Renault VA D3

 

 

Renault VA D3

Франция

Легкий по массе пехотный танк

масса

12 т

вооружение

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

проект

1930г.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

Вроде бы, в мае 1930г. (указывают также 1931 год) стартовал проект т.н. колониального танка D3. Некоторые наблюдатели считают, что колонии тут ни при чем – но не будем столь категоричны.

    Вероятно, всплеск активности по теме колониального танка (тема D3) был спровоцирован контрактом с японцами, заключенном в 1927г. на поставку партии танков Renault NC-27. Желая продолжить выгодное сотрудничество, на Renault решили подготовить новый вариант экспортного пехотного танка на более совершенном шасси. Известно о двух вариантах по теме D3. Один массой 9,9 тонн - Renault VО D3, другой набрал расчетную массу до 12-13 тонн – Renault VA D3.

     Некоторые авторы утверждают, что для Renault VA D3 за основу было взято новейшее шасси Renault UZ (база для танков D2), но в мае 1930г. шасси Renault UZ не существовало. Логичнее, что за основу было взято шасси Renault UT, которое к тому времени прошло испытания (танк NC3) и на его основе предполагалось строить танки NC31-D1. Итак, под D3 было получено некое шасси Renault VA. (Рис.1)

 

Рис.1 – Чертеж танка D3 на шасси Renault VA.

 

    Собственно говоря, чем шасси Renault VA отличалось от шасси Renault UТ (или от Renault UZ) - неизвестно. Пишут лишь об уменьшении толщины брони корпуса до 20 мм. Снижение толщины брони должно было вести к уменьшению массы танка, но масса D3 на шасси Renault VA указывается в 12-13 тонн (масса предшественника на шасси Renault UТ танка NC3 составляла 11 т), а максимальная скорость увеличивалась до 35 км/ч. Судя по данному чертежу, на корпус планировалось поставить пулеметную одноместную башню, как на экспериментальном танке Renault NC1 STCC (многие авторы даже называют экспериментальный Renault NC1 STCC танком D3). Впрочем, возможно, на чертеже в качестве вооружения прорисовано 47 мм орудие и спаренный с ним пулемет. Экипаж танка мог составлять 3 чел.

   Встречается, что Renault VA D3 был построен или строился в металле в апреле 1932г., но фотографий не приводится – не исключено, что его путают с Renault NC1 STCC, который существовал в металле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru