AMС SOMUA АС1//АС2

 

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/france/am_somua/somua_am_1.jpg

AMС SOMUA АС1//АС2

Франция

Легкий по массе кавалерийский полугусеничный танк

масса

9-10 т

вооружение

25-мм орудие

1 пулемет

или

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел.

проект

1932-1938гг., SOMUA

выпускался

АС1

АС2

 

1932/33г., SOMUA

1938г., SOMUA

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Варианты развития легкого типа

 

 

     23 января 1932г. спецификация на АМС (Automitrailleuse de combat - боевые бронеавтомобили, машины поддержки) выглядела так: машина с противопульным бронированием (13 мм, по другой версии – до 20 мм) массой от 7,5 т до 9 т, способная бороться с бронетехникой противника (вооруженная противотанковым орудием и пулеметом), крейсерская скорость не менее 30 км/ч, экипаж 3-4 чел. (4 чел. в машине с двумя постами управления), из них два члена экипажа должны были размещаться в башне.

      С 1932г. свой вариант АМС начала разрабатывать фирма SOMUA (Société d'outillage mécanique et d'usinage d'artillerie), дочерняя компания Schneider-Creusot. Пишут, что SOMUA проектироавла машину АМС на базе своего полугусеничного тягача MCG (Рис.1).

 

Рис.1 – Артиллерийский тягач SOMUA MCG.

 

     Однако из литературы неясно, когда был создан MCG, по некоторым оговоркам можно понять, что MCG вряд ли мог появиться раньше 1934г. С другой стороны, в ряде источников указывают, что первый образец полугусеничной боевой машины по спецификации АМС – SOMUA AC 1 был готов уже в 1932г. или в 1933г. (Рис.2) 

 

 

Рис.2 - SOMUA AC 1.

 

    Масса и иные габариты SOMUA AC 1 в литературе не приводятся – вероятно, около 9-10 тонн. Машина имела танковую компоновку. В передней части корпуса располагалось отделение управления, в средней — боевое отделение на двух человек, в кормовой — 90-сильный двигатель и трансмиссия механического типа. На крыше боевого отделения устанавливалась шестигранная одноместная башня, где можно было разместить один 7,5-мм пулемет Reibel, пишут также, что рассматривалась возможность установки пушек калибра 25-37 мм или крупнокалиберного пулемета. Гусеничная часть, применительно на один борт, включала две тележки с двумя опорными катками каждая, поддерживающий ролик, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Гусеница резинометаллическая цевочного зацепления. Для лучшего преодоления препятствий на местности на лобовом листе корпуса крепился металлический свободно-вращаемый барабан.

     Пишут, что в 1938г. появился более тяжелый вариант этой машины (с толщиной брони до 20-мм), либо довели до нового уровня бронирования имеющийся экспонат, машина имела обозначения SOMUA AC 2 или 1938 AM SOMUA. (Рис.3)


https://www.armedconflicts.com/attachments/796/thumbs/somua_ca_prototype.jpg https://www.armedconflicts.com/attachments/796/thumbs/Somua_AC.jpg

Рис.3 – Указывается, что это 1938 AM SOMUA.

 

    Прототип SOMUA AM прошел ходовые испытания в 1938 году, причем к испытаниям танк получил в качестве вооружения пулемет или, возможно, муляж короткоствольной танковой пушки в маске (Рис.4).

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/france/am_somua/somua_am_1.jpg

Рис.4 - 1938 AM SOMUA (-?), внизу, как будто, на испытаниях 1938г. К сожалению, на этих снимках очень невнятное изображение вооружения в башне.

 

     Машина в серию не пошла, но считается, что приняла участие в боях за Францию - летом 1940 года опытному образцу пришлось участвовать в боевых действиях, в ходе которых он был брошен на улице одного из городов. (Рис.5)

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e1/Somua-am-1938_02.jpg

Рис.5 - AM SOMUA в руках немцев.

По сравнению с предыдущим фото кажется, что на башне нет маски с орудием.

 

 

 

 

                

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru