Char Lourd AMX-37

 

 

Char Lourd AMX-37

Франция

Тяжелый танк

масса

50 т

вооружение

75-мм орудие

47-мм орудие

4 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

1100 л.с.

проект

1936-1937гг., АМХ

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Сухопутные дредноуты в железе и в грёзах

 

 

    Консультативный совет по вооружению и военным материалам (The Advisory Council for Armament and War Materials (англ.), Le conseil consultatif de l'Armement et des Matériels так звучит по-французски) 4 мая 1936 года (по другим сведениям, 6 апреля) запустил проект тяжелого танка Char Lourd класса 45 тонн для возможного штурма укрепленной оборонительной линии вероятного противника – какая предусмотрительность, в 1936г. линия «Зигфрида» только начинала строиться! Инспектор пехоты генерал Дюфьё (Dufieux) (Рис.1) так обрисовал будущий штурмовой танк: «Тяжелый танк, очень защищенный и хорошо вооруженный, пригодный, в частности, для использования в обороне и наступлении в боях в укрепленных районах».

 

Général d’Armée DUFIEUX

Рис.1 - Général d’Armee Julien Claude Marie Sosthène Dufieux, 1873 – 1959гг.

 

     Точные характеристики были опубликованы 12 ноября 1936 года. Масса 45-55 т, броня должна выдерживать выстрел «любого полевого орудия» (- у немцев таковыми числились калибры в 105 мм!) с дистанции 200 метров, два двигателя мощностью 600 л.с., скорость 30 км/ч, запас хода 200 км (или 10 часов без дозаправки), вооружение – 75-мм гаубица в лобовом листе, 47-мм орудие в башне, 2-3 пулемета, которые могли вести огонь с кормы и огнемет, при таком наборе опций и вооружений экипаж – 4 чел.

     В некоторых аспектах, например, размещение артиллерийского вооружения новая спецификация повторяла концепцию танка В1.

   Разработку нового тяжелого танка прорыва поручили трем фирмам: AMX, ARL (бывш. APX) и FCM.

   В 1937г. фирмы AMX и ARL представили проекты по спецификации 1936г. - Char de Rupture 1937.

   Говорят, AMX подготовил свой проект к марту 1937г. Проект Char de Rupture AMX был одним из их самых первых танковых проектов компании AMX после ее образовании на базе танкового производства компании Renault в dIssy-les-Moulineaux. Внешне и по компоновке машина, которую сейчас в литературе обозначают как AMX Char Lourd Modele 1937 (хотя такое обозначение вряд ли использовалось официально), мало отличалась от машин типа В1. (Рис.2)

 

 

 

Рис.2 - AMX Char Lourd Modele 1937.

 

      Основные улучшения коснулись корпуса, который стал немного длиннее и шире, что позволило улучшить обитаемость внутри танка и выполнить более рациональную компоновку оборудования. Высоту танка, напротив, уменьшили до 2,70 метров. Приводятся следующие габариты машины: длина – 7930 мм (7,25 м), ширина – 2940 мм, высота – 2700 мм, клиренс 450 мм. Считается, что танк мог преодолевать стенку высотой 1 м, брод глубиной 1,5 м, ров шириной 2,7 м. В значительной мере было усилено бронирование, в лобовой части доходившей до 100 мм под углом 50°, борта корпуса до 80 мм, корма корпуса и башня 60 мм, бортовые экраны 40 мм, крыша 30 мм, днище 20 мм. Масса машины оценивается в 50 т.

     В процессе разработки танк имел две разные башни. Ранняя версия имела восьмиугольную форму усеченного конуса с 47-мм пушкой SA35, установленной с правой стороны и 7,5-мм MAC с левой (см. выше, на чертеже общего вида танка). Бронирование ее неизвестно, однако, вероятно, оно аналогично броне башни второй конструкции - 100 мм по периметру под углом 85° и 43 мм на крыше. Эта вторая конструкция была намного больше похожа на конструкцию B1bis, девятиугольника с 47-мм пушкой, установленной более центрально, и пулеметом, установленным немного левее. Отличительной чертой башни второй конструкции являлись большие выступы по бортам башни. (Рис.3)

 

Рис.3 – Проекции башни второй конструкции.

Источник: memoiredeshommes.sga.defense.gouv.fr.

 

     Эти выступы являлись бронированной защитой перископов. Командирская башенка, в свою очередь, снабжалась стробоскопом. Как следует из приведенного выше чертежа, в кормовой части танка находился распахивающийся люк для командира.

     Помимо вооружения в башне танк располагал 75-мм орудием в корпусе, справа от водителя, и еще тремя пулеметами – один рядом с 75-мм орудием и два в боковых спонсонах в корпусе рядом с бортовыми дверями. В отношении 75-мм орудия указывают, что оно было другим, чем на танках типа В – указывают 75-мм гаубицу APX L.802. Видимо, конструктивно это орудие было очень близко пушке APX 75mm gun mle 1928 (пытались устанавливать на танках ACL 135 75 Garnier-Renault и SOMUA CAM 2 – на эту мысль наводит характерное утолщение ствола, которое предназначалось для возможности втягивания ствола, чтобы уменьшить его вылет при движении по пересеченной местности). Угол наведения 75-мм орудия по горизонту составлял всего 6° влево и вправо.

     Экипаж остался без изменений – как на танках В1 и В1 bis – 4 чел. Командир, помещавшийся в башне, имел собственное место (сиденье или козлы), которое жестко крепилось к полу корпуса. Перед командиром находился водитель, справа от него – заряжающий, а сзади радист. (Рис.4)

 

Рис.4 – Компоновка экипажа.

 

     Командир, помимо командирских функций, отвечал за поиск целей, стрельбу и заряжание 47-мм орудия и стрельбу из спаренного с 47-мм орудием пулемета. Водитель также исполнял функции наводчика 75-мм орудия. Заряжающий подавал к нему снаряды и вел стрельбу из двух пулеметов – спаренного с 75-мм орудием и справа по борту танка. Радист отвечал за рацию неизвестного типа и пулемет слева по борту танка, он также мог помогать командиру, подавая ему боеприпасы из корпуса вверх в башню.

     Боевое отделение было отделено от моторного отсека пневматической водонепроницаемой противопожарной дверью, через которую можно было получить доступ к двигателю изнутри танка.

    На момент проектирования танка во Франции не было в производстве двигателей, достаточно мощных, чтобы развивать такую ​​тяжелую машину с требуемой скоростью 30 км/ч. Это означало, что необходимо было разработать совершенно новые двигатели. Танк должен был быть оснащен двумя дизельными двигателями V12 мощностью 550 л.с. (по другим данным 600 л.с.). Согласно чертежам, при производстве этих двигателей были задействованы две компании: Aster и CLM (Compagnie Lilloise des Moteurs). Ни CLM, ни Aster никогда не производили таких больших двигателей. Эти двигатели должны были устанавливаться горизонтально по длине танка, сразу за боеукладкой. Двигатели от Aster имели V-образное положение цилиндров, а от CLM – рядное.  При этом пишут, что вариант с двигателями CLM экономил длину машины (- обычно рядные двигатели длиннее V-образных), но машина становилась выше. (Рис.5, Рис.6)

 

 

Рис.5 – Компоновка танка с двигателями V12 Aster motors. Снизу – вид спереди.

 

 

Рис.6 - Компоновка танка с двигателями CLM. Снизу – вид спереди.

 

     Каждый двигатель был соединен с электрическим генератором неизвестного типа, соединенным с двумя электродвигателями (всего 4, по 2 с каждой стороны). Таким образом, предполагалась электрическая трансмиссия- по два электродвигателя на ведущее колесо/«звездочку». Электродвигатель должен обеспечивать автоматическую систему управления поворотом; пишут также: «для поворота каждая звездочка имела диагонально установленный двигатель поворота». Окончательная передача обеспечивалась за счет редукторов. Такой вариант силовой и трансмиссии позволял бы разгонять танк до 40 км/ч, запас хода оценивается в 200 км.

    В некоторых источниках сообщается только об одном варианте двигателя для AMX Char Lourd Modele 1937 - Renault V12 KGM petrol, 550 hp.

    Ходовая часть состояла из 19 опорных катков и 10 поддерживающих роликов на борт с задним ведущим колесом. 16 катков группировались в тележки по 4 катка - каждая тележка имела свой амортизатор, при этом каждый опорный каток имел собственную пружину. Это была очень сложная система, но она допускала большую амплитуду опорных катков по вертикали, что обеспечивало плавность езды. (Рис.7)

 

Рис.7 – Ходовая часть AMX Char Lourd 1937.

 

     Гусеницы были аналогичны тем, что имелись у B1bis. Открытые элементы подвески защищались фальшбортами, в которых имелись технологические лючки.

   Предполагаемые средства связи - радиостанция ER53 со штыревой антенной.

   Проработка тяжелого танка прорыва AMX Char Lourd 1937 утратила актуальность, когда 26 марта 1937 года Conseil Supérieur de la Guerre (Высший военный совет) принял решение о разработке гораздо меньшего по размеру, более дешевого, но тяжелобронированного танка. Это мнение, в свою очередь, также было отменено, когда Section de l’Armement et des Études Techniques (секция технических исследований и исследований вооружений) провела исследование, которое показало, что танк, отвечающий этим критериям, уже находится в стадии разработки в рамках программы G1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru