Char
G1B
Char G1B
Франция
Тяжелый по массе средний пехотный танк
масса |
37,5 т |
вооружение |
75-мм орудие 47-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
4 чел. |
мощность силовой установки |
320 л.с. |
проект |
1936-1938гг., Baudet-Donon-Roussel (BDR) |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
16, 18, 20 или 25 декабря 1935г. была выработана спецификация для
среднего пехотного танка с противоснарядной броней массой 20 т - Char moyen
d’infanterie de 20 tonnes. Предел веса - 20 тонн - обуславливался
грузоподъёмностью и габаритами мостов, понтонов и ж/д-платформ. К новой машине
предъявлялись следующие требования: вооружение - 47-мм пушка и 7,5-мм пулемет;
толщина брони – до 40 мм; скорость по шоссе – 50 км/ч; скорость вне дорог – 20
км/ч; запас хода – 400 км (в некоторых источниках указывают 500 км); ширина
преодолеваемого рва (траншеи) – 2 метра; глубина брода – 1,20 метра; высота
стенки – 0,80 м; уклон – 45°; экипаж – 3 чел. Также требовалось сделать корпус
танка газонепроницаемым и в обязательном порядке оснастить его радиостанцией.
Довольно высокие динамические показатели для пехотного танка объясняются тем,
что новыми средними пехотными танками предполагалось вооружать моторизованные
пехотные дивизии (DIM) – на 5 дивизий (по одному батальону в дивизии из 45 танков),
всего 250 танков. С технической точки зрения казалось возможным создать
динамичный танк с противоснарядный броней для пехоты, поскольку машина с
аналогичными ТТХ (SOMUA AC3-АС4) успешно разрабатывалась для кавалерии (пишут,
что SOMUA предлагала свой AC3-АС4 и царице полей, но руководство пехоты
игнорировало предложение). В мае 1936 года Консультативный Совет по Вооружению
(Conseil Consultatif de l’Armement - ССА) вновь вернулся к пересмотру
спецификации на перспективный средний пехотный танк. Было отмечено, что средний
пехотный танк должен обладать противоснарядным бронированием и вооружением,
способным бороться с вражеской бронетехникой, при этом масса танка по-прежнему
ограничивалась 20-ю тоннами – т.е. был взят курс на замену средними танками
тяжелых танков типа В1-В1 bis. Такой подход диктовал определенный дрейф в
сторону конструкции В1-В1 bis, но в уменьшенном и более подвижном виде. Подобные
выводы повлекли за собой новые изменения – в октябре 1936 года техническое
задание скорректировали в сторону усиления бронирования до 60 мм (лоб, борта и
корма корпуса), а ширину преодолеваемого рва увеличили до 2,5 метров. Корпус,
как раньше, предполагалось сделать газонепроницаемым, причем его размеры должны
были вписываться в железнодорожные стандарты. Что касается вооружения, то в
одних источниках пишут, что состав вооружения усиливался за счет второго
пулемета; в других источниках указывают, что вооружение усиливалось за счет
размещения в лобовом элементе танка короткоствольного 75-мм орудия, в башне
сохранялись 47-мм пушка и пулемет.
В 1936г., как пишут, еще до официальной выдачи технического задания, к разработке по теме Char moyen d’infanterie de 20 tonnes приступили фирмы Renault и SEAM (Societe d'Etudes et d'Applications Mecaniques). Зимой 1936-1937гг. за проектирование 20-тонного пехотного танка взялись еще шесть фирм: Baudet-Donon-Roussel (BDR), FCM, Fouga, Lorraine de Dietrich, SOMUA (дочка Schneider) и Batillognes. Комиссия приступила к рассмотрению проектных наработок 20 февраля 1937 года.
Проект фирмы BDR - G1B – предполагал разработку танка с 47-мм пушкой в башне и 75-мм орудием в лобовом элементе корпуса. В целом, проект следовал конструкции Char B1bis, проектная масса 37,5 тонн, электрическая или гидромеханическая трансмиссия. Ходовая часть (на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо; ширина гусеничных траков — 350 мм. В одном из окончательных вариантов танк имел 14-катковую ходовую часть с широким использованием шарикоподшипников и резинометаллической гусеницей шириной 350 мм. Длина G1B составляла 5,56 м, ширина – 2,8 м, высота – 2,85 м. На танке планировалось установить 12-цилиндровый двигатель Potez воздушного охлаждения, развивавшего мощность 320 л.с. Двигатель устанавливался поперек МТО, там же находился топливный бак на 520 литров. Корпус G1B был герметичным и обеспечивал прохождение бродов глубиной до 1,45 м. Вооружение танка состояло из 75-мм пушки SA35 в корпусе и 47-мм пушки SA35 в башне типа АРХ4. Боезапас состоял из 100 выстрелов калибра 47-мм и 70 выстрелов калибра 75-мм. «Продолжаются переговоры. Выявлена потребность в дополнительном информировании до выдачи контракта и переделке аванпроекта в том, что касается: — улучшения отдельных узлов; — уменьшения массы, которая рискует превысить 35 тонн». (Рис.2)
Рис.2 – Примерно так мог
выглядеть G1B.
Фирма BDR все же построила макет танка, но с ним произошла анекдотичная ситуация. Конструкторское бюро BDR вело сборку макета в обстановке сугубой секретности в скрытом от глаз посторонних укромном месте. Когда настало время предъявить макет, выяснилось, что извлечь его из тайника невозможно, не разобрав часть стены.
12 июня 1938 года Управление пехоты вновь обновило свои требования на 30-тонный танк по теме G1. Проект G1B не вписывался в измененные требования установки 75-мм орудия в башне. Для размещения 75-мм орудия в башне требовалось переделать весь корпус, а, значит, и весь проект. Также поступило предложение вместо 350-сильного дизеля оснастить G1B бензиновым двигателем Renault мощностью 350 л.с. Окончательно проект был отвергнут 13 апреля 1939 года, когда выяснилось, что башня ARL3 при высоте 3,25 м не вписывается в установленные техзаданием габариты для перемещения танка по железной дороге. Одновременно боевая масса G1B повышалась до 37,5 тонн. Несмотря на то, что ещё в марте Управление пехоты выражало желание приобрести для испытаний один прототип, работы над танком прекратились 10 сентября 1939 года после распоряжения военного министерства.