г. танк Renault ZM осмотрела комиссия заказчика. Отмечалось, что машина не уложилась в 6 тонн, набрав 7,5 тонн, но стоявший на прототипе мотор Renault 447 мощностью 85 лошадиных сил пока мог обеспечить Renault ZM достаточную подвижность. Сильный наклон лобовых элементов спровоцировал тесноту внутри танка. После демонстрации комиссии в опытный Renault ZM стали вносить изменения, которые позволяла вносить конструкция. Например, появились надгусеничные полки, а глушитель с кормы переместился на левый борт. Но главные вопросы представляли собой башня и вооружение. Шасси Renault ZM в дальнейшем стало базой для создания легкого по массе тяжелобронированного пехотного танка с пушечным вооружением (Рис.6), получившего обозначение Char léger Modèle 1935 R (лёгкий танк обр.1935 фирмы «Рено»), в литературе этот тип часто обозначают Renault R 35 или просто - R 35.

 

Рис.6 - Renault ZM с башней APX R под пушку, весна 1935 года.

 

  

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru