AMR Citroen P103

 

 

AMR Citroen P103

Франция

Малый легкий танк

масса

5,48 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

228 л.с.

проект

1934-1935гг., Citroen

выпускался

1935г., Citroen

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Легче легкого

 

 

     В мае 1934г. на вооружение по программе AMR (Automitrailleuse de reconnaissnace - разведывательные бронеавтомобили или пулеметные машины разведки) был принят танк AMR 35 ZT. (Рис.1)

 

Рис.1 - AMR 35 Renault ZT//ZT1.

 

     Конкурентом AMR Renault ZT 35 называют гусеничный танк AMR от Citroen - Citroen AMR P103 – фирма Citroen как раз закончила в 1933г. выпуск полугусеничного AMR P28. Машина AMR от Citroen разрабатывалась по спецификации, которая отражала характеристики танка AMR 33, только что принятого на вооружение: максимальное бронирование до 13 мм, скорость 40 км/ч и запас хода до 200 км. AMR P103 имела компоновку близкую британским малым легким танкам: трансмиссия размещалась в носовой части корпуса, отделение управления и боевое отделение — в средней, двигатель – отчасти в отделении управления/боевом отделении и в корме. (Рис.2)

 

 

Рис.2 – Танк Citroen AMR P103, начало 1935г.

 

     Масса AMR P103 5480 кг. В литературе габаритные размеры машины предлагаются на глазок: длина ~4000 мм, ширина ~1600 мм, высота ~1800 мм. Корпус клёпаной конструкции собирался из бронелистов от 5 мм (крыша, днище) до 15 мм (борт корпуса). Пишут, что лобовой элемент корпуса был выполнен литым, толщиной 20 мм. Экипаж два человека — водитель и командир танка. Место водителя располагалось у правого борта и было оснащено небольшой выступающей рубкой со смотровым прибором. Интересно, что люк водителя сдвигался внутрь отделения управления по направляющим. (Рис.3)

 

Рис.3 – Вид на интнрьер танка через открытый люк водителя.

 

     Вооружение, состоявшее из одного 7,5-мм пулемета МАС Mle.1934 (- или МАС Mle.1931?), размещалось в шестигранной башне Avis №1, которая также устанавливалась на танках AMR 33. Диаметр погона, в принципе, позволял устанавливать и более крупную башню Avis №2 под крупнокалиберный пулемет Hotchkiss Mle. 1930. Башня была смещена вправо относительно продольной оси корпуса. Для наблюдения в четырех гранях башни (лобовой, кормовой и двух боковых) были сделаны смотровые щели, защищенные триплексами. Силовая установка включала карбюраторный 6-цилиндровый мощностью 228 л.с. двигатель и трансмиссию гидравлического типа. Ходовая часть танка Р103 имела оригинальную конструкцию. Применительно на один борт ходовая включала шесть сдвоенных опорных катков, блокированных попарно в три тележки, переднего ведущего колеса большого диаметра и заднего направляющего колеса. Подвеска каждого блока тележки осуществлялась на пружинных рессорах. Верхняя ветвь гусеничной цепи поддерживалась двумя роликами на борт. В одних источниках указывают, что гусеница набиралась из 75 стальных одногребневых траков. В других – сообщают, что для Citroën Р103 разрабатывалась уникальная резинотканевая гусеница. Теперь вместо одного гребня их было три - центральный и два поменьше. Таким способом пытались максимально снизить вероятность сброса гусеничной ленты. (Рис.4)

 

Рис.4 – Из патента на трак, который использовался в ходовой части Citroën P 103.

 

     Указывается также, что по ходу испытаний танк получил доработанные гусеничные ленты, отличавшиеся новыми башмаками с шевронными грунтозацепами.

     Прототип танка Р103 с номером 84374 поступил на испытания в 1935 году. Сравнительно с аналогичными гусеничными машинами фирмы Renault изделие фирмы Citroen показало худшие скоростные качества (30 км/ч по шоссе) при лучшей защищенности основных агрегатов и экипажа. Ненадежно проявили себя ходовая часть и гидравлическая трансмиссия, машина не была принята в серию. По другой версии, 24 апреля 1935 года фирму Citroën уведомили о том, что их машина прошла испытания и утверждена в программе AMR, как потенциальная замена AMR 35 ZT – фирма Renault не сильно старалась для выполнения заказов для кавалерии. Но в 1935г. владелец Citroën решил полностью избавиться от военных заказов, и Р103 остался в единственном экземпляре, который впоследствии разобрали.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru