Char Leger APX 6 Tonnes
Char Leger APX 6 Tonnes
Франция
Легкий по массе тяжелобронированный пехотный танк
масса |
6,85 т |
вооружение |
37-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
65 л.с. |
проект |
1934г., APX |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
Варианты развития
легкого типа
Консультативный Совет по Вооружению
(Conseil Consultatif de l’Armement - ССА) 2 августа 1933г. сформулировал
требования на разработку нового лёгкого по массе тяжелобронированного пехотного
танка (Char leger d'accompagnement d'infanterie), который должен был заменить
Renault FT. Согласно выдвинутым требованиям, новый танк должен был иметь массу
6 т, лобовую броню 30 мм, вооружаться либо двумя пулемётами, либо пушкой калибра
37 мм. Экипаж 2 человека. Средняя скорость 8-10 км/ч, а
максимальная – 15-20 км/ч. Машина должна была способна проехать 8 часов, не
менее 40 км, преодолевать уклон 65%, быть устойчивой в поперечном направлении
на уклоне 60%, пересекать траншею шириной 1,70 м, преодолевать водный брод
глубиной 1,20 м.
22 мая 1934 года (по другим сведениям, 21 июня 1934г.) пехотное командование изменило спецификацию на лёгкий танк поддержки пехоты. Согласно новой редакции, толщина брони увеличивалась до 40 мм. От пулемётного варианта вооружения отказались – требовалась 37-мм пушка, возможно, с пулеметом. Максимальная скорость увеличивалась до 15–20 км/ч.
В феврале 1934г. появился или был
рассмотрен проект фирмы APX (Ateliers de Puteaux), точнее, танкового подразделения
этого крупнейшего производителя артиллерийских систем - проект Leger APX 6 Tonnes или Char 6-t APX. (Рис.1)
Рис.1 – Первый вариант танка Leger APX 6 Tonnes.
Своими очертаниями и решениями танк фирмы APX сильно напоминал машины типа Renault FT. Пишут, что танк задумывался с широким применением в конструкции литых деталей. Считается, что масса машины укладывалась в 6,85 тонн. Габариты: длина - 4400 мм, ширина – 1580 мм, высота - 1850 мм, клиренс - 350 мм. Бронирование вертикальных элементов корпуса 30 мм, башня — 22 мм. Экипаж 2 чел. Вооружение одна 37-мм пушка SA Mle 18, или один 7,5 пулемет FM24/29, или два 7,5-мм пулемета МАС31. Боекомплект располагался по бортам корпуса. Двигатель и трансмиссия находились на корме. Танк предполагалось оснастить 4-цилиндровым дизелем мощностью 65 л.с. при 2500 об/мин., что обеспечивало бы удельную мощность порядка 9,5 л.с. на тонну массы. Ёмкость топливного бака составляла 70 литров. По предварительным расчетам, дизельного топлива должно было хватить на 10 часов хода или 150 км движения по дороге с твердым покрытием. Максимальная скорость 6-тонного танка АРХ оценивалась в 19,8 км/ч. Ходовая часть состояла из 11 опорных катков малого диаметра (5 двухкатковых тележек и один независимый каток), 4 поддерживающих роликов, ведущим было заднее колесо. Ходовая закрывалась бронеэкраном. Для упрощения доступа к поддерживающим роликам в бронеэкране были сделаны специальные лючки.
18 апреля 1934г. в эскизах танка появилась новая оригинальная одноместная башня APX-R (APX Rueil). Башня выглядела намного удобнее предыдущей. Вооружение устанавливалось в лобовой части литой башни, причем, в установку теперь можно было разместить и 37-мм орудие и пулемет. На крыше башни, для наблюдения за местностью, имелся бронеколпак, также по бортам башни располагались смотровые приборы. (Рис.2)
Рис.2 – Вариант танка Leger APX 6 Tonnes с башней APX-R.
Нижняя
иллюстрация lcreated by Pavel “Carpaticus” Alexe.
Проект был признан слабым по сравнению, например, с Renault ZM, однако специалисты обратили внимание на башню APX-R, которая позже перекочует на Renault ZM и далее на танки R-35 и Н35. В мае 1934г. фирмы APX не оказалось в списке компаний, с которыми военные подписали контракты на дальнейшее выполнение заказа, но некоторые пишут, что к октябрю 1935г. был изготовлен опытный образец Leger APX 6 Tonnes. Фотографий машины не приводится, но авторы раскопали документ от 15 декабря 1938г., в котором, якобы, упоминается о разработке нового масляного насоса к этому танку – таким образом, вроде бы получается, что в 1938г. прототип Leger APX 6 Tonnes все еще существовал?