AMR 35 Renault ZT2
&
AMR 35 Renault ZT3

AMR
35 Renault ZT2
Франция
Легкий по массе кавалерийский танк
| 
   масса  | 
  
   7,2 т  | 
 
| 
   вооружение  | 
  
   25-мм орудие 1 пулемет  | 
 
| 
   экипаж  | 
  
   2 чел.   | 
 
| 
   мощность силовой установки  | 
  
   82 л.с.  | 
 
| 
   проект  | 
  
   1935г., Renault  | 
 
| 
   выпускался  | 
  
   1939-1940гг., Renault 10 шт.  | 
 

AMR
35 Renault ZT3
Франция
Легкий
по массе истребитель танков
| 
   масса  | 
  
  
   6,6 т  | 
  
 
| 
   вооружение  | 
  
  
   25-мм орудие 1 пулемет  | 
  
 
| 
   экипаж  | 
  
  
   2 чел.   | 
  
 
| 
   мощность силовой установки  | 
  
  
   82 л.с.  | 
  
 
| 
   проект  | 
  
  
   1935г., Renault  | 
  
 
| 
   выпускался  | 
  
  
   1939г., Renault 10 шт.  | 
  
 
Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.
Легкая классика и ее обновления
     В 1935г. в серию пошли кавалерийские
пулеметные машины разведки AMR 35ZT и AMR 35ZT1, представлявшие собой
гусеничные пулеметные машины массой 6,5 т. (Рис.1)
Рис.1 - AMR 35 Renault ZT//ZT1.
     В 1935 году у командования кавалерии
появилась идея усилить подразделения, вооруженные «броневиками» AMR 35 ZT.
Танки усиления следовало разрабатывать на том же шасси, чем облегчалось и
производство, и эксплуатация.
    В июне 1935
году появились два эскизных проекта танка усиления/истребителя танков на базе AMR 35ZT. В обоих случаях в качестве основного
вооружения применялась
25-мм пушка SA
34 Mle.1934. Эта пушка могла поражать броню толщиной 40 мм на дистанции 400
метров. Один
вариант (AMR 35 ZT 2)
выглядел как башенный танк
(башня APX-5), причем орудие спаривалось с 7,5-мм пулеметом MAC Mle.1931. Второй вариант (AMR 35 ZT 3) являлся безбашенным, с казематным размещением орудия в корпусе со смещением вправо от продольной
оси машины, орудие также
спаривалось с пулеметом.
    
Военные выбрали оба варианта! С одной стороны, башня давала более
высокую маневренность огня, а с другой, у варианта с казематным размещением
орудия боезапас получался более чем в полтора раза больше – в некоторых
источниках уточняется, что боекомплект к орудию составлял 78 или 80 снарядов,
вероятно, в безбашенном варианте и 50 унитарных выстрелов в башенной машине; к
пулемету в безбашенном варианте полагалось вроде бы 1200 патронов, а в башенном
– 2250 (-?). К тому же башенная версия получилась тяжелее базового варианта
машины на 650 кг. (Рис.2, Рис. 3)


 
 
 
Рис.2 - 35ZT2.


Рис.3 - 35ZT3.
    
Масса 35ZT2, вероятно,
около 7,2 т, 35ZT3 – 6,6 т. Габариты:
длина – 3504 мм, ширина – 3504 мм, высота – 1727 мм (- представляется, что
габариты по высоте у машин должны быть разными), клиренс – 350 мм.
Бронирование: лоб корпуса — 20 мм, лоб башни — 13 мм, борт корпуса — 13 мм,
корма корпуса — 5 мм, крыша — 5 мм днище — 5 мм. Экипаж 2 чел. Скорость 54-60
м/ч. Запас хода по шоссе ~200 км.
     20
апреля 1936 года был подписан договор №60179 D/P о производстве 30 AMR 35 ZT.
22 июля того же года в него внесли изменения. Согласно контракту с изменениями,
обычных AMR 35 ZT 1 выпускалось 15 штук, а 5 машин производилось в командирской
версии ADF 1. Еще 5 сдавалось как башенные истребители танков AMR 35 ZT 2 (рег.
номера 95860-95964), а оставшиеся 5 машин выпускались как казематные ARM 35 ZT
3 (рег. номера 95865-95969). Еще по 5 истребителей каждого типа выпускалось по
договору №60179 CA от 9 октября 1936 года – 5 машин AMR 35 ZT2 по этому
контракту, как будто, получили рег. номера  
M3031-M3035, 5 машин AMR 35 ZT3 - M3036-M3040. Итого было заказано по 10
машин каждой модификации.
     Во
многих источниках сообщают, что пушечные варианты 35ZT появились в 1937г., однако встречается и иная, скорее всего,
более точная информация. Первыми удалось сдать казематные AMR 35 ZT 3, их
поставили в 1939 году – производство было завершено 2 сентября 1939г. Подробности
по производству 35ZT2 выглядят
так: 10 корпусов было готово в 1939г., но башни на танках появились в 1940г.
(едва ли не в мае).
     Согласно
планам, AMR 35 ZT 2 предполагалось направлять в эскадроны, вооруженные обычными
AMR 35 ZT/ZT1. Как и планировали изначально, эти машины становились средством
усиления пулеметных AMR 35 ZT/ZT1. Безбашенные AMR 35 ZT3 воспринимались как
истребители танков/ противотанковые САУ. Их назначали в состав GRDI (разведывательная
группа пехотной дивизии).
  
Построенные 35ZT2 и 35ZT3 в мае 1940г. оказались в войсках.
Известно, что в 7-й (1-я DIM) и 6-й (3-я DIM) танковых группах разведки имелось
по четыре AMR 35 модификации ZT2 и ZT3. Еще два танка этих модификаций могли
находиться в 1-м и 4-м драгунских полках 1-й и 2-й механизированных дивизий
кавалерии.
    В мае 1940г. машины принимали участие в
кампании в Бельгии. (Рис.4)

Кажется,
эта машина была подбита.
 

Оставленные в Лилле AMR
35 ZT 2 и ZT 3 из состава 4-й GRDI.

Рис.4 – Брошенные
экипажами танки AMR 35 ZT с 25-мм пушкам.
Все снимки датированы
июнем 1940г. (-?)
     Один
из башенных танков немцы, возможно, некоторое время применяли сами (-?).
(Рис.5)

Рис.5 - AMR 35 ZT2 с
немецкой символикой.
    
Также встречается фото одной машины AMR 35 ZT3, якобы, доставленной
немцами в 
Куммерсдорф. (Рис.6)

Рис.6 – Фото AMR 35 ZT3
с немецкой индексацией (подпись в нижнем правом углу снимка).


