Renault VM
Renault VM
Франция
Малый легкий танк
масса |
4,5 т |
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
82 л.с. |
проект |
1932г.,
Renault |
выпускался |
1932г., Renault 5 шт. опытные |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
21 ноября 1931г
«Техническая секция кавалерии» заказала у Renault танковую версию пехотного
транспортера Renault UE (принят на
вооружение в октябре 1931г.) (Рис.1) для проверки возможности концепции гусеничной
AMR (Automitrailleuse de reconnaissnace - разведывательные
бронеавтомобили или пулеметные машины
разведки).
Рис.1 - Renault UE2.
По одной версии, в ноябре
1931г., по другой - в 1932г. были представлены чертежи AMR на базе Renault UE – Tracteur
léger de cavalerie type VM. (Рис.2)
Рис.2 - Tracteur
léger de cavalerie type VM на базе Renault UE, как будто, ноябрь 1931г.
Illustrated by Pavel Alexe.
Допускают, что изделие
могло иметь массу 2,9 тонн, длину – 2,8 м, ширину – 1,74 м. Толщина брони 6 мм.
Пишут, что проект был отклонен 12
ноября 1931г., поскольку военные посчитали, что габариты машины были маловаты.
Однако представляется, что AMR на базе Renault
UE не годился, в первую очередь, из-за ходовой части - для кавалерийской машины
требовалась ходовая, которая могла обеспечить большие скорости, чем было
необходимо для пехотного транспортера.
Пишут, что в начале
1932г. (возможно, 16 января) на Renault подготовили новый чертеж Automitrailleuse de Reconnaissance type VM (Рис.3), а в марте того
года Renault на основе этого чертежа представила модель
гусеничной AMR в виде макета из дерева.
Рис.3
- Automitrailleuse de Reconnaissance type VM (Renault VM).
Основная компоновочная осталась прежней, то есть башня сзади, мотор
справа от водителя. Но теперь мотор стал гораздо больше – вместо Renault 15 CV
уместили Renault 24 CV, рядный 8-цилиндровый, объемом 4,24 литра и мощностью 85/84
лошадиных сил при 2800 об/мин. Боевая масса нового изделия оценивалась в 2,9
тонн, а максимальная скорость в 55 км/ч – против максимальных 30 км/ч в
предыдущей версии. На чертеже прорисована новая ходовая часть, на борт - 4
опорных катка, сгруппированных попарно на пластинчатых рессорах, 3
поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо и задний ленивец.
20 апреля 1932 года был подписан контракт,
общей стоимостью 856250 франков, на постройку 5 5
прототипов модели Renault AMR.
Согласно договору №294 D/P, изготавливались они к сентябрю 1932 года, по
результатам испытаний выбиралась подходящая машина. Опытные образцы получали
регистрационные номера 79756-78760. (Рис.4)
Рис.4 – Прототипы Renault АМR.
Машина имела массу 4,5 т или 5 т. Габариты
по длине – 3,5 м, по высоте – 1,73 м, а вот габариты по ширине не превышали
габариты транспортера Renault UE – 1,64 м. Бронирование:
вертикальные листы – 13 мм, наклонные листы – 9 мм, крыша корпуса и башни – 6
мм, днище корпуса – 5 мм. Одноместная башня
находилась за местом водителя, занимая кормовое положение. Экипаж 2 чел.: водитель и командир танка, который
также выполнял обязанности наблюдателя и стрелка из 7,5-имм пулемета Reibel. Посадка экипажа в машину осуществлялась через
дверь в корме корпуса слева от двигателя. Указывают, что на машинах стоял
6-цилиндровый карбюраторный двигатель Rheinastella мощностью 82 л.с.,
который находился справа от водителя. К двигателю
прилагалась 4-скоростная коробка передач и дифференциал Кливленда. Трансмиссия
занимал переднюю часть корпуса. Бензобак на 128 л. Ходовая часть в целом
соответствовала чертежу, но на каждом прототипе подвеска немного
отличалась в деталях.
Как видим, компоновка машины Renault АМR и ее ходовая часть напоминали британские
малые танки Vickers Light Tank Mk.I-Mk.IA.
В июле 1932г. пять прототипов Renault АМR были включены в "Experimental Mechanical Detachment of
Security". Первые испытания выявили, что машины довольно
подвижны, развивают скорость до 60 км/ч, имеют дальность действия до 200 км, но
машина, прежде всего, ходовая часть требует доработки. В ноябре 1932 года последовала команда
переделать подвеску у опытных образцов 79758, 79759 и 79760. В результате,
получилось три варианта ходовой, но объединяло их два решения: первый и
последний опорный катки получали индивидуальную подвеску, а центральные
блокировали в тележку, в ходовой части закрепилось 4 поддерживающих ролика.
(Рис.5)
Первый вариант обновленной ходовой, конец 1932г.
Второй вариант.
Третий вариант ходовой, апрель 1933г.
Рис.5 – Варианты ходовой части на опытных Renault АМR.
Первые два варианта получали по две
горизонтальных пружины (- глядя на снимок, я бы допустил, что это, возможно,
гидравлические или пневматические амортизаторы) в качестве индивидуальной
подвески для первого и последнего опорного катка; подвеска центральной тележки
в первом варианте представляла собой также пружину (- или
гидравлический/пневматический амортизатор?), во втором – кажется, пластинчатые
рессоры? Третий вариант, появился, видимо, в апреле 1933г. в качестве упругих
элементов подвески получил три горизонтальные пружины, но к марту уже был
сделан выбор в пользу второго варианта ходовой части.
8 марта 1933 года кавалерия заказала 45 гусеничных машин Renault АМR, контракт №754 D/P, получивших обозначение AMR 33 VM, а 22 июня 1933 года (после тщательных испытаний прототипа с избранной ходовой частью (Рис.6) еще 20 машин АМR 33 (регистрационные номера 81680-81744).
Рис.6 – Испытания Renault АМR с ходовой
второго варианта, июнь 1933г.
Что касается опытных образцов, то 3 из них
записали в первые серийные танки данного типа. Образцы 79756 и 79757 довели до
уровня серийных машин, а 79758 был скорее тестовой лабораторией. Оставшиеся 2
машины позже стали прототипами AMR 35 ZT.