Hotchkiss H-38/Н-39
Вариант с пушкой SA18
Вариант с пушкой SA38
Hotchkiss H-38/Н-39
Франция
Легкий по массе тяжелобронированный танк
масса |
12,1-13,2 т |
вооружение |
37-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
120 л.с. |
проект |
1937г., Hotchkiss |
выпускался |
1938-1940гг., Hotchkiss 710 шт. |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
Варианты развития
легкого типа
С 1936г. французы занялись темой поднятия динамических характеристик Н35 (Рис.1), чтобы танк соответствовал возможностям среднего кавалерийского танка S35.
Рис.1 - Hotchkiss H-35.
В 1937г. на Н35 опробовали 117-сильный мотор Hotchkiss 686, предназначавшийся для гоночных автомобилей. Этот мотор разогнал Н35 до 45 км/ч, что было сравнимо с S35, но для танка этот двигатель не годился. Логическим решением проблемы стала разработка специального танкового двигателя на базе Hotchkiss 686. Новый мотор также имел 6 цилиндров. Его объем составлял 5,96 или 5,98 литров. Агрегат выдавал мощность 120 л.с. при 2800 об/мин (на Hotchkiss 686 мощность в 117 л.с. можно было получить при 4000 об/мин.). (Рис.2)
Рис.2 – Танковый мотор на базе мотора Hotchkiss 686.
Увы, новая силовая установка оказалась, как пишут, «крупнее» штатного мотора Н35 – вроде бы, появился увеличенный вентилятор МТО, поэтому надлежало внести изменения в кормовую часть корпуса – разработали слегка измененную, по сравнению с Н35, надмоторную плиту, глушитель перенесли ближе к корме. (Рис.3)
Рис.3 – Переделанный корпус.
Переделанную машину на предприятии обозначили как Char léger modèle 1938 série D, (по другой версии - Char leger Hotchkiss modele 38 serie В), при принятии на вооружение 18 февраля 1939г. машина получила обозначение Char léger modèle 1935 H modifié 1939, позднее оба обозначения (и заводское, и армейское) трансформировались соответственно в Hotchkiss Н-38 и Hotchkiss Н-39, соответственно, правда, ряд источников относит к Н-39 танки с новыми 37-мм пушками SA 38 и некоторыми другими мелкими изменениями. Многие авторы указывают на ошибочность такого мнения, т.е. все танки с новым мотором и немного измененным корпусом, вне зависимости от наличия хвоста и длинноствольного 37-мм орудия SA 38, правильно относить к единой модификации варианту Н-38/Н-39.
Начнем с того, что в литературе иногда определяется как Н-38, или «изначальный» Н-38. (Рис.4, Рис.5, Рис.6)
Рис.4 – Проекции и компоновка танка Н-38.
Рис.5 – Вид на моторное отделение.
Один из ранних танков Hotchkiss из состава 14-го BCC,
опорные катки на танке старого типа – с резиновыми бандажами.
Рис.6 - Серийные танки Hotchkiss в «варианте Н38».
Максимальная
скорость 36,7 км/ч, по проселку - 16 км/ч. Запас хода 120 км. Преодолеваемые
препятствия: подъем 24°, высота стенки 0,5 м, глубина брода 0,6 м, ширина рва
1,6 м.
Хотя танк подгоняли под запросы кавалерии, на машину обратила внимание пехота - CEI (Commission d’Experimentations de l’Infanterie). Пехота запросила новые добавления: вроде бы, расширенные до 270 мм гусеничные траки и хвост для преодоления 2-метровых рвов. В 1939г. испытали два варианта хвоста (разработки Hotchkiss и AMX) для танков типа Н-35 для улучшения проходимости машин, также на хвост переносился запасной опорный каток, здесь же крепился ящик ЗИП. (Рис.7)
Рис.7 – Вверху – танк с хвостом от Hotchkiss, внизу – танк с хвостом от AMX.
В серийное производство пошел хвост от Hotchkiss. Вероятно, появление хвоста на танке можно считать условной отправной точкой в «деле о варианте Н39», хотя следует оговорка, что хвосты помимо новых танков (т.е. в варианте Н39 или машины 1940 года выпуска) получали и ранее выпущенные танки (т.е. вариант Н38 или произведенные до 1940г.).
Рис.8 – Hotchkiss со 120-сильным двигателем на ходовой от AMX.
Можно лишь допустить, что машина была получена приблизительно около/в 1939г. и утверждать, что в серию танк на ходовой AMX не пошел.
Еще одним заметным результатом
модернизации танков Hotchkiss до уровня Н39 стала установка нового 37-мм орудия
SA 38 L/35
(во многих источниках указывают SA38 L/33), существенно улучшавшего боевые
качества этих танков. В 1938г. было решено срочно разработать новое 37-мм
орудие на смену легендарной короткоствольной пушке SA 18, устанавливавшейся на
французских легких танках со времен FT-17. Новая длинноствольная
37-мм пушка SA 38 (Рис.9) имела хорошие показатели бронепробиваемости.
В источниках попадаются разные
характеристики бронепробиваемости по пушке SA 38, например, пишут, что
вертикальный 30-мм или 29-мм вертикальный лист брони пробивался с дистанции
1000 м, некоторые указывают – 100 м, другие – 300-400 м. По немецким данным (у
немцев орудие стандартизировалось как 3.7cm
KwK 143(f)), это орудие с боеприпасом Obus de rupture Mle1938 (APC) (в немецком варианте Pzgr 146(f)) (Рис.10)
показало следующие значения бронепробиваемости: броня 29 мм под углом 30° - со
100 м; броня 23 мм под углом 30° - с 500 м; броня 16 мм под углом 30° - с 1000
м; броня 12 мм под углом 30° - с 1500 мм.
Рис.10 – Снаряд Obus de rupture Mle1938 (APC).
Калибр 37х149R мм, масса снаряда 700 гр, длина – 103 мм, начальная скорость 705 м/с.
Указывается возможная бронепробиваемость
– 30 мм под углом 30° с
дистанции 400 м.
Помимо боеприпаса Obus de rupture Mle1938 (APC) из этого орудия можно было применять
боеприпас Obus explosif Mle1938 (HE) (в немецкой транскрипции - Sprgr 145(f))
(Рис.11) – данные бронепробиваемости с этим боеприпасом не указываются.
Рис.11 – Снаряд Obus explosif Mle1938 (HE).
Калибр 37х149R мм, масса снаряда 670 гр, длина – 110 мм, начальная скорость 610 м/с.
Серийное
производство этих орудий удалось наладить, примерно, во второй половине 1939г.
(вероятно, ближе к концу года), а на танки они стали поступать с февраля 1940г.
До капитуляции было выпущено 800 орудий SA 38. На танки типа Н-35 и R-35 их начали устанавливать с весны 1940г. Большинство орудий SA 38 попали на платформу легкого танка Hotchkiss
– около 355 штук, некоторое, но меньшее количество – на платформу легкого танка
Renault, прочие достались
немцам (Рис.12, Рис.13).
Рис.12 – Орудие SA 38, установленное на танке Н38/39.
Рис.13 – Не использованный задел по башням с 37-мм орудием SA 38, доставшийся немцам, июнь 1940г.
Длинноствольные 37-мм орудия SA 38 начали ставить на танки Н-39 с весны 1940г. Пишут, что машины, получившие пушки SA 38 считались командирскими машинами, командирские машины также оснащались радиостанциями кавалерийского или пехотного образца, антенны должны были размещаться на башнях (на доступных фото Н-39 антенн на танках не видно). (Рис.14)
Рис.14 – Внешний вид Н-39 с хвостом и 37-мм орудием SA 38 L/35.
Тактические показатели такие же, как и у Н38, за исключением возможности преодоления рва шириной 2 м против 1,6 м, правда в некоторых источниках, возможно ошибочно, изображают танки с длинноствольным орудием SA38 без хвоста. (Рис.15, Рис.16)
Рис.15 – Изображение «бесхвостого» танка Hotchkiss с 37-мм пушкой SA38.
Производство H-38/39 планировалось начать с 401-й серийной машины – то есть после полного выполнения заказа на Н-35. Первоначально количество Н-39 не превышало 200, но скоро объём выпуска был увеличен до 900 экземпляров. Первая машина с серийным номером 40401 была сдана марте 1939 года. Ежемесячно военные хотели получать по 300 H-39, по другой версии, планировалось выпускать по 250 машин в месяц. Эта цифра оказалась непосильной для относительно небольшого предприятия Hotchkiss, поэтому объёмы выпуска H-39 нарастали очень медленно. Если в сентябре 1939 года удалось сдать 20 танков, в феврале 1940 года в Сен-Дени было построено 69 машин. Пик производства H-39 пришёлся на май 1940 года — в этом месяце было сдано 122 танка. В июне удалось построить ещё 33 машины. Пишут, что в общей сложности было построено 710 танков H-39. Попробуем определить, какое число от этого количества падает на танки с длинноствольной 37-мм пушкой SA 38. Известно, что из 557 танков, изготовленных до 1 мая 1940 года, примерно треть получила длинноствольные орудия – т.е. около 200 танков. Плюс в мае и июне сдали еще 155 машин, надо полагать, все с длинноствольным 37-мм орудием SA 38. Итого, получается, что около 355 машин Н-39 оснащались длинноствольным орудием SA 38.
Рис.17 – Н-39, вероятно, в процессе передачи военным.
Рис.18 - Танк с номером 40747, застрявший на побережье в районе Нарвика.
После эвакуации союзников из Норвегии 12 танков Н-39 очутились в Великобритании.
Во время боёв во Франции H-39 использовались очень активно. 12-15 мая 1940г. танки Н-38/39 приняли участие в крупнейшем танковом сражении в районе Намюра и в битве у бельгийского города Ханнут (Анню). (Рис.19)
Танки
Н-38/39 применялись в боях вплоть до капитуляции. (Рис.20)
Рис.21 – Н-38/39 с пробитиями от 37-мм снарядов и вмятинами от 20-мм снарядов.
После подписания
капитуляции французская армия располагала очень небольшим количеством танков
типа Hotchkiss, поскольку основная их масса досталась противнику. После
упорядочивания танковых сил на вооружении ещё оставалось 27 танков (13 Н-35 и
14 Н-38/39), которые числились в составе 1e Regiment de Chasseurs d’Afrique
(полк африканских охотников – 1
RTA),
дислоцированного в колониях французской Северной Африки – сформирован в Тунисе.
Кроме того, в Марокко находилось ещё пять «гочкиссов». Техническое состояние
машин было сносным, хотя за следующие два года часть танков всё же утратила
боеспособность. 1 RTA в ноябре 1942 года вступил в бой с американцами после
высадки союзников в Северной Африке. Танки типа Hotchkiss столкнулись с
американскими легкими танками M3А1 Stuarts, которые обладали схожими ТТХ. На
свой счёт французские экипажи записали четыре американских легких танка.
11 ноября
объявили о прекращении огня, и танковые части вишистов перешли на сторону
союзников. Французы стали получать на вооружение американскую материальную
часть и летом 1943г. танки Hotchkiss были выведены из эксплуатации.
H-39 стал первым танком «Сражающейся Франции». Машины из 342-й отдельной танковой роты после сражения за Норвегию (12 штук) оказались на территории Англии, где личный состав подразделения присоединился к де Голлю. Эти машины и их экипажи составили первое танковое подразделение «Сражающейся Франции» - 1e Compagnie de Chars de Combat de la France Libre. В октябре 1940 года танки Н-39 оказались в Габоне, с которого началось освобождение колониальных территорий Франции от режима Виши. Здесь танки H 39 прошли почти 800 километров, из которых 330 по джунглям. (Рис.22)
При освобождении Франции на заводе Hotchkiss членами Сопротивления было захвачено несколько машин Н-39, которые приняли посильное участие в освобождении Парижа. Позже «трофейные» танки Н-39 были включены в 12-й драгунский полк (по другим данным, в 5-й драгунский полк). После окончания войны эти машины оказались в составе оккупационных сил в Германии. (Рис.23)
Рис.23 – В составе 12-го драгунского полка.
Относительно танков Hotchkiss, попавших в Польшу сообщают, что в июле 1939г. три машины этого типа, вместе с партией танков R35, прибыли в Польшу для прохождения оценочных испытаний. До сентября Hotchkiss тестировали на полигоне, принадлежавшем Biuro Badan Technicznych Broni Pancernych, а после вторжения немецких войск их отвели в резерв. 14 сентября танки включили в состав подразделения под командованием лейтенанта Якубовича (J.Jakubowicz), оснащенного R-35 и дислоцировавшегося в Киверце. Экипажам поставили задачу прорываться через границу в Румынию, но по пути колонна несколько раз вступала в бои с немецкими и советскими войсками, а также с формированиями украинских националистов. В итоге все Hotchkiss были безвозвратно потеряны.
В отношении танков, якобы, проданных в Турцию никах подробностей не нашёл.
Танки Н-39 в руках у немцев.
Рис.25 – Задел по корпусам танков Н-39, доставшийся немцам, июнь 1940г.
Рис.26 – Башенка немецкого типа.
Немцы таже устанавливали свои радиостанции. Антенный порт разместили в кормовой части машины справа по ходу движения. Это позволило минимизировать риск повредить антенну собственным огнём. (Рис.27)
Рис.27 – Н-39 (Pz.Kpfw.38 H (f)) после немецкой модернизации.
В 1940 году H-35 получил название Pz.Kpfw.35 H 734 (f) (Panzerkampfwagen 35H 734(f)), а H-39 — Pz.Kpfw.38 H 735 (f) (Panzerkampfwagen 38H 735(f)). Упомянутые индексы прожили относительно недолго. Позже танки стали обозначать Pz.Kpfw.35 H (f) и Pz.Kpfw.38 H (f), причём последние в числе использовавшихся немцами танков этих типов составляли большинство. (Рис.28)
Рис.28 – Немецкая инструкция по применению танков Н39.
Одним из первых подразделений, которые были укомплектованы лёгкими французскими танками и отправлены на фронт, стал 2-й батальон 201-го танкового полка. 24 марта 1941 года подразделение переименовали в 211-й танковый батальон, по штату он должен был иметь 18 Pz.Kpfw.35 S (f) и 41 Pz.Kpfw.38 H (f). В реальности лёгких танков в батальоне было не больше 35 штук. Батальон отправили в Норвегию (март 1941 года). (Рис.29)
На башне танка нанесена буква W в честь майора Вульфа, командира батальона.
Рис.29 – Н-38/39 из состава 211 т.б.
Рис.30 – Танки Н38/39
немецкого 211 т.б. зимой 1941/42гг.
В феврале 1941г. сформировали 202-й т.б. (правда, так он стал называться с 5 января 1943 года), в составе которого также были танки Н-39 – 41 штука. В сентябре 1941г. батальон отправился в Югославию. Pz.Kpfw.38 H (f) оказался весьма удачной машиной для ведения противопартизанских действий. Pz.Kpfw.38 H (f) хорошо показал себя в гористой местности. (Рис.31)
Рис.31 – В Югославии.
Помимо 202-го танкового батальона на Балканах имелось 36 танков Pz.Kpfw.38 H (f) в составе 12-й танковой роты особого назначения. Осенью 1943 года девять танков Н-39 отправилось в дивизию СС «Принц Ойген», также действовавшую на Балканах. В ноябре 1944 года там всё ещё имелось восемь Pz.Kpfw.38 H (f). Кроме того, небольшое число Pz.Kpfw.38 H (f) немцы передавали усташам (хорватам).
В декабре 1941 года началось формирование 214-го танкового батальона. Он получил на вооружение 15 Pz.Kpfw.35 S (f) и 42 Pz.Kpfw.38 H (f). Базировался батальон в Финляндии. Еще один батальон, вооружённый французскими танками (5 Pz.Kpfw.35 S (f) и 15 Pz.Kpfw.38 H) базировался на Крите.
Pz.Kpfw.38H (f) активно использовались в
учебных целях. В таком качестве они использовались, например, в 100-й танковой
бригаде, сформированной в марте 1941 года. Бригада периодически передавала
танки для новых подразделений, но даже в августе 1942 года в этом соединении
насчитывалось 100 танков типа Н-39, из них 80 в рабочем состоянии. В конце мая
1943 года на вооружении 100-й танковой бригады числилось 77 Pz.Kpfw.38H (f).
Всего же во Франции на тот момент имелось 147 таких машин. В качестве
тренировочных машин Pz.Kpfw.38 H (f) использовались и летом 1943 года. На этих
машинах, например, тренировались экипажи 23-й, 14-й и 24-й танковых дивизий.
(Рис.32)
Рис.32 – На службе национал-социализма.
К июню 1943 года танков Н-39 насчитывалось 361 единица. Большая часть из них дислоцировалась в континентальной Европе, а вторая по численности группировка Pz.Kpfw.38 H (f) находилась на севере Европы. Помимо 33 танков, находившихся на тот момент в 211-м танковом батальоне, ещё 68 машин имелось на территории Норвегии. Больше всего французских танков было в составе 25-й танковой дивизии: 15 Pz.Kpfw.35 S (f) и 42 Pz.Kpfw.38 H (f) - машины из состава 214-го танкового батальона. Остальные танки были распределены между пехотными дивизиями. 15 танков Н-39 действовали на советско-германском фронте в составе венгерской охранной дивизии (Ung.Sich.div), действовавшей против партизан.
В 1943г. 19 танков Н-39 получили болгары.
К моменту высадки союзных войск в Нормандии в 205-м танковом батальоне имелось 19 машин Pz.Kpfw.38 H (f), еще 16 было в 206-м танковом батальоне, от 8 до 13 машин числилось в 100-м запасном танковом батальоне. (Рис.33)
Рис.33 – В Нормандии.
Немногие из этих танков пережили сражение в Нормандии. К концу 1944 года на западном фронте оставалось всего семь таких машин. Впрочем, часть использовавшихся немцами французских танков была не уничтожена, а захвачена. (Рис.34)
Рис.34 - Американский солдат осматривает
захваченный танк 38H(f). 1944г.
К декабрю 1944 года вермахт обладал не более 60 танками Н-39. Дольше всего Pz.Kpfw.38 H (f) использовались германцами в Скандинавии и на Балканах. В конце 1944 года эти машины всё ещё применялись в Норвегии, где их использовали для усиления частей, оборонявших побережье. (Рис.35)
Рис.35 – Н39 в немецком варианте 38H(f) на центральной площади г. Нарвик. Норвегия, 2007 г.
Повоевали танки Pz.Kpfw.38 H (f) (прежде всего машины из состава 21-го танкового батальона) на исходе войны в Финляндии. В 1944 году эти танки, как и Pz.Kpfw.35 S (f), покрыли циммеритом. По итогам боёв августа-сентября 1944 года несколько Pz.Kpfw.38 H (f) было захвачено Красной армией. Танк с башенным номером 123 доставили осенью 1944 года на полигон НИБТ в подмосковную Кубинку. Это был первый Pz.Kpfw.38 H (f), захваченный на советско-германском фронте. В документах он проходил как «лёгкий танк «Гочкис». Большого интереса танк уже не представлял. Его оставили на музейной площадке при полигоне. (Рис.36)
Рис.36 – Советский трофей.
В марте 1948г. десять танков Н-39, причем как в немецком варианте Pz.Kpfw.38 H (f), так и в родном, приобрел Израиль - машины принадлежали 9 и 12 драгунскому полкам FFL. Эти машины стали первыми танками, официально приобретёнными Израилем, причём первоначально речь шла о покупке 15 танков. Танки в Израиль прибыли 15 июня (по другим сведениям, весной 1948г.). Машины свели в так называемую «русскую роту», укомплектованную русскоязычными танкистами. (Рис.37)
Рис.37 – «Русская
рота» с танками Н-39.
Действуя в составе 8-й бронетанковой бригады Израиля, танки Н-39 участвовали в захвате аэродрома Лода (ныне аэропорт Бен Гурион). Наиболее крупным сражением, в котором приняли участие танки Н-39 стал штурм поселения Ирак-эль-Маншийи. К несчастью для атаковавших экипажи боевых машин оказались недостаточно подготовленными, и большинство танков угодило в противотанковый ров. Быстро поняв свои ошибки, израильтяне перегруппировали свои силы и организовали удачное нападение на полицейский пост Ирак-Сувейдан. Оборонявшиеся египтяне оказались отрезанными от основных сил и попали в котел, выбраться из которого было крайне сложно. В декабре 1948г. Н-39 отправили на хранение. К марту 1949 года боеспособной оставалась всего одна машина. Официально израильтяне сняли танки H-39 с вооружения в 1952 году.
Немецкие изделия на шасси
легкого танка Hotchkiss.
Шасси легких «гочкиссов» послужило базой
для разнообразных боевых машин вермахта. Уже летом 1941г. в России применялись,
по крайней мере, 4 машины РСЗО на платформе Hotchkiss - Panzerkampfwagen 35H(f)
mit 28/32 cm Wurfrahmen. (Рис.38)
Рис.38 – Изображение Panzerkampfwagen 35H(f) mit 28/32 cm Wurfrahmen.
Как следует из названия, в качестве базы
для ЗСЗО должны были использоваться танки Н-35, но на доступном фото в качестве
РСЗО запечатлен вариант Н-39. (Рис.39)
Рис.39
- Panzerkampfwagen 35H(f) mit 28/32 cm Wurfrahmen.
В 1942г. Baukommando под руководством Альфреда Беккера и при сотрудничестве с фирмой Alkett разработала для платформы Hotchkiss варианты переделки в САУ. На шасси легких танков Hotchkiss H39 была создана противотанковая самоходная установка 7.5cm PaK 40/1(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f) и штурмовая самоходная установка 10.5cm leFh18(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f). Эти машины полностью сохранили ходовую часть, которая на один борт включала шесть опорных катков, блокированных попарно в три тележки, подвешенные на горизонтальных пружинных рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения, мелкозвенчатую гусеницу из стальных траков. Моторно-трансмиссионная группа также осталась без изменений. С другой стороны, изменилась компоновка и схема бронирования. Башни с танков снимались (пошли на фортификационные сооружения Атлантического вала). По всей длине корпуса (практически полностью закрывала среднюю и кормовую часть корпуса) сооружалась надстройка с открытой сверху рубкой. Бронирование рубки: лоб, борта – 20 мм, корма – 10 мм. Бронирование надстройки: лоб, борт – 20 мм, корма – 10 мм. В рубке размещались командир машины, наводчик и заряжающий. Водитель размещался в носовой части корпуса со смещением к левому борту и имел двустворчатый люк.
В противотанковом варианте в лобовом листе рубки устанавливалась противотанковая пушка 7.5 cm PaK 40/1, имевшая сектор горизонтального наведения по 30° в обе стороны и углы вертикального наведения от -5° до +22°. В укладке перевозился 7,92-мм пулемет MG-34. (Рис.40)
Рис.40 - 7.5cm PaK 40/1(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f).
В варианте самоходки огневой поддержки устанавливалась 105-мм
гаубица leFH 18 при сохранении тех же углов наведения. Боезапас 36 выстрелов. В
укладке также имелся 7,92-мм пулемет MG-34. (Рис.41)
Рис.41 - 10.5cm leFh18(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f).
Масса
обеих машин приводится одинаковая – 12,5 т. Экипаж – 4 чел. (Рис.42)
Рис.42
– На данном фото экипаж 10.5cm leFh18(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f),
как будто, 3 чел.
Пишут, что было
построено 24 шт. 7.5cm PaK 40/1(Sf) auf Geschutzwagen
39H(f) и 48 шт. 10.5cm leFh18(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f). Машины поступали на вооружение 8 Pz.Abt и Sturmgeschuetz-Abteilung 200 (21 танковая дивизия). Обе
самоходки принимали участие в боях в Нормандии летом 1944г. В частности,
эти машины противостояли британским войскам в ходе операции Goodwood,
проходившей с 18 по 20 июня около французского города Каен. Некоторые
допускают, что все самоходки на шасси Н-39 были потеряны до осени 1944г. (Рис.43)
Рис.43 – Сохранившийся экземпляр 10.5cm leFh18(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f).
Иногда указывается, что 24 танка Н-39 немцы переделали в бронемашину артиллерийских наблюдателей - Artillerie Panzerbeobachtungswagen auf 38H(f). (Рис.44)
Рис.44 - Artillerie Panzerbeobachtungswagen
auf 38H(f).