Batignolles-Châtillon Automitrailleuse à vapeur
Batignolles-Châtillon Automitrailleuse
à vapeur
Франция
Средний по массе кавалерийский танк
масса |
17-20 т |
вооружение |
47-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
240 л.с. предположительно |
проект |
1936-1937гг., Batignolles-Chatillon |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
В ноябре 2020 года на ebay.de выставили
две фотографии, на которых запечатлено ранее неизвестное шасси, которое
немецкие солдаты загружают в трейлер. (Рис.1)
Рис.1 – Фотографии неизвестного шасси с ресурса ebay.de.
Как видим, машина имеет подвеску, которую
с первого взгляда можно посчитать американской подвеской типа HVSS, как и похожий на характерный для американского танкостроения
корпус трансмиссии. Но, увы, фото датируются 1940 годом, когда в Америке еще не
были воплощены ни подвеска HVSS, ни характерный корпус трансмиссии для средних
танков. Среди специалистов, обсуждавших фотографии возник консенсус: «что бы
это ни было, оно определенно было французским». Далее вспомнили, что одна из фотографий
была опубликована во втором издании книги François
Vauvillier “Tous les blindés de l’armée française des origines à 1940”, в котором
автор допустил: «что это, скорее всего, машина Batignolles-Châtillon Automitrailleuse à vapeur (паровой бронеавтомобиль)». Подобная ходовая
часть появилась в конце 1935г. на модифицированном варианте легкого танка Char leger Batignolles-Chatillon
1935. Вовилье
предполагает, что это могло быть частью проекта кавалерийского танка Automitrailleuse de Combat (AMC). Мол, проект был
инициирован в соответствии с требованиями, выданными французскими военными 29
августа и 26 сентября 1934 года. Данная спецификация упоминается в связи с
разработкой среднего по массе кавалерийского танка АМС 35 Renault ACG1, согласно которой танк АМС должен иметь противоснарядное
бронирование (40 мм), пушечное вооружение и развивать скорость до 50 км/ч. В определенном
смысле, Batignolles-Châtillon Automitrailleuse à vapeur мог выступать конкурентом SOMUA S35. Обрывочное упоминание об этом проекте сохранилось
и в официальных документах. В отчете о ходе различных программ от 1 июля 1937г.
в соответствующем разделе находим: «Исследование завершено. Кузов и ходовая
часть собираются на заводе локомотивов в Нанте (- Batignolles-Châtillon).
Две группы двигателей Sentinel удовлетворительны и
приняты. Выполняются таможенные формальности для отправки в Нант». Французский оригинал: “Étude terminée.
Caisse et train de roulement
en montage à la Compagnie des locomotives de
Nantes. Les deux groupes moteur
Sentinel sont satisfaisants
et réceptionnés. Formalités
de douanes en cours en vue de l’expédition
à Nantes.” Английский перевод: “Study completed. Body
and running gear being assembled at the Compagnie des locomotives de Nantes (Batignolles-Châtillon). The two Sentinel engine
groups are satisfactory and received. Customs formalities in progress for shipment
to Nantes.” Проект был отнесен к категории «срочность №2»,
то есть работа над ним зависела от времени и персонала, имеющихся в Батиньоль-Шатийоне. В отношении упоминания двигателей Sentinel следует внести ясность.
Sentinel Waggon Works - британская компания, расположенная в
Шрусбери и производившая паровозы и паровые грузовики. В 1933 году Sentinel выпустила новый компактный 4-цилиндровый паровой
двигатель и вертикальный котел под названием S Type. Двигатель типа S
представлял собой 4-цилиндровый паровой двигатель одностороннего действия,
который весил 1007,5 фунтов (457 кг) и производил мощность 120 лошадиных сил.
Его питал котел с давлением 255 фунтов на квадратный дюйм, который производил
14 фунтов мощности котла, или, другими словами, 14 фунтов пара в час. Котел
потреблял 3 фунта (6,6 кг) угля в час. Двигатели этого типа предназначались для
использования в грузовиках линейки S4, S6 и S8, самых успешных и самых
продаваемых паровых грузовиках в истории. (Рис.2)
Рис. 2 - Sentinel S4. Котел установлен в
кабине позади водителя, под дымовой трубой, а 4-цилиндровый двигатель - под
шасси, здесь виден паровой коллектор серебристого цвета.
Грузовик Sentinel
с этим двигателем перевозил 165 галлонов воды и 727,5 фунтов (330 кг) угля, воды
хватило на 60 миль (96,5 км) и угля хватило максимум на 180 миль (289,7 км).
Сдвоенные двигатели типа S были приняты к
1 июля 1937 года и направлялись на завод Батиньоль-Шатийон
в г. Нант для установки на Batignolles-Châtillon Automitrailleuse à vapeur – т.е. данное транспортное средство разрабатывалось
паровым по типу двигателя.
Никто не может точно установить, успели ли
французы смонтировать на шасси с корпусом паровой двигатель с котлами, но время
для этого с 1937г. по 1940г. у них было.
Есть
мнение, что Batignolles-Châtillon Automitrailleuse à vapeur мог достраиваться, например, как
артиллерийский тягач, однако, чтобы быть уверенным в этом, нужно видеть крышу
корпуса – т.е. было ли отверстие под башню (в таком случае, это, скорее, танк),
либо крыша корпуса не имела погона под башню (тогда, скорее, арттягач) – к сожалению, вида машины сверху нет.