Renault VM

 

 

Renault VM

Франция

Малый легкий танк

масса

4,5 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

82 л.с.

проект

1932г., Renault

выпускался

1932г., Renault

5 шт.  опытные

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Легче легкого

 

 

     21 ноября 1931г «Техническая секция кавалерии» заказала у Renault танковую версию пехотного транспортера Renault UE (принят на вооружение в октябре 1931г.) (Рис.1) для проверки возможности концепции гусеничной AMR (Automitrailleuse de reconnaissnace - разведывательные бронеавтомобили или пулеметные машины разведки).

 

Рис.1 - Renault UE2.

 

     По одной версии, в ноябре 1931г., по другой - в 1932г. были представлены чертежи AMR на базе Renault UE – Tracteur léger de cavalerie type VM. (Рис.2)

 

Рис.2 - Tracteur léger de cavalerie type VM на базе Renault UE, как будто, ноябрь 1931г.

Illustrated by Pavel Alexe.

 

     Допускают, что изделие могло иметь массу 2,9 тонн, длину – 2,8 м, ширину – 1,74 м. Толщина брони 6 мм. Пишут, что проект был отклонен 12 ноября 1931г., поскольку военные посчитали, что габариты машины были маловаты. Однако представляется, что AMR на базе Renault UE не годился, в первую очередь, из-за ходовой части - для кавалерийской машины требовалась ходовая, которая могла обеспечить большие скорости, чем было необходимо для пехотного транспортера.     

     Пишут, что в начале 1932г. (возможно, 16 января) на Renault подготовили новый чертеж Automitrailleuse de Reconnaissance type VM (Рис.3), а в марте того года Renault на основе этого чертежа представила модель гусеничной AMR в виде макета из дерева.

 

Рис.3 - Automitrailleuse de Reconnaissance type VM (Renault VM).

 

     Основная компоновочная осталась прежней, то есть башня сзади, мотор справа от водителя. Но теперь мотор стал гораздо больше – вместо Renault 15 CV уместили Renault 24 CV, рядный 8-цилиндровый, объемом 4,24 литра и мощностью 85/84 лошадиных сил при 2800 об/мин. Боевая масса нового изделия оценивалась в 2,9 тонн, а максимальная скорость в 55 км/ч – против максимальных 30 км/ч в предыдущей версии. На чертеже прорисована новая ходовая часть, на борт - 4 опорных катка, сгруппированных попарно на пластинчатых рессорах, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо и задний ленивец.

     20 апреля 1932 года был подписан контракт, общей стоимостью 856250 франков, на постройку 5 5 прототипов модели Renault AMR. Согласно договору №294 D/P, изготавливались они к сентябрю 1932 года, по результатам испытаний выбиралась подходящая машина. Опытные образцы получали регистрационные номера 79756-78760. (Рис.4)

 

 

Рис.4 – Прототипы Renault АМR.

 

     Машина имела массу 4,5 т или 5 т. Габариты по длине – 3,5 м, по высоте – 1,73 м, а вот габариты по ширине не превышали габариты транспортера Renault UE – 1,64 м. Бронирование: вертикальные листы – 13 мм, наклонные листы – 9 мм, крыша корпуса и башни – 6 мм, днище корпуса – 5 мм. Одноместная башня находилась за местом водителя, занимая кормовое положение. Экипаж 2 чел.: водитель и командир танка, который также выполнял обязанности наблюдателя и стрелка из 7,5-имм пулемета Reibel. Посадка экипажа в машину осуществлялась через дверь в корме корпуса слева от двигателя. Указывают, что на машинах стоял 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Rheinastella мощностью 82 л.с., который находился справа от водителя. К двигателю прилагалась 4-скоростная коробка передач и дифференциал Кливленда. Трансмиссия занимал переднюю часть корпуса. Бензобак на 128 л. Ходовая часть в целом соответствовала чертежу, но на каждом прототипе подвеска немного отличалась в деталях.

     Как видим, компоновка машины Renault АМR и ее ходовая часть напоминали британские малые танки Vickers Light Tank Mk.I-Mk.IA.

     В июле 1932г. пять прототипов Renault АМR были включены в "Experimental Mechanical Detachment of Security". Первые испытания выявили, что машины довольно подвижны, развивают скорость до 60 км/ч, имеют дальность действия до 200 км, но машина, прежде всего, ходовая часть требует доработки. В ноябре 1932 года последовала команда переделать подвеску у опытных образцов 79758, 79759 и 79760. В результате, получилось три варианта ходовой, но объединяло их два решения: первый и последний опорный катки получали индивидуальную подвеску, а центральные блокировали в тележку, в ходовой части закрепилось 4 поддерживающих ролика. (Рис.5)

 

Первый вариант обновленной ходовой, конец 1932г.

Второй вариант.

Третий вариант ходовой, апрель 1933г.

Рис.5 – Варианты ходовой части на опытных Renault АМR.

 

     Первые два варианта получали по две горизонтальных пружины (- глядя на снимок, я бы допустил, что это, возможно, гидравлические или пневматические амортизаторы) в качестве индивидуальной подвески для первого и последнего опорного катка; подвеска центральной тележки в первом варианте представляла собой также пружину (- или гидравлический/пневматический амортизатор?), во втором – кажется, пластинчатые рессоры? Третий вариант, появился, видимо, в апреле 1933г. в качестве упругих элементов подвески получил три горизонтальные пружины, но к марту уже был сделан выбор в пользу второго варианта ходовой части.

     8 марта 1933 года кавалерия заказала 45 гусеничных машин Renault АМR, контракт №754 D/P, получивших обозначение AMR 33 VM, а 22 июня 1933 года (после тщательных испытаний прототипа с избранной ходовой частью (Рис.6) еще 20 машин АМR 33 (регистрационные номера 81680-81744).

 

Рис.6 – Испытания Renault АМR с ходовой второго варианта, июнь 1933г.

 

     Что касается опытных образцов, то 3 из них записали в первые серийные танки данного типа. Образцы 79756 и 79757 довели до уровня серийных машин, а 79758 был скорее тестовой лабораторией. Оставшиеся 2 машины позже стали прототипами AMR 35 ZT.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru