Hotchkiss H-35
Hotchkiss H-35
Франция
Легкий по массе тяжелобронированный пехотный танк
масса |
8,5/10,6 т |
вооружение |
37-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
75/78 л.с. |
проект |
1935г., Hotchkiss |
выпускался |
1935-1938гг., Hotchkiss 400 шт. |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
Варианты развития
легкого типа
Консультативный Совет по Вооружению
(Conseil Consultatif de l’Armement - ССА) 2 августа 1933г. сформулировал
требования на разработку нового лёгкого по массе тяжелобронированного пехотного
танка (Char leger d'accompagnement d'infanterie), который должен был заменить
Renault FT. Согласно выдвинутым требованиям, новый танк должен был иметь массу
6 т, лобовую броню 30 мм, вооружаться либо двумя пулемётами, либо пушкой
калибра 37 мм. Экипаж 2 человека. Средняя скорость 8-10 км/ч, а максимальная – 15-20 км/ч. Машина должна была способна
проехать 8 часов, не менее 40 км, преодолевать уклон 65%, быть устойчивой в
поперечном направлении на уклоне 60%, пересекать траншею шириной 1,70 м, преодолевать
водный брод глубиной 1,20 м.
30 июня 1933г., еще до появления
официальной спецификации, военные подписали с фирмой Hotchkiss контракт на
изготовление трех опытных танков на основании идей генерального директора Hotchkiss
Henry Mann Ainsworth о создании легких танков с толщиной брони 30 мм и литыми
элементами корпуса. Первый опытный
образец по теме легкого тяжелобронированного танка от фирмы Hotchkiss был готов
18 января 1935г. (Рис.1)
Фото, кажется, 1940г.
Рис.1 - Первый опытный
образец лёгкого танка Hotchkiss, январь 1935 года.
Немного позже появился второй образец,
который отличался от первого характерным «горбом» надмоторной
плиты. (Рис.2)
Рис.2 – Второй вариант прототипа танка Hotchkiss.
Толщина бронирования обоих
вариантов не превышала 30 мм. Испытания обеих машин проводились с января по май
1935г. (вроде бы, первый образец тестировался до 4
марта, после чего он был заменен на второй опытный образец, испытывавшийся до 6
мая).
Несмотря на то, что скорость танков Hotchkiss при массе 8,5 тонн (по
другим данным, масса первых вариантов от Hotchkiss составляла 5-6 тонн)
оказалась на 8-10 км/ч быстрее, чем у прототипа Renault
ZM, безбашенные танки Hotchkiss выглядели намного хуже своего
конкурента.
22 мая 1934 года (по другим сведениям, 21 июня 1934г.) пехотное командование изменило спецификацию на лёгкий танк поддержки пехоты. Согласно новой редакции, толщина брони увеличивалась до 40 мм. От пулемётного варианта вооружения отказались – требовалась 37-мм пушка, возможно, с пулеметом. Максимальная скорость увеличивалась до 15–20 км/ч.
В двадцатых числах апреля
1935г. танк Renault
(Char léger Modèle 1935 R) был
принят на вооружение, но в августе того же года Hotchkiss представила СЕМА (Commission d’Experience du Materiel
Automobile) в Винсене третий,
существенно переработанный вариант легкого тяжелобронированного танка. (Рис.3)
Рис.3 - Третий вариант прототипа танка Hotchkiss.
Танк получил модифицированный корпус,
состоявший из 6 основных деталей, не считая люков и листов днища. с башней АРХ R, толщина бронирования соответствовала первичной спецификации на 30
мм.
Танк
проходил испытания с 19 августа по 20 сентября 1935г. (Рис.4) и заслужил
хорошую оценку.
Рис.4 – Третий вариант Hotchkiss на испытаниях.
Пехота от танка Hotchkiss первоначально отказалась, машину в ноябре 1935г. приняли на вооружение французской кавалерии как Char léger Modèle 1935 H, DIT, более известный под названием Hotchkiss H 35 (Char leger Hotchkiss Н-35). У кавалерии в тот момент возникли проблемы с запуском в производство танков по программе AMC (Automitrailleuse de combat, боевой бронеавтомобиль), а Н35 обладал почти в 1,5 раза более высокой подвижностью, чем R-35, при тех же вооружении и защищённости. Кроме того, поскольку машина проектировалась технологически простой - собиралась из крупных литых элементов, которые прикручивались друг к другу на болтах - производственные возможности Hotchkiss позволяли быстро наладить массовое производство танков. 6 декабря 1935г. был оформлен заказ на 200 танков, но с условием доработки машины.
На опытной машине с номером 8533-W1 отработали изменения. Внеси существенные исправления в ходовую часть, хотя ее конструкция в целом сохранилась. По итогам испытаний выяснилось, что опорные катки получились слишком маленькими, поэтому их диаметр увеличили до 400 мм (как на Renault R35). В связи с увеличением опорных катков пришлось переделывать тележки. Они стали больше, а их крепления к корпусу стали менее массивными. Число поддерживающих катков снизилось до двух на борт, ведущее колесо стало больше в диаметре, изменился и ленивец. Данные поправки улучшали подвижность машины на мягких грунтах. Массу изменений претерпел корпус. Как пишут, изначально его верхняя часть делилась на три сегмента - носовая деталь, подбашенная коробка (изначально рубка) и надмоторная плита. Теперь же носовая деталь и подбашенная коробка стали единым целым. Более рациональной стала конструкция «ванны». Состояла она из четырех основных деталей (лобовая, борта и корма), все эти детали были литыми (из катаной брони выполнялось только днище) при этом бортовые соединения торчали наружу. Иначе было выполнено отделение управления. Первоначально водитель имел смотровой люк, в котором предусмотрели маленький лючок. Также лючки имелись слева и справа. В новой версии водитель получил двухстворчатый люк, через который водитель попадал на своё место. Боковые смотровые лючки заменили на смотровые щели, закрытые стеклоблоками. Переделке подверглась надмоторная плита, благодаря чему улучшился доступ к силовой установке. (Рис.5)
Рис.5 – Схема доработанного
корпуса башенного варианта танка Hotchkiss.
На серийных танках толщину бронирования планировалось довести до требуемых 40 мм. (Рис.6)
Рис.6 – Проекции серийного Н 35.
В некоторых источниках массу Н35 указывают в 8,5 т, в других – 10,6 т или 11,7 тонн. Габаритные размеры: длина – 4220 мм, ширина – 1950 мм, высота - 2150 мм. Бронирование: лоб башни — 45 мм, борта башни — 40 мм, крыша башен — 30 мм, лоб корпуса — 40 мм, борт корпуса — 40 мм, крыша и корма — 22 мм, днище — 12 мм. Экипаж 2 чел. Водитель размещался в носовой части корпуса со смещением к правому борту, по левую руку от него находилась КП и вал от нее к мотору. В распоряжении водителя имелись смотровые приборы и двустворчатый люк – в походном положении верхнюю створку можно было открыть. (Рис.8)
Рис.8 – Внутри отделения управления.
Командир танка, одновременно выполнявший
обязанности заряжающего и стрелка, находился за ним, в одноместной башне APX-R
(башня как на R-35). Вооружение
37-мм пушка и 7,5-мм пулемет Reibel. (Рис.9)
Рис.9 – Внутри боевого отделения.
Боекомплект 100 снарядов и 2400 патронов. В кормовой части танка располагался 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Hotchkiss, мощностью 75 л.с. (или 78 л.с.). Скорость 28 км/ч. Полной заправки 180-литрового топливного бака хватало на 129 км. Трансмиссия механического типа: КПП, два дифференциала, бортовые фрикционы и передаточный вал. Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из шести опорных катков, сблокированных попарно в тележки, подвешенные на горизонтальных пружинных рессорах, двух поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Гусеница мелкозвенчатая из стальных траков. Преодолеваемые препятствия: подъём - 24°, высота стенки - 0,50 м, глубина брода - 0,60 м, ширина рва - 1,80 м.
План по выпуску 300 танков удалось
выполнить в ноябре 1937 года. Очевидно, в 1937г. ещё 100 танков Н35 заказало
командование французской пехоты – фирма Renault не справлялась с заказом по
выпуску своих танков R-35, почти аналогичных Н35. Танки по заказу пехоты
изготовили в 1938г. (по контракту, начало поставок в войска предусматривалось с
сентября 1938г.). Итого в 1936-1938гг. было произведено 400 серийных танков Н35
(регистрационные номера 40001-404000).
В конце 1930-х легкие по массе
тяжелобронированные танки Н-35 прошли несколько этапов модернизации.
В сентябре 1936г. танки Н-35, первоначально шедшие на вооружение кавалерии, для улучшения динамических характеристик решили оснастить 117-сильным 6-цилиндровым мотором Hotchkiss 686, подготовленным для установки в гоночные болиды для ралли «Монте-Карло». В 1937г. опытный образец обновленного танка поступил на испытания. (Рис.10)
Рис.10 – Вероятно, это опытный образец Н35 с мотором Hotchkiss 686.
На испытаниях опытная машина показала максимальную скорость 45 км/ч. Однако мотор гоночного автомобиля не годился для танка – не справлялась коробка передач, поэтому, как сообщают, танк ездил быстро, но недолго.
Проблемой танков Н-35 оказался быстрый износ резиновых бандажей, со временем опорные катки стали делать цельнометаллическими.
В 1940г. танки Н35 начали перевооружать на
более мощные длинноствольные 37-мм пушки SA 38 - в первую очередь это орудие
получали машины командиров взводов. Также часть командирских машин получила
радиостанции ER 29. (Рис.11, 12)
Рис.11 – Возглавляет колонну танков Н35 машина с пушкой SA 38.
Танк из состава 2-й DLM, фото сделано 10 мая 1940 года.
Рис.12
– Радийный Н35.
Некоторые танки Н35 могли получить
хвосты. (Рис.13)
Рис.13 – Указывают, что на дальнем плане модернизированный Н35 (-?)
с хвостом.
Первыми танки Н35 получил, в 1937 году, 4-й кирасирский полк, основанный еще в середине XVII века. До 1936 года он именовался 4-й группой бронемашин (4 GAM). На вооружении у него были полугусеничные бронемашины AMC Schneider P 16, а также AMR 33 VM. Взамен AMR 33 VM полк получил 47 Hotchkiss H 35 (позже полугусеничные AMC Schneider P 16 заменили на 48 SOMUA S 35). В 1937г.47 машин Н35 получил и 18-й драгунский полк. В июле 1937 года началось формирование 2-й легкой механизированной дивизии, в которую включили подразделения 5-й кавалерийской дивизии: 13-й драгунский полк и 29-й драгунский полк - эти части также получили получили по 47 Hotchkiss H 35 (и по 48 SOMUA S 35). Таким образом, 2 дивизии получили 188 танков - именно для них и предназначались танки по первому контракту, подписанному в ноябре 1935 года. Дополнительная партия из 100 танков была необходима для комплектации подразделений, которые входили в состав легких кавалерийских дивизий (DLC, Division Légère de Cavalerie). В состав 1-го бронеавтомобильного полка (1-й RAM, 1-я DLC), 2-го бронеавтомобильного полка (2-й RAM, 2-я DLC) и 3-го бронеавтомобильного полка (3-й RAM, 3-я DLC) структурно входило по 16 H 35. Итого 48 машин. Наконец, в 11-й моторизованный драгунский полк (11-й RDP), входивший в состав 6-й легкой механизированной бригады 3-й легкой механизированной дивизии, попало 23 танка. Еще 17 танков находилась в учебных частях и в резерве. 16 танков ушло в 1-й полк африканских охотников (RCA, Régiment de Chasseurs d'Afrique), который дислоцировался в Рабате, Марокко. Таким образом, в общей сложности было сформировано 10 эскадронов (в каждом из полков DLM было по 2 эскадрона), куда попали данные танки.
Заказанные французской пехотой танки стали поступать в 1939 году. Первым данные танки получил 505-й танковый полк, на базе которого к началу Второй мировой войны, стали формировать батальоны боевых танков (Bataillon de Chars de Combat). Среди них был и 13-й танковый батальон, сформированный 2 сентября 1939 года. Согласно штатному расписанию батальона, он получил 45 Hotchkiss H 35. Аналогичная судьба была и у второй группы танков. В 509-м танковом полку 28 августа 1939 года сформировали 38-й танковый батальон. В общей сложности у пехоты, к 10 мая 1940 года, числилось 98 танков, но позже из кавалерии передали еще 10 танков данного типа. (Рис.14, Рис.15)
Рис.14 – Танки Hotchkiss Н35 на предвоенном параде.
Внизу – первый показ публике на параде 14 июля 1938г.
Один из первых Hotchkiss H 35 (регистрационный номер
40011), попавший в состав 4-го кирасирского полка.
Рис.15 – Н35
в войсках.
Танки этого
типа приняли активное участие в битве за Бельгию и Францию в 1940г.
К маю 1940 года к подразделениям, имевших
на вооружение Hotchkiss H 35, присоединилась 25-я моторизованная дивизия (DIM,
Division d'Infanterie Motorisée), где они состояли в 5-й
разведывательной группе пехотных дивизий (GRDI). Попало туда 16 танков. Танки
1-й и 2-й DLM стали первыми, применившими свои Hotchkiss H 35, случилось это
примерно в одно и то же время - 13 мая 1940 года. 2-я DLM воевала в Бельгии,
принимая самое активное участие в ходе боёв за Анню, при этом H 35 действовали,
как бы, на подхвате у SOMUA S 35. 1-я DLM воевала в Нидерландах, при этом, как
пишут, H 35 здесь отличились, правда, противниками были, в основном немецкие
пехотные подразделения.
После полутора недель боев 1-я DLM фактически существовала на бумаге, а Н35 2-й DLM приняли участие в сражении под Аррасом. Последние сражения дивизии первого состава прошли под Дюнкерком. Далее обе дивизии переформировали, но в июне 1940 года Франция капитулировала.
13-й BCC вступил в бой 15 мая 1940 года. В ходе боевых действий первых недель батальону пришлось много двигаться, сначала перемещаясь с места на место, а затем отступая. Примерно та же ситуация была и с 38-м BCC. Постепенно теряя танки, 26 мая оба батальона (точнее, их остатки) встретились в коммуне Варам на севере Франции. К началу июня они оказались в районе Дюнкерка. В целом танки в составе батальонов заметно себя не проявили. (Рис.16)
Боевая эффективность танков Н35 из-за маломощного вооружения была
аналогична танкам R-35, при этом с дистанций 200-300 метров 40-мм броня машин
пробивалась немецкими противотанковыми пушками 3,7 cm Pak. (Рис.17, Рис.18)
Рис.18 – Вероятно, брошенные Н35.
В
качестве трофеев немцам досталось примерно 139 машин Hotchkiss H-35, в вермахте
получили обозначение Panzerkampfwagen 35H 734(f). (Рис.19)
Рис.19 – Захватчики на броне Н35.
После ремонта танки снова вошли в эксплуатацию. В боевых подразделениях их насчитывалось совсем мало – самым известным стал, пожалуй, 221-й отдельный танковый батальон, отправленный в августе 1941г. в Финляндию. Скорее всего, эксплуатация танков Н35 в вермахте не продлилась далее лета 1944г.