Char B1 ter prototype

 

 

Char B1 ter prototype

Франция

Тяжелый по массе пехотный танк

масса

33/34 т

вооружение

75-мм орудие

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

307 л.с.

проект

1936-1937гг., АРХ/ARL

выпускался

1937г., АРХ/ARL

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Сухопутные дредноуты в железе и в грёзах

 

 

     В декабре 1935г. генерал Вельпри в рамках темы тяжелых танков инициировал разработку машины, массой 45 т с 75-мм броней. Ведущий специалист по B1 bis Лавиротт (Lavirotte, инженер КБ предприятия АРХ), естественно, совместил новые требования с дальнейшим совершенствованием конструкции B1 bis – так появился третий вариант В1 – B1 ter. Приблизительно в 1936г. из состава АРХ было выделено в качестве самостоятельного подразделения танковое производство – ARL, где оказался и Лавиротт, поэтому в литературе можно встретить, что танк B1 ter разрабатывался и на АРХ, и на ARL.

    Собственно говоря, главной задачей было не достичь массы в 45 т, а не выйти за эту границу при создании танка с броней 75 мм. Для решения задачи Лавиротт использовал в качестве испытательного стенда танк В1 №101 – т.е. первый прототип танков типа В. В армию этот танк не попал, поскольку его корпус был выполнен из неброневой стали, так что его уделом оказались испытания. Эта машина стала отправной точкой в программе B1 ter. Предварительные расчёты показывали, что для получения требуемой толщины брони не обязательно доводить боевую массу до 45 тонн. Для получения необходимых CCA толщин брони боевая масса повышалась до 36 тонн. В качестве эксперимента (выдержит ли машина нагрузку в 36 т) танк 101 догрузили до необходимой массы, разместив наверху дополнительный балласт. (Рис.1)

 

Рис.1 – Танк В1 №101 в роли испытательного стенда.

Очевидно, здесь запечатлен тест на максимальную нагрузку машины.

 

     На этой же машине испытали новую трансмиссию BDR, которая занимала меньше места в боевом отсеке и показала удовлетворительные результаты. По окончании «стендовых» испытаний груженного танка №101, на его базе решили начать строить новый вариант. Танк №101 разобрали и часть узлов и агрегатов этой машины пошли на прототип B1 ter. Наблюдатели считают, что при проектировании модернизированного танка Лавиротт максимально использовал наработки по проекту Char BL. (Рис.2)

 

Рис.2 – Эскиз варианта B1 ter.

 

    B1 ter выделялся от B1 более сглаженными контурами корпуса. Достигался этот эффект за счет обтекаемых надгусеничных броневых полок (это делалось для защиты гусениц) и рационального размещения лобовых элементов и экранов ходовой (Рис.3).

 

Рис.3 - Эскиз наглядно демонстрирует устройство бортовых листов корпуса и экранов, прикрывающих сверху ходовую часть.

 

     Проведя расчёты, конструкторы пришли к выводу, что при установке брони под наклоном можно выиграть в массе. Бортовую броню установили под наклоном в 25 градусов, одновременно снизив её толщину до 70 мм (в некоторых источниках указывают, что толщину брони на прототипе довели до 60 мм). До такой же величины сократили, по сравнению с исходным заданием, и толщину лобового листа. Бортовой люк теперь откидывался не вбок, а вниз. Для улучшения защиты воздухозаборник радиатора был перенесён с левого борта в корму, кроме того, воздух внутрь танка попадал через специальные щели.

    Поскольку боевая масса увеличилась до 36 т требовалось усилить подвеску, планировалось изменить крепление подвески к корпусу, но было ли это исполнено, до конца неясно. Прототип сохранил гусеницы с 63-мя траками шириной 50 см от B1 Ter.

    Силовая установка заимствовалась от B1 bis, но в перспективе планировался двигатель мощностью 350-400 л.с. для возможности сообщения танку максимальной скорости 26,5 км/ч.

     Прототип получил башню APX 4, такую ​​же, как на B1 Bis.

     Изменения коснулись системы наведения 75-мм орудия SA 35 (- собственно, никакой системы наведения по горизонтали ни на В1, ни на В1 bis не было, орудие наводилось за счет поворота танка – т.е. трансмиссия выступала системой наведения 75-мм орудия). Новая орудийная установка выполнялась с таким расчетом, что наводить 75-мм орудие мог теперь помощник водителя (его также частенько называют механиком и заряжающим 75-мм орудия). Возникла возможность наводить по горизонту 75-мм орудие на углах до ±10° (- точнее, 9° - 5° вправо и 4° влево) без смещения корпуса (по другим сведениям, углы горизонтальной наводки 75-мм пушки в корпусе составляли 5° влево и 10° вправо), угол возвышения орудия составил 9°, к пушке теперь прилагался прицел. Боезапас для 75-мм орудия увеличили до 100 снарядов, а 47-мм орудия – до 80. В целом, новая установка напоминала казематную, которую ставили в фортификационных сооружениях. (Рис.4)

 

Рис.4 – Новая установка под 75-мм орудие.

 

Размеры новой установки 75-мм пушки SA 35 стали больше, из-за чего появился характерный выступ в верхней части лобового элемента корпуса, который частично перекрыл обзор водителю. Вместе с тем создатели B1 ter устранили выступ под пушкой, который был уязвимым местом.

    На испытания опытный образец B1 ter вышел в декабре 1937 года. (Рис.5)

 

 

Рис.5 - Char B1 ter prototype.

Нижняя фотография сильно отретуширована еще в те времена, потому лобовая часть корпуса заметно отличается от оригинала. Говорят, это было сделано для того, чтобы дать более наглядное представление об установке 75-мм орудия.

 

     Масса машины около 33 т (указывают также 34 т). Габариты: длина – 6,34/6,37 м, ширина – 2,72/2,73 м, высота – 2,79/2,86 м. Бронирование от 20 (днище) мм до 70 мм (во многих источниках указывают все же 75 мм). Возможно, на прототипе максимальная толщина брони составляла 60 мм. Броневые листы скреплялись болтами, но пишут, что днище было сварным. Вооружение: 75-мм орудие (в корпусе), 47-мм орудие (в башне) и 7,5-мм пулемет (в башне). Боекомплект: 90/100 выстрелов к 75-мм орудию, 67/80 выстрелов к 47-мм орудию, 4500/5100 патронов к пулемету. Экипаж 4 человека: командир/наводчик 47-мм орудия/заряжающий 47-мм орудия, водитель, наводчик/заряжающий 75-мм орудия, радист. Двигатель Renault, 6 cylindres, 310-350 hp, также пишут - Renault бензиновый 6-цилиндровый 16 625 см3, 307 л.с. при 1900 об/мин. Трансмиссия Naeder, гидравлическая, 5-скоростная КПП (5 скоростей вперед, одна назад) с переключателем FIEUX, двойной дифференциал электрического типа. Топливные баки объемом 500 литров. Ходовая часть состояла из 16 опорных катков (на сторону), направляющего и ведущего колес. 12 опорных катков были сблокированы в три тележки по четыре катка в каждой, подвешенные на спиральных и листовых рессорах. Три катка собирались в самостоятельную тележку, расположенную впереди, а один каток, находившийся сзади, имел свою собственную рессору. Радиостанция ER 51.

     Скорость 26,5 км/ч. Запас хода 180 км, иногда указывают 251 км (-?). Машина могла проходить вброд водоем глубиной 1,8 м.

    Перво-наперво танк показали премьер-министру Эдуарду Даладье. Далее, в декабре 1937 года, был запланирован пробег длиной 200 км из Рюэля в Бурже, состоящий из трех этапов. На первом этапе в машине возникли утечки масла и воды. На втором этапе возникли сложности с запуском двигателя - пришлось заменить выхлопной коллектор. На третьем этапе система выхлопа снова пришла в негодность. Танк претерпел ряд поломок, потребовавших замены деталей и срочного ремонта во время поездки, и в целом оказался очень ненадежным. В Бурже машина прошла огневые испытания. Прежде чем артиллерийскую установку демонтировали для осмотра и доводки, было произведено сто 75-мм выстрелов.

После заводских испытаний B1 ter направился в тренировочный центр, расположенный в районе Мурмелон-ле-Гран. Испытания начались в апреле 1938 года. Первый этап испытаний проходил в апреле - мае 1938 года, в ходе него танк прошёл 163 километра. Отчет испытательной комиссии по прототипу B1 ter prototype оказался весьма критическим. В машине не только не были решены большинство проблем B1 и B1 Bis, но и возникло несколько новых. Доклад комиссии завершился очень лаконичным комментарием: «Танк B1 ter малоинтересен в своем нынешнем состоянии; его производство в настоящее время не может рассматриваться даже в относительно долгосрочной перспективе». Однако заключение комиссии не повлекло списание B1 ter. У трех разных фирм – ARL, Fives-Liles (FL) и FCM было заказано по предсерийному прототипу (время заказа неизвестно, некоторые считают, что сделано это было еще во время показа премьер-министру).

Тестирования самого прототипа B1 ter продолжились летом-осенью 1939г. В июне машину дополнительно нагрузили, поскольку стало понятно, что серийная машина будет весить более 33 тонн. Танк оказался не готов к таким массам. Подвеска оказалась недостаточно прочной, ломались рычагов подвески опорных катков. После пробега 35 км была повреждена коробка передач. В результате этих испытаний был выполнен ряд дополнительных модификаций, в результате которых надежность машины повышалась. К концу испытательной службы осенью 1939 года (указывают дату окончания испытаний 30 августа 1939г.), 500 км было пройдено без отказов коробки передач. В начале 1940г. прототип B1 ter возвратили на ARL. В ходе испытаний опытный танк прошел 2038 км. (Рис.6)

 

Рис.6 - B1 ter prototype на испытаниях.

 

     В конце мая 1940 года, когда немецкие войска все ближе приближались к Парижу, Char B1 ter prototype (прототип на базе машины № 101) был эвакуирован в гавань Сен-Назер (Saint-Nazaire), в устье реки Луары и на западном побережье Франции. 17 июня 1940 B1 ter prototype вместе с еще двумя машинами типа B1 ter и 380-мм орудиями для линкора Jean Bart был погружен на грузовой корабль Mécanicien Principal Carvin, направлявшийся во Французскую Северную Африку. Немецкие бомбардировщики 21 июня потопили корабль в устье реки Жиронды неподалёку от Руайона (- не исключено, что, ввиду обстоятельств французы сами утопили корабль). Транспорт остается в иле реки по сей день, неся в своем трюме три из четырех когда-либо изготовленных танков, связанных с темой B1ter.

    Забавно, что во время войны, сведения о танке B1 ter prototype попали во французский справочник-определитель по трофейным танкам, находившихся у немцев – составлен в 1944г. (Рис.7)

 

Рис.7 – Рисунок B1 ter prototype из французского справочника определителя немецких танков.

 

    Говорят, что через эту картинку о существовании B1 ter узнали в Главном автобронетанковом управлении РККА.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru