Hotchkiss H-38/Н-39

 

 

https://topwar.ru/uploads/posts/2016-12/1481567475_foto-6.jpg

Вариант с пушкой SA18

Вариант с пушкой SA38

Hotchkiss H-38/Н-39

Франция

Легкий по массе тяжелобронированный танк

масса

12,1-13,2 т

вооружение

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

120 л.с.

проект

1937г., Hotchkiss

выпускался

1938-1940гг., Hotchkiss

710 шт.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

   С 1936г. французы занялись темой поднятия динамических характеристик Н35 (Рис.1), чтобы танк соответствовал возможностям среднего кавалерийского танка S35.

 

Рис.1 - Hotchkiss H-35.

 

     В 1937г. на Н35 опробовали 117-сильный мотор Hotchkiss 686, предназначавшийся для гоночных автомобилей. Этот мотор разогнал Н35 до 45 км/ч, что было сравнимо с S35, но для танка этот двигатель не годился. Логическим решением проблемы стала разработка специального танкового двигателя на базе Hotchkiss 686. Новый мотор также имел 6 цилиндров. Его объем составлял 5,96 или 5,98 литров. Агрегат выдавал мощность 120 л.с. при 2800 об/мин (на Hotchkiss 686 мощность в 117 л.с. можно было получить при 4000 об/мин.). (Рис.2)

 

Рис.2 – Танковый мотор на базе мотора Hotchkiss 686.

 

     Увы, новая силовая установка оказалась, как пишут, «крупнее» штатного мотора Н35 – вроде бы, появился увеличенный вентилятор МТО, поэтому надлежало внести изменения в кормовую часть корпуса – разработали слегка измененную, по сравнению с Н35, надмоторную плиту, глушитель перенесли ближе к корме. (Рис.3)

 

Рис.3 – Переделанный корпус.

 

    Боевая масса танка увеличилась с 10,6 или 11,7 тонн до 12,1 тонны, но за счёт роста мощности мотора в полтора раза, его подвижность заметно выросла. Максимальная скорость составляла 36,7. Увеличение мощности и боевой массы сказалось на расходе топлива. Теперь на одной заправке танк мог преодолеть 120 км вместо 150 км, как это было до модернизации.

     Переделанную машину на предприятии обозначили как Char léger modèle 1938 série D, (по другой версии - Char leger Hotchkiss modele 38 serie В), при принятии на вооружение 18 февраля 1939г. машина получила обозначение Char léger modèle 1935 H modifié 1939, позднее оба обозначения (и заводское, и армейское) трансформировались соответственно в Hotchkiss Н-38 и  Hotchkiss Н-39, соответственно, правда, ряд источников относит к Н-39 танки с новыми 37-мм пушками SA 38 и некоторыми другими мелкими изменениями. Многие авторы указывают на ошибочность такого мнения, т.е. все танки с новым мотором и немного измененным корпусом, вне зависимости от наличия хвоста и длинноствольного 37-мм орудия SA 38, правильно относить к единой модификации варианту Н-38/Н-39.

     Начнем с того, что в литературе иногда определяется как Н-38, или «изначальный» Н-38. (Рис.4, Рис.5, Рис.6)

 

Рис.4 – Проекции и компоновка танка Н-38.

 

Рис.5 – Вид на моторное отделение.

 

Один из ранних танков Hotchkiss из состава 14-го BCC, опорные катки на танке старого типа – с резиновыми бандажами.

Рис.6 - Серийные танки Hotchkiss в «варианте Н38».

 

     Масса варианта Н-38, вероятно, 12,1 т. Габариты: длина – 4220 (4225) мм, ширина – 1950 (1850) мм, высота – 2150 (2145) мм. Бронирование: лоб башни – 45 (44) мм, лоб корпуса, борта корпуса, борта башни – 40 мм, крыша башни – 30 мм, крыша и корма – 22 мм, днище – 12 мм. Вооружение: 37-мм пушка SA18 и один 7,5-мм пулемет Reibel (боекомплект 100 снарядов и 2400 патронов). Приборы прицеливания: орудийный 4-кратный прицел, стереоскопическая командирская панорама. Экипаж 2 чел. Двигатель Hotchkiss, карбюраторный, мощностью 120 л.с., запас топлива 180 литров. Трансмиссия механического типа: КПП, два дифференциала, бортовые фрикционы и передаточный вал. Ходовая часть (на один борт): шесть опорных преимущественно цельнометаллических катков, сблокированных попарно в тележки, подвешенные на горизонтальных пружинных рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков – 107 траков шириной 260 мм, шаг трака 85 мм.

     Максимальная скорость 36,7 км/ч, по проселку - 16 км/ч. Запас хода 120 км. Преодолеваемые препятствия: подъем 24°, высота стенки 0,5 м, глубина брода 0,6 м, ширина рва 1,6 м.

     Хотя танк подгоняли под запросы кавалерии, на машину обратила внимание пехота - CEI (Commission d’Experimentations de l’Infanterie). Пехота запросила новые добавления: вроде бы, расширенные до 270 мм гусеничные траки и хвост для преодоления 2-метровых рвов. В 1939г. испытали два варианта хвоста (разработки Hotchkiss и AMX) для танков типа Н-35 для улучшения проходимости машин, также на хвост переносился запасной опорный каток, здесь же крепился ящик ЗИП. (Рис.7)

 

Рис.7 – Вверху – танк с хвостом от Hotchkiss, внизу – танк с хвостом от AMX.

 

     В серийное производство пошел хвост от Hotchkiss. Вероятно, появление хвоста на танке можно считать условной отправной точкой в «деле о варианте Н39», хотя следует оговорка, что хвосты помимо новых танков (т.е. в варианте Н39 или машины 1940 года выпуска) получали и ранее выпущенные танки (т.е. вариант Н38 или произведенные до 1940г.).

     Если про хвост от AMX вспоминают довольно часто, то про вариант танка Hotchkiss со 120-сильным двигателем на ходовой от AMX информации мало. (Рис.8)

 

Рис.8 – Hotchkiss со 120-сильным двигателем на ходовой от AMX.

 

     Можно лишь допустить, что машина была получена приблизительно около/в 1939г. и утверждать, что в серию танк на ходовой AMX не пошел.

     Еще одним заметным результатом модернизации танков Hotchkiss до уровня Н39 стала установка нового 37-мм орудия SA 38 L/35 (во многих источниках указывают SA38 L/33), существенно улучшавшего боевые качества этих танков. В 1938г. было решено срочно разработать новое 37-мм орудие на смену легендарной короткоствольной пушке SA 18, устанавливавшейся на французских легких танках со времен FT-17. Новая длинноствольная 37-мм пушка SA 38 (Рис.9) имела хорошие показатели бронепробиваемости.

 

Рис.9 - SA38.

 

     В источниках попадаются разные характеристики бронепробиваемости по пушке SA 38, например, пишут, что вертикальный 30-мм или 29-мм вертикальный лист брони пробивался с дистанции 1000 м, некоторые указывают – 100 м, другие – 300-400 м. По немецким данным (у немцев орудие стандартизировалось как 3.7cm KwK 143(f)), это орудие с боеприпасом Obus de rupture Mle1938 (APC) (в немецком варианте Pzgr 146(f)) (Рис.10) показало следующие значения бронепробиваемости: броня 29 мм под углом 30° - со 100 м; броня 23 мм под углом 30° - с 500 м; броня 16 мм под углом 30° - с 1000 м; броня 12 мм под углом 30° - с 1500 мм.

 

Рис.10 – Снаряд Obus de rupture Mle1938 (APC).

Калибр 37х149R мм, масса снаряда 700 гр, длина – 103 мм, начальная скорость 705 м/с.

Указывается возможная бронепробиваемость – 30 мм под углом 30° с дистанции 400 м.

 

    Помимо боеприпаса Obus de rupture Mle1938 (APC) из этого орудия можно было применять боеприпас Obus explosif Mle1938 (HE) (в немецкой транскрипции - Sprgr 145(f)) (Рис.11) – данные бронепробиваемости с этим боеприпасом не указываются.

 

Рис.11 – Снаряд Obus explosif Mle1938 (HE).

Калибр 37х149R мм, масса снаряда 670 гр, длина – 110 мм, начальная скорость 610 м/с.

 

     Серийное производство этих орудий удалось наладить, примерно, во второй половине 1939г. (вероятно, ближе к концу года), а на танки они стали поступать с февраля 1940г. До капитуляции было выпущено 800 орудий SA 38. На танки типа Н-35 и R-35 их начали устанавливать с весны 1940г. Большинство орудий SA 38 попали на платформу легкого танка Hotchkiss – около 355 штук, некоторое, но меньшее количество – на платформу легкого танка Renault, прочие достались немцам (Рис.12, Рис.13).

 

Рис.12 – Орудие SA 38, установленное на танке Н38/39.

 

Рис.13 – Не использованный задел по башням с 37-мм орудием SA 38, доставшийся немцам, июнь 1940г.

 

      Длинноствольные 37-мм орудия SA 38 начали ставить на танки Н-39 с весны 1940г. Пишут, что машины, получившие пушки SA 38 считались командирскими машинами, командирские машины также оснащались радиостанциями кавалерийского или пехотного образца, антенны должны были размещаться на башнях (на доступных фото Н-39 антенн на танках не видно). (Рис.14)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/01-LightTanks/H39/p2.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/01-LightTanks/H39/p3.jpg

Рис.14 – Внешний вид Н-39 с хвостом и 37-мм орудием SA 38 L/35.

 

     Масса варианта Н-39 могла подрасти до – 13,2 т или 12,8 т при тех же габаритах, за исключением увеличившейся длины, связанной с установкой хвоста. Вооружение: 37-мм пушка SA38 и один 7,5-мм пулемет Reibel (боекомплект 100 снарядов и 2400 патронов). Приборы прицеливания: орудийный 4-кратный прицел, стереоскопическая командирская панорама. Экипаж 2 чел. Двигатель Hotchkiss, карбюраторный, мощностью 120 л.с., запас топлива 180 литров. Трансмиссия механического типа: КПП, два дифференциала, бортовые фрикционы и передаточный вал. Ходовая часть (на один борт): шесть опорных катков, сблокированных попарно в тележки, подвешенные на горизонтальных пружинных рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков – 107 траков шириной 270 мм, шаг трака 85 мм.

     Тактические показатели такие же, как и у Н38, за исключением возможности преодоления рва шириной 2 м против 1,6 м, правда в некоторых источниках, возможно ошибочно, изображают танки с длинноствольным орудием SA38 без хвоста. (Рис.15, Рис.16)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/1-LightTanks/Hotchkiss-H39/H39-15.Hachette.jpg

Рис.15 – Изображение «бесхвостого» танка Hotchkiss с 37-мм пушкой SA38.

 

http://www.atf40.fr/ATF40/materiel/h39.jpg

Рис.16 – Танк Hotchkiss с 37-мм пушкой SA38, хвост с данного ракурса не просматривается. На танке не видно глушителя.

 

    Производство H-38/39 планировалось начать с 401-й серийной машины – то есть после полного выполнения заказа на Н-35. Первоначально количество Н-39 не превышало 200, но скоро объём выпуска был увеличен до 900 экземпляров. Первая машина с серийным номером 40401 была сдана марте 1939 года. Ежемесячно военные хотели получать по 300 H-39, по другой версии, планировалось выпускать по 250 машин в месяц. Эта цифра оказалась непосильной для относительно небольшого предприятия Hotchkiss, поэтому объёмы выпуска H-39 нарастали очень медленно. Если в сентябре 1939 года удалось сдать 20 танков, в феврале 1940 года в Сен-Дени было построено 69 машин. Пик производства H-39 пришёлся на май 1940 года — в этом месяце было сдано 122 танка. В июне удалось построить ещё 33 машины. Пишут, что в общей сложности было построено 710 танков H-39. Попробуем определить, какое число от этого количества падает на танки с длинноствольной 37-мм пушкой SA 38. Известно, что из 557 танков, изготовленных до 1 мая 1940 года, примерно треть получила длинноствольные орудия – т.е. около 200 танков. Плюс в мае и июне сдали еще 155 машин, надо полагать, все с длинноствольным 37-мм орудием SA 38. Итого, получается, что около 355 машин Н-39 оснащались длинноствольным орудием SA 38.

     Вместе с H-35 общий объём выпущенных Hotchkiss танков составил 1110 или 1092 экземпляра – некоторые говорят о 1200-х построенных экземплярах. (Рис.17)

 

Рис.17 – Н-39, вероятно, в процессе передачи военным.

 

     Танки H-38/39 назначались как для пехоты, так, в большей степени, и для кавалерии, но к 1 сентября 1939 кавалерия получила всего 16 H-39, в то время как у пехоты было 180 таких танков, сведённых в 4 батальона по 45 танков в каждом батальоне, еще 4 машины находилось на складах и 16 в резерве. Кавалерия массово стала получать танки Н38/39 только после начала войны, в кавалерии ими комплектовались эскадроны по 47 машин в каждом эскадроне. Всего танки Hotchkiss H38/39 попали в 8 кавалерийских подразделений и 10 пехотных. К 1 апреля (или на 10 мая) 1940г. в пехотных частях находилось 271 танков (из них 48 в мастерских и учебных частях), а в кавалерийских – 252 H-38/39 (из них 50 в мастерских и учебных частях). Пишут и так: «Из 300 полученных кавалерией Н-39 232 танка находились в непосредственной эксплуатации в метрополии, 44 на складах, 6 на заводе и 16 отправили в Северную Африку. Остальные танки принадлежали пехотным частям».

     H-38/39 первыми из французских танков (с французскими экипажами) участвовали в полномасштабных боевых действиях против немцев. В конце 1939г. французы намеревались направить для помощи Финляндии, бившейся с РККА, 15 танков Н-39 в составе 342 отдельной танковой роты. Но в марте 1940г. Зимняя война закончилась, а французские танки остались в составе экспедиционных союзных сил в Норвегии. 7 мая 1940г. 5 танков Н-39 приняли участие в боях за Нарвик – их пытались высадить с британских кораблей. Попытка оказалась неудачной – было потеряно 3 машины. (Рис.18)

 

Рис.18 -  Танк с номером 40747, застрявший на побережье в районе Нарвика.

 

     После эвакуации союзников из Норвегии 12 танков Н-39 очутились в Великобритании.   

     Во время боёв во Франции H-39 использовались очень активно. 12-15 мая 1940г. танки Н-38/39 приняли участие в крупнейшем танковом сражении в районе Намюра и в битве у бельгийского города Ханнут (Анню). (Рис.19)

 

https://topwar.ru/uploads/posts/2016-12/1481567475_foto-6.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/1-LightTanks/Hotchkiss-H39/H39-04.jpg

https://i.pinimg.com/736x/49/7d/63/497d636617d48844701634aaa05349b1--tanks.jpg

Рис.19 - Н-39 вступают в бой.

 

    Танки Н-38/39 применялись в боях вплоть до капитуляции. (Рис.20)

 

Рис.20 – На дорогах войны.

 

     Положительными чертами танков Н-39 были относительно неплохая подвижность, 40-мм бронирование и длинноствольное 37-мм орудие (такое орудие имелось не на всех танках). Правда, литая броня толщиной 40-мм спасала от 20-мм пушек, 37-мм противотанковые пушки с 300 м и ближе могли пробивать танк. (Рис.21)

 

Рис.21 – Н-38/39 с пробитиями от 37-мм снарядов и вмятинами от 20-мм снарядов.

 

    После подписания капитуляции французская армия располагала очень небольшим количеством танков типа Hotchkiss, поскольку основная их масса досталась противнику. После упорядочивания танковых сил на вооружении ещё оставалось 27 танков (13 Н-35 и 14 Н-38/39), которые числились в составе 1e Regiment de Chasseurs d’Afrique (полк африканских охотников – 1 RTA), дислоцированного в колониях французской Северной Африки – сформирован в Тунисе. Кроме того, в Марокко находилось ещё пять «гочкиссов». Техническое состояние машин было сносным, хотя за следующие два года часть танков всё же утратила боеспособность. 1 RTA в ноябре 1942 года вступил в бой с американцами после высадки союзников в Северной Африке. Танки типа Hotchkiss столкнулись с американскими легкими танками M3А1 Stuarts, которые обладали схожими ТТХ. На свой счёт французские экипажи записали четыре американских легких танка. 11 ноября объявили о прекращении огня, и танковые части вишистов перешли на сторону союзников. Французы стали получать на вооружение американскую материальную часть и летом 1943г. танки Hotchkiss были выведены из эксплуатации.

     H-39 стал первым танком «Сражающейся Франции». Машины из 342-й отдельной танковой роты после сражения за Норвегию (12 штук) оказались на территории Англии, где личный состав подразделения присоединился к де Голлю. Эти машины и их экипажи составили первое танковое подразделение «Сражающейся Франции» - 1e Compagnie de Chars de Combat de la France Libre. В октябре 1940 года танки Н-39 оказались в Габоне, с которого началось освобождение колониальных территорий Франции от режима Виши. Здесь танки H 39 прошли почти 800 километров, из которых 330 по джунглям. (Рис.22)

 

Рис.22 – По джунглям Габона.

 

    Позже, в апреле 1941 года, эти танки применялись в другом французском владении — Сирии. Рота Н-39 принимала участие в сражении за Дамаск.

    При освобождении Франции на заводе Hotchkiss членами Сопротивления было захвачено несколько машин Н-39, которые приняли посильное участие в освобождении Парижа. Позже «трофейные» танки Н-39 были включены в 12-й драгунский полк (по другим данным, в 5-й драгунский полк). После окончания войны эти машины оказались в составе оккупационных сил в Германии. (Рис.23)

 

Рис.23 – В составе 12-го драгунского полка.

 

   Во Франции последние Н-39 оставались в составе учебных подразделений до 1949г., после чего были отправлены на слом. Часть H-39 попала в Индокитай, где некоторое время использовалась полицейскими частями, очевидно вплоть до 1950г.

     В литературе часто встречается, что 3 танка типа Hotchkiss в июле 1939 года были отправлены в Польшу и еще 2 машины в феврале 1940г. были экспортированы в Турцию, хотя, замечают, что заказ на поставку танков в Турцию оформлен не был. В одних источниках эти танки называют Н35, в других – Н38/39. Удовлетворительно разобраться в этом вопросе мне не удалось. Как известно, серийное производство модификации Н-38/39 началось в марте 1939г., так что, французы вполне могли поставить за рубеж новые, только что из цеха танки, а не бывшие в эксплуатации Н35.

     Относительно танков Hotchkiss, попавших в Польшу сообщают, что в июле 1939г. три машины этого типа, вместе с партией танков R35, прибыли в Польшу для прохождения оценочных испытаний. До сентября Hotchkiss тестировали на полигоне, принадлежавшем Biuro Badan Technicznych Broni Pancernych, а после вторжения немецких войск их отвели в резерв. 14 сентября танки включили в состав подразделения под командованием лейтенанта Якубовича (J.Jakubowicz), оснащенного R-35 и дислоцировавшегося в Киверце. Экипажам поставили задачу прорываться через границу в Румынию, но по пути колонна несколько раз вступала в бои с немецкими и советскими войсками, а также с формированиями украинских националистов. В итоге все Hotchkiss были безвозвратно потеряны.

     В отношении танков, якобы, проданных в Турцию никах подробностей не нашёл.

   Танки Н-39 в руках у немцев.

   Считается, что в мае-июне 1940г. французами безвозвратно было потеряно более трети машин типа Н-35/Н-39. В руках немцев оказалось, по одним подсчетам, около 600 танков обоих вариантов (Рис.24), по другим – 500 танков и строивший их завод Hotchkiss.

 

Рис.24 – Вверху танк Н-39, который применялся немцами уже в мае-июне 1940г. Внизу немцы на броне Н-39 с длинноствольной пушкой SA 38.

 

    Пишут, что немцы даже имели намерение продолжить производство танков Н-39 – единственный из всех типов французских танков. По состоянию на 14 июля 1940 года на заводе Hotchkiss имелось 7 полусобранных танков и 25 французских рабочих. Правда, наладить сборку не удалось. (Рис.25)

 

Рис.25 – Задел по корпусам танков Н-39, доставшийся немцам, июнь 1940г.

 

     По состоянию на 5 ноября 1941 года из 600 захваченных танков Н-35-Н-38/39 200 отремонтировали и около 400 переделали. Как правило, немцы частично срезали смотровую башенку. На её месте появился двухстворчатый люк, который можно было использовать и для обзора из башни, и для попадания внутрь танка. (Рис.26)

 

Рис.26 – Башенка немецкого типа.

 

     Немцы таже устанавливали свои радиостанции. Антенный порт разместили в кормовой части машины справа по ходу движения. Это позволило минимизировать риск повредить антенну собственным огнём. (Рис.27)

 

Рис.27 – Н-39 (Pz.Kpfw.38 H (f)) после немецкой модернизации.

 

     В 1940 году H-35 получил название Pz.Kpfw.35 H 734 (f) (Panzerkampfwagen 35H 734(f)), а H-39 — Pz.Kpfw.38 H 735 (f) (Panzerkampfwagen 38H 735(f)). Упомянутые индексы прожили относительно недолго. Позже танки стали обозначать Pz.Kpfw.35 H (f) и Pz.Kpfw.38 H (f), причём последние в числе использовавшихся немцами танков этих типов составляли большинство. (Рис.28)

 

Рис.28 – Немецкая инструкция по применению танков Н39.

 

     К концу лета 1940 года было решено сформировать две танковые дивизии на трофейной технике. Также трофеи активно использовались в ходе подготовки к операции по высадке в Англии – «Морской Лев».

    Одним из первых подразделений, которые были укомплектованы лёгкими французскими танками и отправлены на фронт, стал 2-й батальон 201-го танкового полка. 24 марта 1941 года подразделение переименовали в 211-й танковый батальон, по штату он должен был иметь 18 Pz.Kpfw.35 S (f) и 41 Pz.Kpfw.38 H (f). В реальности лёгких танков в батальоне было не больше 35 штук. Батальон отправили в Норвегию (март 1941 года). (Рис.29)

 

На башне танка нанесена буква W в честь майора Вульфа, командира батальона.

 

Рис.29 – Н-38/39 из состава 211 т.б.

 

     В июне-июле 1941г. 211 т.б. сошелся с советскими танками (очевидно, в Карелии или Заполярье). Батальон записал на свой счёт 24 советских танка при безвозвратных потерях четырёх машин и двух подбитыми. Потерянных в результате механических повреждений оказалось больше — 10 штук. Это был один из немногих случаев на советско-германском фронте, когда Pz.Kpfw.38 H (f) применялся на передовой. Машина показала себя неплохо, но немцы жаловались, например, на то, что заброневое действие 37-мм бронебойных снарядов было незначительным. (Рис.30)

 

Рис.30 – Танки Н38/39 немецкого 211 т.б. зимой 1941/42гг.

 

    В феврале 1941г. сформировали 202-й т.б. (правда, так он стал называться с 5 января 1943 года), в составе которого также были танки Н-39 – 41 штука. В сентябре 1941г. батальон отправился в Югославию. Pz.Kpfw.38 H (f) оказался весьма удачной машиной для ведения противопартизанских действий. Pz.Kpfw.38 H (f) хорошо показал себя в гористой местности. (Рис.31)

 

Рис.31 – В Югославии.

 

    Помимо 202-го танкового батальона на Балканах имелось 36 танков Pz.Kpfw.38 H (f) в составе 12-й танковой роты особого назначения. Осенью 1943 года девять танков Н-39 отправилось в дивизию СС «Принц Ойген», также действовавшую на Балканах. В ноябре 1944 года там всё ещё имелось восемь Pz.Kpfw.38 H (f). Кроме того, небольшое число Pz.Kpfw.38 H (f) немцы передавали усташам (хорватам).

    В декабре 1941 года началось формирование 214-го танкового батальона. Он получил на вооружение 15 Pz.Kpfw.35 S (f) и 42 Pz.Kpfw.38 H (f). Базировался батальон в Финляндии. Еще один батальон, вооружённый французскими танками (5 Pz.Kpfw.35 S (f) и 15 Pz.Kpfw.38 H) базировался на Крите.

     Pz.Kpfw.38H (f) активно использовались в учебных целях. В таком качестве они использовались, например, в 100-й танковой бригаде, сформированной в марте 1941 года. Бригада периодически передавала танки для новых подразделений, но даже в августе 1942 года в этом соединении насчитывалось 100 танков типа Н-39, из них 80 в рабочем состоянии. В конце мая 1943 года на вооружении 100-й танковой бригады числилось 77 Pz.Kpfw.38H (f). Всего же во Франции на тот момент имелось 147 таких машин. В качестве тренировочных машин Pz.Kpfw.38 H (f) использовались и летом 1943 года. На этих машинах, например, тренировались экипажи 23-й, 14-й и 24-й танковых дивизий. (Рис.32)

 

 

Рис.32 – На службе национал-социализма.

 

К июню 1943 года танков Н-39 насчитывалось 361 единица. Большая часть из них дислоцировалась в континентальной Европе, а вторая по численности группировка Pz.Kpfw.38 H (f) находилась на севере Европы. Помимо 33 танков, находившихся на тот момент в 211-м танковом батальоне, ещё 68 машин имелось на территории Норвегии. Больше всего французских танков было в составе 25-й танковой дивизии: 15 Pz.Kpfw.35 S (f) и 42 Pz.Kpfw.38 H (f) - машины из состава 214-го танкового батальона. Остальные танки были распределены между пехотными дивизиями. 15 танков Н-39 действовали на советско-германском фронте в составе венгерской охранной дивизии (Ung.Sich.div), действовавшей против партизан.

    В 1943г. 19 танков Н-39 получили болгары.

    К моменту высадки союзных войск в Нормандии в 205-м танковом батальоне имелось 19 машин Pz.Kpfw.38 H (f), еще 16 было в 206-м танковом батальоне, от 8 до 13 машин числилось в 100-м запасном танковом батальоне. (Рис.33)

 

 

Рис.33 – В Нормандии.

 

    Немногие из этих танков пережили сражение в Нормандии. К концу 1944 года на западном фронте оставалось всего семь таких машин. Впрочем, часть использовавшихся немцами французских танков была не уничтожена, а захвачена. (Рис.34)

 

Рис.34 - Американский солдат осматривает захваченный танк 38H(f). 1944г.

 

К декабрю 1944 года вермахт обладал не более 60 танками Н-39. Дольше всего Pz.Kpfw.38 H (f) использовались германцами в Скандинавии и на Балканах. В конце 1944 года эти машины всё ещё применялись в Норвегии, где их использовали для усиления частей, оборонявших побережье. (Рис.35)

 

Рис.35 – Н39 в немецком варианте 38H(f) на центральной площади г. Нарвик. Норвегия, 2007 г.

 

Повоевали танки Pz.Kpfw.38 H (f) (прежде всего машины из состава 21-го танкового батальона) на исходе войны в Финляндии. В 1944 году эти танки, как и Pz.Kpfw.35 S (f), покрыли циммеритом. По итогам боёв августа-сентября 1944 года несколько Pz.Kpfw.38 H (f) было захвачено Красной армией. Танк с башенным номером 123 доставили осенью 1944 года на полигон НИБТ в подмосковную Кубинку. Это был первый Pz.Kpfw.38 H (f), захваченный на советско-германском фронте. В документах он проходил как «лёгкий танк «Гочкис». Большого интереса танк уже не представлял. Его оставили на музейной площадке при полигоне. (Рис.36)

 

 

 

Рис.36 – Советский трофей.

 

     В марте 1948г. десять танков Н-39, причем как в немецком варианте Pz.Kpfw.38 H (f), так и в родном, приобрел Израиль - машины принадлежали 9 и 12 драгунскому полкам FFL. Эти машины стали первыми танками, официально приобретёнными Израилем, причём первоначально речь шла о покупке 15 танков. Танки в Израиль прибыли 15 июня (по другим сведениям, весной 1948г.). Машины свели в так называемую «русскую роту», укомплектованную русскоязычными танкистами. (Рис.37)

 

Рис.37 – «Русская рота» с танками Н-39.

 

     Действуя в составе 8-й бронетанковой бригады Израиля, танки Н-39 участвовали в захвате аэродрома Лода (ныне аэропорт Бен Гурион). Наиболее крупным сражением, в котором приняли участие танки Н-39 стал штурм поселения Ирак-эль-Маншийи. К несчастью для атаковавших экипажи боевых машин оказались недостаточно подготовленными, и большинство танков угодило в противотанковый ров. Быстро поняв свои ошибки, израильтяне перегруппировали свои силы и организовали удачное нападение на полицейский пост Ирак-Сувейдан. Оборонявшиеся египтяне оказались отрезанными от основных сил и попали в котел, выбраться из которого было крайне сложно. В декабре 1948г. Н-39 отправили на хранение. К марту 1949 года боеспособной оставалась всего одна машина. Официально израильтяне сняли танки H-39 с вооружения в 1952 году.

    Немецкие изделия на шасси легкого танка Hotchkiss.

     Шасси легких «гочкиссов» послужило базой для разнообразных боевых машин вермахта. Уже летом 1941г. в России применялись, по крайней мере, 4 машины РСЗО на платформе Hotchkiss - Panzerkampfwagen 35H(f) mit 28/32 cm Wurfrahmen. (Рис.38)

 

Рис.38 – Изображение Panzerkampfwagen 35H(f) mit 28/32 cm Wurfrahmen.

 

    Как следует из названия, в качестве базы для ЗСЗО должны были использоваться танки Н-35, но на доступном фото в качестве РСЗО запечатлен вариант Н-39. (Рис.39)

 

Рис.39 - Panzerkampfwagen 35H(f) mit 28/32 cm Wurfrahmen.

 

   В 1942г. Baukommando под руководством Альфреда Беккера и при сотрудничестве с фирмой Alkett разработала для платформы Hotchkiss варианты переделки в САУ. На шасси легких танков Hotchkiss H39 была создана противотанковая самоходная установка 7.5cm PaK 40/1(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f) и штурмовая самоходная установка 10.5cm leFh18(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f). Эти машины полностью сохранили ходовую часть, которая на один борт включала шесть опорных катков, блокированных попарно в три тележки, подвешенные на горизонтальных пружинных рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения, мелкозвенчатую гусеницу из стальных траков. Моторно-трансмиссионная группа также осталась без изменений. С другой стороны, изменилась компоновка и схема бронирования. Башни с танков снимались (пошли на фортификационные сооружения Атлантического вала). По всей длине корпуса (практически полностью закрывала среднюю и кормовую часть корпуса) сооружалась надстройка с открытой сверху рубкой. Бронирование рубки: лоб, борта – 20 мм, корма – 10 мм. Бронирование надстройки: лоб, борт – 20 мм, корма – 10 мм. В рубке размещались командир машины, наводчик и заряжающий. Водитель размещался в носовой части корпуса со смещением к левому борту и имел двустворчатый люк.

   В противотанковом варианте в лобовом листе рубки устанавливалась противотанковая пушка 7.5 cm PaK 40/1, имевшая сектор горизонтального наведения по 30° в обе стороны и углы вертикального наведения от -5° до +22°. В укладке перевозился 7,92-мм пулемет MG-34.  (Рис.40)

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/germany/gw_h39/c1_gw_39h.jpg

http://aviarmor.net/tww2/photo/germany/gw_h39/gw_h39_1m.jpg

Рис.40 - 7.5cm PaK 40/1(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f).

 

     В варианте самоходки огневой поддержки устанавливалась 105-мм гаубица leFH 18 при сохранении тех же углов наведения. Боезапас 36 выстрелов. В укладке также имелся 7,92-мм пулемет MG-34. (Рис.41)

 

 

Картинки по запросу 7,5cm PaK40(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f)

Картинки по запросу 7,5cm PaK40(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f)

A 10.5cm leFH 18 (Sf.) auf GW-39H(f) self-propelled gun in France

Рис.41 - 10.5cm leFh18(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f).

 

    Масса обеих машин приводится одинаковая – 12,5 т. Экипаж – 4 чел. (Рис.42)

 

Erwin Rommel inspecting a 10.5cm leFH 18 (Sf.) auf Geschutzwagen 39H(f) self-propelled gun crew

Рис.42 – На данном фото экипаж 10.5cm leFh18(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f), как будто, 3 чел.

 

    Пишут, что было построено 24 шт. 7.5cm PaK 40/1(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f) и 48 шт. 10.5cm leFh18(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f). Машины поступали на вооружение 8 Pz.Abt и Sturmgeschuetz-Abteilung 200 (21 танковая дивизия). Обе самоходки принимали участие в боях в Нормандии летом 1944г. В частности, эти машины противостояли британским войскам в ходе операции Goodwood, проходившей с 18 по 20 июня около французского города Каен. Некоторые допускают, что все самоходки на шасси Н-39 были потеряны до осени 1944г. (Рис.43)

 

Картинки по запросу 7,5cm PaK40(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f)

Рис.43 – Сохранившийся экземпляр 10.5cm leFh18(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f).

 

    В источниках можно найти, что немцы переделали некоторое количество легких танков Hotchkiss в артиллерийский тягач, отличавшийся от танка демонтированной башней и некоторым дополнительным оборудованием - Artillerieschlepper 38H(f). Пишут, что машины в 1941г. использовались на Восточном фронте.

    Иногда указывается, что 24 танка Н-39 немцы переделали в бронемашину артиллерийских наблюдателей - Artillerie Panzerbeobachtungswagen auf 38H(f). (Рис.44)

 

Картинки по запросу Artillerieschlepper 38H(f)

Картинки по запросу Artillerieschlepper 38H(f)

Рис.44 - Artillerie Panzerbeobachtungswagen auf 38H(f).

 

    Полностью демонтировалась башня и надстройка корпуса, вместо которых устанавливалась массивная неподвижная рубка с наклонным расположением броневых листов. Внутри устанавливалось дополнительное радиооборудование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru