FCM
36
FCM 36
Франция
Легкий по массе тяжелобронированный пехотный танк
масса |
12,350 т |
вооружение |
37-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
105 л.с. |
выпускался |
1935-1939гг., FCM 100 шт. |
Основная статья: Французское
танкостроение 1930-1938гг.
Варианты развития
легкого типа
Консультативный Совет по Вооружению
(Conseil Consultatif de l’Armement - ССА) 2 августа 1933г. сформулировал
требования на разработку нового лёгкого по массе тяжелобронированного пехотного
танка (Char leger d'accompagnement d'infanterie), который должен был заменить
Renault FT. Согласно выдвинутым требованиям, новый танк должен был иметь массу
6 т, лобовую броню 30 мм, вооружаться либо двумя пулемётами, либо пушкой
калибра 37 мм. Экипаж 2 человека. Средняя скорость 8-10 км/ч, а максимальная – 15-20 км/ч. Машина должна была способна
проехать 8 часов, не менее 40 км, преодолевать уклон 65%, быть устойчивой в
поперечном направлении на уклоне 60%, пересекать траншею шириной 1,70 м, преодолевать
водный брод глубиной 1,20 м.
22 мая 1934 года (по другим сведениям, 21 июня 1934г.) пехотное командование изменило спецификацию на лёгкий танк поддержки пехоты. Согласно новой редакции, толщина брони увеличивалась до 40 мм. От пулемётного варианта вооружения отказались – требовалась 37-мм пушка, возможно, с пулеметом. Максимальная скорость увеличивалась до 15–20 км/ч.
К апрелю 1935г. FCM (Forges et Chantiers de la Méditerranée) подготовила вариант прототипа легкого танка Tracteur RN3. (Рис.1)
Рис.1 - Опытный образец Tracteur RN3, апрель 1935 года.
Масса танка составила 10168 кг. Корпус изготавливался из катаных бронелистов толщиной 30 мм, но при этом их соединяли не клёпками, а сваркой. Корпус и башня танка FCM имели рациональные углы наклона. В передней части корпуса располагался водитель, за ним находилось место командира, который также выполнял функции стрелка и заряжающего. В его распоряжении находилась 37-мм пушка SA18 и спаренный с ней 7,5-мм пулемет Chatellerault MAC31. На прототипе установили дизельный 4-цилиндровый 95-сильный (или 91-сильный) двигатель ACRO фирмы Berliet. Ходовая часть состояла из 9 пар опорных катков на каждый борт, 8 из которых были сблокированных в 4 тележки, имелось 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Катки и внешние элементы трансмиссии почти полностью закрывались фальшбортом сложной формы, в котором имелось пять вырезов для сброса грязи с верхних ветвей гусениц. Сами гусеницы имели развитые массивные треки.
Прототип Tracteur
RN3 был представлен приёмочной комиссии 12 апреля 1935 года. Первые
испытания прошли не совсем гладко. Двигатель Berliet оказался слишком капризным
и часто ломался. По скорости и подвижности танк FCM проигрывал основному
конкуренту – R-35. 9 июня прототип вернули заводу-изготовителю.
10 сентября 1935 года на повторные
испытания вышел второй опытный образец танка. (Рис.2)
Рис.2 - Второй вариант
опытного образца Tracteur RN3.
Новый
вариант отличался измененной формой башни и корпуса - переработке подверглись
носовая часть и корма (для облегчения доступа к МТО его крыша закрывалась
легкосъёмной панелью), а люк водителя стал трёхстворчатым (Рис.3).
Рис.3 – Трехстворчатый люк водителя.
Рис.4 – Ленивец и механизм натяжения, финальный вариант.
Танк получил совершенно новые траки. (Рис.5)
Рис. 5 – Траки почти, как на R35.
Орудийная установка имела массивную бронировку, что заметно улучшило её защиту. (Рис.6)
Рис.6 – Массивная орудийная маска.
Щит орудийной установки собирался из двух частей.
Рис.7 – Испытания весной 1936г.
Доработанный вариант танка устроил военных, но требовалось довести толщину брони до 40 мм. На опытном образце наварили дополнительные листы толщиной 10 мм, в таком виде Tracteur RN3 представили приёмной комиссии 9 июня 1936г. Поскольку танк FCM отличался лучшей проходимостью, чем, например, R-35, имел прогрессивный сварной корпус с рациональными углами наклона и дизельный мотор, французские военные (Commission d’Infanterie) приняли на вооружение и этот тип тяжелобронированного легкого танка - Char léger Modèle 1936 FCM, объявив его лучшим из представленных образцов. (Рис.8)
Масса серийных танков составляла 12350 кг. Габаритные
размеры: длина – 4432 мм, ширина – 2128 мм, высота – 2179 мм, клиренс – 380 мм.
Бронирование:
лоб корпуса — 40 мм / 20°, борт корпуса — 20-40 мм / 0–45°, корма корпуса — 20
мм, крыша корпуса — 15 мм / 90°, днище — 12 мм / 90°, лоб башни — 25-40 мм /
10°, борт башни — 40 мм / 10°, корма башни — 40 мм / 10°, крыша башни — 15 мм /
90°. Экипаж 2 чел.
Вооружение одна 37-мм пушка SA18 L/21 и 7,5-мм пулемет Chatellerault MAC31.
Боекомплект 102 выстрела и 3000 патронов (по другим данным, 100 выстрелов и
2400 патронов). Приборы прицеливания: телескопический орудийный прицел.
Двигатель Berliet, дизельный, 4-цилиндровый, рабочим объемом 8,4 литра,
мощностью 105 л.с. (по другим данным, мощность мотора составляла 91 л.с.).
Запас топлива 217 л. Трансмиссия механического типа: 6-скоростная КПП (5
передач вперед и 1 назад) – по другим данным, 4-скоростная коробка передач и
блокируемый дифференциал. Ходовая часть (на один борт): 9 опорных катков (8
сблокированы в 4 тележки, подвешенные на спиральных и листовых рессорах, один
каток имел собственную рессору), 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее
и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков – 137
траков шириной 270 мм, шаг трака 75 мм. (Рис.9)
Элементы ходовой
закрыты бронещитом.
Катки, сгруппированные
по два.
Поддерживающий ролик.
Ведущее колесо.
Рис.9 – Виды элементов
ходовой части.
В войсках особенно понравилась башня
Tourelle FCM, более удачная, чем APX R, которая ставилась на R-35 и H35. Она
получилась более просторной, обзорность и защита её орудийной маски оказались
лучшими. Предусмотрели, чтобы во время движения командир мог находиться вне
башни. (Рис.10)
Рис.10 – В таком положении командир танка мог ездить на марше.
Как видим, башня Tourelle FCM отличалась большим количеством
смотровых щелей (смотровых приборов).
Предполагалось, что, начиная с 1351-й
башни, на все лёгкие танки будут ставиться не APX R, а Tourelle FCM. Испытания
с более длинной 37-мм пушкой SA 38 в танке с серийным номером 30057 (Рис.11) показали,
что после интенсивной стрельбы начинают разрушаться сварные швы башенных
листов, и от установки башен Tourelle FCM на другие танки отказались.
Рис.11 - Установка 37-мм
пушки SA 38 в танке с серийным номером 30057.
Проблему
относительной тихоходности машин решали путем транспортировки их на
значительные расстояния колесными тягачами. (Рис.12)
Рис.12 - Легкий танк FCM на трейлере.
В отношении даты заказа на производство партии из 100 танков FCM нет полной ясности. В некоторых источниках первый заказ танков FCM датируют 26 мая 1935г. – т.е. в то время, когда появился первый прототип, даже если допустить, что ошибочно указан год (1935), а верным является 1936г., то все равно получается, что танки FCM были заказаны почти за две недели до принятия танка данного типа на вооружение.
Производство FCM 36 разворачивалось медленно. Первая партия этих лёгких танков была готова 2 мая 1938 года.
Закончились поставки 13 марта 1939 года. Машины получили регистрационные
номера, начинавшиеся с 30001 по 30100. В течение 1938–1939 годов с FCM было
заключено ещё два контракта на поставку в общей сложности 200 танков, но
контракты не были реализованы - представители FCM заявили, что после сборки машины
№30100, производство танков FCM 36 будет свернуто и возобновить его удастся
не ранее сентября 1940г. Причиной такой ситуации был заказ, выданный весной
1939г., на производство тяжелых танков Char B1 bis.
Танк FCM 36 получился более дорогим, по сравнению с R35 и Н35. Один FCM 36 стоил 450 тысяч франков, H35 обходился в
200 тысяч. За эти же деньги можно было купить один британский Infantry Tank
Mk.III, два Infantry Tank Mk.I либо почти два немецких Pz.Kpfw.III. Вероятно,
цена и сложность изготовления машины отразились на ее массовости.
В процессе производства пытались вносить
улучшения. Например, танк с заводским номером 30057 (57-й серийный) получил
новые гусеничные траки, усиленный двигатель и модифицированную трансмиссию, но
в серии эти доработки применение не нашли.
Непосредственно в войска танки FCM 36
стали поступать в марте 1939 года.
Первым новую матчасть получил 4-й батальон
современных лёгких танков (Batallion de Chars Légers Modernes,
сокращённо BCLM, чаще просто 4-й BCL) под командованием майора Сен-Сернена. В
апреле был сформирован 7-й BCL под командованием майора Джордани. 25 августа
1940 года BCL переименовали в BCC (Bataillons de Chars de Combat, то есть
«танковые батальоны»). Каждый из батальонов
получил по 45 танков: три
боевые роты по 13 танков (рота четырех взводного состава по 3 танка во взводе,
плюс танк командира роты) и 6 учебных машин. Ещё 8 танков FCM 36 использовались в качестве
учебных танков для обучения водителей. Оставшиеся 2 машины применялись для
различных опытов – один танк служил на заводе FCM в качестве испытательного
стенда, а второй (номер 30064) был разрушен при испытании на воздействие противотанковых
мин.
14 июля 1939 года танки 7-го BCL
торжественно прошли по Елисейским полям. (Рис.13)
Рис.13 - Танки
7-го BCL на параде, День взятия Бастилии, Париж, 14 июля 1939 года.
По
другой версии, это кадры парада 11 ноября 1938г.
К началу Второй мировой войны 4-й BCC
штатно входил в состав 502-го танкового полка (RCC - Regiment de Chars de Combat) и дислоцировался в городе Ангулем, а 7-й BCC был частью в 503-го
танкового полка (RCC - Regiment de Chars de Combat), базировавшегося в Версале. (Рис.14)
Рис.14 – Танки FCM 36.
По
другой информации, в сентябре 1939г. оба батальона, вместе с 3е ВСС, свели в
одно подразделение – 503е GBC (Groupement de Bataillons de Chars – группа
танковых батальонов) и отправили в резерв 2-й армии, дислоцированной на
французской территории.
В
конце марта 1940 года 503-й танковый полк перебазировали в тренировочный лагерь
возле Мурмелона, где он принимал участие в учениях вместе с пехотой. Там полк
вместе с 7-м BCC, входящим в его состав застал немецкое наступление, начавшееся
10 мая. Тренировочный лагерь уже на следующий день подвергся немецкой
бомбардировке. 11 мая танки погрузили на два эшелона и отправили в лагерь
неподалёку от Вузье, что в Арденнах.
4-й
BCC начало немецкого наступления застал на западе Франции – в лагере возле Ла-Курон.
10 мая батальон направили во Фронен (Бельгия).
К 13
мая батальоны оказались неподалёку друг от друга, находясь на
французско-бельгийской границе. В этот день оба подразделения были подчинены
10-му армейскому корпусу. Немецкая 12-я армия генерала Листа к тому времени
форсировала реку Мёз и создала плацдарм близ Седана. Главной ударной силой
Листа были 1-я, 2-я и 10-я танковые дивизии. Французским танковым и пехотным
подразделениям, совместными усилиями, предстояло выбить противника. Вечером 13
мая французские части, в состав которых входили и оба батальона на танках FCM 36,
получили приказ наступать на север по направлению к Седану. Наступление
началось утром 14 мая. В качестве главной ударной силы выступали танки 7-го
BCC, восточнее атаковали машины 4-го BCC. По другой версии, 4е ВВС выдвигался
вслед за 7е ВСС. Поддерживали танкистов 205-й и 213-й пехотные полки (по другим
сведениям, танки не имели пехотной поддержки, так как пехота бежала с оборонительной
линии в Бюлсоне). Примерно в это же время в наступление пошла немецкая 1-я
танковая дивизия под командованием генерал-лейтенанта Фридриха Кирхнера. Буквально
с марша танки FCM
36 вступили во встречный бой близ Бюлсона с немецкими авангардными
частями, подбив по докладам французских танкистов несколько бронеавтомобилей и
легких танков. (Рис.15)
Рис.15 – На поле боя.
7-й
BCC встретился с передовыми подразделениями немецкой танковой дивизии у Шемери.
Поначалу французским танкистам сопутствовала удача. Танки 3-й роты быстро
расправились с немецкой противотанковой пушкой. Далее жертвой FCM 36
из 1-й и 2-й рот стали несколько лёгких танков и бронемашин на подступах к
Бюлсону. Но далее французы встретились с основными силами 1-й танковой дивизии,
большей частью состоявших из средних танков Pz.Kpfw.III. Танки FCM 36
были вооружены короткоствольными пушками SA 18, которые не могли пробить 30-мм
броню немецких танков Pz.Kpfw.III. По одному из немецких танков французами было
выпущено 12 бронебойных снарядов без видимого эффекта. Сообразив, что
происходит, немецкие танкисты приблизились вплотную к французским машинам и
начали их расстреливать в упор. Вдобавок, в полосе действия 1-й роты 7-го BCC
начала работать немецкая авиация, накрывшая не только французские, но и свои
боевые машины. (Рис.16)
Рис.16 – На верхнем фото легкий танк FCM, видимо, опрокинутый
взрывной волной авиационного боеприпаса.
На нижнем фото - подбитый танк из 2-й роты 7 BCC, имя собственное
Le Luma. На заднем плане виден подбитый им лёгкий танк Pz.Kpfw.I из немецкой
10-й тд, а также уничтоженный собственной авиацией истребитель танков 8.8 cm
Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t.
Из
13 танков роты, ушедших в бой, вернулось 4. Часть машин 1-й роты оказалась
расстреляна на дороге у Шемери. Отмечают, что благодаря действиям 7-го BCC
удалось на сутки задержать продвижение немецких войск. Ценой этого относительного
успеха стала потеря 29 из 36 (некоторые приводят: 45) танков, принявших бой.
Подавляющее большинство уцелевших машин имело повреждения различной степени.
(Рис.17)
Рис.17 – Итоги.
Что
касается 4-го BCC, то он во взаимодействии с 205-м пехотным полком прикрывал
отход 71-й пехотной дивизии. На этом направлении наступала немецкая 10-я
танковая дивизия, но боевых столкновений танков FCM 36 с ней не зафиксировано. Затем
4е BCC был направлен для усиления оборонительных позиций у г.Стонне (Stonne). Здесь
15 мая во взаимодействии с 67-й пехотной дивизией батальон участвовал в обороне
населённого пункта, понеся тяжёлые потери во время отражения вражеских атак на
город. 23 мая 4е BCC включили в состав 3e DIM. Чуть больше недели два
оставшихся батальона держали в тылу, но 9 и 10 июня их снова задействовали в
безуспешной контратаке на реке Эна у населенного пункта Вонк, во время которой
вновь случились тяжелые потери. (Рис.18)
Немцы в течение 1940-1941гг. восстановили
около 50 танков FCM
36, но о боевом применении этих танков речи не шло вследствие их
слабого вооружения – восстановленные машины находились на складах. О танках вспомнили в
первой половине 1944г. Немцы решили использовать шасси FCM 36 под различные САУ. Работу по созданию
новых видов самоходок поручили специалистам по трофейной технике - команде
майора Беккера, расквартированной в Париже. Инженеры предложили два варианта
САУ: лёгкая 105-мм самоходная полевая гаубица (10.5cm leFH 16 (Рис.19)) и
самоходное противотанковое 75-мм орудие (PaK-40).
Рис.19 – Германская
полевая гаубица 10.5cm leFH 16.
В
обоих случаях верхняя часть корпуса танка срезалась, на её месте
устанавливалась коробкообразная открытая сверху рубка, бортовые листы которой
имели небольшие углы наклона, а в лобовом листе имелся вырез для монтажа
требуемого орудия. (Рис.20)
Рис.20 – Моменты
строительства САУ на шасси FCM 36.
Самоходная
гаубица 10,5cm. leFH 16 auf Geschutzwagen FCM36(f) создавалась для борьбы с
пехотой, лёгкими бункерами и проволочными заграждениями, но это же орудие могло
эффективно поражать и танки, для чего в боекомплекте имелись
бронебойно-трассирующие и кумулятивные выстрелы. (Рис.21)
Рис.21 – Нацистская
105-мм САУ на базе FCM 36.
Основным
недостатком этой самоходки считалась низкая подвижность. Кроме того, гаубица
имела раздельное заряжание, а бронирование было довольно слабым. (Рис.22)
Рис.22 – Рубка САУ не
имела бронирования крыши.
По
данным источников было построено всего 12 САУ 10,5cm. leFH 16 auf Geschutzwagen
FCM36(f) – все они были потеряны в боях во Франции летом-осенью 1944г.
Противотанковых
самоходных орудий 7.5 cm PaK.40/1(Sf) auf Geschutzwagen FCM36(f) было построено
около 10 штук. Все они относились к очередной модификации “Marder I”, для
последних из которых использовали шасси французских легких танков Н-39 и FCM
36, и оснащались немецким 75-мм пушкой PaK-40. (Рис.23)
Рис.23 - 7.5 cm PaK.40/1(Sf) auf
Geschutzwagen FCM36(f).
Все самоходки поступили
на вооружение 21 PzD и были уничтожены в боях в Нормандии.