Batignolles-Chatillon DP-2

 

 

https://topwar.ru/uploads/posts/2014-03/1395977439_dp2_1.jpg

Batignolles-Chatillon DP-2

Франция

Легкий по массе кавалерийский плавающий танк

масса

12/12,12 т

вооружение

25-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

225 л.с.

проект

1935-1937гг., Batignolles-Chatillon

выпускался

1935г., Batignolles-Chatillon

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Плавание как специализация

 

 

     В рамках преобразования кавалерийских дивизий появилась идея оснащения кавалерии плавающими танками, в задачу которых входила разведка и наблюдение. Заказ на разработку плавающего танка был выдан фирме Compagnie Generale de Construction de Locomotives Batignolles-Chatillon, примерно, в 1934г. или в 1935г. по инициативе Section Technique des Materiels Automobiles de Combat. Согласно другой версии, проект разрабатывался силами Section Technique des matériels automobiles de combat, а постройку опытного образца доверили компании Batignolles-Chatillon. Машина получила обозначение DP-2. В 1935 году компания Compagnie Generale de Construction Locomotive Batignolles-Chatillon представила опытный амфибийный танк DP-2. (Рис.1)

 

Белые круги на корпусе соответствуют ватерлинии.

Картинки по запросу BATIGNOLLES-CHATILLON DP 2 

Рис.1 – Первый вариант прототипа DP-2. На этих фото на машине установлен макет ранней модели башни APX 5.

 

    Не исключено, что при проектировании DP-2 специалисты фирмы Batignolles-Chatillon могли использовать задел по легкому шеститонному танку, который участвовал в конкурсе от 1933г. (Рис.2)

 

Рис.2 - Вариант Char leger Batignolles-Chatillon 1935 по теме тяжелобронированного легкого пехотного танка.

 

     Корпус танка был спроектирован таким образом, чтобы обеспечить хороший запас плавучести и максимальную скорость при передвижении по воде. В результате, носовая часть приобрела характерные заостренные очертания. Плавучесть танка обеспечивалась за счет высокого коробчатого корпуса и дополнительно двух поплавков, которые крепились по обеим сторонам бронированного корпуса. Бронированный корпус собирался на заклепках из листов толщиной до 15 мм. Компоновка танка была классической: отделение управления – спереди, боевое отделение – в средней части, моторно-трансмиссионное – в кормовой части. Экипаж DP-2 состоял из 2-х человек: водителя и командира, который также обслуживал вооружение. Водитель имел небольшую башенку со смотровым люком, прикрываемым бронезаслонкой. Командир должен был располагаться в граненой бронированной башне на крыше корпуса. Первый прототип оснащался деревянным макетом башни и 37-мм пушкой SA18 – пишут, что вместо реальной пушки устанавливался весовой имитатор. На DP-2 устанавливался бензиновый 12-цилиндровый двигатель мощностью 225 л.с. Двигатель оказался очень тяжелым, из-за чего центр тяжести машины смещался назад. По одним данным, танк должен был перемещаться по воде при помощи перематывания гусениц - дополнительный движитель не предусматривался. По другим - DP2 имел турбину для движения по воде и поэтому не зависел от движения своих гусениц; на воде автомобиль поворачивался за счет вращения выпускного отверстия турбины. Некоторые находят, что, ходовая машин конструктивно схожа с таковой у Char leger Batignolles-Chatillon 1935. Применительно на каждый борт ходовая часть DP-2 состояла из 8 опорных катков, сблокированных попарно, 3 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Подвеска опорных катков оснащалась амортизацией на пружинных рессорах. Однако на плавающем танке все агрегаты ходовой части располагались на уровне нижней части бортов корпуса. Элементы ходовой части были прикрыты бронированным щитком.

     Масса машины в таком виде составила около 11,5 тонн.

     21 марта 1936 года (по другим сведениям, в конце 1935г.) танк Batignolles-Chatillon DP-2 вышел на испытания в Пуасси (Poissy), на реке Сена, ниже по течению от Парижа. Машина развивала максимальную скорость на шоссе 35-40 км/ч. На воде прототип танка DP-2 развивал скорость до 6-6,5 км/ч. Осадка танка оказалась достаточно большой, при этом испытания показали, что добавление груза в 100 кг опустит танк в воду на 1 см. Проблем с навигацией и с заходом в воду не было, но смещенный назад центр тяжести затруднял выход из воды. При попытке выбраться из реки, корма фактически ушла под воду, моторный отсек залило водой, и танк опустился обратно в реку.

     После катастрофического завершения первых испытаний танк восстановили и отправили на завод для продолжения работ с машиной. В моторный отсек пришлось внести некоторые существенные изменения, чтобы такой инцидент не повторился. С крыши корпуса были убраны характерные цилиндрические воздухозаборники. Жалюзи двигателя были модифицированы и получили выдвижные клапаны, которые закрывали их при выходе из воды. Макет башни был заменен на настоящую раннюю версию башни APX 5. В качестве основного вооружения этой одноместной башни использовалась 25-мм полуавтоматическая противотанковая пушка SA 35 (25 mm antichar S.A.-L mle 1934) со спаренным с ней 7,5-мм пулеметом MAC31E. Прототип плавающего танка DP-2 потяжелел до 12 или 12,12 тонн. (Рис.3)

 

Иллюстрация created by Pavel “Carpaticus” Alexe and Hadrien Barthélémy.

 

Фотография датируется августом 1936г. или мартом-апрелем 1937г.

Рис.3 – Окончательный вариант прототипа DP-2.

 

    По одним источникам, испытания прототипа DP-2 продолжились с мая 1936 года. По другим – доработанная машина прошла новые испытания с 6 июня по 13 августа 1936 года. Первый этап испытаний был посвящен ходовым тестам на суше. Первоначально планировалось, что DP2 сможет преодолеть 550 км по дорогам, но в реальности танк прошел только 115 км. Во время этих заездов машина развила максимальную скорость 40,5 км/ч. После этих испытаний в машину были внесены некоторые незначительные изменения, в частности, новые штампованные стальные гусеницы, которые были сочтены более прочными. Испытания возобновились 1 марта 1937 года. Во время них были проведены водные испытания. По воде танк двигался со скоростью 6-6,5 км/ч. (Рис.4)

 

DP2, вероятно, пересекает Сену.

Раскрашено Smargd123.

Рис.4 - DP2 на воде и выход из воды. Источник: char-français.

 

     На этот раз DP2 не затонул, но моторный отсек все же оказался не полностью водонепроницаемым. Сборка корпуса на заклепках не позволяла обеспечить требуемую герметичность корпуса, вследствие чего после каждого испытательного заплыва танк приходилось буквально осушать. Во время очередных испытаний вода попала в моторное отделение, мотор заглох и не завелся. Опытный танк DP-2 пришлось вытаскивать на берег при помощи тягача. Главным выводом не в пользу DP2 был тот, что танк из-за специфической конструкции ходовой части и обводов корпуса мог спускаться в воду и подниматься обратно только на участках берега с твердым и пологим дном. 26 апреля 1937 года испытания были прекращены. Единственный прототип танка DP-2 в течение некоторого времени хранился на заводе, а позже был утилизирован.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru