Char FCM F4

&

FCM F4 D

 

 

Char FCM F4

FCM F4 D

Франция

Тяжелый танк

масса

Char FCM F4

FCM F4 D

 

55-59 т

57 т

Вооружение

Char FCM F4

 

FCM F4 D

 

 

75-мм орудие

47-мм орудие

2-6 пулеметов или 1 огнемет

75-мм орудие

47-мм орудие

2 пулемета

экипаж

Char FCM F4

FCM F4 D

 

4-5 чел.

5 чел.

мощность силовой установки

550-600 л.с. (?)

проект

1937г., FCM

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Сухопутные дредноуты в железе и в грёзах

 

 

     Консультативный совет по вооружению и военным материалам (The Advisory Council for Armament and War Materials (англ.), Le conseil consultatif de l'Armement et des Matériels так звучит по-французски) 4 мая 1936 года (по другим сведениям, 6 апреля) запустил проект тяжелого танка Char Lourd класса 45 тонн для возможного штурма укрепленной оборонительной линии вероятного противника – какая предусмотрительность, в 1936г. линия «Зигфрида» только начинала строиться! Инспектор пехоты генерал Дюфьё (Dufieux) (Рис.1) так обрисовал будущий штурмовой танк: «Тяжелый танк, очень защищенный и хорошо вооруженный, пригодный, в частности, для использования в обороне и наступлении в боях в укрепленных районах».

 

Général d’Armée DUFIEUX

Рис.1 - Général d’Armee Julien Claude Marie Sosthène Dufieux, 1873 – 1959гг.

 

     Точные характеристики были опубликованы 12 ноября 1936 года. Масса 45-55 т, броня должна выдерживать выстрел «любого полевого орудия» (- у немцев таковыми числились калибры в 105 мм!) с дистанции 200 метров, два двигателя мощностью 600 л.с., скорость 30 км/ч, запас хода 200 км (или 10 часов без дозаправки), вооружение – 75-мм гаубица в лобовом листе, 47-мм орудие в башне, 2-3 пулемета, которые могли вести огонь с кормы и огнемет, при таком наборе опций и вооружений экипаж – 4 чел.

     В некоторых аспектах, например, размещение артиллерийского вооружения новая спецификация повторяла концепцию танка В1.

   Разработку нового тяжелого танка прорыва поручили трем фирмам: AMX, ARL (бывш. APX) и FCM.

     Фирма FCM (Forges & Chantiers de Méditerranée) несколько запоздала со своим проектом по теме Char de Rupture, представив свое первое предложение в мае 1937г. FCM попадается в перечне участников конкурса G1. Встречается, что по теме G1 фирма готовила проект увеличенного в размерах на 20% FCM36 с довольно большой башней, в которой, в принципе, появлялась возможность установки 75-мм орудия, а 47-мм пушку можно было монтировать в лобовом элементе корпуса. Поскольку в 1937г., после принятия решения о снижении массы танков Char de Rupture, танки, проектировавшиеся по этим двум темам, стали практически дублировать друг друга, то, вероятно, общая концепция FCM Char G (машины 20/30-тонного класса) была довольно механически перенесена на Char FCM F4 - Char de Rupture, массой 45 тонн.

     Итак, вначале был предложен FCM F4 Variant A. (Рис.2)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/4-HeavyTanks/FCM-F4/FCM-F4.jpg

Рис.2 – Проекции FCM F4.

 

     Как видим, корпус не очень похож на FCM36, но очевиден откровенный отсыл к FCM 2С. Как пишут: «Проект выглядел неким компромиссом между тяжелым танком FCM 2С и новой спецификации тяжелого штурмового танка». Машина создавалась по классической схеме с передним расположением отделения управления, боевым отделением в средней части корпуса и моторно-трансмиссионным отсеком сзади Габариты: длина – 7730 (7500) мм, ширина - 2940 мм, высота - 3060 мм, клиренс – 400 мм. При толщине брони до 100 мм в лобовой проекции, бортов до 80 мм, в корме до 60 мм, бортовых экранов до 40 мм, масса танка выстреливала в районе 55 тонн (точных данных не приводится). Танк вооружался 75-мм пушкой в башне. Некоторые источники утверждают, что орудие в башне было такое же, как на Char 2C, 75-мм гаубица модели 1897 года, в то время как другие утверждают, что могла использоваться 75-мм гаубица модели 1929 года. В лобовом элементе корпуса разместили 47-мм пушку образца 1934 года (Canon de 47 mm AC modèle 1934 или AC 47). Версия А также оснащалась двумя 7,5-мм пулеметами MAC образца 1931 года. Под 75-мм орудие требовалась солидная по габаритам башня, впрочем, на FCM 2С уже имелась трехместная башня под 75-мм орудие, следовало лишь внести некоторые обновления в конструкцию. В некоторых источниках уточняют, что башня должна была быть сварной, с толщиной брони 40 мм (-?), иметь дальномер в командирском вращающемся куполе, также в башне планировалось размещать 20 выстрелов к 75-мм орудию, остальная часть боекомплекта размещалась в корпусе и подавалась в башню при помощи полуавтоматической кулисы. Впрочем, по другим данным, башня на FCM F4 все же не была трехместной. Экипаж машины насчитывал 4 чел.: командир, водитель, наводчик, заряжающий и радист. В башне размещались командир и наводчик 75-мм орудия и, возможно, им в качестве заряжающего помогал радист, который, вероятно, все же размещался в корпусе. За прицеливание и стрельбу из 47-мм орудия отвечал водитель, заряжать орудие мог все тот же радист. Увы, точной схемы размещения экипажа не существует. В отношении силовой установки определенных сведений так же нет. Говорят, что танк должен был оснащаться двумя дизельными двигателями V12, вероятно, общая мощность ожидалась в 550-600 л.с. Каждый двигатель приводил в действие электрический генератор, который был соединен с главной передачей. Теоретически, силовая установка должна была обеспечить приемлемую подвижность и максимальную скорость порядка 30 км/ч. Запас хода оценивается в 100 км или даже в 200 км. В отношении ходовой части танка пишут, что по каждому борту имелось по восемь тележек с двумя опорными катками малого диаметра в каждой тележке и с одной листовой рессорой на тележку. Еще два крайних опорных катка имели индивидуальную подвеску, эти катки не касались земли, однако помогали минимизировать удар при первом столкновении танка с препятствием. Указывают, что ширина гусеничных траков могла достигать 500 мм. Ходовая часть закрывалась бронированными экранами с 4-мя отверстиями, выполнявших роль грязеотводов.

     После презентации первой версии FCM показала вторую, FCM F4 Variant B. Она была идентична, но имела трансмиссию и выхлопную систему, расположенную по центру, а также добавленную башню от FCM36, оснащенную двумя пулеметами, обращенную назад. Это увеличило вес до 57 тонн, а экипаж до 5 человек. Изображения этой конструкции отсутствуют.

     В августе 1937 года FCM предложила две новые конструкции. Версия C имела новую башню, вероятно, с броней до 60 мм также вооруженную 75-мм пушкой.

     В версии D 47-мм пушка SA35 из корпуса была перенесена в небольшую башню сзади. (Рис.3, Рис.4)

 

Рис.3 – Кормовая башня версии D под 47-мм пушку и спаренный пулемет.

 

Рис.4 – Вариант D собственной персоной.

 

     В октябре была разработана версия Е с пятью дополнительными пулеметами. Наконец, в декабре была показана версия F с огнеметом, при этом общий вес был увеличен до 59 тонн.

   Проект был закрыт на стадии эскизов в 1937г. В некоторых источниках, правда, пишут, что 8 апреля 1938г. поступил заказ на изготовление прототипа, но, скорее, речь идет уже о более позднем варианте FCM F1, разрабатывавшимся по новым требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru