Renault
YR/VO
Renault YR/VO
Франция
Легкий по массе кавалерийский танк
масса |
10 т |
вооружение |
37-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
120 л.с. |
проект |
1932г.,
Renault |
выпускался |
1933г., Renault 1 шт. опытный |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
Варианты развития
легкого типа
12 октября 1933г. Commission de Vincennes
по теме АМС был продемонстрирован прототип Renault YR. Пишут, что еще в феврале 1932г. родилась идея получить быстроходный танк с пулеметным,
либо пушечным вооружением на шасси типа Renault
VM (на этом шасси строились малые легкие танки массой 4,5-5,5 т). (Рис.1)
Рис.1 – Один из вариантов Renault VM.
Габариты корпуса Renault VM позволяли устанавливать более просторную (некоторые даже
пишут двухместную) башню, в которой можно было разместить и орудие, и пулемет и
усилить бронирование корпуса до 20 мм, что вело к возрастанию массы до 10 т. 29 июля 1932
года утвердили работы по опытному образцу машины, получившей индекс YR. (Рис.2)
Рис.2 – Первоначальная концепция YR.
В ряде публикаций встречается также упоминание о некоем варианте Renault VO, как пишут – «прямом прототипе» Renault YR. В одной из статей за авторством Ю. Пашолока (опубликована на ресурсе dzen.ru) предлагается изображение (скорее всего, компьютерная компиляция) Renault VO (Рис.3)
Рис.3 – Предполагаемый образ Renault VO.
Подпись в статье Ю. Пашолока: «Renault VO, не путать с такой же машиной по типу Char D. Прямой прародитель Renault YR».
Автор поясняет следующее, что параллельно
с Renault VM специалисты фирмы разработали проект Renault VO – «Фактически
Renault VM, но побольше и с двухместной башней». Помимо этого замечания
бросается в глаза, что на рисунке изображен танк не с одной, а с двумя
тележками в ходовой части. Ю. Пашолок далее сообщает, что Renault VO является
«прямым прародителем» варианта кавалерийского танка по теме АМС - Renault YR.
Однако, судя по конструкции ходовой части, на Renault YR такая же ходовая часть,
как Renault АМR VM, корпуса же похожи. Неясно и само название варианта - Renault VO.
Индекс VO встречается по теме Char D – Пашолок даже обращает внимание читателя: «Renault
VO, не путать с такой же машиной по типу Char D». Пожалуй, это самая главная
странность – на фирме, где разные внутризаводские индексы присваивались даже
прицепам, в отношении изделий типа танк дважды используется один и тот же
индекс. Как говорил один киногерой, «терзает смутное сомнение»: а был ли
мальчик?
Опытный образец машины YR был сдан Renault
в сентябре 1933 года, он получил корпус из конструкционной стали, не имел
башни. Шасси Renault YR стало на полметра длиннее и на 53 см шире Renault VM.
Конструкция ходовой части была как на Renault VM. (Рис.4)
Рис.4 – Опытное шасси YR.
На танке, точнее, еще на шасси устанавливался карбюраторный двигатель Renault V12 мощностью 120 л.с. – по другим данным, автомобильный мотор Renault 32 CV объемом 7,1 литр и мощностью 120 лошадиных сил. Двухместную башню проектировали на фирме AVIS. По идее, в башне устанавливались спаренные пушка и пулемет, причем орудия имели подвижность в горизонтальной плоскости -заряжающий/командир вел огонь из спаренного пулемета, а наводчик из орудия. Однако башня никак не удавалась, и 30 сентября 1933 машина ушла на испытания без башни. Впоследствии от башни AVIS вовсе отказались, доверив дальнейшие работы по башне фирме APX - башня APX предполагалась с большим диаметром погона (1395 мм), нежели разработка AVIS. На машине же сначала появился массогабаритный макет башни (Рис.5), а позже на нее поставили башню от танка Renault FT-18 с 37-мм пушкой SA 18. (Рис.5)
Рис.5 – YR с макетом двухместной башни от AVIS.
Рис.6 –
Прототип Renault YR.
С
башней от Renault FT экипаж составлял 2 чел.
Несмотря на подросшую до 10 тонн массу, на испытаниях танк на шоссе разогнался до 40 км/ч. С полным баком горючего на 220 литров танк имел запас хода по шоссе 200 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 28°, ширина рва 1,2 м, глубина брода 1 м.
Кавалерия 10 января 1934г. согласилась принять АМС 34YR (полное название Automitrailleuse de combat Renault Mle.1934 type YR) на вооружение, но с условием появления на машине новой башни с пушечно-пулеметным вооружением.