Renault R-35

 

 

Renault R-35

Франция

Легкий по массе тяжелобронированный пехотный танк

масса

10,6 т

вооружение

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

82-85 л.с.

выпускался

1935-1940гг., Renault, АМХ

1540 шт.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

     Консультативный Совет по Вооружению (Conseil Consultatif de l’Armement - ССА) 2 августа 1933г. сформулировал требования на разработку нового лёгкого по массе тяжелобронированного пехотного танка (Char leger d'accompagnement d'infanterie), который должен был заменить Renault FT. Согласно выдвинутым требованиям, новый танк должен был иметь массу 6 т, лобовую броню 30 мм, вооружаться либо двумя пулемётами, либо пушкой калибра 37 мм. Экипаж 2 человека. Средняя скорость 8-10 км/ч, а максимальная – 15-20 км/ч. Машина должна была способна проехать 8 часов, не менее 40 км, преодолевать уклон 65%, быть устойчивой в поперечном направлении на уклоне 60%, пересекать траншею шириной 1,70 м, преодолевать водный брод глубиной 1,20 м.

22 мая 1934 года (по другим сведениям, 21 июня 1934г.) пехотное командование изменило спецификацию на лёгкий танк поддержки пехоты. Согласно новой редакции, толщина брони увеличивалась до 40 мм. От пулемётного варианта вооружения отказались – требовалась 37-мм пушка, возможно, с пулеметом. Максимальная скорость увеличивалась до 15–20 км/ч.

Фирма Renault предъявило первый опытный образец по теме - Renault ZM – в декабре 1934г. (Рис.1)

 

Рис.1 - Renault ZM на испытаниях.

 

     Масса машины составляла 7,5 тонн. Корпус танка был собран из литых секций с толщиной брони от 10 до 35 мм. Передняя часть имела рациональные углы наклона бронелистов. В лобовых листах, для посадки водителя, был сделан трехстворчатый люк. В одноместной литой башне (пишут, что толщина брони башни, вроде бы, была доведена до 40 мм) устанавливалась спарка пулеметов. Сзади и сверху башни предусматривались люки для командира. Силовая установка танка состояла из карбюраторного 4-цилиндрового двигателя Renault мощностью 82/85 л.с. при 1850 об/мин, смещенного вправо от продольной оси. Слева от него, один над другим, располагались два топливных бака по 150 литров каждый (по другим данным – один 166-литровый бак). За ними устанавливался радиатор и другие узлы системы охлаждения. Трансмиссия была выполнена по стандартной схеме. В её состав входила механическая 4-ступенчатая КПП, двухдисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал (проходивший по правой половине боевого отделения и соединявший коробку передач с расположенной в лобовой части остальной трансмиссией), двух одноступенчатых бортовых передач, главного тормоза и механизма поворота, состоявшего из двойного дифференциала и двух ленточных тормозов, применявшихся только для поворота машины.   Ходовая часть с каждого борта состояла из ведущего колеса, литого ленивца, пяти обрезиненных одиночных опорных катков и трёх обрезиненных поддерживающих роликов. Четыре передних катка были сблокированы в двух тележках «ножничного типа», состоявших из двух шарнирно закреплённых между собой балансиров, в нижней части которых находилось по катку, а верхние части были шарнирно соединены между собой через упругий элемент, в роли которого выступала резиновая рессора. Пятый каток был подвешен на одиночном балансире, рессора которого была соединена другим своим концом с корпусом танка. Гусеница танка состояла из 126 стальных одногребневых трактов шириной 260 мм и шагом 65 мм.

Максимальная скорость танка составила 20 км/ч при запасе хода по шоссе 130 км. На местности скорость снижалась до 14 км/ч, а расход топлива увеличивался до 212 литров на 100 км.

     Главной проблемой Renault ZM называлась отсутствие пушечной башни на танке.

     18 апреля 1934 года, конструкторы фирмы Ateliers de Puteaux (APX) представили проект новой башни, получившей индекс APX R (APX Rueil). (Рис.2)

 

Рис.2 – Конструкция башни APX R.

 

     Толщина боковых стенок башни с углом наклона 32° составила 40 мм, лобовой части — 43 мм, крыши – 25 мм. В кормовой части башни находился люк для экипажа – в походном положении командир сидел на откинутой створке люка; в боевом положении командир сидел на ремне, как на Renault FT. На крыше устанавливался поворотный броневой купол (смотровая башенка) с вентиляционным лючком и лючок для флажковой сигнализации. В башне также имелось три прибора наблюдения -по одному спереди, слева и справа. Во внутренней маске башни со смещением вправо устанавливалась 37-мм пушка SA 18 с полуавтоматическим замком, углами поворота по горизонтали от -5 до +5°, и по вертикали от -11 до +19°. Скорострельность орудия 15 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда 367 м/с. Наведение и стрельба из пушки осуществлялось командиром танка с помощью плечевого упора. Слева от пушки располагался телескопический оптический прицел, справа – спаренный с орудием пулемет Chatellerault 7.5 mm MAC31 Reibel. Боезапас - 2400 патронов и 100 снарядов (42 бронебойных и 58 осколочно-фугасных (массой 555 гр.) – в некоторых источниках указывают, что пушка SA 18 не имела в своем арсенале бронебойных боеприпасов, а общее количество снарядов оценивается в 116 выстрелов). (Рис.3)

 

Рис.3 – Внутри башни APX R.

 

     В начале 1935г. башню APX R водрузили на Renault ZM. (Рис.4)

 

Рис.4 - Renault ZM с башней APX R, весна 1935 года.

 

Выбор артиллерийского вооружения в лице заслуженной 37-мм пушки SA 18, которая стояла на Renault FT -17, несколько удивляет - SA 18 не устраивала французских военных уже с 1926 года. Говорят, что главной причиной такого выбора явилась скудность финансирования танковой отрасли – линия Мажино слишком много на себя оттянула. Играло роль также то, что пушек SA 18 было произведено довольно много, пушки SA 18 освобождались в связи с выводом из эксплуатации пушечных танков Renault FT – так что в случае чего, новые танки могли рассчитывать на получение без задержки штатного вооружения.

     Renault ZM был не идеален. Подросшая масса танка (почти до 11 т) отражалась на его динамических характеристиках – двигатель уже не мог компенсировать массу (удельная мощность теперь составляла 7,7 лошадиных сил на тонну). Танк обладал низкой проходимостью вне шоссейных и грунтовых дорог. Чересчур маленькая длина корпуса ограничивала возможности преодоления траншей – правда, решить эту проблему можно было за счет проверенного хвоста. Несмотря на выявленные проблемы, 25 или 29 апреля (указывают также 25 июня) 1935г. Renault ZM с башней APX R был принят на вооружение, но с условием модернизации в процессе производства, под обозначением Char léger Modèle 1935 R (лёгкий танк обр.1935 фирмы «Рено»), в литературе этот тип часто обозначают Renault R 35 или просто - R 35. Первый контракт предусматривал поставку 300 танков. Стоимость одного R-35 в ценах 1935 года составляла 200.000 французских франков. Машины получали регистрационные номера начиная с 50001. Первый серийный танк был получен 4 июня 1936 г. (Рис.5)

 

Компоновочная схема танка выполнена советскими специалистами в 1940г.

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/01-LightTanks/R35/p2.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/01-LightTanks/R35/p3.jpg

Рис.5 – Компоновка и проекции Renault R-35.

 

     Масса серийного R 35 составляла 10 т, по другим сведениям – 10,6 или 11 тонн. Габариты: длина – 5000 мм с хвостом и 4200 мм без хвоста, ширина – 1850 мм, высота – 2376 мм, клиренс – 320 мм. Серийные танки отличались измененной конструкцией корпуса. 22 мая 1934 года, пока строился Renault ZM, пехотное командование изменило спецификацию на лёгкий танк поддержки пехоты – теперь бронирование следовало повысить до 40 мм, что и было выполнено при подготовке серийных машин.  Приводится следующая схема бронирования: лоб корпуса - 43 мм, борт корпуса – 40 мм, крыша – 25 мм, днище – 10 мм, башня – 44 мм. (Рис.6)

 

Рис.6 - Чертёж корпуса танка с утолщённой до 40 мм бронёй.

 

     Корпус танка был многосекционным и собирался из броневых плит толщиной от 10 мм (днище) до 40 мм (вертикальные элементы, корма корпуса – 32 мм), а лобовая плита, вроде бы, имела толщину 43 мм. Следует заметить, что советские специалисты НИИ-48, изучавшие экземпляр R35 в 1940 году, отметили, что борта танка выполнены не из литой, а из катаной гомогенной хромникель-молибденовой стали с небольшими добавками ванадия. (Рис.7)

 

Рис.7 – Из отчета советских специалистов НИИ-48, 1940г.

 

Технологически корпус делился на следующие компоненты: нижняя, передняя, верхняя, кормовая часть (цельные броневые отливки) и днище. Для увеличения жёсткости, к внутренней стороне днища были приварены дополнительные распорки из труб и уголков. Лобовые бронеплиты были установлены под углом 23-24°. В носовой части корпуса был выполнен люк для посадки водителя, в средней – люк для доступа к агрегатам трансмиссии, в кормовой части – люк для доступа к двигателю. На корме танка мог крепиться хвост ферменной конструкции, служивший для преодоления рвов и окопов шириной более 2 метров. (Рис.8)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/1-LightTanks/Renault-R35/R35_13.Hachette.jpg

Рис.8 - R 35 с хвостом.

 

Впрочем, большая часть выпущенных танков хвост не получила. (Рис.9)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/1-LightTanks/Renault-R35/R35_15.jpg

Рис.9 - R 35 без хвоста.

 

     Двигатель Renault, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 82-85 л.с.; ёмкость топливного бака — 166 литров Трансмиссия механического типа: главный двухдисковый фрикцион сухого трения (феродо по феродо), трёхходовая четырёхступенчатая (4+1) механическая коробка передач, карданный вал, главный тормоз, механизм поворота (двойной дифференциала и ленточные тормоза), две одноступенчатые бортовые передачи. Средства связи - радиостанция ER 54 mle 1938.

По шоссе танк мог разогнаться до 20 км/ч (или до 23 км/ч), по проселку – до 14 км/ч. Запас хода по шоссе 130-140 км, по проселку – 80-85 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 20°, высота стенки - 0,50 м, глубина брода - 0,60 м, ширина рва без хвоста - 1,50/1,60 м, с хвостом – 2 м. (Рис.10)

 

    

Рис.10 – Серийные Renault R-35.

 

К 1936 году Renault удалось поставить 380 корпусов, но к ним было готово только 37 башен, всего за 1936г. удалось сдать 200 танков. Впоследствии было подписано еще несколько контрактов – общий довоенный заказ составил 1800 танков. С началом войны заказали еще 500 танков R-35, таким образом, всего было заказано 2300 единиц. За время производства с конца 1935г. по март 1940г. выпустили 1540 шт. R-35. Однако корпусов, видимо, было произведено больше – 1685 корпусов получило нумерацию до капитуляции. В некоторых источниках сообщают, что производство R-35 продолжалось до мая 1940г.

В июне 1937г. произвели экспериментальный обстрел танка R-35 из 25-мм французской противотанковой пушки, а потом из немецкой 3.7 cm Pak 35/36. Выяснилось, что лобовая и бортовая броня R-35 все же «с трудом», но пробивалась снарядами немецких 37-мм противотанковых пушек (из 18 выстрелов, сделанных пушкой 3.7 cm Pak по танку, 14 оказались с пробитием брони), а французские 25-мм орудия ПТО могли пробить её только на дистанциях до 100 метров (из 22 выстрелов 25-мм пушки 12 или 13 также смогли пробить броню). (Рис.11)

 

 

Рис.11 – Результаты эксперимента обстрелом (танк с номером 50004).

 

Таким образом, открылось, что стойкость литых деталей при равной толщине с катаной броней на 10-15% ниже. Вероятно, ситуацию усугубляло и качество самого литья - советские специалисты, ознакомившись с танком R35 в 1940г., отмечали неважное его качество. Обнаружились также наиболее проблемные зоны – например, створки люка водителя, которые могли просто выбиваться при попадании снаряда. (Рис.12)

 

Рис.12 – Попадание в створку люка водитеяля.

 

В процессе эксплуатации танков R-35 в войсках военные крайне низко оценивали скорость и проходимость R-35 по местности, способность преодолевать препятствия и штатное вооружение. (Рис.13)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/1-LightTanks/Renault-R35/R35_10.atlas.jpg

Рис.13 – R-35, новые танки для пехоты.

 

Для бездорожья пять опорных катков на борт было явно маловато, да и подвеска не очень подходила для преодоления крупных неровностей. (Рис.14)

 

Рис.14 - Renault R-35 на манёврах в Нормандии, 1937 год.

 

Пушка SA 18 была не способна пробивать броню толщиной более 20 мм.

Исправление ходовой части R-35 началось в 1937г. Один вариант модернизации ходовой заключался в том, что место каждого опорного катка занимали два катка меньшего диаметра. Таким образом, число опорных катков выросло до 10. Крепили катки к дополнительной каретке. Конструкция ходовой части стала значительно сложнее, и практические испытания показали отсутствие у такой системы перспектив. (Рис.15)

 

Рис.15 – R-35 на десятикатковой ходовой.

 

    Другой вариант обновления ходовой заключался в удлинении опорной поверхности (см. вариант R-35 long).

     Видимо, для улучшения ситуации с проходимостью танков французы допускали использование танков R-35 как транспорт для доставки фашин для преодоления противотанковых рвов. (Рис.16)

 

Рис.16 – R-35 с фашинами.

 

     Несмотря на фиаско первоначальных попыток модернизации ходовой части R-35, пехотное командование в 1938г. приняло решение, что с текущей ходовой частью Renault R-35 будет выпускаться до 1500-го танка. 1501-й танк должен получить модернизированную ходовую часть, а ходовую уже выпущенных R-35 планировалось переделать, заменив старую ходовую часть на более совершенную (которой пока не было). Этим планам не суждено было сбыться, дальнейшие работы по совершенствованию ходовой части R-35 приведут к созданию новой модификации танка.

   Что касается вопроса улучшения вооружения, то с 1936г. для усиления огневой мощи рассматривалась возможность размещения перспективной длинноствольной 37-мм пушки, обладавшей лучшей баллистикой, чем SA 18, которой пока не было. В отсутствии орудия начали подбирать подходящую под его установку башню. Вместо стандартной башни АРХ R на R-35 было предложено установить башню от FCM 36, имевшей немного больший внутренний объём. (Рис.17)

 

Рис.17 - Танк с регистрационным номером 50332, в опытном порядке получивший башню Tourelle FCM.

 

Было решено, что после выпуска 1350 башен APX R заменить её следует заменить на башню Tourelle FCM. Однако последующие испытания башни Tourelle FCM с длинноствольной 37-мм пушкой SA 38 (испытания проводились на легком танке FCM) показали, что после интенсивной стрельбы сварные швы башенных листов начинают разрушаться, и от установки башен Tourelle FCM на другие танки отказались. Приоритетным оказался путь установки башни типа APX-R1 (пишут, что в единичных случаях башни этого типа устанавливались на R-35, якобы, уже с 1936г.). Фактическое оснащение танков R-35 длинноствольной 37-мм пушкой SA38 началось с февраля 1940г, когда был налажен серийный выпуск 37-мм орудий SA38. Некоторые источники вариант комплектации танка с длинноствольным 37-мм орудием именуют R-39 (Рис.18).

 

Рис.18 – R-35 с длинноствольной 37-мм пушкой SA38.

 

  Одним из первых танков, получивших новую пушку, была машина с регистрационным номером 51295. Некоторые из этого факта делают вывод, что «длинноствольных» R-35 было получено 247 или 250 штук. Другие авторы на основе анализа фотографий считают, что на самом деле танков R-35 с пушкой SA 38 было меньше - примерно половина из танков, построенных после машины 51295, вооружены старой SA 18. (Рис.19)

 

Рис.19 – Один из немногих R-35 с 37-мм пушкой SA38.

Несколько таких танков находились в составе 507-го танкового полка (507e Regiment de Chars de Combat).

 

    Машины, пережившие WWII, вернувшись к французам, как правило, получали длинноствольную 37-мм пушку SA 38.

     В начале 1940 года была проведена серия опытов по радиоуправляемым танкам. В качестве командирской машины использовался один из серийных R-35, на котором вместо башни была установлена большая коробкообразная рубка, что в свою очередь повлекло изменение конструкции корпуса. Справа от места водителя и на месте прежнего боевого отделения устанавливалась радиоаппаратура с двумя антеннами. Экипаж командирского R-35 дистанционно управлял переоборудованным танком Renault FT. Эксперименты проходили достаточно успешно, но из-за начавшейся войны довести их до надлежащего уровня не смогли.

Renault R-35 оказался вторым по массовости французским танком Второй мировой войны, после Renault FT в вариантах Renault FT-18 и FT-31.

На 1 сентября 1939г. французская армия располагала 975 танками R-35 из 1075 выпущенных, однако не все из них находились в боеготовом состоянии. Как следует из архивных данных, 765 танков были распределены между танковыми подразделениями (попадается, что R-35, как будто, заменяли FT-18) 49 использовались для обучения экипажей, 45 отправили в колонии (Алжир, Тунис) и ещё 33 находились на складах в частично некомплектном состоянии.

На 10 мая 1940 года танки R-35 были распределены между восемью армиями и эксплуатировались в следующих подразделениях: Ie Armee — GBC 515 (35еBCC), GBC 519 (39еBCC); IIe Armee — GBC 503 (3eBCC); IIIe Armee — GBC 511 (5eBCC и 12еBCC), GBC 520 (23еBCC), GBC 532 (43еBCC); IVe Armee — GBC 502 (20еBCC и 24еBCC), GBC 504 (1е0BCC); Ve Armee — GBC 501 (1rBCC и 2eBCC), GBC 508 (21еBCC и 34еBCC); VIIe Armee — GBC 510 (9eBCC и 22еBCC); VIIIe Armee — GBC 506 (16еBCC и 17еBCC); IXe Armee — GBC 518 (6eBCC и 32еBCC). Каждый танковый батальон располагал 40 строевыми танками и 5 учебными. Это были строго танковые части без другого органического компонента, в их задачу входили действия в тесной координации с пехотными частями. 15 мая стало ясно, что доктрина терпит неудачу. Уже ходе войны 300 вновь поступивших танков отправили в распоряжение 2e ВСС, 4e ВСС, 44e ВСС (все входили в состав 4e DCR – Division Cuirassee de Reserve), а также в 40e ВСС и 48e ВСС (переформированная 2e DCR). Последние два батальона имели смешанную комплектацию из танков – в общей сложности в них насчитывалось 31 R-35 и 59 танков поздней модификации R-40. Кроме того, 17 R-35 и 24 танка R-40 имелись в распоряжении 1-го и 2-го танкового батальона 10-й польской бронебригады (формировалась во Франции), а в Сирии в составе Bataillon de Chars Syrie находилось ещё 50 танков. Общее количество танков R-35 и R-40 оценивается в 1070 единиц (из них танков поздней модификации не более 133 штук).

Первый же бой 13 R-35 из 2\10е ВСС с немецкими средними танками завершился полным разгромом французской роты. В течение первых минут сражения было подбито 9 R-35, а 4 остальным пришлось отступить, причем только 1 танк оказался пригодным для дальнейших действий. Огонь французских 37-мм пушек SA18 оказался эффективным только с предельно близкой дистанции 100 метров, но ни одного немецкого танка экипажи R-35 уничтожить не смогли. R-35 не могли нанести заметного урона и другим родам войск противника. Снаряды 37-мм пушки обладали очень слабеньким фугасным эффектом, живой силе противника нанести урон мог спаренный с пушкой пулемет при условии, что пехота находится на открытой местности, но немецкая пехота уже не бросалась цепями или колоннами на танки, как это случалось во время Первой мировой войны. Несмотря на практическое отсутствие боевой эффективности танков R-35 авторы отмечают, что французские танкисты яростно дрались с противником. (Рис.20)

 

https://i05.fotocdn.net/s127/1c0ed45f15f0611b/public_pin_l/2876347146.jpg

Рис.20 – R-35 после боя.

 

После фактического развала французского фронта в середине июня вплоть до 22 июня французские танки, разбросанные по отдельным подразделениям, вели бои сдерживающего характера, пока не поступило сообщение о перемирии. Еще до объявления перемирия 12 экипажей танков R-35 вместе с материальной частью перешли границу со Швейцарией и были интернированы местными властями. Эти танки были приняты на вооружение швейцарской армии и использовались до конца 1940-х гг. большей частью для обучения.

После капитуляции в распоряжении правительства Виши осталась некоторое количество танков R-35.

62 BCC с 30 танками находился в Марокко.

В Тунисе с октября 1939г. находилось 50 танков R-35 – полный батальон. Возможно, это 68е ВСС, позже оказавшийся в Сирии.  

В Сирии находились два батальона, вооруженные танками R-35: 63е ВСС – 45 танков; 68е ВСС - 50 танков. В 1941 году, эти батальоны приняли участие в боях против сил Британского Содружества, вторгшихся на Ближний Восток в ответ на предоставление Францией своих аэродромов для немецких и итальянских самолётов. В ходе боестолкновений три машины R-35 оказались в качестве трофеев австралийских частей и, вероятно, некоторое время использовались ими. После непродолжительного сопротивления французы сдались, а захваченные R-35 были переданы 1еССС Свободной Франции и затем использовались в Северной Африке во время операции “Torch” (ноябрь 1942г.).

Некоторое количество танков R35 вишисты спрятали от немецких партнеров.

После освобождения Франции в 1944г. уцелевшие R-35 вернулись к французам. Пишут, что в последний раз танки R-35 участвовали в боевых действиях в 1944-1945гг. составе 5-го драгунского полка французской армии. Для первой линии они уже не годились, но часто использовались как вспомогательные боевые машины. В послевоенные период уцелевшие R-35 модернизировали – машины получили длинноствольную пушку SA 38 и передали жандармерии, находившейся во французской зоне оккупации Германии. Здесь они использовались до 1951 года.

Французы охотно экспортировали танки R-35 перед Второй мировой войной.

     В 1938 году польское правительство обратилось с просьбой о закупке двух танков Renault R-35 для проведения всесторонних испытаний. Проведенные испытания разочаровали польских военных специалистов, однако ситуация подпирала и в апреле 1939г. был подписан договор о покупке польской стороной 100 танков R-35. 49 или 50 танков по этому контракту прибыли в Польшу в июле 1939г., танки второй партии – еще 50 машин, до Польши не добрались, их отправили из румынского порта Галаца в Ливан, и, возможно, в октябре 1939г. в Тунис. Встречается, что первоначально свои R-35 поляки включили в состав 12-го бронебатальона, дислоцированного в Луцке (-?). Когда началась война с Германией французские танки были сведены в 21-й легкотанковый батальон, который вошел в резерв главного командования армии, этому подразделению поставили задачу отойти к польско-румынской границе. 17-го сентября, последовал приказ об эвакуации в Румынию. Пишут, что к этому моменту батальон был разделен на две части. Наиболее многочисленная из них (34 машины) отошла в Румынию, где была интернирована (танки реквизировали, а танкистов отпустили). (Рис.21)

 

Рис.21 – Польские R35.

 

     Вторая группа (около 10 машин), якобы, была передана Оперативной Группе “Dubno” и приняла участие в сражениях под городами Красне (Krasne) и Камёнка Струмилова (Kamionka Strumilowa) – но, возможно, что это не так. Вероятно, три танка из этой группы оказалась в Венгрии, остальные сломались в пути. В венгерской армии им присвоили номера 1H-390, 1H-393 и 1H-394. Пишут, что еще шесть танков R-35 передали 10-й моторизованной кавалерийской бригаде, но, похоже, это ошибочные сведения. Более достоверной выглядит информация, что 4 или 6 танков R-35 14 сентября зачислили в отдельную роту лейтенанта Якубовича, и именно эти танки участвовали в стычках с немецкими, советскими войсками и украинскими националистами под городами Красне и Камёнка Струмилова 19-21 сентября.

    Барятинский утверждает, что в 1939г. в Польше советские заполучили два-три трофейных R-35, машины на вооружение РККА не принимались, но тестировались специалистами. (Рис.22).

 

 

Рис.22 – По Барятинскому, это R-35, захваченный РККА в Польше, в 1939г.

 

     В 1939г. румыны заказали 200 танков R-35. До начала WWII Румыния получила 41 танк R-35. В сентябре 1939г. еще 34 польских танка R-35 были интернированы. Французские машины включили в состав 2-го танкового полка 1-й танковой дивизии (всего 75 танков R-35), формирование которой началось 17 апреля 1941г. (Рис.23)

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3c/R-35_Reg2_bucuresti_l_with_Laffly_trucks.jpg/330px-R-35_Reg2_bucuresti_l_with_Laffly_trucks.jpg

Рис.23 – Румынские R-35.

 

    Румыны применяли танки R-35 против СССР практически с первого дня войны (22 июня 1941г.). В период с 22 июня по 20 августа 1941 года безвозвратные потери составили 16 машин (8 сгорели) и ещё 9 были тяжело повреждены и не подлежали ремонту. Формально у румын осталось 45 R-35, но 26 из них находились в ремонте и только 19 могли принять участие в дальнейших боях. Последним крупным сражением, в котором участвовали R-35, стала битва за Одессу, завершившаяся в октябре 1941г. Собрав уцелевшие французские танки, показавшие невысокую боеспособность, румынское командование отвело их в тыл и большую часть оставшегося времени их использовали для обучения и охранных целей. В феврале 1944 года, когда создалась явная угроза советского вторжения в Румынию, на помощь немецким соединениям была отправлена механизированная группа, в состав которой была введена рота R-35. Чуть позже, в августе, взвод французских танков получила боевая группа “Victor Popescu” (по другой версии, в состав этой группы вошло два взвода танков R-35). Эти подразделения непродолжительное время принимали участие в боях против советских войск под Плоешти и Яссами, пока Румыния не подписала перемирие. Согласно этому акту, румынские танковые войска расформировывались, за исключением 2-го танкового полка. На тот момент в наличие имелось 40 танков R-35 (часть была переоборудована советскими 45-мм пушками 20К). По состоянию на февраль 1945г., когда полк подчинили 27-му танковому корпусу, он, помимо прочего, имел 2 роты танков R-35 – 28 единиц. Встречается также утверждение, что все оставшиеся R-35 были перевооружены советскими 45-мм танковыми пушками 20К. В боях в долине реки Хрон 26 — 27 марта 1945г. были безвозвратно потеряны 8 R-35, а до мая 1945 г. ни один танк этой модели не дожил.

     100 танков R-35 к началу 1940г. получила Турция (заказ на 100 машин, очевидно, был оформлен в 1939г.). По другим данным, машины для Турции производились в феврале-апреле 1940г. Танки вошли в состав Бронетанковой Бригады, подчиненной 1-й армии и дислоцированной под Стамбулом. В боевых условиях Бронетанковая Бригада никогда не использовалась. Французские танки вывели из эксплуатации после войны.

     Еще 54 танка R-35, вероятно, в феврале-марте 1940г. (по другим данным: «перед началом войны») прибыли в Югославию, поскольку сообщается, что машины для Югославии собирали в феврале 1940г. По всей видимости, единственный бой югославские R-35 провели 13-14 апреля 1940 года против частей 11 Panzerdivision, после чего уцелевшие машины были захвачены немцами. На территории оккупированной Югославии действовали каратели SS, имевшие на вооружение танки R-35.  Как минимум один танк этого типа стал трофеем югославских партизан.

      По окончании польской кампании 1939г. немцы не захватили в боевом состоянии ни одного польского R-35. Все они вышли из строя из-за боевых повреждений или по причинам технического характера. По всей видимости, трофейные R-35, захваченные в Польше, немцы не восстанавливали. Однако в ходе французской кампании 1940г. значительная часть французских R-35 - 843 танка Renault двух модификаций, из них около 813 шт. (не менее 800) в модификации R-35 была захвачена вермахтом (цифра в 800 танков включала все захваченные танки, большая часть из которых требовала ремонта) и использовалась немцами под обозначением Panzerkampfwagen 35R 731 (f) или Pz.Kpfw.35 R (f) (Рис.24) вплоть до 1944 года, а в частях карателей СС, действовавших на Балканах, возможно, до весны 1945г.

 

Рис.24 – Немецкая инструкция по применению R35.

 

    Еще в ходе кампании во Франции немцы перекрашивали годные R-35 (танки старались перекрасить в серый цвет (Schwarzgrau RAL 7021), но на фотографиях попадаются и машины, сохранившие французский камуфляж, но с немецким крестом) и употребляли их против французов. (Рис.25)

 

Рис.25 – Танк R-35 в руках немецкого оператора, июнь 1940г.

 

     В июле 1940 года эти танки стали поступать на вооружение частей, готовившихся к операции «Морской Лев» (высадка в Великобритании). (Рис.26)

 

Рис.26 - Panzerkampfwagen 35R 731(f) из состава 336-й пехотной дивизии, июль 1940 года. Танк использовался в ходе тренировки планировавшейся десантной операции «Морской Лев».

 

     Начиная с осени 1940 года танки R-35 начали переделывать под немецкие стандарты. Прежде всего, с башни срезали смотровую башенку и установили двустворчатый люк. Часть танков получила немецкие радиостанции. (Рис.27)

 

Рис.27 – Переделанный под немецкие стандарты R-35.

Обращает на себя внимание двустворчатый люк на башне.

 

    Считается, что в составе вермахта на конец 1941г. числилось 125 машин R-35. Хотя пишут, что плохо вооруженные R-35, по мнению немцев, годились для охраны военных объектов или для полицейских операций, известны факты боевого применения этих танков вермахтом, как на Востоке, так и на Западе. (Рис.28)

 

Рис.28 – Немецкий 35R 731 (f), ставший трофеем РККА.

 

Есть мнение, что немцы в условиях Восточного фронта переделывали некоторые машины R-35 за счет установки башен от советских танков. Автор Ю. Пашолок в своей статье «Условно годный», публикация 4 июля 2016г. (https://warsport.ru/6407-uslovno-godnyy) замечает: «Лет 5 назад в сети всплыла даже фотография Panzerkampfwagen 35R 731(f) с башней от Т-26, но это, скорее всего, не более чем искусный фотомонтаж. Диаметр погона башни у Т-26 на 20 сантиметров больше, чем у APX R, а в полевых условиях переделку погона сделать просто невозможно». Однако теперь теорию фотомонтажа можно отмести в сторону, поскольку появился еще один симок шасси R35 с башней от Т-26. (Рис.29)

 

Рис.29 – На верхнем фото шасси R35 с башней раннего типа от Т-26, внизу – с башней конического типа от Т26.

 

На Западе танки R-35 до 1944г. использовались в качестве учебных машин. По состоянию на 1 марта 1943 года 50 трофейных R -35 находилось в составе 100-го танкового полка. К концу мая 1943 года 46 машин числилось в составе 100-й танковой бригады, 8 – в составе 711-й пехотной дивизии, по 2 у 712-й и 708-й пехотных дивизий. Ещё 22 танка состояло на вооружении 12-й танковой роты специальных операций. Летом 1944 года танки R-35 вступили в бой и на Западе, когда союзники высадись в Нормандии и к побережью была срочно стянута вся боеспособная техника. В числе прочих машин, среди которых было немало французских танков и САУ на их базе, имелось 14 штук R-35, входивших в состав 100-го танкового батальона и подчинявшегося 7-й армии. Утром 6-го июня танки прибыли к месту высадки десанта у города Sainte-Mere-Eglise, где вместе с пехотой из 1057-го гренадерского полка вступили в бой с частями американского 1-го батальона 505-го парашютно-пехотного полка. R-35 воевали в районе Шербура до захвата этого населенного пункта американцами. Применял танки R-35 и немецкий гарнизон Парижа. В августе 1944 года эти танки оказались уничтожены в ходе взятия Парижа, причём некоторые из них попали под огонь французов из 2-й бронетанковой дивизии Леклерка. Отдельные машины оказались захвачены бойцами Сопротивления и использовались ими против немцев. (Рис.30)

 

Рис.30 - Захваченные в ходе боёв за Париж Panzerkampfwagen 35R 731(f) из состава танковой роты «Париж». Август 1944 года.

 

Есть сведения, что танки R-35, вроде бы, размещались на Нормандских островах и в Нидерландах в составе Pz.Jg.Abt.657, который сражался в районе Арнема.

В конце 1941г. три десятка R-35 было передано в распоряжение карательных частей SS, действовавших на территории бывшей Югославии. На первом этапе их применения всё складывалось довольно удачно, так как югославские партизаны не имели тяжелого и противотанкового вооружения. По воспоминаниям участников тех боёв танки R-35, благодаря небольшим размерам и хорошему бронированию вполне подходили для действий в горной местности. С появлением у югославов артиллерии и трофейных танков положение изменилось не в пользу R-35, хотя каратели, вроде бы, продолжали их использовать до полного разгрома весной 1945г. (Рис.31)

 

Рис.31 – В Югославии.

 

Танками R-35 Германия снабжала своих союзников.

Большего всего танков R-35 было отправлено в Италию. Всего была получена 131 единица R-35 (по другим сведениям, 124 шт.), которые задействовали как в бывшей Югославии, так и на территории Италии для охраны военных объектов. (Рис.32)

 

https://victortibrigan.files.wordpress.com/2010/02/r35_intoarcere_odessa_l.jpg

Рис.32 – Итальянцы на R-35, фото датируется октябрем 1941г.

 

Пишут даже, что итальянские R-35 каким-то образом действовали во время высадки союзников в Сицилии (в Геле) в 1943г. (Рис.33)

 

Рис.33 - Танк R-35 из захваченных войсками союзников на Сицилии. 1943 год.

 

Эксплуатация итальянцами танков R-35 завершилась в 1943г.

     Не менее 40 танков R-35 получила Болгария, но здесь они использовались большей частью как учебные машины и после войны были отправлены на слом.

 В 1941г. немцы передали сохранившиеся югославские танки R-35 хорватам. Была сформирована 11 Далматинская Ударная бригада, которая сражалась против партизан. Весной 1944г. ни одного танка R-35 в составе хорватских танковых частей не числилось.

После Второй мировой войны танки R-35 продолжили боевую карьеру в армии Сирии. Получив независимость, Сирия взялась за создание танковых войск. Англичане передали сирийцам сохранившиеся французские танки. среди которых было несколько R-35. Сирийцы применили танки в ходе арабо-израильской войны 1948г. Три машины 20 мая 1948 года были задействованы при попытке захвата еврейского кибуца Дагания в Галилее. Решив, что силы израильтян немногочисленны и слабо вооружены, сирийцы смело пошли в атаку. Приблизившись к оборонительной линии, танки были встречены огнем единственного 20-мм противотанкового орудия и бутылками с зажигательной смесью, с помощью которых израильтяне подожгли все три танка (пишут также, что один танк был подбит из 20-мм пушки). Сирийцы были вынуждены отступить, оставив машины противнику – теперь одна из этих машин красуется в виде памятника. Более танки R-35 к выполнению подобного рода задач старались не привлекать. В скором времени оставшиеся танки перевооружили 40-мм британскими танковыми пушками, а в начале 1950-х гг. сирийцы отправили танки R-35 на слом.

Танки R-35 немцы активно использовали для создания разнообразных бронированных машин.

На базе R-35 германцы сооружали противотанковые САУ 4,7cm PaK(t) auf Panzerkampfwagen 35R(f) ohne Turm или 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), которые оснащались чехословацкой 47-мм противотанковой пушкой 4,7cm PaK(t) L43/4 (Skoda A-5 или P.U.V. vz.36).

    История создания этой машины восходит к концу 1940 года. Оценивая боевой потенциал трофейного французского танка, немцы пришли к выводу, что более эффективным будет использовать его базу для создания самоходной установки. Разрешение на начало разработки самоходной установки, получившей обозначение 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), было получено 23 декабря 1940 года. В качестве подрядчика по изготовлению и разработке САУ выступала компания Altmärkische Kettenfabrik (Alkett), на тот момент — ведущее предприятие по выпуску немецких самоходных установок. С танков R-35 снимали башни (башни с танков не пропадали - их устанавливали на Атлантическом валу в качестве неподвижных огневых точек) и возводили над корпусом рубку. Из-за небольшого объёма внутреннего пространства рубку, изготовленную из листов толщиной 20 мм, вынесли максимально вперёд, чтобы смогла поместиться 47-мм. При этом рубка крепилась к корпусу не намертво. Наверху корпуса появились бонки, к которым рубка крепилась на гужонах. В крыше корпуса был сделан вырез, частично задевающий подбашенный погон. Немецкая самоходка оснащалась 47-мм противотанковой пушкой 4,7cm PaK(t) L43/4 (чехословацкая Skoda A-5). Снаряды разместили в развитой нише, что упростило заряжание орудия. В этой же нише разместилась и радиостанция. В бортах рубки появились люки для экипажа (3 чел.). Первый экземпляр 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) был изготовлен из неброневой стали к 8 февраля 1941 года, а всего было выпущено 174 или 200 самоходок данной версии. (Рис.34)

 

dad179ae268a.jpg

Рис.34 - САУ 4,7cm PaK(t) auf Panzerkampfwagen 35R(f) ohne Turm.

 

Параллельно, для обеспечения САУ 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), выпускались командирские бронемашины Befehlspanzer fuer 4,7cm PaK(t) Einheiten auf Panzerkampfwagen 35R(f) или Führungs-Fahrzeuge auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), оснащенные дополнительным радиооборудованием. Вместо пушки у них устанавливался один 7,92-мм пулемет. Всего было построено 26 таких машин. (Рис.35)

 

Рис.35 – Командирская бронемашина.

 

      Первые 30 машин были изготовлены в марте 1941 года, к маю их число достигло 93. Ещё 33 экземпляра было построено в июне, 5 в июле, 22 в августе, 28 в сентябре и 19 в октябре. 27 февраля 1941 года было принято решение о перевооружении на 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) 559-й и 561-й противотанковые батальоны. Позже был перевооружён 661-й противотанковый батальон. К началу операции «Барбаросса» 559-й противотанковый батальон находился в группе армий «Север», а 516-й и 611-й батальоны – в группе армий «Центр». (Рис.36)

 

Рис.36– Летом 1941г. на Восточном фронте.

 

     Однако всего спустя полторы недели после нападения Германии на СССР (3 июля) 559-й и 611-й противотанковые батальоны получили приказ о замене матчасти (перевооружении на буксируемые пушки 3.7 cm Pak). 561-й противотанковый батальон 4 июля также получил приказ оставаться в резерве армии в Гродно вплоть до замены матчасти. Причина, по которой так быстро произошло возвращение немецких противотанкистов к своим «колотушкам» крылась в качестве французской материальной части. В отчёте командира 611-го противотанкового батальона говорится, что самоходные установки были полностью потеряны в первые дни войны. Боеспособность батальон смог вернуть за счёт перевооружения на немецкие и частично на трофейные советские противотанковые пушки. Примерно та же ситуация наблюдалась и в других частях, вооружённых 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). Тем не менее, боевое применение 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на Восточном фронте продолжалось. В конце ноября 1941 года 10 самоходных установок и 2 командирские машины оказались в составе 318-й танковой роты, находившейся в районе Кременчуга, и были прикомандированы к 213-й охранной дивизии. Несмотря на то, что рота находилась глубоко в тылу, отчёт, датированный февралём 1942 года, похож на сводки боевых действий, только вместо живого противника немецким самоходчикам противостояла матчасть, на которой они служили. Самоходки оказались очень капризными особенно в зимнюю пору. При температуре −10 градусов и ниже моторы отказывались заводиться, в рабочем состоянии по зимним дорогам они еле тянули машины вперёд. Ходовая часть танков также оказалась плохо приспособленной к зимним условиям.

    САУ 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) также применялись немцами во Франции. По состоянию на июнь 1943 года в составе расквартированных во Франции войск находилось 96 штук 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), причём 85 из них – в работоспособном состоянии. Самое большое количество (24 машины) находилось на вооружении 319 пехотной дивизии, занимавшей острова Гернси и Джерси - британские владения в Европе, которые немцы смогли захватить. Штучно самоходные установки числились в составе 15 пехотных дивизий, 3 машины попало в 100-й танковый полк, 6 штук - в 657-й противотанковый батальон. К декабрю 1943 года общее число 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) снизилось до 92, из них 88 исправных. Машины применялись против союзников во время высадки в Нормандии и в последующих событиях на территории Франции. (Рис.37)

 

Рис.37 - Подбитые 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) и Panzerkampfwagen 35R 731(f). Вероятнее всего, машины входили в состав 100-го танкового полка, сражавшегося за Шербур.

 

Один из последних случаев боевого применения 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) зафиксирован уже осенью 1944 года. Тогда в бою принимали участие машины 712-й пехотной дивизии, имевшей в составе 2 самоходки этого типа.

    30 июля 1941 года Alkett получил контракт на разработку и изготовление опытного образца еще одной САУ на базе R-35 - 5 cm Pak 38 (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) или 5cm PaK 38 auf Panzerkampfwagen 35R(f) ohne Turm. На машину планировалось устанавливать 50-мм противотанковую пушку Pak 38. Одни авторы пишут, что от постройки опытного образца немцы, в конце концов, отказались по причине несовместимости габаритов пушки и шасси, другие указывают, что в 1942г. 5cm PaK 38 auf Panzerkampfwagen 35R(f) ohne Turm была построена в единственном экземпляре.

   Пишут также, что на базе R-35 устанавливали 80-мм минометы (Mörserträger 35r (f)), но достоверность этой информации документально не подкрепляется.

    Помимо САУ шасси R-35 использовалось немцами и для других машин. К февралю 1941г. 110 тягачей на базе R-35 - Umbau von Panzerkampfwagen 35R (f), или Munitionspanzer 35R (f), или Munitionsschlepper 35R(f) - были приданы батареям, оснащенным 149-мм гаубицами sFH 18 и более мощными 17 cm K18/21 cm Mrs 18. Для превращения танка R-35 в тягач было достаточно снять башню, выгрузить боекомплект, отверстие закрыть брезентом. (Рис.38)

 

Рис.38 – Артиллерийские тягачи.

 

    К марту 1942 года в вермахте числилось 52 таких тягача.

    Немцы использовали безбашенные шасси R-35 и в качестве эвакуаторов Bergeschlepper 35 R (f) – около 90 шт. От тягача тяжёлой артиллерии он практически ничем не отличался, кроме возлагавшихся на него задач. Некоторые особо изобретательные экипажи вносили изменения в конструкцию импровизированного эвакуатора — например, ставили на него ветровые стекла либо пулемётные турели. (Рис.39)

 

Рис.39 - Bergeschlepper 35 R (f). Экипаж этой машины приспособил к ней ветровой щиток.

 

    Также на шасси Panzerkampfwagen 35R 731(f) строились подъёмные краны нескольких типов. (Рис.40)

 

Рис.40 – Самоходный подъемный кран на шасси R35.

 

Французская САУ на базе R-35.

    В годы оккупации инженеры AMX начали разрабатывать на базе R-35 самоходную 16-фунтовую пушку - Automoteur-Canon de 16 livres sur chassis R 35. Авторы замечают, что проект, видимо, создавался под впечатлением от немецкой самоходки легкого истребителя танков 4.7 сm Pak(t) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) (она же 4,7cm PaK(t) auf Panzerkampfwagen 35R(f) ohne Turm), построенной на шасси R-35 (Рис.41)

 

Рис.41– Немецкая САУ 4.7 сm Pak(t) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f).

Представлена в экспозиции швейцарского города Тун. Машина была подбита в Нормандии и досталась швейцарцам со свалки без внутренних узлов и агрегатов.

 

Если немецкая самоходка оснащалась 47-мм противотанковой пушкой (4,7cm PaK(t) L43/4), то французы на своей Automoteur-Canon de 16 livres sur chassis R 35 планировали ставить английскую 17-фунтовую пушку. Боевую массу САУ инженеры AMX оценивали в 12 тонн. Рубку собирались делать литой, в развитой ниже скрывался боекомплект из 58 снарядов. (Рис.42)

 

Рис.42 - Automoteur-Canon de 16 livres sur chassis R 35.

 

      Параллельно велись работы над вторым вариантом Automoteur-Canon de 16 livres sur chassis R 35. В данном варианте орудие было повернуто назад. Боеукладка при такой схеме перемещалась в моторное отделение, а общий боезапас снижался с 70 до 42 выстрелов. Масса второго варианта оценивалась в 11 тонн. (Рис.43)

 

       

Рис.43 – Вариант Automoteur-Canon de 16 livres sur chassis R 35 с орудием назад.

 

     В обоих случаях экипаж машины должен был состоять из двух членов экипажа.

     Проекты были готовы к 1945г., к тому времени шасси R-35 не только морально устарели, но и были сильно изношенными. Проще оказалось решать вопросы самоходной артиллерии за счёт бронетехники союзников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru