Char leger Batignolles-Chatillon 1935

 

 

Char leger Batignolles-Chatillon 1935

Франция

Легкий по массе тяжелобронированный пехотный танк

масса

11,76 т (?)

вооружение

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

66 л.с.

проект

1934г., Batignolles-Chatillon

выпускался

1935г., Batignolles-Chatillon

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

     Консультативный Совет по Вооружению (Conseil Consultatif de l’Armement - ССА) 2 августа 1933г. сформулировал требования на разработку нового лёгкого по массе тяжелобронированного пехотного танка (Char leger d'accompagnement d'infanterie), который должен был заменить Renault FT. Согласно выдвинутым требованиям, новый танк должен был иметь массу 6 т, лобовую броню 30 мм, вооружаться либо двумя пулемётами, либо пушкой калибра 37 мм. Экипаж 2 человека. Средняя скорость 8-10 км/ч, а максимальная – 15-20 км/ч. Машина должна была способна проехать 8 часов, не менее 40 км, преодолевать уклон 65%, быть устойчивой в поперечном направлении на уклоне 60%, пересекать траншею шириной 1,70 м, преодолевать водный брод глубиной 1,20 м.

22 мая 1934 года (по другим сведениям, 21 июня 1934г.) пехотное командование изменило спецификацию на лёгкий танк поддержки пехоты. Согласно новой редакции, толщина брони увеличивалась до 40 мм. От пулемётного варианта вооружения отказались – требовалась 37-мм пушка, возможно, с пулеметом. Максимальная скорость увеличивалась до 15–20 км/ч.

С паровозостроительной компанией Batignolles-Chatillon из Нанта контракт на выполнение заказа подписан не был, но легкий пехотный танк на Batignolles-Chatillon довели до стадии прототипа к апрелю 1935г. (Рис.1)

 

    

   

       

 Рис.1 – Легкий танк от Batignolles-Chatillon.

 

По некоторым сведениям, масса машины составила 11,76 т, но кажется, что это чересчур. Прочие габариты этой машины не встречаются в литературе. Данные о бронировании только предположительные – 40 мм в лобовой проекции и 25-15 мм по бортам. Судя по фотографиям, танк имел конструкцию корпуса наподобие танков Renault FT – место водителя вынесено вперед, далее боевое отделение и, наконец, моторно-трансмиссионное отделение. Корпус получил рациональные углы наклоны, видимо, катаные листы брони соединялись традиционной клепкой. В лобовой части корпуса для водителя предусматривался широкий двустворчатый люк. Также для водителя имелось четыре смотровых прибора, защищенных пуленепробиваемым стеклом. На танке стояла оригинальная башня Batignolles-Chatillon. Размер ее башенного кольца, неизвестен, но, скорее всего, составлял 875 мм, как и в случае с башнями типа APX-R, Hotchkiss, Renault и FCM, поскольку взаимозаменяемость башен была обязательным требованием для башен программы 1933 года. Одноместная башня выполнялась литой, имела хорошую обзорность за счет развитых смотровых приборов и маленькой рубки на крыше. В кормовой части башни располагалась подпружиненная прямоугольная дверь. Пишут, что в орудийной установке башни можно было разместить 37-мм пушку SA 18 и спаренный с ней 7,5-мм пулемет MAC 31. Пишут, что на танке стоял дизельный двигатель 66 hp Unic. Ходовая часть применительно на один борт имела 7 опорных катков, сблокированных в 3 тележки с довольно сложными амортизирующими элементами - наверху тележек находились девять треугольных точек крепления боковых юбок, к которым они должны были приклепаться. Ведущая звездочка устанавливалась спереди, а натяжная — сзади. Тележки закрывались боковыми юбками, однако сами опорные катки оставались открытыми. (Рис.2)

 

Рис.2 – Ходовая часть танка Batignolles-Chatillon.

 

    В ходе испытаний, проходивших с 5 апреля по 24 июня 1935 года, танк преследовали технические неисправности. Больше всего проблем доставляла мудреная ходовая часть. 24 июня 1935 года танк, не пройдя 50 км, получил поломку, требующую заводского ремонта. Однако машине дали второй шанс - военным понравились форма корпуса и башни, а также дизельный двигатель, установленный в танке. Танк отправился на доработку. Вторично машина вышла на испытания в январе 1936г. Ходовая часть была полностью переделана. Вместо семи опорных катков малого диаметра на машине теперь было шесть, более крупных опорных катков новой конструкции с увеличенными внешними ободами. Эти опорные катки были установлены по два на три тележки новой конструкции. Они имели горизонтальные пружины и вертикальные рессоры (пружины?), позволяющие более широко перемещать опорные катки. Вертикальные рессоры/пружины располагались за внешней конструкцией тележки. Имелось четыре поддерживающих ролика. (Рис.3)

 

Рис.3 – Доработанный вариант танка Batignolles-Chatillon.

 

     Модифицированный прототип проходил испытания в 1936 году, с 20 января по 1 августа. По сравнению с первой версией новая подвеска улучшила мобильность машины. Коробка передач также оказалась более надежной. Однако к тому времени военные уже сделали выбор.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru