AMС
SOMUA АС3
AMС SOMUA АС3
Франция
Средний по массе
кавалерийский танк
масса |
17 т |
вооружение |
47-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
190 л.с |
проект |
1934г., SOMUA |
выпускался |
1935г., SOMUA 1 шт. опытный |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
В 1934г. кавалерия изменила требования к
машинам по теме АМС.
Процесс пересмотра спецификации на АМС
начался, кажется, еще в 1932г. Пришло понимание, что АМС необходимо иметь более
толстое бронирование – до 20 мм. Масса машины, таким образом, подрастала до 9
т. Скорость определялась в 30 км/ч, экипаж в 3 человека, из которых два члена
экипажа должны были помещаться в башне (хотя не исключалось, что если машина
будет иметь два поста управления, то экипаж может составлять 4 чел.); ширина
преодолеваемого рва – 1 м. Весной 1934г. состоялось совещание специалистов фирмы
SOMUA (Société d'Outillage Mécanique et d'Usinage / Mechanical Tools and Machining Company) с командованием кавалерии, в его ходе родилась концепция нового
трехместного танка массой 13 т, с толщиной бронирования 30 мм, максимальной
скоростью 30 км/ч и запасом хода по шоссе 200 км, причем показатели: 13 т, 30
мм, 30 км/ч, 200 км, вроде бы, были заимствованы у пехотного управления,
которое выдвигало такие требования к новой машине АМС для пехоты. Если ID вопрос движителя обходило стороной (т.е. АМС для пехоты с такими
характеристиками могли выглядеть и как колесные машины), то кавалеристы,
похоже, сразу нацелились на создание гусеничной машины – т.е. полноценного
танка. В отношении вооружения определились, что машина
АМС должна иметь 47-мм пушку и спаренный с ней пулемет. В мае 1934г. толщину
брони решили увеличить до 40 мм. Окончательно ТТЗ на новую кавалерийскую машину
АМС командующий кавалерий генерал Флавиньи утвердил 26 июня 1934г., причем
требуемая скорость машины возрастала до 50 км/ч.
Со
своими предложениями по типу АМС выступила фирма SOMUA,
военным инициативные идеи показались заманчивыми. Отличительная
черта проекта заключалась в сборке корпуса – корпус предполагалось собирать из
четырех литых деталей - две половинки ванны, подбашенная коробка и надмоторная
плита, соединялись детали при помощи болтов. 12 октября 1934г. военные
заключили контракт на изготовление опытного образца АМС от SOMUA. Работы по конструированию SOMUA AC 3
начались в ноябре 1934 года, через 7 месяцев 11 апреля 1935 года машина AMC
SOMUA Type AC3 с регистрационным номером 745-W1 была готова. (Рис.1)
Рис.1 – Шасси AMC SOMUA Type AC3 с корпусом, без башни и вооружения.
Эскизный
проект AC 3, а также его деревянная модель в масштабе 1:10, были подготовлены
SOMUA к октябрю 1934 года. (Рис.2)
Рис.2 – Деревянная модель SOMUA AC3.
Так что на самом деле процесс создания
новой машины АМС занял не 7 месяцев, а протекал на Schneider-SOMUA с 1932г. 12
октября SOMUA получила заказ на изготовление опытного образца танка.
Рис.3 - Схема
соединения четырех литых броневых деталей корпуса танка SOMUA.
Передняя часть с боевым отделением была цельнолитой. Задняя часть
корпуса, где находилось МТО, состояла из двух частей, соединяемых продольно. Для обеспечения доступа
к агрегатам МТО, укладки запасных частей и инструмента в бортах кормовой
верхней части корпуса имелось четыре люка. Сверху моторно-трансмиссионное
отделение закрывалось литыми броневыми жалюзи, установленными в специальные
гнезда и закрепленные болтами.
Экипаж,
состоявший из трех человек, размещался в носовой части корпуса - командир
танка (он же наводчик орудия), размещавшийся в башне, механик-водитель
(находился в боевом отделении впереди слева) и заряжающий (в боевом отделении
впереди справа. 2/3 длины танка занимал двигатель и необходимое для его работы
оборудование. В передней части боевого отделения у правого борта
предусматривалось место для установки радиостанции. Посадка экипажа осуществлялась через люк в
левом борту. За отделением управления размещалось боевое отделение, в котором
располагался командир танка.
Бронирование:
лоб корпуса — 35-40 мм, борт корпуса — 35-40 мм, корма корпуса — 38 мм, крыша —
20 мм, днище — 20 мм.
Ходовая часть АС3
(применительно на один борт) состояла из 8 стальных опорных катков малого
диаметра, сблокированных в 4 тележки, одного независимого катка, двух
поддерживающих роликов и ведущего колеса заднего расположения. (Рис.4)
Две соседние тележки имели единый упругий элемент в виде пластинчатых
рессор, на передней тележке монтировался масляный амортизатор. Обе группы тележек
соединялись рамой. Задний каток предназначался для увеличения опорной
поверхности и дополнительного гашения колебаний. Ударные нагрузки гасила буферная пружина,
установленная в корпусе кронштейна заднего катка. Ведущее колесо с тормозами колодочного типа состояло из ступицы и
зубчатого венца, имеющего два ряда зубьев по 22 зуба, прикрученного болтами к
ступице. Направляющее колесо, смонтированное на кронштейнах бортовой брони в
передней части танка, состояло из литой ступицы, резинового
бандажа-амортизатора и стального обода с ребордой посередине для направления
гусеничной. Стальной обод и резиновый бандаж удерживались на ступице
специальными металлическими дисками. Каждая гусеничная лента состояла из 103
литых траков, соединяемых между двумя пальцами. Каждый трак на внутренней
поверхности имел выемку для реборд опорных и направляющих колес. Для смазки
катков и траков гусеницы между тележками подвески установлена специальная
масленка. Натяжной механизм состоял из двух регулировочных болтов с цапфами для
крепления оси направляющего колеса и трех шестерен, из которых две натяжные.
Шестерни монтировались на кронштейне, привернутом к броне корпуса болтами. Для
поддержки верхней ветви гусеницы дополнительно использовалась пара
поддерживающих полозьев по каждому борту. Подвеска и катки практически
полностью закрывались бронещитами.
Мотор для SOMUA AC3 заказали у фирмы Janvier, Sabin et Cie. В довольно
короткий срок там разработали 8-циллиндровую V-образную силовую установку
1900CV V8. SOMUA приобрела комплект чертежей этого двигателя, на базе которого
на SOMUA построили свой мотор, по конструкции отчасти перекликающийся с
авиационным двигателем Hispano-Suiza 8B. При объеме 12,7 литров он развивал
мощность 190 лошадиных сил при 2000 об/мин. (Рис.5)
Рис.5 – 190-сильный
двигатель SOMUA, разработанный при участии фирмы Janvier, Sabin et Cie.
Система
смазки двигателя циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Масляный бак
находился с левой стороны моторного отделения между двигателем и левым бортом
танка. Масляный насос шестеренчатый, трехсекционный; одна секция нагнетающая,
две секции откачивающих. От насоса масло подводилось к масляному фильтру,
расположенному с правой стороны моторного отделения. Масляный радиатор
трубчатый, имел посередине люк для доступа к запальным свечам двигателя.
Система охлаждения двигателя водяная, с принудительной циркуляцией. Вода в
систему охлаждения заливалась через горловину расширительного бака,
расположенного в правой передней части моторного отделения. Для доступа к
заливной горловине в верхней части брони над моторным отделением имел
откидывающийся на шарнирах люк. Радиатор трубчатый, располагался в задней
правой части моторного отделения. Воздух, охлаждающий воду в радиаторе,
засасывался внутрь моторного отделения и прогонялся через радиатор вентилятором
турбинного типа. Вентилятор приводился во вращение парой конических шестерен от
вала отдельного привода дифференциала. Воздух входил в моторное отделение через
литые жалюзи с правой стороны танка, проходил сквозь радиатор, направлялся
специальным кожухом из листовой стали к вентилятору и выходил наружу через жалюзи,
расположенные с левой стороны танка. (Рис.6)
Рис.6 – Монтаж силовой установки на платформу АС3.
Топливных
баков было два: главный емкостью 310 литров и резервный емкостью 100 литров,
располагались с правой стороны моторного отделения, между двигателем и правым
бортом. Баки имели специальную обшивку из резины, ткани и проволочной сетки,
уменьшающую опасность утечки и воспламенения топлива при пробивании стенок
бака. Каждый бак имел отдельную заливную горловину, доступ к ним осуществлялся
через бортовой люк с правой стороны моторного отделения. Кроме того, на борту
снаружи танка имелись специальные крепления для установки четырех
дополнительных баков. Карбюраторов было два, фирмы «Солекс», устанавливались по
одному на каждый блок цилиндров. Воздушные фильтры располагались в моторном
отделении над двигателем. Они состояли из металлического кожуха, внутри
которого находился цилиндр из смоченной маслом металлической сетки. Система
зажигания двойная, от двух магнето, дающих ток на запальные свечи (по две на
каждом блоке цилиндров). Двигатель запускался электростартером, расположенным
на картере коробки перемены передач, или сжатым воздухом. Воздух для системы
запуска накачивался одноцилиндровым компрессором в баллон, расположенным в
передней части моторного отделения над левой гусеницей. Трансмиссия танка
состояла из главного фрикциона, установленного на хвостовике коленчатого вала
двигателя, 5-ступенчатой коробки перемены передач, расположенной в моторном
отделении за двигателем, полукарданного вала, соединяющего главный фрикцион с
коробкой перемены передач, двух дифференциалов, бортовых фрикционов и
передаточного вала, передающего крутящий момент непосредственно верхнему
дифференциалу и бортовым фрикционам. Картеры коробки передач и дифференциалов
соединены болтами в общий блок.
Органы управления АС3 были выполнены как на автомобиле – с левой стороны
передней части корпуса монтировалась рулевая колонка с «баранкой», педали,
рычаг переключения передач, кресло водителя и приборные панели. Справа от места
водителя было оборудовано место для радиста и радиостанции. В лобовом листе
было выполнено два люка с приборами наблюдения. Управление танком
осуществляется с помощью двух дифференциалов, получающих вращение от двигателя:
нижний дифференциал через коробку перемены передач, верхний дифференциал от
отдельного привода. Благодаря этому танк имел два способа управления поворотом:
при помощи штурвала, на фрикционы верхнего дифференциала и на колодочные
тормоза полуосей бортовых передач (нижнего дифференциала). При наличии двух
дифференциалов танк мог поворачиваться: штурвалом — с большими радиусами
поворота, при действии тормозами с гидравлическим приводом — делать крутые
повороты. При движении танка задним ходом штурвал необходимо было вращать в
обратную сторону поворота танка (например, чтобы повернуть вправо штурвал нужно
вращать в левую сторону). При выключенных передачах (рычаг кулисы в нейтральном
положении) или при выключенном главном фрикционе, действуя штурвалом, танк
можно развернуть на месте, при этом гусеницы вращались в разные стороны. При
управлении танком при помощи тормозов можно остановить одну гусеницу, и танк
мог сделать крутой поворот. (Рис.7)
Рис.7 – Шасси SOMUA AC3.
Электрооборудование танка выполнено по
однопроводной схеме, напряжение бортовой сети 24 вольта. Источник
электроэнергии — две аккумуляторные батареи, расположенные в боевом отделении
на днище у правого борта. Внешнее освещение танка состояло из одной дорожной
фары (дальнего света) на правом крыле, одной малой фары (ближнего света) на
левом крыле, маскировочной фары специальной конструкции на левом крыле и
габаритно-маскировочного фонаря на правом крыле, заднего двухцветного фонаря
(верхний стоп-сигнал, нижний дистанционный) и двух габаритных фонарей на правом
и левом задних крыльях. Рядом с маскировочной фарой устанавливался сигнал.
При указанном бронировании масса машины
перемахнула ограничение в 13 тонн, указанное в спецификации, до 17 тонн. На момент постройки (11 апреля 1935г.) прототип (регистрационный
номер 745-W1) не имел башни (ожидавшаяся башня АРХ1 еще не была
готова), поэтому танк получил массогабаритный макет, с которым проходил испытания в
Венсенне в период с 4 июля по 3 августа 1935 года. (Рис.8)
Рис.8 - Прототип AMC SOMUA AC3 с имитацией башни.
По
ходовым показателям и скорости танк удовлетворил требования военных – средняя скорость 30 км/ч, но моторно-трансмиссионная
группа требовала доводки. Неудачно были размещены фары (прямо во лбу корпуса),
смотровые приборы в передней части корпуса получились громоздкими и крепились
на болтах - такая конструкция была уязвима. АС3 отправили на завод, где танк прошел первый этап модернизации,
длившийся два месяца. На повторных испытаниях, проходивших с 15 октября по 17
декабря 1935г., АС3 появился с одноместной башней АРХ1 и 47-мм пушкой SA 34. По другой версии, АС3 получил башню только в марте 1936г.
(Рис.9, Рис.10)
Рис.9 – Прототип с башней АРХ1.
Рис.10 – Прототип на тягаче SOMUA MCG – отдаленном предке SOMUA S 35.
Одноместная башня АРХ1, установленная на
прототипе АС3, имела как ручной, так и электрический привод. Электромотор
поворота смонтирован на основании башни и соединяется с поворотным механизмом
валом и двумя шарнирами. Поворотный механизм башни, закрепленный на кронштейнах
брони, разместили с левой стороны у командира танка. На крыше, со смещением
влево, установили небольшую куполообразную командирскую башенку. В ней имелся
специальный наблюдательный люк со смотровой щелью и двумя смотровыми
отверстиями, закрываемыми броневыми щитками. Башенка вращалась вручную
независимо от основной башни.
Вооружение в башне АРХ1 было представлено
47-мм пушкой SA34 и спаренным с ней 7,5-мм пулеметом. Боекомплект из 118
снарядов для пушки размещались в одном стеллаже, расположенном в боевом отделении
у правого борта. В его состав сходили снаряды следующих типов: — бронебойный
остроголовый сплошной с защитным наконечником, трассирующий Boulet de rupture
mle.1935; — бронебойный остроголовый трассирующий Pzgr.176(f); — стальная
осколочная граната Obus explosif Mle.1932. (Рис.11)
Рис.11 – Стеллаж с
боеприпасами для орудия.
Пулеметные магазины на 2200 патронов (15
штук по 170 патронов в каждом) находились над и под снарядным стеллажом, а
также в башне. Некоторые источники утверждают, что боекомплект был несколько
иным — 108 унитарных выстрелов и 3000 патронов к пулемёту (в 20 магазинах по
150 штук).
К январю 1936г., как
будто, построили всего 4 опытных танка данного типа – на машинах первоначально
были установлены башни АРХ1 и пушки SA34. В январе 1936г. эти машины были направлены в распоряжение 4-го кирасирского полка
(4e Cuirassiers). По итогам испытаний и доработок появился модернизированный
вариант AC 3, который получил заводское обозначение AC 4. AC 4 стал серийным вариантом, известным как SOMUA S35. (Рис.12)
Рис.12 – Указывают, что это АС3 в финальной конфигурации с новой башней и 47-мм пушкой SA 35 – т.е. АС4.