Char
FCM F4
&
FCM F4 D
Char FCM F4
FCM F4 D
Франция
Тяжелый танк
масса Char FCM F4 FCM F4 D |
55-59 т 57 т |
Вооружение Char FCM F4 FCM F4 D |
75-мм орудие 47-мм орудие 2-6 пулеметов или 1 огнемет 75-мм орудие 47-мм орудие 2 пулемета |
экипаж Char FCM F4 FCM F4 D |
4-5 чел. 5 чел. |
мощность силовой установки |
550-600 л.с. (?) |
проект |
1937г., FCM |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
Сухопутные
дредноуты в железе и в грёзах
Консультативный совет по
вооружению и военным материалам (The Advisory Council for Armament and War Materials (англ.), Le conseil consultatif de l'Armement et des Matériels – так звучит по-французски) 4 мая 1936 года (по
другим сведениям, 6 апреля) запустил проект тяжелого танка Char Lourd класса 45 тонн для
возможного штурма укрепленной оборонительной линии вероятного противника –
какая предусмотрительность, в 1936г. линия «Зигфрида» только начинала строиться!
Инспектор пехоты генерал Дюфьё (Dufieux) (Рис.1) так обрисовал будущий штурмовой танк: «Тяжелый танк, очень защищенный и хорошо вооруженный, пригодный, в
частности, для использования в обороне и наступлении в боях в укрепленных
районах».
Рис.1 - Général d’Armee Julien Claude
Marie Sosthène Dufieux, 1873 – 1959гг.
Точные характеристики были опубликованы 12 ноября 1936 года. Масса 45-55 т, броня должна выдерживать выстрел «любого
полевого орудия» (- у немцев таковыми числились калибры в 105 мм!) с дистанции
200 метров, два двигателя мощностью 600 л.с., скорость 30 км/ч, запас хода 200
км (или 10 часов без дозаправки), вооружение – 75-мм гаубица в лобовом
листе, 47-мм орудие в башне, 2-3 пулемета, которые могли вести огонь с кормы и
огнемет, при таком наборе опций и вооружений экипаж – 4 чел.
В некоторых аспектах, например, размещение
артиллерийского вооружения новая спецификация повторяла концепцию танка В1.
Разработку нового тяжелого танка прорыва
поручили трем фирмам: AMX, ARL (бывш. APX) и FCM.
Фирма FCM (Forges & Chantiers de Méditerranée) несколько запоздала со своим проектом по теме Char de Rupture, представив свое первое предложение в мае 1937г. FCM попадается в перечне участников конкурса G1. Встречается, что по теме G1 фирма готовила проект увеличенного в размерах на 20% FCM36 с довольно большой башней, в которой, в принципе, появлялась возможность установки 75-мм орудия, а 47-мм пушку можно было монтировать в лобовом элементе корпуса. Поскольку в 1937г., после принятия решения о снижении массы танков Char de Rupture, танки, проектировавшиеся по этим двум темам, стали практически дублировать друг друга, то, вероятно, общая концепция FCM Char G (машины 20/30-тонного класса) была довольно механически перенесена на Char FCM F4 - Char de Rupture, массой 45 тонн.
Итак, вначале был предложен FCM F4 Variant A. (Рис.2)
Рис.2 – Проекции FCM F4.
Как видим, корпус не очень похож на FCM36, но очевиден откровенный отсыл к FCM 2С. Как пишут: «Проект выглядел неким компромиссом между тяжелым
танком FCM 2С и новой спецификации тяжелого штурмового танка». Машина
создавалась по классической схеме с передним расположением отделения
управления, боевым отделением в средней части корпуса и моторно-трансмиссионным
отсеком сзади Габариты: длина – 7730 (7500) мм, ширина - 2940 мм, высота - 3060
мм, клиренс – 400 мм. При толщине брони до 100 мм в лобовой проекции, бортов до
80 мм, в корме до 60 мм, бортовых экранов до 40 мм, масса танка выстреливала в
районе 55 тонн (точных данных не приводится). Танк вооружался 75-мм пушкой в
башне. Некоторые источники утверждают, что орудие в башне было такое же, как на
Char 2C, 75-мм гаубица модели 1897 года, в то время как другие утверждают, что
могла использоваться 75-мм гаубица модели 1929 года. В лобовом элементе корпуса
разместили 47-мм пушку образца 1934 года (Canon de 47 mm
AC modèle 1934 или AC 47). Версия А также оснащалась двумя 7,5-мм пулеметами MAC образца 1931 года. Под 75-мм орудие требовалась солидная по габаритам башня, впрочем,
на FCM 2С уже имелась трехместная башня под 75-мм орудие, следовало лишь
внести некоторые обновления в конструкцию. В некоторых источниках уточняют, что
башня должна была быть сварной, с толщиной брони 40 мм (-?), иметь дальномер в
командирском вращающемся куполе, также в башне планировалось размещать 20
выстрелов к 75-мм орудию, остальная часть
боекомплекта размещалась в корпусе и подавалась в башню при помощи
полуавтоматической кулисы. Впрочем, по другим данным, башня на FCM F4 все же не была трехместной. Экипаж машины
насчитывал 4 чел.: командир, водитель, наводчик, заряжающий и радист. В башне
размещались командир и наводчик 75-мм орудия и, возможно, им в качестве
заряжающего помогал радист, который, вероятно, все же размещался в корпусе. За
прицеливание и стрельбу из 47-мм орудия отвечал водитель, заряжать орудие мог все тот же радист. Увы, точной схемы
размещения экипажа не существует. В отношении силовой установки определенных
сведений так же нет. Говорят, что танк должен был оснащаться двумя дизельными
двигателями V12, вероятно, общая мощность ожидалась в 550-600 л.с. Каждый
двигатель приводил в действие электрический генератор, который был соединен с
главной передачей. Теоретически, силовая установка должна была обеспечить
приемлемую подвижность и максимальную скорость порядка 30 км/ч. Запас хода
оценивается в 100 км или даже в 200 км. В отношении ходовой части танка пишут,
что по каждому
борту имелось по восемь тележек с двумя опорными
катками малого диаметра в каждой тележке и с одной листовой
рессорой на тележку. Еще два крайних опорных катка
имели индивидуальную подвеску, эти катки не касались земли,
однако помогали минимизировать удар при первом столкновении танка с
препятствием. Указывают, что ширина гусеничных траков могла
достигать 500 мм. Ходовая часть закрывалась бронированными экранами с 4-мя
отверстиями, выполнявших роль грязеотводов.
После презентации первой версии FCM
показала вторую, FCM F4 Variant B. Она была идентична, но имела трансмиссию и
выхлопную систему, расположенную по центру, а также добавленную башню от FCM36,
оснащенную двумя пулеметами, обращенную назад. Это увеличило вес до 57 тонн, а экипаж
до 5 человек. Изображения этой конструкции отсутствуют.
В августе 1937 года FCM предложила две
новые конструкции. Версия C имела новую башню, вероятно, с броней до 60 мм также
вооруженную 75-мм пушкой.
В версии D 47-мм пушка SA35 из корпуса была перенесена в небольшую башню сзади. (Рис.3,
Рис.4)
Рис.3 – Кормовая башня версии D под 47-мм пушку и спаренный
пулемет.
Рис.4 – Вариант D
собственной персоной.
В октябре была разработана версия Е с
пятью дополнительными пулеметами. Наконец, в декабре была показана версия F с
огнеметом, при этом общий вес был увеличен до 59 тонн.
Проект был закрыт на стадии эскизов в 1937г.
В некоторых источниках, правда, пишут, что 8 апреля 1938г. поступил заказ на
изготовление прототипа, но, скорее, речь идет уже о более позднем варианте FCM F1, разрабатывавшимся по новым требованиям.