AMR 35 Renault ZT//ZT1

 

 

AMR 35 Renault ZT//ZT1

Франция

Легкий по массе кавалерийский танк

масса

6,5 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

82 л.с.

проект

1934г., Renault

выпускался

1934-1938гг., Renault

168 шт.

(включая 1 эталонный)

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Легкая классика и ее обновления

 

 

     21 апреля 1933г. появился критический отчет по поводу базы Renault VM (AMR 33/34). (Рис.1)

 

Рис.1 - Renault VM.

 

     Главной проблемой Renault VM выделялось размещение мотора справа от водителя. Требовалось сместить его назад, что позволило бы улучшить внутреннее пространство и установить более крупный, мощный двигатель. Говорят, такое мнение озвучил Франсуа Леидо, зять брата Луи Рено, метивший занять директорское кресло в компании, в то время занимался, в том числе, оптимизацией модельного ряда военной техники Renault. Этот взгляд вывел на новый путь модернизации Renault VM – в сторону его увеличения, а в конечном счете, к появлению нового варианта – Renault ZT.

     Итак, конструкция корпуса увеличивалась в длину на 20 см, по другим данным – на 340 мм. В качестве нового мотора выбрали Renault 28 CV, V-образный 8-цилиндровый двигатель грузового происхождения. Смещение мотора назад заставило перекомпоновать систему охлаждения. С нуля танк строить не стали, переделав опытное шасси VM №79759, при этом ходовая часть полностью сохранялась. Обозначили новую модель как Renault база ZT. В феврале 1934 года машина вышла на испытания. (Рис.2)

 

 

Рис.2 – Заметно, что база ZT длиннее VM, башня находиться практически в середине за счет более длинной кормы.

 

     На тестах танк развил скорость практически аналогичную тогдашним колесным бронемашинам - 72 км/ч. Казалось, его перспективы выглядели очень неплохо. Однако 2 марта 1934 года Франсуа Леидо написал письмо генералу Жану Флавиньи, командующему французской кавалерией, в котором сообщал о целесообразности поставить на машине другой мотор - 4-цилиндровый двигатель Renault 22 CV тип 432 (автобусного происхождения). При объеме 5,88 литров он развивал мощность 82 лошадиные силы при 2200 об/мин. Но, во-первых, этот мотор был меньше Renault 28 CV, а во-вторых, он же стоял на Renault ZM, легком танке, который создавался по заказу французской пехоты. Подобная унификация выглядела правильной идеей с точки зрения эксплуатации танка, плюс он получался дешевле. Флавиньи согласился с такими доводами.

     Под новую силовую установку переделали опытный образец VM №79560. Машина внешне отличалась от предыдущей большим выступом с правой стороны корпуса, понадобившимся для размещения компонентов силовой установки, двухстворчатым люком доступа к мотору и двумя глушителями в верхней части кормовой плиты. (Рис.3)

 

 

Рис.3 – Второй прототип ZT с мотором Renault 22 CV.

 

     С 3 по 11 апреля 1934 года танк проходил испытания под надзором офицеров 3-й GAM (3-e Groupe d'Automitrailleuses). Танк развил скорость 64 км/ч.

     По одной версии, 15 мая (указывают также 5 мая), по другой – 17 мая 1934г. Renault ZT приняли на вооружение как AMR 35 ZT. С Renault был подписан контракт №397 D/P на выпуска 100 танков AMR 35 Renault ZT, в некоторых источниках указывается 92 экземпляра, их регистрационные номера: 87346-87437.

     Для отработки серийного танка Renault изготовила третий опытный образец (не имел регистрационного номера). Он получил подвеску, которая была разработана еще для Renault VM – третий вариант ходовой, где в качестве упругих элементов подвески применялись три горизонтальные пружины. (Рис.4)

 

Рис.4 – Третий вариант ходовой VM.

 

    Также в лобовой части подбашенной коробки машины появился воздухозаборник и более совершенный мотор Renault 22 CV тип 447, в кормовой плите переделали воздуховод.

    Третий опытный образец ZT стала эталонной машиной для серийных машин AMR 35 ZT. (Рис.5)

 

 

Рис.5 – Финальный прототип Renault ZT.

 

     На испытания этот образец вышел в октябре 1934 года. Военное ведомство не купило эталонную машину, она осталась в собственности Renault. Позже его использовали как базу для опытного образца истребителя танков AMR 35 ZT 3.  

     В базовом исполнении – с башней AVIS No.1, в которой находился 7,5-мм пулемет MAC Mle.1931 - серийные машины AMR 35 ZT при габаритах: длина – 3,84 м, ширина – 1,76 м, высота – 1,88 м набрали массу 6,5 т. (Рис.6)  

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/06-AMR/AMR-35-ZT1(7.5mmMG)/p1.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/06-AMR/AMR-35-ZT1(7.5mmMG)/p2.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/06-AMR/AMR-35-ZT1(7.5mmMG)/p3.jpg

Рис.6 – Проекции AMR 35ZT.

 

     Экипаж 2 чел. Двигатель - 4-цилиндровый мотор Renault 22 CV тип 447, мощностью 82 лошадиные силы при 2200 об/мин. Ходовая часть, применительно на один борт, состояла из четырех обрезиненных опорных катков, два из которых были сблокированы в одну тележки, четырех поддерживающих роликов с резиновыми бандажами, трех горизонтальных резиновых пружин, ведущего колеса переднего (-?) расположения. Предполагалось, что все танки получат радиостанцию ER 29, а также штыревую антенну. Антенный порт решили размещать на правом переднем крыле, рядом с корпусом.

     Максимальная скорость - до 55 км/ч, средняя – 40 км/ч.

     Во второй половине 1934г., кажется, 3 июля в контракт №397 D/P внесли некоторые изменения. На основную серию танков по данному контракту следовало устанавливать более крупную башню AVIS No.2, в которой размещался крупнокалиберный пулемет Hotchkiss Mle. 1930 (Mitrailleuse de 13,2 mm CA Mle.1930, эта модель являлась танковой версией морского пулемета Hotchkiss Mle. 1929). В литературе такой вариант иногда обозначают как AMR 35ZT 1. (Рис.7)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/06-AMR/AMR-35-ZT1(13.2mmMG)/p2.jpg

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/06-AMR/AMR-35-ZT1(13.2mmMG)/p3.jpg

Рис.7 - AMR 35ZT 1 с 13,2-мм пулеметом.

 

     В процессе производства ситуация с конфигурацией выпускаемых танков оказалась весьма пестрой. 12 машин первой серии (т.е. заказа №397 D/P) получились в конфигурации AMR 35 ZT с башней AVIS No.1, пулеметом винтовочного калибра и радиостанцией. (Рис.8)

 

Рис.8 - AMR 35 ZT с башней AVIS No.1

 

     Пишут, что основная часть AMR 35 ZT 1 первой серии (49 штук) сдали с башнями AVIS No.2 и без радиостанций, еще 31 танк сдали с башнями AVIS No.2 и с радиостанциями ER 29. Получается, 80 машин. (Рис.9)

 

Одна из первых серийных машин AMR 35 ZT 1, с башней AVIS No.2, вооружение, кажется, еще не установлено.

 

 

Рис.9 - AMR 35ZT1.

 

     20 апреля 1936 года последовал договор №60179 D/P на поставку 30 кавалерийских машин. Из них именно танками было 15 шт. - все AMR 35ZT с башнями AVIS No.1 и радиостанциями ER 29. Эти танки получили регистрационные номера 95845-95859. 9 октября 1936 года был подписан договор №60179 CA на поставку 70 танков. Из них именно танками было 60 штук: 30 радийных и 30 линейных, машины регистрационные номера M2971-M3030. И эти машины получали башни AVIS No.1 с 7,5-мм пулеметом. (Рис.10)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/06-AMR/AMR-35/Z1/AMR-35_07.CF.jpg

Рис.10 – В такой конфигурации было произведено более половины танков типа AMR 35ZT.

 

     Поведем итог по количеству и конфигурации произведенных танков. Считают, что всего было построено 167 AMR 35 ZT/ ZT 1: 92 танка по заказу №397 D/P, 15 танков №60179 D/P и 60 машин по контракту №60179 CA.

 

Таблица – Варианты произведенных танков 35ZT/ZT 1

35ZT (пулемет 7,5 мм)

30 шт.°

35ZT (радиофицированные, пулемет 7,5 мм)

57 шт.°

35ZT1 (пулемет 13,2 мм)

49 шт.°°

35ZT1 (радиофицированные, пулемет 13,2 мм)

31 шт.°°

° В некоторых источниках эти показатели указаны между собой наоборот.

°° В некоторых источниках эти показатели указаны между собой наоборот.

 

     Первые 10 танков по контракту №397 D/P предполагалось сдать еще в декабре 1934 года, далее по 25 машин в месяц, последние сдавались бы в марте 1935 года. По факту, сдача машин отодвинулась на август 1935 года. По состоянию на июнь 1935 года на заводе Renault имелось уже 50 танков в разной стадии сборки. Производство и сдача машин затянулась до 1938 года.

В войска «кавалерийские броневики» AMR 35 ZT/ ZT 1 стали поступать с апреля 1936г., штатно они шли на оснащение DRP (Régiment de Dragons Portés, моторизованные драгунские полки) по 40 штук на полк. К сентябрю 1939 года в войсках находилось 120 AMR 35ZT. Они использовались в 1-м и 4-м драгунских полках 1-й и 2-й механизированных дивизий кавалерии. 40 танков имелось во составе 1-й GAM (Groupe d'automitrailleuses, отряд бронемашин), остальные машины числились в резерве. (Рис.11)

 

Рис.11 - AMR 35 ZT/ ZT 1 в войсках, на переднем плане машина с установленным на башне в качестве зенитного пулеметом MAC Mle.1931.

 

      Первое боевое столкновение с немецкими войсками состоялось 11 мая 1940г. под Маастрихтом, где 2-я и 3-я дивизии пытались сдержать натиск противника, а 12 мая силами имеющихся танков была организована контратака. После двух недель напряженных боёв были потеряны все кавалерийские танки, часть из которых была экипажами брошена. (Рис.12)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/06-AMR/AMR-35/Z1/AMR-35_03.CF.jpg

Рис.12 - AMR 35 после боя.

 

     Некоторое количество AMR 35 было включено в составе Panzerwaffe и, как AMR 33, получили название PrSpWg.VM 701(f) (встречается и другое обозначение этих машин у немцев - Panzerspaehwagen ZT 702 (F)). (Рис.13)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/06-AMR/AMR-35/Z1/AMR-35_02.Tanks.jpg

Рис.13 – Брошенные AMR 35.

 

    Как пишут, в основном, эти машины использовались как учебные или применялись в противопартизанской борьбе, для охраны аэродромов.

     На базе AMR 35 ZT/ ZT 1 французы строили вариант в командирской модификации – Renault AMR 35ADF1. В ходе выполнения первого контракта №397 D/P из 100 машин танками оказалось 90. Еще 10 машин производились в специальной версии, это и были AMR 35ADF1.

     История этой модификации началась в 1933 году, когда центр разработки кавалерии выдвинул требования на специальную радийную боевую машину - развитие темы «машины капитана» (машина командира эскадрона). Изначально в такой роли выступали броневики, но в июне 1934 года возникла идея разработать такую машину на шасси Renault ZT. 15 октября 1934 года в контракт №397 D/P внесли изменение: 10 танков изготавливалось в варианте Renault ADF1.

     Под командирскую машину с базы AMR 35 ZT/ ZT 1 удалялась башня, на ее месте появилась рубка, в которой разместилось 2 радиостанции - ER 26 ter и ER 29. На рубке крепилось рамочная антенна, еще одна – штыревая – находилась на переднем правом крыле. Экипаж машины составлял 3 человека - водитель, командир и радист. Впереди имелась установка для ручного пулемета FM 24/29. Всего изготовили 13 командирских машин - 10 по контракту №397 D/P и 3 по контракту №60179 D/P. (Рис.14)

 

Рис.14 – Командирская машина Renault ADF1.

 

     В ходе боевых действий немцам досталось не менее 6 таких танков в более-менее рабочем состоянии, их использовали люфтваффе в качестве аэродромных машин. (Рис.15)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/Files/06-AMR/AMR-35/ADF-1/ADF-1.jpg

Рис.15 – ADF1 в качестве трофея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru