Char Lourd ARL-37
Вариант С.
Вариант S.
Вариант
V.
Char Lourd ARL-37
Франция
Тяжелый танк
масса |
45-50 т |
вооружение |
75-мм орудие 47-мм орудие 1 огнемет 1-3 пулемета |
экипаж |
4-6 чел. |
мощность силовой установки |
1100 л.с.
|
проект |
1936-1937гг., ARL |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
Сухопутные
дредноуты в железе и в грёзах
Консультативный совет по
вооружению и военным материалам (The Advisory Council for Armament and War Materials (англ.), Le conseil consultatif de l'Armement et des Matériels – так звучит по-французски) 4 мая 1936 года (по
другим сведениям, 6 апреля) запустил проект тяжелого танка Char Lourd класса 45 тонн для
возможного штурма укрепленной оборонительной линии вероятного противника –
какая предусмотрительность, в 1936г. линия «Зигфрида» только начинала строиться!
Инспектор пехоты генерал Дюфьё (Dufieux) (Рис.1) так обрисовал будущий штурмовой танк:
«Тяжелый танк, очень защищенный и хорошо
вооруженный, пригодный, в частности, для использования в обороне и наступлении
в боях в укрепленных районах».
Рис.1 - Général d’Armee Julien Claude Marie Sosthène
Dufieux, 1873 – 1959гг.
Точные характеристики были опубликованы 12 ноября 1936 года. Масса 45-55 т, броня должна выдерживать выстрел «любого
полевого орудия» (- у немцев таковыми числились калибры в 105 мм!) с дистанции
200 метров, два двигателя мощностью 600 л.с.,
скорость 30 км/ч, запас хода 200 км (или 10 часов без дозаправки), вооружение
– 75-мм гаубица в лобовом листе, 47-мм орудие в башне, 2-3 пулемета, которые
могли вести огонь с кормы и огнемет, при таком наборе опций и вооружений экипаж
– 4 чел.
В некоторых аспектах, например, размещение
артиллерийского вооружения новая спецификация повторяла концепцию танка В1.
Разработку нового тяжелого танка прорыва
поручили трем фирмам: AMX, ARL (бывш. APX) и FCM.
В 1937г. фирмы AMX и ARL представили проекты по
спецификации 1936г. - Char de
Rupture 1937.
Фирма ARL ранее не
проектировала танки, но подготовила сразу три варианта по теме, которые, вроде
бы, вписывались в массу 45-50 т. Предположительно, все три варианта
основывались на одном и том же корпусе шестиугольной формы с большими
гусеницами, как у B1. К сожалению, полных чертежей корпуса ARL-37 никогда не было. Из существующих чертежей можно вывести
представление о том, как выглядела передняя часть, задняя часть корпуса не
проектировалась, так как в нее входили двигатель, трансмиссия и другие детали,
которых также еще не существовало. Некоторые считают, что речь шла о сварном
корпусе. Очевидно, по длине и ширине варианты не отличались – 7,52 м и 2,98 м,
соответственно, но высоту могли иметь разную. Бронирование, видимо, у всех
одинаковое – до 100 мм лоб корпуса, борта корпуса 50 мм, отдельные элементы
30-25 мм. Основным вооружением во всех трех случаях вступала устанавливавшаяся
в корпусе 75-мм гаубица APX образца 1929 года (75 mm
APX howitzer mle 1929) –
первоначально разрабатывалась для линии Мажино, позже была адаптирована для
установки в танках. Угол поворота орудия составлял всего 5°, поэтому наводчиком
выступал водитель, который для наведения орудия поворачивал весь танк, в
вертикальной плоскости орудие наводилось в пределах от -15° до +18°. (Рис.2)
Рис.2 – Расположение 75 mm APX howitzer
mle 1929 внутри танка.
В башне размещалась 47-мм пушка. Пишут,
что на всех вариантах с правой стороны корпуса устанавливался огнемет, но
неясно в какой части корпуса. В одних источниках указывают, что предполагаемая
силовая установка для всех вариантов одинаковая - 2 x Renault V12 KGM petrol, 550 hp, в других – что силовая установка неизвестного типа из двух
моторов V-12. Варианты радиофицировались – вероятно, радиостанцией ER-53.
Рис.3 – Изображения ARL-37 в варианте С.
Высота машины не известна. Вооружался 75-мм орудием в корпусе, 47-мм
пушкой SA35 в башне и одним пулеметом, вероятно, спаренным с 47-мм пушкой, но
из некоторых источников можно понять, что пулемет был спарен с 75-мм орудием.
Боекомплект к 75-мм орудию указывают всего в 11 выстрелов, боекомплект к 47-мм
орудию – 106 снарядов, из них 98 в корпусе и 8 в башне. Экипаж 4 чел. Спереди
находился водитель, он же отвечал за прицеливание и стрельбу из 75-мм орудия. За ним в корпусе находился заряжающий 75-мм орудия. В башне
находился командир, отвечавший за управление танком, наведение на цель,
заряжание и стрельбу из 47-мм пушки. В конце боевого отделения размещался
механик, он отвечал за передачу боеприпасов командиру и за радиостанцию. (Рис.4)
Рис.4 – Вид на отделение управления и боевое отделение.
Вариант S. (Рис.5)
Рис.5 – Изображения ARL-37 в варианте
S.
Вариант отличался большой литой
трехместной башней. Главная башня имела вращающуюся башенку меньшего размера
для командира, за счет высого положения башенки
иногда пишут, что это был самый высокий вариант – 3,12 м. (Рис.6)
Рис.6 – Проекции башни варианта S.
В отличие от варианта С, вариант S оснащался 47-мм пушкой образца 1934 года (Canon de 47 mm
AC modèle 1934 или AC 47), которая также предназначалась для использования на линии Мажино.
Она стреляла снарядами APX mle 1936 Obus de Rupture
(бронебойно-фугасные, APHE). Снаряд весил 1,670 кг, а вес заряда — 610 г.
Снаряд с начальной скоростью 880 м/с мог пробить 77 мм (3 дюйма) брони под
углом 30° на расстоянии 500 м (547 ярдов) и 56 мм (2,2 дюйма) брони на
дистанции 1000 м (1094 ярда).
Танк теперь вооружался двумя 7,5-мм
пулеметами MAC 31 – один в командирской башенке, другой – спаренный с 4-мм
орудием (?).
Экипаж варианта S как будто, составлял 5 или 6 чел. Башню
занимали командир, наводчик и заряжающий 47-мм орудия; в корпусе - водитель,
заряжающий 75-мм орудия и механик-радист.
Вариант V. (Рис.7)
Рис.7 – Изображения ARL-37 в варианте
V.
Высота этой версии оценивается в 3,02 м.
Пожалуй, самый интересный вариант. Башня
теперь становилась необитаемой, оснащалась 47-мм орудием SA35 (так же, как на
варианте C) и двумя 7,5-мм пулеметами MAC, установленными спарено с каждой
стороны орудия. Для прицеливания и ведения огня капитан (?) Lorfeuvre
создал устройство, размещавшееся в куполообразном каземате справа от
вращающейся башни, которое позволяло командиру прицеливаться и вести огонь из
орудия и пулеметов в башне и даже из 75-мм в корпусе. Чтобы прикрыть «слепую
зону», созданную казематом, был установлен дополнительный пулемет калибра 7,5,
обращенный назад. Боекомплект составлял 136 снарядов для 75-мм орудия, 114
снарядов для 47-мм пушки и 5400 патронов для пулеметов.
Экипаж состоял из пяти человек: водитель
(неясно, могла ли 75-мм гаубица наводиться и стрелять водителем, так и
командиром), два заряжающих, один из которых также выполнял функции механика -
они разделили задачу заряжания 47-мм и 75-мм. Несмотря на то, что башня была
беспилотной, она не имела автомата заряжания, технологии в 1937 году не
существовало. Скорее всего, заряжающий находился под башней и 47-мм орудие
оттуда. Командир размещался в куполообразном каземате, а радист — справа, судя
по схеме, над его головой проходила верхняя ветвь гусеницы. (Рис.8)
Рис.8 – Внутренняя компоновка варианта V.
Проработка
вариантов тяжелого танка прорыва ARL Char Lourd
1937 утратила актуальность, когда 26 марта 1937 года Conseil
Supérieur de la Guerre (Высший военный совет)
принял решение о разработке гораздо меньшего по размеру, более дешевого, но тяжелобронированного танка. Это мнение, в свою очередь,
также было отменено, когда Section de l’Armement et
des Études Techniques (секция технических исследований и исследований
вооружений) провела исследование, которое показало, что танк, отвечающий этим
критериям, уже находится в стадии разработки в рамках программы G1.