Renault UZ /Сhar D2

 

 

Renault UZ /Сhar D2

Франция

Средний по массе пехотный танк

масса

14 т

вооружение

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

120/123 л.с.

проект

1930г.

выпускался

1932-1933гг., Renault

3 шт. опытные

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Многоликий средний, часть 2

 

 

Едва в декабре 1929г. заключили контракт на предсерийные танки типа NC31 (Рис.1), как 23 января 1930г. капитан Дейга (Ferdinand-Joseph Deygas - F. J. Deygas), видный теоретик и один из руководителей Технического отдела пехоты, выступил за пересмотр требований, предъявляемых к пехотным танкам. 

 

Рис.1 - Renault NC31.

 

Deygas отмечал, что необходимо заменить клепаный корпус на самонесущий сварной, что позволило бы увеличить толщину бронирования танков. Окончательное решение в пользу предложения Deygas было принято 14 апреля. В мае 1930г. фирма Renault получила от Direction de l'Infanterie (Управление пехоты) новую спецификацию на пехотный танк: толщина брони 40 мм, двигатель 120 л.с., максимальная скорость 20-22 км/ч, длина без хвоста 5 м, ширина 2,34 м, высота 2,3 м, клиренс 45 см, масса 15,5 т, вооружение – одна 47-мм пушка и два пулемета. Согласно этой спецификации, требовался танк, подобный D1, но с увеличенной с 30 до 40 мм толщиной брони. Из-за утолщения брони боевая масса возрастала до 16 тонн, но ожидалось, что в дальнейшем она может вырасти и до 20 тонн. Экипаж и вооружение оставались такими же, что и у D1. Проекту присвоили индекс D2. До 1934г. французы рассматривали проект D2, как более легкую альтернативу танкам типа Char B, которые по массе попадали под возможные международные ограничения.

Создание сварного корпуса подразумевал наем высокооплачиваемых сварщиков, поэтому Луи Рено потребовал, чтобы армия внесла полную предоплату за изделие, но у армии в тот момент не было средств. Наконец, через полтора года после выдачи спецификации, 8 декабря 1931 года было решено, что Renault сначала изготовит опытный образец без сварного корпуса, который должен быть поставлен до марта 1932г. За этим образцом закрепился код Renault UZ - это внутризаводское (предприятия Renault) обозначение типа шасси.

Появление шасси Renault UZ довольно интересный эпизод. В 1930г. сотрудник STCC (Section technique des chars de combat) капитан Балланд (Marie Adrien Joseph Balland) предложил внести некоторые изменения в ходовую часть шасси Renault UТ, на базе которого создавались танки NC31-D1. Балланд решил заметно поднять верхнюю ветвь гусеницы за счет установки трёх крупных поддерживающих роликов. В 1930г. ходовую часть опытного танка NC1 переделали по предложению Балланда. (Рис.2)

 

Renault NC 1 STCC, в некоторых справочниках и книгах он указан как Char D3.

Рис.2 - Renault NC1 STCC.

Во многих источниках эта машина идентифицируется как D3.

 

     Помимо усовершенствованной ходовой части экспериментальный танк отличался башней Schneider, вероятно, перекочевавшей на него с первого опытного образца Char B, построенного в 1929 году.

     Представляется, что новое шасси Renault UZ имело ходовую часть, в которой учли идею Балланда – ходовая получила более приподнятую ветвь верхней гусеницы, чем на шасси Renault UТ. Очевидно, в ходовую были внесены и другие, сопутствующие этому решению изменения.

Первый прототип D2 (машина с номером 2001) был готов в апреле 1932г. Как и требовало техническое задание, Renault D2 максимально повторял своего предшественника. Изменениям подверглась конструкция лобовой части корпуса. Броневая рубка механика водителя была ликвидирована, а вместо неё в спрямлённом вертикальном листе появился одностворчатый люк со смотровым прибором. С правой стороны располагался большой люк для посадки и высадки экипажа.

Пишут, что в мае 1933г. прототип без башни (по другим сведениям, с «временной» башней от Renault FT) прошел ходовые испытания в Docks de Rueil. Затем танк отправили в Рюэй-Мальмезон, где был выполнен капитальный ремонт, и танк получил башню ST1 с противовесом. (Рис.3)

 

Рис.3 - Опытный образец D2 с клепаным корпусом и башней ST1 №3 с противовесом.

 

В таком виде 9 октября 1933г. танк, получивший обозначение Char D2 No.1 Mle.1932, был отправлен в 503-й танковый полк (RCC - Régiment de Chars de Combat) для 15-ти дневных полевых испытаний. В это же время здесь проходил войсковые испытания Char D1. 30 октября появился отчет об успешных испытаниях машины D2 (отчет был утвержден 12 декабря 1933г. Conseil Consultatif de l'Armement). Танкисты с удовлетворением отмечали увеличившийся внутренний объём боевого отделения в танке D2. За счет более мощного мотора, чем на D1, несколько улучшились ходовые характеристики машины, а управлять новым танком оказалось намного легче, правда, расход топлива составлял 350 л на 100 км.

Первые два прототипа со сварными корпусами (номера 2002 и 2003) были заказаны в декабре 1932г. Машины были готовы в августе 1933г., однако их корпуса не были сварными – вместо заклепок были применены гужоны (разновидность винта с квадратом над головкой, после вворачивания квадрат срубается, то есть соединение гужонами не предполагает возможности разборки). В некоторых источниках пишут, что сваривались лобовые элементы корпуса, но, возможно, имеется ввиду, что лобовые элементы корпуса были литыми. Оба прототипа получили башни от Renault FT. Один прототип, как будто, имел ходовую часть типа Renault UТ. (Рис.4)

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e2/Char_D2prototype.jpg/300px-Char_D2prototype.jpg 

Рис.4 – Прототип D2 с башней от Renault FT, сварной (-?) лобовой частью корпуса и ходовой типа Renault UТ (-?).

 

     В ноябре 1933г. военные заинтересовались возможностью применения на танках данного типа дизельных двигателей. В декабре 1934г. все три прототипа D2 передали Commision de Vincennes для испытаний различных двигателей. Первый прототип имел бензиновый двигатель мощностью 120 л.с., два других оснастили дизельными моторами: один прототип получил дизель от Lorraine-Dietrich, другой - Renault V6 123 л.с. Уже 25 декабря первый прототип (машина 2001) с бензиновым двигателем вышла из строя. После ремонта танк развил максимальную скорость 23 км/ч, но двигатель при этом издает ужасный шум, невозможно движение на высшей пятой передаче, что влечет за собой повышенный расход топлива и уменьшение запаса хода. 14 февраля 1935г. первенец направляется в конструкторское ателье Пюто (Atelier de Construction de Puteaux) для доработки. В результате, выхлопная труба перемещается на левую сторону корпуса (влево), перегородка между боевым и моторным отделениями получает шумоизоляцию, появляется четыре топливных бака общим объемом 352 л. После сравнительных испытаний дизелей Lorraine-Dietrich и Renault всё-таки было решено оставить первоначальный бензиновый мотор. Позже появился 9,5 литровый двигатель мощностью 150 лошадиных сил, который стал штатным двигателем танков D2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru