AMR Citroen P103
AMR Citroen P103
Франция
Малый легкий танк
масса |
5,48 т |
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
228 л.с. |
проект |
1934-1935гг., Citroen |
выпускался |
1935г., Citroen 1 шт. опытный |
Основная статья: Французское
танкостроение 1930-1938гг.
В мае 1934г. на вооружение по программе AMR (Automitrailleuse de reconnaissnace - разведывательные бронеавтомобили
или пулеметные машины разведки) был принят танк AMR 35 ZT. (Рис.1)
Рис.1 - AMR 35 Renault ZT//ZT1.
Конкурентом AMR Renault ZT 35 называют гусеничный танк AMR от Citroen - Citroen AMR P103 – фирма Citroen как раз закончила в 1933г. выпуск полугусеничного AMR P28. Машина AMR от Citroen разрабатывалась по спецификации, которая отражала характеристики танка AMR 33, только что принятого на вооружение: максимальное бронирование до 13 мм, скорость 40 км/ч и запас хода до 200 км. AMR P103 имела компоновку близкую британским малым легким танкам: трансмиссия размещалась в носовой части корпуса, отделение управления и боевое отделение — в средней, двигатель – отчасти в отделении управления/боевом отделении и в корме. (Рис.2)
Рис.2 – Танк Citroen AMR P103, начало 1935г.
Масса AMR P103 5480 кг. В литературе габаритные размеры машины предлагаются на
глазок: длина ~4000 мм, ширина ~1600 мм, высота ~1800 мм. Корпус клёпаной
конструкции собирался из бронелистов от 5 мм (крыша, днище) до 15 мм (борт
корпуса). Пишут, что лобовой элемент корпуса был выполнен литым, толщиной 20 мм. Экипаж два человека — водитель и командир танка. Место водителя располагалось у правого борта и было оснащено
небольшой выступающей рубкой со смотровым прибором. Интересно,
что люк водителя сдвигался внутрь отделения управления по
направляющим. (Рис.3)
Рис.3 – Вид на интнрьер танка через открытый люк водителя.
Вооружение, состоявшее из одного 7,5-мм
пулемета МАС Mle.1934 (- или МАС Mle.1931?), размещалось в шестигранной башне Avis
№1, которая также устанавливалась на танках AMR 33. Диаметр погона, в принципе,
позволял устанавливать и более крупную башню Avis №2 под крупнокалиберный
пулемет Hotchkiss Mle. 1930. Башня была смещена вправо относительно продольной
оси корпуса. Для наблюдения в четырех гранях башни (лобовой, кормовой и двух
боковых) были сделаны смотровые щели, защищенные триплексами. Силовая установка
включала карбюраторный 6-цилиндровый мощностью 228 л.с. двигатель и трансмиссию
гидравлического типа. Ходовая часть танка Р103 имела оригинальную конструкцию.
Применительно на один борт ходовая включала шесть сдвоенных опорных катков,
блокированных попарно в три тележки, переднего ведущего колеса большого
диаметра и заднего направляющего колеса. Подвеска каждого блока тележки осуществлялась
на пружинных рессорах. Верхняя ветвь гусеничной цепи поддерживалась двумя
роликами на борт. В одних источниках указывают, что гусеница набиралась из 75
стальных одногребневых траков. В других – сообщают, что для Citroën Р103
разрабатывалась уникальная резинотканевая гусеница. Теперь вместо одного гребня
их было три - центральный и два поменьше. Таким способом пытались максимально
снизить вероятность сброса гусеничной ленты. (Рис.4)
Рис.4 – Из патента на трак, который использовался в ходовой части
Citroën P 103.
Указывается также, что по ходу испытаний
танк получил доработанные гусеничные ленты, отличавшиеся новыми башмаками с
шевронными грунтозацепами.
Прототип танка Р103 с номером 84374 поступил
на испытания в 1935 году. Сравнительно с аналогичными гусеничными машинами
фирмы Renault изделие фирмы Citroen показало худшие скоростные качества (30
км/ч по шоссе) при лучшей защищенности основных агрегатов и экипажа. Ненадежно
проявили себя ходовая часть и гидравлическая трансмиссия, машина не была
принята в серию. По другой версии, 24 апреля 1935 года фирму Citroën
уведомили о том, что их машина прошла испытания и утверждена в программе AMR,
как потенциальная замена AMR 35 ZT – фирма Renault не сильно старалась для
выполнения заказов для кавалерии. Но в 1935г. владелец Citroën решил
полностью избавиться от военных заказов, и Р103 остался в единственном
экземпляре, который впоследствии разобрали.