Renault YR/VO

 

 

http://www.renaultoloog.nl/oorlog_amc_34.jpg

Renault YR/VO

Франция

Легкий по массе кавалерийский танк

масса

10 т

вооружение

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

120 л.с.

проект

1932г., Renault

выпускался

1933г., Renault

1 шт.  опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

     12 октября 1933г. Commission de Vincennes по теме АМС был продемонстрирован прототип Renault YR. Пишут, что еще в феврале 1932г. родилась идея получить быстроходный танк с пулеметным, либо пушечным вооружением на шасси типа Renault VM (на этом шасси строились малые легкие танки массой 4,5-5,5 т). (Рис.1)

 

Рис.1 – Один из вариантов Renault VM.

 

     Габариты корпуса Renault VM позволяли устанавливать более просторную (некоторые даже пишут двухместную) башню, в которой можно было разместить и орудие, и пулемет и усилить бронирование корпуса до 20 мм, что вело к возрастанию массы до 10 т. 29 июля 1932 года утвердили работы по опытному образцу машины, получившей индекс YR. (Рис.2)

 

Рис.2 – Первоначальная концепция YR.

 

     В ряде публикаций встречается также упоминание о некоем варианте Renault VO, как пишут – «прямом прототипе» Renault YR. В одной из статей за авторством Ю. Пашолока (опубликована на ресурсе dzen.ru) предлагается изображение (скорее всего, компьютерная компиляция) Renault VO (Рис.3)

 

Рис.3 – Предполагаемый образ Renault VO.

Подпись в статье Ю. Пашолока: «Renault VO, не путать с такой же машиной по типу Char D. Прямой прародитель Renault YR».

 

     Автор поясняет следующее, что параллельно с Renault VM специалисты фирмы разработали проект Renault VO – «Фактически Renault VM, но побольше и с двухместной башней». Помимо этого замечания бросается в глаза, что на рисунке изображен танк не с одной, а с двумя тележками в ходовой части. Ю. Пашолок далее сообщает, что Renault VO является «прямым прародителем» варианта кавалерийского танка по теме АМС - Renault YR. Однако, судя по конструкции ходовой части, на Renault YR такая же ходовая часть, как Renault АМR VM, корпуса же похожи.  Неясно и само название варианта - Renault VO. Индекс VO встречается по теме Char D – Пашолок даже обращает внимание читателя: «Renault VO, не путать с такой же машиной по типу Char D». Пожалуй, это самая главная странность – на фирме, где разные внутризаводские индексы присваивались даже прицепам, в отношении изделий типа танк дважды используется один и тот же индекс. Как говорил один киногерой, «терзает смутное сомнение»: а был ли мальчик?

     Опытный образец машины YR был сдан Renault в сентябре 1933 года, он получил корпус из конструкционной стали, не имел башни. Шасси Renault YR стало на полметра длиннее и на 53 см шире Renault VM. Конструкция ходовой части была как на Renault VM. (Рис.4)

 

Рис.4 – Опытное шасси YR.

 

    На танке, точнее, еще на шасси устанавливался карбюраторный двигатель Renault V12 мощностью 120 л.с. – по другим данным, автомобильный мотор Renault 32 CV объемом 7,1 литр и мощностью 120 лошадиных сил. Двухместную башню проектировали на фирме AVIS. По идее, в башне устанавливались спаренные пушка и пулемет, причем орудия имели подвижность в горизонтальной плоскости -заряжающий/командир вел огонь из спаренного пулемета, а наводчик из орудия. Однако башня никак не удавалась, и 30 сентября 1933 машина ушла на испытания без башни. Впоследствии от башни AVIS вовсе отказались, доверив дальнейшие работы по башне фирме APX - башня APX предполагалась с большим диаметром погона (1395 мм), нежели разработка AVIS. На машине же сначала появился массогабаритный макет башни (Рис.5), а позже на нее поставили башню от танка Renault FT-18 с 37-мм пушкой SA 18. (Рис.5)

 

Рис.5 – YR с макетом двухместной башни от AVIS.

 

http://www.renaultoloog.nl/oorlog_amc_34.jpg

Рис.6 – Прототип Renault YR.

 

    С башней от Renault FT экипаж составлял 2 чел.

    Несмотря на подросшую до 10 тонн массу, на испытаниях танк на шоссе разогнался до 40 км/ч. С полным баком горючего на 220 литров танк имел запас хода по шоссе 200 км.  Преодолеваемые препятствия: угол подъема 28°, ширина рва 1,2 м, глубина брода 1 м.

    Кавалерия 10 января 1934г. согласилась принять АМС 34YR (полное название Automitrailleuse de combat Renault Mle.1934 type YR) на вооружение, но с условием появления на машине новой башни с пушечно-пулеметным вооружением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru