AMR 35 Renault ZT2

&

AMR 35 Renault ZT3

 

 

AMR 35 Renault ZT2

Франция

Легкий по массе кавалерийский танк

масса

7,2 т

вооружение

25-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

82 л.с.

проект

1935г., Renault

выпускался

1939-1940гг., Renault

10 шт.

 

AMR 35 Renault ZT3

Франция

Легкий по массе истребитель танков

масса

6,6 т

вооружение

25-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

82 л.с.

проект

1935г., Renault

выпускался

1939г., Renault

10 шт.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Легкая классика и ее обновления

 

 

     В 1935г. в серию пошли кавалерийские пулеметные машины разведки AMR 35ZT и AMR 35ZT1, представлявшие собой гусеничные пулеметные машины массой 6,5 т. (Рис.1)

 

Рис.1 - AMR 35 Renault ZT//ZT1.

 

     В 1935 году у командования кавалерии появилась идея усилить подразделения, вооруженные «броневиками» AMR 35 ZT. Танки усиления следовало разрабатывать на том же шасси, чем облегчалось и производство, и эксплуатация.

    В июне 1935 году появились два эскизных проекта танка усиления/истребителя танков на базе AMR 35ZT. В обоих случаях в качестве основного вооружения применялась 25-мм пушка SA 34 Mle.1934. Эта пушка могла поражать броню толщиной 40 мм на дистанции 400 метров. Один вариант (AMR 35 ZT 2) выглядел как башенный танк (башня APX-5), причем орудие спаривалось с 7,5-мм пулеметом MAC Mle.1931. Второй вариант (AMR 35 ZT 3) являлся безбашенным, с казематным размещением орудия в корпусе со смещением вправо от продольной оси машины, орудие также спаривалось с пулеметом.

     Военные выбрали оба варианта! С одной стороны, башня давала более высокую маневренность огня, а с другой, у варианта с казематным размещением орудия боезапас получался более чем в полтора раза больше – в некоторых источниках уточняется, что боекомплект к орудию составлял 78 или 80 снарядов, вероятно, в безбашенном варианте и 50 унитарных выстрелов в башенной машине; к пулемету в безбашенном варианте полагалось вроде бы 1200 патронов, а в башенном – 2250 (-?). К тому же башенная версия получилась тяжелее базового варианта машины на 650 кг. (Рис.2, Рис. 3)

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/France/06-AMR/AMR-35-ZT2/p2.jpg

 

 

 

Рис.2 - 35ZT2.

 

Рис.3 - 35ZT3.

 

     Масса 35ZT2, вероятно, около 7,2 т, 35ZT3 – 6,6 т. Габариты: длина – 3504 мм, ширина – 3504 мм, высота – 1727 мм (- представляется, что габариты по высоте у машин должны быть разными), клиренс – 350 мм. Бронирование: лоб корпуса — 20 мм, лоб башни — 13 мм, борт корпуса — 13 мм, корма корпуса — 5 мм, крыша — 5 мм днище — 5 мм. Экипаж 2 чел. Скорость 54-60 м/ч. Запас хода по шоссе ~200 км.

     20 апреля 1936 года был подписан договор №60179 D/P о производстве 30 AMR 35 ZT. 22 июля того же года в него внесли изменения. Согласно контракту с изменениями, обычных AMR 35 ZT 1 выпускалось 15 штук, а 5 машин производилось в командирской версии ADF 1. Еще 5 сдавалось как башенные истребители танков AMR 35 ZT 2 (рег. номера 95860-95964), а оставшиеся 5 машин выпускались как казематные ARM 35 ZT 3 (рег. номера 95865-95969). Еще по 5 истребителей каждого типа выпускалось по договору №60179 CA от 9 октября 1936 года – 5 машин AMR 35 ZT2 по этому контракту, как будто, получили рег. номера   M3031-M3035, 5 машин AMR 35 ZT3 - M3036-M3040. Итого было заказано по 10 машин каждой модификации.

     Во многих источниках сообщают, что пушечные варианты 35ZT появились в 1937г., однако встречается и иная, скорее всего, более точная информация. Первыми удалось сдать казематные AMR 35 ZT 3, их поставили в 1939 году – производство было завершено 2 сентября 1939г. Подробности по производству 35ZT2 выглядят так: 10 корпусов было готово в 1939г., но башни на танках появились в 1940г. (едва ли не в мае).

     Согласно планам, AMR 35 ZT 2 предполагалось направлять в эскадроны, вооруженные обычными AMR 35 ZT/ZT1. Как и планировали изначально, эти машины становились средством усиления пулеметных AMR 35 ZT/ZT1. Безбашенные AMR 35 ZT3 воспринимались как истребители танков/ противотанковые САУ. Их назначали в состав GRDI (разведывательная группа пехотной дивизии).

   Построенные 35ZT2 и 35ZT3 в мае 1940г. оказались в войсках. Известно, что в 7-й (1-я DIM) и 6-й (3-я DIM) танковых группах разведки имелось по четыре AMR 35 модификации ZT2 и ZT3. Еще два танка этих модификаций могли находиться в 1-м и 4-м драгунских полках 1-й и 2-й механизированных дивизий кавалерии.

    В мае 1940г. машины принимали участие в кампании в Бельгии. (Рис.4)

 

Кажется, эта машина была подбита.

 

Оставленные в Лилле AMR 35 ZT 2 и ZT 3 из состава 4-й GRDI.

Рис.4 – Брошенные экипажами танки AMR 35 ZT с 25-мм пушкам.

Все снимки датированы июнем 1940г. (-?)

 

     Один из башенных танков немцы, возможно, некоторое время применяли сами (-?). (Рис.5)

 

Рис.5 - AMR 35 ZT2 с немецкой символикой.

 

     Также встречается фото одной машины AMR 35 ZT3, якобы, доставленной немцами в

Куммерсдорф. (Рис.6)

 

Рис.6 – Фото AMR 35 ZT3 с немецкой индексацией (подпись в нижнем правом углу снимка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru