AMR 35 Renault ZT4

 

 

AMR 35 Renault ZT4

Франция

Легкий по массе колониальный танк

масса

6,5 т

вооружение

1 пулемет

или

37-мм орудие

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

82 л.с.

проект

1936г., Renault

выпускался

1940г., Renault

14 шт.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Легкая классика и ее обновления

 

 

     В 1936г. танками типа AMR 35 ZT (Рис.1) заинтересовались в Колониальном министерстве.

 

Рис.1 - AMR 35 Renault ZT//ZT1.

 

     На тот момент основным французским колониальным танком был Renault FT, но требовалось что-то более подвижное, и, казалось, Renault ZT подходил. Правда, машину следовало немного адаптировать под службу в специфичных условиях колоний, а также удешевить. 9 октября 1936 года с фирмой Renault был подписан договор №61713 D/P на производство 21 танка AMR 35 ZT4.

     За основу брался самый вариант машины - AMR 35 ZT с башней AVIS No.1. Под жаркий климат требовалось переделать систему охлаждения. В дополнение к уже имеющемуся воздуховоду в лобовом листе подбашенной коробки появились воздухозаборники в лобовом наклонном листе и по бортам корпуса слева и справа. Несколько перекомпоновали кормовую часть корпуса – если прежде имелось две выхлопные трубы, горизонтально направленные к правому и левому борту корпуса, то теперь осталась одна выхлопная труба, выходящая к левому борту. Вот, собственно, и все изменения. (Рис.2, Рис.3)

 

Рис.2 – На данном фото хорошо видно расположение дополнительного бортового воздухозаборника – отличительная черта AMR 35 ZT4.

 

 

Рис.3 – Слева вид на корму AMR 35 ZT4, справа – вид на корму AMR 35 ZT/ ZT1-3.

 

     По договору №61713 D/P, из 21 машины (регистрационные номера 66933-66953) 3 должны были получать башни AVIS No.2 (как на AMR 35 ZT1). Кажется, только машины с башнями AVIS No.2 оснащались радиостанциями ER 29 – стандартная радиостанция для колониальных войск. Эти 3 танка назначались в Тяньцзинь. Еще 6 танков предполагалось оснастить пулеметными башнями от Renault FT, причем пишут, что башни должны были устанавливаться в войсках – согласно планам, их отправляли в Ханой. 12 танков получали пушечные башни Renault FT. Затем, кажется, в 1937г. подписали договор №61713 CA на 3 танка с башнями AVIS No.1 – опять для отправки в Тяньцзинь. Осенью 1938 года был подписан договор №88186 D/P на выпуск ещё 31 танка с башнями AVIS No.1. Итого, намеревались произвести 55 танков AMR 35 ZT4 – из них: 3 машины с пулеметными башнями AVIS No.2; 6 танков с пулеметными башнями Renault FT; 12 танков с пушечными башнями Renault FT; и 34 машины с пулеметными башнями AVIS No.1.

      Первые танки (еще по контракту №61713 D/P) планировалось увидеть в апреле 1937г. Однако заказы по танкам не выполнялись ни в 1937г., ни в 1938г., ни в 1939г. К вопросу сдачи машин вернулись в начале 1940 года. Новый план подразумевал сдачу 3 танков в феврале 1940 года, 9 в марте и т.д. Дальше планы вновь скорректировали. Пишут, что до июня 1940г. точно построили и сдали 3 танка (66933-66935) с башнями AVIS No.1. Еще некоторое количество машин отправили в войска без башен. (Рис.4)

 

Рис.4 - AMR 35 ZT4 без башни.

 

     Интересно, что даже французские исследователи поначалу считали, что ни одного танка с башнями не построили, но дальше начали всплывать фото танков башнями. (Рис.5)

 

Рис.5– AMR 35 ZT4 с пушечной башней от Renault FT, на башне французский опознавательный знак.

 

     В ходе боевых действий 1940г. и по их окончании, вероятно, весь парк AMR 35 ZT4 оказался в руках немцев. Пишут, что на Renault в не достроенном виде могло находиться до 47 корпусов или шасси AMR 35 ZT4. На какое-то количество этих машин немцы устанавливали как башни AVIS No.1, так и AVIS No.2. С марта 1941г. вновь полученным машинам присвоили индекс Panzerspähwagen AMR ZT 702 (f), более короткие варианты: - Panzerspähwagen AMR (f), или Pz.Sp.Wg. AMR (f). (Рис.6)

 

Рис.6 – На вернем снимке – в таком виде немцам досталось большинство шасси AMR 35 ZT4, на нижнем – полностью собранные, вероятно, уже при немцах танки AMR 35 ZT4.

Нижнее фото подписывают так: «Panzerspähwagen AMR (f) в Праге, 1941-42 годы».

 

     Считается, что немцы имели не менее 10 машин Panzerspähwagen AMR ZT 702 (f). Если присовокупить к этому количеству 3 танка «точно», построенных до капитуляции Франции и еще один с башней от Renault FT, то получается, что объем производства танков AMR 35 ZT4 (как полноценных танков) может составлять 14 штук. 

     Немцы направили свои Panzerspähwagen AMR ZT 702 (f) в сформированную в 1939г. в Праге Division z.b.V. 539, как будто, для учебных целей. Танки служили в протекторате Богемия и Моравия до 1945г., причем, материальная Division z.b.V. 539 пребывала в хорошем техническом состоянии. В мае 1945г. немцы пытались использовать в боевых целях танки Pz.Sp.Wg. AMR (f) во время событий пражского восстания “Květnová revoluce v Praze 1945”. Судя по кадрам кинохроники из Národní filmový archiv, 5 мая немцы вывели на улицы Праги не менее 9-ти танков AMR 35 ZT4. (Рис.7)

 

Рис.7 – Немецкие танки AMR 35 ZT4 на улицах Праги.

 

     Несколько танков немцы бросили на дороге при бегстве в Пльзень (Рис.8).

 

Рис.8 – Один из брошенных немцами AMR 35 ZT4.

 

      Три немецких танка AMR 35 ZT4 5 мая были захвачены в районе улицы Бартоломейска в Праге. (Рис.9)

 

Рис.9 – В кадре захваченные восставшими танки.

 

     Всего, после событий в разных местах затрофеили от 5 до 7 Pz.Sp.Wg. AMR (f). (Рис.10)

 

Рис.10 - Основная часть машин была брошена на аэродроме в Пльзене.

 

    Эти машины были приняты на вооружение новой армии Чехословацкой Республики. (Рис.11)

 

Рис.11 - Фотографии сделаны 28 мая 1945 года на военном параде победы у Пражского Града перед президентом Эдвардом Бенешем. (Источник: Патрик Криста).

 

     Среди брошенной немецкой техники оказался самоходный 81-мм миномет, построенный силами умельцев Division z.b.V. 539 зимой 1943-44 годов (по другой версии, в 1942г.) на базе Pz.Sp.Wg. AMR (f) – машина известна как 8 cm Gr.W. 34 auf Panzerspähwagen AMR (f), или 8cm schwere Granatwerfer 34 auf Panzerspähwagen AMR35(f), или German conversion with open superstructure equipes with 8.1cm sGrW34 mortar). (Рис.12)

 

 

 

Рис.12 – Немецкий 8 cm Gr.W. 34 auf Panzerspähwagen AMR (f).

 

   Как видно на фото, для установки миномета башня с танка была удалена, а корпус получил открытую надстройку – толщина стенок надстройки 13 мм. Опорная плита миномета крепилась болтами к верхней части моторного отсека. Пишут, что миномет мог вести огонь по ходу машины. Экипаж попадал внутрь машины через кормовую дверь. Экипаж вырос до 4 человек, а боевая масса (вместе с боезапасом) - до 9 тонн. Количество построенных машин неизвестно, но некоторые допускают, что была получена только одна такая машина.

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru