AMR
Gendron SOMUA 1933/35
Первый вариант
Второй вариант
AMR Gendron SOMUA 1933/35
Франция
Легкий по массе колесный танк
масса |
6 т |
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
75 л.с. |
проект |
1933г., Gendron |
выпускался |
1934-1935гг., SOMUA 2 шт. опытные |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
В 1933 году появился крайне оригинальный
проект колесной бронемашины, проектированием которой занимался инженер Гендрон
(Gendron). У него возникла идея использовать не стандартное шасси типа 4х2 или
4х4, а разработку с колесной формулой 3х1. Два колеса с пневматическими шинами
в передней части корпуса были управляемыми, причем подвеска на листовых
рессорах монтировалась поверх корпуса. Третье колесо (также на пневматике), в
задней части, было ведущим. Для улучшения проходимости по пересеченной
местности по бортам корпуса крепилось по одному дополнительному металлическому
колесу с грунтозацепами. Корпус бронемашины имел простую конфигурацию с
вертикальными бортами. Спереди размещалось отделение управления, где находилось
место водителя. В средней части корпуса располагалось боевое отделение, на
крыше которого устанавливалась одноместная шестигранная башня с одностворчатым
люком в верхнем наклонном бронелисте. Бензиновый 4-цилиндровый двигатель
мощностью 75 л.с. располагался в задней части. Вооружение бронеавтомобиля
состояло из одного 7,5-мм пулемета в башне. Посадка производилась через двери
по обоим бортам корпуса. Средства наблюдения ограничивались люком со смотровой
щелью у водителя и смотровым прибором, установленным в башне. Реализацией
проекта занялась фирма SOMUA, которой после задержек удалось к началу 1934 года
построить первый прототип с номером 7395. Машина получила обозначение AMR
Gendron SOMUA. (Рис.1)
Рис.1 – Первый вариант БА Gendron.
На испытаниях практически сразу выявились
проблемы с устойчивостью при передвижении вне дорог, хотя динамические качества
признали неплохими.
Гендрон переработал проект в сторону
использования ходовой части с колесной формулой 4х4. Ведущие колеса сохранили
пневматические проектированные шины. По такому же типу сделали вспомогательные
колеса, и кроме того – добавили дополнительные металлические ролики между ними
и передним мостом. Новая ходовая часть повлекла за собой незначительную
переделку корпуса. Двигатель остался прежним, но систему входа и вывода
воздуха, а также расположение выхлопной трубы изменили. Первый прототип
обновленной бронемашины с номером 81745 поступил на испытания в начале 1935
года. Первоначально на прототипе не было башни и вооружения – их роль выполнял
балласт на верхней части корпуса. (Рис.2)
Рис.2 - AMR Gendron
SOMUA без башни с вооружением.
С 3 января по 3 апреля 1936 года, опытный
образец был передан в пробную эксплуатацию в состав 4-го кирасирского полка (4e
Cuirassiers). В этот период бронемашина активно использовалась для различных
тестов и экспериментов, заслужив неплохие отзывы. (Рис.3)
Рис.3
- AMR Gendron SOMUA обр. 1935г.
По основным показателям Gendron SOMUA не уступал Panhard 178 –
пишут, что при аналогичном бронировании он был меньше в размерах. Однако машины
в данной версии не удалось пустить в серию, на SOMUA был дефицит башен АРХ3 –
подводили смежники.
AMR Gendron SOMUA по формальным признакам можно отнести к
колесным танкам.