Renault
NC31
Renault NC31
Франция
Средний по массе пехотный танк
14 т |
|
вооружение |
47-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
62/65 л.с. |
выпускался |
1930-1931гг., Renault 10
шт. опытные |
Основная статья: Французское
танкостроение 1930-1938гг.
К 1930г. французы разработали два типа танков для пехоты. Один, более тяжелый и солидно вооруженный, тип был представлен опытными машинами Char de Bataille - первоначально тип Char de Bataille разрабатывался не для пехоты, но как основной танк подвижных танковых соединений, но позже его назначили для пехоты. Второй тип являлся развитием конструкции Renault FT.
В 1927г. на новом шасси Renault UT или TY появился опытный пехотный танк Renault NC3 (Рис.1).
Рис.1 – Танк NC3.
Масса танка подросла до среднего уровня (11
т), танк имел 3-х членов экипажа (командир, он же наводчик орудия, водитель и
радист, рядом с водителем). Однако в одноместной башне от танка Renault FT невозможно было установить
47-мм орудие, а появление на пехотном танке более могущественного орудия, чем
37-мм пушка было одним из условий ТЗ. В декабре 1929г. с фирмой Renault подписали контракт на сборку 10
образцов нового пехотного танка с башней ST1 (Schneider Tourelle 1), в которою можно было бы
поместить 47-мм орудие – т.е. пушечный вариант башни ST1. Такие предсерийные
машины получат индекс NC31.
На момент заказа пушечная башня ST1 для погона Renault FT еще не была готова. Фирма Schneider, взяв за основу конструкцию башни для опытного Char В, приспособила ее под диаметр погона башни Renault FT. Как и на Char B башня имела толщину брони 40 мм. Правый пулемёт был заменен на 47-мм пушку, а вместо смотровой башенки в крыше появился люк. В башне также поместили компактный пулемет MAC Mle.1931 с удобными коробами для перезарядки. Башня была ST1 утверждена в марте 1930 года. Пишут, что, якобы, к ноябрю 1930г. фирма Schneider разработала и произвела 10 подобных башен, но, скорее всего, к маю 1931г. произвели только одну башню ST1 под погон Renault FT. (Рис.2, Рис.3)
Рис.2 -Проекции и схема башни ST1. Испытания опытной башни ST1 на Renault FT.
Рис.3 – Внутри башни ST1.
Из некоторых источников следует, что к маю 1931г. было произведено 2 корпуса танков NC31 (видимо, речь идет о варианте NC3). Первый танк NC31 с башней ST1 поступил в 503 танковый полк (503e Regiment de Chars de Combat) в мае 1931 года, а в ноябре все машины оказались в войсках. Машины получили регистрационные номера 1001-1010. (Рис.4)
Рис.4 – Танк с
номером 003 с опытной башней ST1.
Масса NC31 в полной комплектации
составила 14 т. Габариты:
длина – 5760 мм (по другим источникам, длина с хвостом составляла 5,3 м),
ширина – 2160 мм, высота – 2390 мм. Бронирование: лоб корпуса, борт корпуса
верх – 30 мм, борт корпуса низ – 16-25 мм, крыша, днище – 10 мм.
Войсковые испытания NC31 проводились в составе 503-го танкового полка под контролем Commission de Bourges. Мнение о новой машине оказалась, скорее, отрицательным. Отмечались трудности с торможением, слабая подвеска, не рассчитанная на повышенные нагрузки, сложность обслуживания ходовой, перегрев выхлопных труб, размещенных над моторным отсеком, слабая система охлаждения, что приводило к перегреву двигателя, теснота в боевом отделении. Быстро выяснилось, что центр тяжести в башне ST1 сместился вперёд. Для устранения этой проблемы решили установить в кормовой части башни большой противовес. (Рис.5)
Рис.5 – Башня ST1 (серийный номер башни
2), к задней части башни прикреплен противовес. Башня на танке D1.
Пишут, что после установки противовеса последовал заказ на 10 башен ST1. Башни с противовесами ставили как на машины NC31, так и на единичные машины заказа 1930г. (серийные D1). Установка противовеса никак не могла скомпенсировать ужасную тесноту - соседство пулемета и 47-мм орудия в башне с диаметром погона Renault FT весьма стесняло командира, который занимал башню. Кроме того, при загрузке снаряда приходилось каждый раз опускать казенную часть орудия, что приводило к сбою наводки. Люк в крыше оказался неудобным.
К ноябрю 1931г. построили все 10 корпусов
танков NC31. Видимо,
часть машин NC31 получили обычные башни от Renault FT с 37-мм орудием. Помимо
проблем с башней, выяснилось, что для машины с массой 14 т нужен более мощный
двигатель – подвижность NC31 оказалась ниже, чем у
предшественника. На NC31 ставили 65-сильный
мотор (по другим данным, на танках установочной партии остался всё тот
же мотор Renault 18 CV, который развивал мощность 62 лошадиные силы при 2000
об/мин). Век NC31 оказался
недолгим – через несколько лет эти танки сняли с эксплуатации и впоследствии
разобрали на металл. По другим сведениям, танки NC31 использовались в качестве
учебных машин до 1940г. и были захвачены немцами.