Char D2 bis

 

 

Char D2 bis

Франция

Средний по массе пехотный танк

масса

19,75 т

вооружение

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

150 л.с.

проект

1938-1939гг., Renault

выпускался

1940г., АМХ

50 шт.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Многоликий средний, часть 2

 

 

     Весной 1938 года был заключён контракт на изготовление еще 50-ти танков D2 второй серии. А 27 сентября 1939 года, премьер-министр Эдуард Даладье принял решение, что танки типа D2 не годятся для дальнейшего массового производства.  Причиной отказа от массового строительства танков типа D2 называют факт низкой эксплуатационной надежности танков этого типа - в случае войны в боеготовое состояние можно было привести чуть больше половины машин этого типа. Однако, принимая во внимание, что финансирование на выпуск второй серии танков D2 было уже отпущено и машины производились, контракт на текущее строительство не был аннулирован.

     Внешне машины второй серии несколько отличались от предшественников. (Рис.1)

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_d2/renault_d2_c1.jpg

Рис.1 - D2 второй производственной серии.

 

     Танки второй серии были оснащены немного другой башней APX4 (в некоторых источниках, правда, утверждают, что башня сохранилась прежняя – APX1), в которой вместо короткоствольной 47-мм пушки SA 34 была установлена более мощная SA 35, кроме того, на башне имелась стандартная точка крепления S 190 G над люком башни, чтобы использовать запасной пулемет в качестве зенитного оружия. Другие изменения включали улучшенную смазку; более прочные шарикоподшипники для ходовых колес; измененную форму направляющего и ведущего колеса, укороченные передние крылья; более тонкую радиоантенну; распределитель Vertex и пусковой электродвигатель Vlet, составлявшие механизм запуска двигателя сжатым воздухом. Принимая во внимание изменения в танках D2 второй серии, некоторые авторы позволяют говорить о танках Char D2 «bis», однако ни в официальных документах, ни в литературе это обозначение, как правило, к танкам D2 второй серии не применяют.

     К моменту заключения контракта на производство второй серии танков D2 сборочное предприятие Renault было национализировано (1936г.), а завод переименован в AMX. На фоне разного рода катаклизмов производство как танков, так и запчастей к ним испытывало большие трудности. Планируемый график строительства предусматривал поставку пяти танков в феврале 1940 года, восьми в марте, а затем по десять машин в месяц до последней сдачи семи в июле. На деле вышло несколько иначе. В феврале 1940г. было произведено 6 танков D2, в марте – 17 штук, в апреле – 6 штук, 13 единиц в апреле и 8 экземпляров в июне. В армию танки D2 второй серии поступали следующим образом: 5 штук (серийные номера 2054-2058) 27 (или 11) марта; 8 штук (№ 2059-2062 и 2065-2068) 22 (или 12) апреля; 10 штук (№ 2069-2078) 6 мая; 12 штук (№ 2079-2090) 25 мая и 2 штуки (№ 2063 и 2064) 6 июня. 12 июня 1940г. началась эвакуация заводов Renault на юг страны, и еще 13 экземпляров (№ 2091-2103), видимо, также были вывезены – в любом случае, эти машины во французскую армию не поступали, т.е. на вооружение Франции попало всего 37 танков D2 второй серии из пятидесяти произведенных.

     Танки D2 второй серии поступали на вооружение 345-ой, 346-ой и 350-ой отдельных танковых рот (CACС - Compagnie Autonome de Chars de Combat). Собственно, первоначально танки второй серии назначались в 19е ВСС, но затем, видимо, не позже 11 марта было внесено предложение сформировать две отдельные танковые роты 345-ю и 346-ю. В 345-ю роту под командой капитана Jean-Charles Idee назначалось 10 танков D2 второй серии – эту роту готовили к отправке в Финляндию, но 13 марта надобность в таком шаге отпала вследствие окончания советско-финской войны 1939-1940гг. 346е CACС с 12-ю новыми танками планировали направить в Норвегию, 10 мая немцы начали наступление на Бельгию и Голландию и отправку танков в Норвегию отменили.

     Отмечалось, что машины второй серии отличались низкой технической надежностью. К примеру, 29 мая 1940г. 345-ой отдельная танковая рота потеряла половину танков из-за неисправностей. В 350-ой отдельной танковой роте из 15 полученных танков D2 две машины почти сразу сломались и ещё 3 отстали на марше из-за технических проблем. Военные указали, что контроль качества со стороны фирмы Renault почти полностью отсутствует. Поговаривали даже о преднамеренном саботаже, но в реальности так проявилась проблема поспешной сборки машин. Кроме того, как указывается в некоторых источниках, согласно докладу де Голля, экипажи 346е CACС не знали выданную им материальную часть, поскольку их тренировали на танках B1. По другой версии, 346е САСС, которая 17 мая получила 9 новых машин из состава 106е ВСС (-?), использовала свои танки для обучения экипажей B1bis, чем привела машины в техническую негодность. Видимо, одна из версий (- скорее всего, вторая) есть результат неточности перевода.

     На 10 мая 1940 года можно насчитать 13 или 22 боеспособных танка D2 второй серии (345е САСС и 346е САСС). При этом 345е САСС и 346е САСС, хотя и назывались отдельными, но были тесно связаны с 19 батальоном (на вооружении которого находились танки D2 первой серии) в организационном смысле.

    345-я рота принимала участие в боях 15-20 мая. Было проведено несколько успешных контратак у г. Монткорне (Montcornet), в результате которых немецкие части, продвигавшиеся в южном направлении, были отброшены. (Рис.2, Рис.3)

 

Рис.2 – D2 №2068 из состава 345e CACC, 17 мая, район Montcornet.

 

Рис.3 – Танки D2 345-й отдельной танковой роты, подбитые в бою за городок Креси-сюр- Сер 19 мая 1940 г.

 

     21 мая 345-я рота формально вошла в состав 19е ВСС.

     В сражении под Амьеном 24-25 мая удалось задействовать 24 танка D2. 27 мая 1940 года 19-й батальон постигла неудача. Выдвинутые к Сомме для блокирования немецкого наступления в этом районе танки, должны были действовать совместно с пехотными частями, но завидев танки, французская пехота приняла их за немецкие панцеры и в панике разбежалась. Экипажи D2 некоторое время двигались в одиночестве, пока не достигли позиций немецких ПТО. В ходе последовавшего боя французы потеряли 7 танков D2. (Рис.4)

 

  

Рис.4 – D2 на поле боя.

На фото справа отчетливо видна сквозная пробоина от снаряда.

 

     Чтобы сохранить боеспособность в состав 19е ВСС была включена 346е САСС со своими 13-ю танками. Дополнительно, 8 июня батальон получил 350е САСС с 12-ю танками D2 второй серии. Батальон много танков терял по небоевым причинам, в конечном итоге сохранившиеся D2 свели в состав 350-й роты, которая к 23 июня полностью осталась без бронетехники и была переименована в Bataillon de Chasseurs portees (пехотный механизированный батальон). Из других источников следует, что на 25 июня 7 танков 350е САСС, считались боеспособными. (Рис.5)

 

Рис.5 - Уничтоженный в бою танк 2082 из 350 CAСC, 18 июня 1940 года.

Танк имеет многочисленные отметины от попадания артиллерийских снарядов.

 

     В литературе встречается общий подсчет результата боевых действий танков типа D2 в мае-июне 1940г. Приводится, что из 84 танков типа D2 (обеих серий), полученных французской армией, 21 был уничтожен в боях, 26 сломались и были брошены на поле боя, 1 танк был разбит в результате дорожного инцидента, 12 сломались и были эвакуированы, 2 танка пропали без вести, 12 танков было брошено в ходе эвакуации, 9 машин по условиям перемирия реквизировали немцы – судьба одной машины не просматривается. (Рис.6)

 

  

Рис.6 – Поврежденный D2.

 

     Встречается, что из числа эвакуированных танков один D2 мог попасть в состав подразделения армии Виши CDM (Service du Camouflage du Materiel). 

     В руки к немцам в общей сложности попал в пригодном к эксплуатации состоянии 21 танк D2 (12 танков были брошены экипажами и 9 реквизировали у французов после перемирия). (Рис.7)

 

   

 

Рис.7 – Трофейные D2. Внизу - сломавшийся танк 2066 из 345 CACC, брошенный французами и отремонтированный немцами.

 

 Танки получили обозначение Panzerkampfwagen D-2 733(f). Пишут, что 15 машин были отправлены на склады, в дальнейшем немцами не использовались. Тем не менее, в сети есть интересное фото D2 c немецким крестом на броне (Рис.8) – есть мнение, что машину использовали как «тактический объект».

 

Рис.8 - D2 с немецким крестом.

 

 Одну машину отправили на трофейную выставку, ещё одну – на полигон в Куммерсдорф. В апреле 1945 года этот танк отправили защищать Цоссен, но, судя по всему, на марше он сломался. 38 танков D-2 (включая подбитые) отправили на металл.

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru