AMR 35 Renault ZT//ZT1
AMR 35 Renault ZT//ZT1
Франция
Легкий по массе кавалерийский танк
| 
   6,5 т  | 
  
 |
| 
   вооружение  | 
  
  
   1 пулемет  | 
  
 
| 
   экипаж  | 
  
  
   2 чел.   | 
  
 
| 
   мощность силовой установки  | 
  
  
   82 л.с.  | 
  
 
| 
   проект  | 
  
  
   1934г., Renault  | 
  
 
| 
   выпускался  | 
  
  
   1934-1938гг., Renault 168 шт. (включая 1 эталонный)  | 
  
 
Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.
Легкая классика и ее обновления
     21 апреля 1933г. появился критический
отчет по поводу базы Renault
VM (AMR 33/34). (Рис.1)

Рис.1 - Renault VM.
     Главной проблемой Renault
VM выделялось размещение мотора справа от водителя. Требовалось сместить
его назад, что позволило бы улучшить внутреннее пространство и установить более
крупный, мощный двигатель. Говорят, такое мнение озвучил Франсуа Леидо, зять брата
Луи Рено, метивший занять директорское кресло в компании, в то время занимался,
в том числе, оптимизацией модельного ряда военной техники Renault. Этот взгляд
вывел на новый путь модернизации Renault VM –
в сторону его увеличения, а в конечном счете, к появлению нового варианта – Renault
ZT.
     Итак, конструкция корпуса увеличивалась в
длину на 20 см, по другим данным – на 340 мм. В качестве нового мотора выбрали Renault
28 CV, V-образный 8-цилиндровый двигатель грузового происхождения. Смещение
мотора назад заставило перекомпоновать систему охлаждения. С нуля танк строить
не стали, переделав опытное шасси VM №79759, при этом ходовая часть полностью
сохранялась. Обозначили новую модель как Renault база ZT. В феврале 1934 года
машина вышла на испытания. (Рис.2)
 
Рис.2 – Заметно, что база ZT длиннее VM, башня находиться
практически в середине за счет более длинной кормы.
     На тестах танк развил скорость практически
аналогичную тогдашним колесным бронемашинам - 72 км/ч. Казалось, его
перспективы выглядели очень неплохо. Однако 2 марта 1934 года Франсуа Леидо
написал письмо генералу Жану Флавиньи, командующему французской кавалерией, в
котором сообщал о целесообразности поставить на машине другой мотор -
4-цилиндровый двигатель Renault 22 CV тип 432 (автобусного происхождения). При
объеме 5,88 литров он развивал мощность 82 лошадиные силы при 2200 об/мин. Но,
во-первых, этот мотор был меньше Renault 28 CV, а во-вторых, он же стоял на
Renault ZM, легком танке, который создавался по заказу французской пехоты.
Подобная унификация выглядела правильной идеей с точки зрения эксплуатации
танка, плюс он получался дешевле. Флавиньи согласился с такими доводами.
     Под новую силовую установку переделали опытный
образец VM №79560. Машина внешне отличалась от предыдущей большим выступом с
правой стороны корпуса, понадобившимся для размещения компонентов силовой
установки, двухстворчатым люком доступа к мотору и двумя глушителями в верхней
части кормовой плиты. (Рис.3)
 
Рис.3 – Второй прототип ZT с мотором Renault 22 CV.
     С 3 по 11 апреля 1934 года танк проходил
испытания под надзором офицеров 3-й GAM (3-e Groupe d'Automitrailleuses). Танк
развил скорость 64 км/ч.
     Для отработки серийного танка Renault
изготовила третий опытный образец (не имел регистрационного номера). Он получил
подвеску, которая была разработана еще для Renault
VM – третий вариант ходовой, где в качестве упругих элементов подвески
применялись три горизонтальные пружины. (Рис.4)

Рис.4 – Третий вариант ходовой VM. 
    Также в лобовой части подбашенной коробки
машины появился воздухозаборник и более совершенный мотор Renault 22 CV тип 447,
в кормовой плите переделали воздуховод. 
    Третий опытный образец ZT стала эталонной
машиной для серийных машин AMR 35 ZT. (Рис.5)
 
Рис.5 – Финальный прототип Renault ZT.
     На испытания этот образец вышел в октябре
1934 года. Военное ведомство не купило эталонную машину, она осталась в
собственности Renault. Позже его использовали как базу для опытного образца
истребителя танков AMR 35 ZT 3.  
     В базовом исполнении – с башней AVIS No.1, в которой находился 7,5-мм пулемет MAC Mle.1931
- серийные машины AMR 35 ZT при габаритах:
длина – 3,84 м, ширина – 1,76 м, высота – 1,88 м набрали массу 6,5 т. (Рис.6)   
 



Рис.6 – Проекции AMR 35ZT.
     Экипаж 2 чел. Двигатель - 4-цилиндровый
мотор Renault 22 CV тип 447, мощностью 82 лошадиные силы при 2200 об/мин.
Ходовая часть, применительно на один борт, состояла из четырех обрезиненных
опорных катков, два из которых были сблокированы в одну тележки, четырех
поддерживающих роликов с резиновыми бандажами, трех горизонтальных резиновых
пружин, ведущего колеса переднего (-?) расположения.
Предполагалось, что все танки получат радиостанцию ER 29, а также штыревую
антенну. Антенный порт решили размещать на правом переднем крыле, рядом с
корпусом.
     Максимальная скорость - до 55 км/ч,
средняя – 40 км/ч.
     Во второй половине 1934г., кажется, 3 июля
в контракт №397 D/P внесли некоторые изменения. На основную серию танков по
данному контракту следовало устанавливать более крупную башню AVIS No.2, в
которой размещался крупнокалиберный пулемет Hotchkiss Mle. 1930 (Mitrailleuse
de 13,2 mm CA Mle.1930, эта модель являлась танковой версией морского пулемета
Hotchkiss Mle. 1929). В литературе такой вариант иногда обозначают как AMR 35ZT
1. (Рис.7)


Рис.7 - AMR 35ZT 1 с 13,2-мм пулеметом.
В процессе производства ситуация с конфигурацией выпускаемых танков оказалась весьма пестрой. 12 машин первой серии (т.е. заказа №397 D/P) получились в конфигурации AMR 35 ZT с башней AVIS No.1, пулеметом винтовочного калибра и радиостанцией. (Рис.8)

Рис.8 - AMR 35 ZT с башней
AVIS No.1
Пишут, что основная часть AMR 35 ZT 1 первой серии (49 штук) сдали с башнями AVIS No.2 и без радиостанций, еще 31 танк сдали с башнями AVIS No.2 и с радиостанциями ER 29. Получается, 80 машин. (Рис.9)

Одна из первых серийных
машин AMR 35 ZT 1, с башней AVIS No.2, вооружение, кажется, еще не установлено.

 

Рис.9 - AMR 35ZT1.
     20 апреля 1936 года последовал договор
№60179 D/P на поставку 30 кавалерийских машин. Из них именно танками было 15
шт. - все AMR 35ZT с башнями
AVIS No.1 и радиостанциями ER 29. Эти танки получили регистрационные номера
95845-95859. 9 октября 1936 года был подписан договор №60179 CA на поставку 70
танков. Из них именно танками было 60 штук: 30 радийных и 30 линейных, машины
регистрационные номера M2971-M3030. И эти машины получали башни AVIS No.1 с
7,5-мм пулеметом. (Рис.10)




Рис.10 – В такой конфигурации было произведено более половины
танков типа AMR 35ZT.
     Поведем итог по количеству и конфигурации
произведенных танков. Считают, что всего было построено 167 AMR 35 ZT/ ZT 1: 92
танка по заказу №397 D/P, 15 танков №60179 D/P и 60 машин по контракту №60179
CA. 
Таблица –
Варианты произведенных танков 35ZT/ZT
1
| 
   35ZT (пулемет 7,5 мм)  | 
  
   30 шт.°  | 
 
| 
   35ZT (радиофицированные,
  пулемет 7,5 мм)  | 
  
   57 шт.°  | 
 
| 
   35ZT1 (пулемет 13,2 мм)  | 
  
   49 шт.°°  | 
 
| 
   35ZT1
  (радиофицированные, пулемет 13,2 мм)  | 
  
   31 шт.°°  | 
 
° В некоторых источниках
эти показатели указаны между собой наоборот.
°° В
некоторых источниках эти показатели указаны между собой наоборот.
     Первые 10 танков по контракту №397 D/P
предполагалось сдать еще в декабре 1934 года, далее по 25 машин в месяц, последние
сдавались бы в марте 1935 года. По факту, сдача машин отодвинулась на август
1935 года. По состоянию на июнь 1935 года на заводе Renault имелось уже 50
танков в разной стадии сборки. Производство и сдача машин затянулась до 1938
года.
В войска «кавалерийские
броневики» AMR 35 ZT/ ZT 1 стали поступать с апреля 1936г., штатно они шли на
оснащение DRP (Régiment de Dragons Portés, моторизованные
драгунские полки) по 40 штук на полк. К сентябрю 1939 года в войсках находилось
120 AMR 35ZT. Они использовались в 1-м и 4-м драгунских полках 1-й и 2-й
механизированных дивизий кавалерии. 40 танков имелось во составе 1-й GAM
(Groupe d'automitrailleuses, отряд бронемашин), остальные машины числились в
резерве. (Рис.11)

Рис.11 - AMR 35 ZT/ ZT 1 в войсках, на переднем плане машина с установленным на башне в
качестве зенитного пулеметом MAC Mle.1931.




Рис.12 - AMR 35 после боя.
    
Некоторое количество AMR 35 было включено в составе Panzerwaffe и, как
AMR 33, получили название PrSpWg.VM 701(f) (встречается и другое обозначение
этих машин у немцев - Panzerspaehwagen ZT 702 (F)).
(Рис.13)

Рис.13 – Брошенные AMR 35.
    Как
пишут, в основном, эти машины использовались как учебные или применялись в
противопартизанской борьбе, для охраны аэродромов. 
     На базе AMR 35 ZT/ ZT 1 французы строили вариант в командирской
модификации – Renault AMR 35ADF1. В ходе выполнения первого контракта №397 D/P из 100
машин танками оказалось 90. Еще 10 машин производились в специальной версии,
это и были AMR 35ADF1.
     История этой модификации началась в 1933
году, когда центр разработки кавалерии выдвинул требования на специальную
радийную боевую машину - развитие темы «машины капитана» (машина командира
эскадрона). Изначально в такой роли выступали броневики, но в июне 1934 года
возникла идея разработать такую машину на шасси Renault ZT. 15 октября 1934
года в контракт №397 D/P внесли изменение: 10 танков изготавливалось в варианте
Renault ADF1.
     Под командирскую машину с базы AMR 35 ZT/
ZT 1 удалялась башня, на ее месте появилась рубка, в которой разместилось 2
радиостанции - ER 26 ter и ER 29. На рубке крепилось рамочная антенна, еще одна
– штыревая – находилась на переднем правом
крыле. Экипаж машины составлял 3 человека - водитель, командир и радист.
Впереди имелась установка для ручного пулемета FM 24/29. Всего изготовили 13
командирских машин - 10 по контракту №397 D/P и 3 по контракту №60179 D/P.
(Рис.14)


Рис.14 – Командирская машина Renault ADF1.
     В ходе боевых действий немцам досталось не
менее 6 таких танков в более-менее рабочем состоянии, их использовали люфтваффе
в качестве аэродромных машин. (Рис.15)


Рис.15 – ADF1 в качестве трофея.

