AMR 35
Renault ZT4
AMR
35 Renault ZT4
Франция
Легкий по массе колониальный танк
масса |
6,5 т |
вооружение |
1 пулемет или 37-мм орудие |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
82 л.с. |
проект |
1936г., Renault |
выпускался |
1940г., Renault 14 шт. |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
Легкая классика и
ее обновления
В 1936г. танками типа AMR 35 ZT (Рис.1)
заинтересовались в Колониальном министерстве.
Рис.1 - AMR 35 Renault ZT//ZT1.
На тот момент основным французским
колониальным танком был Renault FT, но требовалось что-то более подвижное, и,
казалось, Renault ZT подходил. Правда, машину следовало немного адаптировать
под службу в специфичных условиях колоний, а также удешевить. 9 октября 1936
года с фирмой Renault был подписан договор №61713 D/P на производство 21 танка
AMR 35 ZT4.
За основу брался самый вариант машины -
AMR 35 ZT с башней AVIS No.1. Под жаркий климат требовалось переделать систему
охлаждения. В дополнение к уже имеющемуся воздуховоду в лобовом листе
подбашенной коробки появились воздухозаборники в лобовом наклонном листе и по
бортам корпуса слева и справа. Несколько перекомпоновали кормовую часть корпуса
– если прежде имелось две выхлопные трубы, горизонтально направленные к правому
и левому борту корпуса, то теперь осталась одна выхлопная труба, выходящая к
левому борту. Вот, собственно, и все изменения. (Рис.2, Рис.3)
Рис.2 – На данном фото хорошо видно расположение
дополнительного бортового воздухозаборника – отличительная черта AMR 35 ZT4.
Рис.3 – Слева вид на корму AMR 35 ZT4, справа – вид на корму AMR 35
ZT/ ZT1-3.
По договору №61713 D/P, из 21 машины
(регистрационные номера 66933-66953) 3 должны были получать башни AVIS No.2
(как на AMR 35 ZT1). Кажется, только машины с башнями AVIS No.2 оснащались
радиостанциями ER 29 – стандартная радиостанция для колониальных войск. Эти 3
танка назначались в Тяньцзинь. Еще 6 танков предполагалось оснастить
пулеметными башнями от Renault FT, причем пишут, что башни должны были устанавливаться
в войсках – согласно планам, их отправляли в Ханой. 12 танков получали пушечные
башни Renault FT. Затем, кажется, в 1937г. подписали договор №61713
CA на 3 танка с башнями AVIS No.1 – опять для отправки в Тяньцзинь. Осенью 1938
года был подписан договор №88186 D/P на выпуск ещё 31 танка с башнями AVIS
No.1. Итого, намеревались произвести 55 танков AMR 35 ZT4 – из них: 3 машины с
пулеметными башнями AVIS No.2; 6 танков с пулеметными башнями Renault FT; 12 танков с пушечными башнями Renault FT; и 34 машины с пулеметными башнями AVIS No.1.
Первые танки (еще по контракту №61713 D/P)
планировалось увидеть в апреле 1937г. Однако заказы по танкам не выполнялись ни
в 1937г., ни в 1938г., ни в 1939г. К вопросу сдачи машин вернулись в начале 1940
года. Новый план подразумевал сдачу 3 танков в феврале 1940 года, 9 в марте и
т.д. Дальше планы вновь скорректировали. Пишут, что до июня 1940г. точно
построили и сдали 3 танка (66933-66935) с башнями AVIS No.1. Еще некоторое
количество машин отправили в войска без башен. (Рис.4)
Рис.4 - AMR 35 ZT4 без башни.
Интересно, что даже французские
исследователи поначалу считали, что ни одного танка с башнями не построили, но
дальше начали всплывать фото танков башнями. (Рис.5)
Рис.5– AMR 35 ZT4 с пушечной башней от Renault FT, на башне французский опознавательный знак.
В ходе боевых действий 1940г. и по их
окончании, вероятно, весь парк AMR 35 ZT4 оказался в руках немцев. Пишут, что
на Renault в не достроенном виде могло находиться до 47 корпусов или шасси AMR
35 ZT4. На какое-то количество этих машин немцы устанавливали как башни AVIS
No.1, так и AVIS No.2. С марта 1941г. вновь полученным машинам присвоили индекс
Panzerspähwagen AMR ZT 702 (f), более короткие варианты: - Panzerspähwagen
AMR (f), или Pz.Sp.Wg. AMR (f). (Рис.6)
Рис.6 – На вернем снимке – в таком виде немцам досталось
большинство шасси AMR 35 ZT4, на нижнем – полностью собранные, вероятно, уже
при немцах танки AMR 35 ZT4.
Нижнее фото подписывают так: «Panzerspähwagen AMR (f) в Праге,
1941-42 годы».
Считается, что немцы имели не менее 10
машин Panzerspähwagen AMR ZT 702 (f). Если присовокупить к этому
количеству 3 танка «точно», построенных до капитуляции Франции и еще один с
башней от Renault FT, то получается, что объем производства танков AMR
35 ZT4 (как полноценных танков) может составлять 14 штук.
Немцы направили свои Panzerspähwagen
AMR ZT 702 (f) в сформированную в 1939г. в Праге Division z.b.V. 539, как будто,
для учебных целей. Танки служили в протекторате Богемия и Моравия до 1945г.,
причем, материальная Division z.b.V. 539 пребывала в хорошем техническом
состоянии. В мае 1945г. немцы пытались использовать в боевых целях танки Pz.Sp.Wg.
AMR (f) во время событий пражского восстания “Květnová
revoluce v Praze 1945”. Судя по кадрам кинохроники из Národní filmový archiv, 5 мая немцы
вывели на улицы Праги не менее 9-ти танков AMR 35 ZT4. (Рис.7)
Рис.7 – Немецкие танки AMR 35 ZT4 на улицах Праги.
Несколько танков немцы бросили на дороге
при бегстве в Пльзень (Рис.8).
Рис.8 – Один из брошенных немцами AMR 35 ZT4.
Три немецких танка AMR 35 ZT4 5 мая были захвачены в
районе улицы Бартоломейска в Праге. (Рис.9)
Рис.9 – В кадре захваченные восставшими танки.
Всего, после событий в разных местах
затрофеили от 5 до 7 Pz.Sp.Wg. AMR (f). (Рис.10)
Рис.10 - Основная часть машин была брошена на аэродроме в Пльзене.
Эти машины были приняты на вооружение новой
армии Чехословацкой Республики. (Рис.11)
Рис.11 - Фотографии сделаны 28 мая
1945 года на военном параде победы у Пражского Града перед президентом Эдвардом
Бенешем. (Источник: Патрик Криста).
Среди брошенной немецкой техники оказался
самоходный 81-мм миномет, построенный силами умельцев Division z.b.V. 539 зимой
1943-44 годов (по другой версии, в 1942г.) на базе Pz.Sp.Wg. AMR (f) – машина
известна как 8 cm Gr.W. 34 auf Panzerspähwagen AMR (f), или 8cm schwere Granatwerfer 34 auf Panzerspähwagen AMR35(f), или German conversion with open superstructure equipes with 8.1cm sGrW34 mortar). (Рис.12)
Рис.12 – Немецкий 8 cm Gr.W. 34 auf Panzerspähwagen AMR (f).
Как видно на фото, для установки миномета
башня с танка была удалена, а корпус получил открытую надстройку – толщина
стенок надстройки 13 мм. Опорная плита миномета крепилась болтами к верхней
части моторного отсека. Пишут, что миномет мог вести огонь по ходу машины.
Экипаж попадал внутрь машины через кормовую дверь. Экипаж вырос до 4 человек, а
боевая масса (вместе с боезапасом) - до 9 тонн. Количество построенных машин
неизвестно, но некоторые допускают, что была получена только одна такая машина.