Batignolles-Châtillon Automitrailleuse à vapeur

 

 

Batignolles-Châtillon Automitrailleuse à vapeur

Франция

Средний по массе кавалерийский танк

масса

17-20 т

вооружение

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

240 л.с.

предположительно

проект

1936-1937гг., Batignolles-Chatillon

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Многоликий средний, часть 2

 

 

     В ноябре 2020 года на ebay.de выставили две фотографии, на которых запечатлено ранее неизвестное шасси, которое немецкие солдаты загружают в трейлер.  (Рис.1)

 

  

Рис.1 – Фотографии неизвестного шасси с ресурса ebay.de.

 

     Как видим, машина имеет подвеску, которую с первого взгляда можно посчитать американской подвеской типа HVSS, как и похожий на характерный для американского танкостроения корпус трансмиссии. Но, увы, фото датируются 1940 годом, когда в Америке еще не были воплощены ни подвеска HVSS, ни характерный корпус трансмиссии для средних танков. Среди специалистов, обсуждавших фотографии возник консенсус: «что бы это ни было, оно определенно было французским». Далее вспомнили, что одна из фотографий была опубликована во втором издании книги François VauvillierTous les blindés de l’armée française des origines à 1940”, в котором автор допустил: «что это, скорее всего, машина Batignolles-Châtillon Automitrailleuse à vapeur (паровой бронеавтомобиль)». Подобная ходовая часть появилась в конце 1935г. на модифицированном варианте легкого танка Char leger Batignolles-Chatillon 1935. Вовилье предполагает, что это могло быть частью проекта кавалерийского танка Automitrailleuse de Combat (AMC). Мол, проект был инициирован в соответствии с требованиями, выданными французскими военными 29 августа и 26 сентября 1934 года. Данная спецификация упоминается в связи с разработкой среднего по массе кавалерийского танка АМС 35 Renault ACG1, согласно которой танк АМС должен иметь противоснарядное бронирование (40 мм), пушечное вооружение и развивать скорость до 50 км/ч. В определенном смысле, Batignolles-Châtillon Automitrailleuse à vapeur мог выступать конкурентом SOMUA S35. Обрывочное упоминание об этом проекте сохранилось и в официальных документах. В отчете о ходе различных программ от 1 июля 1937г. в соответствующем разделе находим: «Исследование завершено. Кузов и ходовая часть собираются на заводе локомотивов в Нанте (- Batignolles-Châtillon). Две группы двигателей Sentinel удовлетворительны и приняты. Выполняются таможенные формальности для отправки в Нант». Французский оригинал: Étude terminée. Caisse et train de roulement en montage à la Compagnie des locomotives de Nantes. Les deux groupes moteur Sentinel sont satisfaisants et réceptionnés. Formalités de douanes en cours en vue de l’expédition à Nantes.” Английский перевод: “Study completed. Body and running gear being assembled at the Compagnie des locomotives de Nantes (Batignolles-Châtillon). The two Sentinel engine groups are satisfactory and received. Customs formalities in progress for shipment to Nantes.” Проект был отнесен к категории «срочность №2», то есть работа над ним зависела от времени и персонала, имеющихся в Батиньоль-Шатийоне. В отношении упоминания двигателей Sentinel следует внести ясность.

     Sentinel Waggon Works - британская компания, расположенная в Шрусбери и производившая паровозы и паровые грузовики. В 1933 году Sentinel выпустила новый компактный 4-цилиндровый паровой двигатель и вертикальный котел под названием S Type. Двигатель типа S представлял собой 4-цилиндровый паровой двигатель одностороннего действия, который весил 1007,5 фунтов (457 кг) и производил мощность 120 лошадиных сил. Его питал котел с давлением 255 фунтов на квадратный дюйм, который производил 14 фунтов мощности котла, или, другими словами, 14 фунтов пара в час. Котел потреблял 3 фунта (6,6 кг) угля в час. Двигатели этого типа предназначались для использования в грузовиках линейки S4, S6 и S8, самых успешных и самых продаваемых паровых грузовиках в истории. (Рис.2)

 

Рис. 2 - Sentinel S4. Котел установлен в кабине позади водителя, под дымовой трубой, а 4-цилиндровый двигатель - под шасси, здесь виден паровой коллектор серебристого цвета.

 

     Грузовик Sentinel с этим двигателем перевозил 165 галлонов воды и 727,5 фунтов (330 кг) угля, воды хватило на 60 миль (96,5 км) и угля хватило максимум на 180 миль (289,7 км).

     Сдвоенные двигатели типа S были приняты к 1 июля 1937 года и направлялись на завод Батиньоль-Шатийон в г. Нант для установки на Batignolles-Châtillon Automitrailleuse à vapeur – т.е. данное транспортное средство разрабатывалось паровым по типу двигателя.

     Никто не может точно установить, успели ли французы смонтировать на шасси с корпусом паровой двигатель с котлами, но время для этого с 1937г. по 1940г. у них было.

     Есть мнение, что Batignolles-Châtillon Automitrailleuse à vapeur мог достраиваться, например, как артиллерийский тягач, однако, чтобы быть уверенным в этом, нужно видеть крышу корпуса – т.е. было ли отверстие под башню (в таком случае, это, скорее, танк), либо крыша корпуса не имела погона под башню (тогда, скорее, арттягач) – к сожалению, вида машины сверху нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru