AMR 33/34
Renault VM
AMR
33/34 Renault VM
Франция
Малый легкий танк
масса |
4,5-5,5 т |
вооружение |
1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
82 л.с. |
выпускался |
1933 – 1934гг., Renault 123 шт. (из них 3 шт. путем конверсии опытных Renault VM) |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
В 1932г. фирма Renault построила пять прототипов по теме АМR (Automitrailleuse de reconnaissnace - разведывательные бронеавтомобили
или пулеметные машины разведки).
Первые два
варианта получали по две горизонтальных пружины (- глядя на снимок, я бы
допустил, что это, возможно, гидравлические или пневматические амортизаторы) в
качестве индивидуальной подвески для первого и последнего опорного катка;
подвеска центральной тележки в первом варианте представляла собой также пружину
(- или гидравлический/пневматический амортизатор?), во втором – кажется,
пластинчатые рессоры? Третий вариант в качестве упругих элементов подвески
получил три горизонтальные пружины. (Рис.1)
Первый вариант обновленной ходовой, конец 1932г.
Второй вариант.
Третий вариант ходовой, апрель 1933г.
Рис.1 – Варианты ходовой части на опытных Renault АМR.
8 марта 1933 года кавалерия заказала 45 гусеничных машин Renault АМR, контракт №754 D/P, получивших обозначение AMR 33 VM, а 22 июня 1933 года (после тщательных испытаний прототипа с избранной ходовой частью (Рис.2) еще 20 машин АМR 33 (регистрационные номера 81680-81744).
Рис.2 – Испытания Renault АМR с ходовой
второго варианта, июнь 1933г.
Для серийных машин еще 9 декабря 1932г.
ввели новое требование - теперь толщина брони составляла 13 мм. Кроме того, на
серийных машинах должны были появиться новые одноместные шестигранные башни. Пишут, что первоначально предполагалось, что на машине
будут устанавливать специальную модель башни от Schneider, но позже в
мастерских Vincennes разработали более дешевую башню AVIS-1,
которую пустили в производство на Renault. Башня теперь немного сдвигалась от кормы к середине корпуса. (Рис.3)
Рис.2 – Серийные Renault АМR 33.
Масса серийных Renault АМR 33, как будто, составляла ок. 5 тонн. Танк
развивал максимальную скорость 60 км/ч, среднетехническая скорость составляла
45 км/ч. (Рис.3)
Рис.3 – Фото серийных Renault АМR 33, дающие
представления о габаритах этой машины, внизу для сравнения пехотный транспортер
Renault UE.
Осенью 1933г. или в 1934г. заказ
расширили. Сначала был подписан контракт №996 D/P на выпуск 50 танков (регистрационные
номера 83916-83965), а потом, в рамках контракта №754 D/P, заказали еще 3
машины. В некоторых источниках сообщают, что под этот заказ фирма Renault
подготовила увеличенный в габаритах вариант танка (-?), на котором ставили
более крупные башни, чем на машинах более раннего заказа. В ином изложении этот
аспект освещается так: «В финальном варианте танк получил башню Avis №1, вооруженную 7,5-мм пулеметом MAC Mle.1931. Кроме
того, некоторое число машин получило радиостанции. Размещалась радиостанция в
специальном коробе, который поставили на кормовом листе корпуса». Такие AMR 33 Renault даже обозначают
как AMR 33 обр. 1934г. или AMR 34.
По AMR 33 обр. 1934г. приводят следующие
данные: масса 5,5 т, габариты: длина – 3504 мм, ширина – 1701 мм (или даже 1,76
м), высота – 1727 мм, клиренс 350 мм. Бронирование:
лоб корпуса — 13 мм (в некоторых источниках указывают лоб корпуса 20 мм), борт
корпуса — 13 мм, корма корпуса — 5 мм, башня — 13 мм, крыша — 5 мм, днище — 5
мм. Вооружение один 7,5-мм пулемет Reibel Mle1931.
Экипаж 2 чел. (Рис.4)
Рис.4 – Судя по отношению габаритов людей к габаритам машины,
особенно башни, пред нами, возможно, вариант AMR 33 обр. 1934г.
Следует отметить, что танки с номерами
88936-88938 все же получили ходовую часть третьего варианта – с тремя
горизонтальными пружинами, поскольку в ходе эксплуатации к утвержденной
подвеске возникли претензии. (Рис.5)
Рис.5 – Танк ARM 33 с ходовой частью с тремя горизонтальными
пружинами.
Дальнейших заказов на AMR 33 VM не
последовало, компоновка машины подверглась критике. Центр тяжести машин
оказался сильно смещен вперед, вопросы были и к силовой установке.
Изначально предполагалось, что первые
танки по контракту №754 D/P начнут поступать с 1 июля 1933 года, но на деле первые
серийные машины АМR 33 были готовы к 1 июня 1934г., а последние машины сданы в
сентябре 1934г. Пишут, что всего в виде серийных танков было получено 120 ARM
33/34 VM и еще 3 опытных VM довели до уровня серийных машин.
Отправка машин в войска началась в 1934г.
(Рис.6)
Рис.6 – Renault АМR 33/34.
Первоначально AMR 33 массово направляли в
4-ю кавалерийскую дивизию, по состоянию на 1934 год здесь имелось 40 таких
машин. Всего из этих танков сформировали 15 эскадронов, они поступили в 4 легкие кавалерийские
дивизии (DLC) - 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю. Согласно штатам, в каждой такой дивизии
было по 26 AMR 33 VM, но полный состав имелся у 5-й DLC, у остальных недобор по
3-5 машин. Приводится и другая информация. Мол, танки этого типа были
распределены по 5-ти кавалерийским дивизиям (DLC) - в драгунских полках (RDP)
этих дивизий числилось по 23 машины AMR 33 в двух полуэскадронах. Видимо,
попадали эти машины и на вооружение легких механизированных дивизий DLM,
Division Légère Mécanique).
Так или иначе, на 2 сентября
1939 года в армии числилось 120 машин этого типа, из которых 110 находились в
Европе, а 10 остальных - в колониях.
Машины AMR 33 участвовали во французской
кампании в составе моторизованных дивизий (1e DLM, 2e DLM) (Рис.7), но,
вероятно уже к концу мая они были потеряны. (Рис.8)
Рис.7 - Renault АМR 33/34 на марше.
Рис.8
-
AMR
33 после боев в Голландии и Бельгии.
Рис.9 – Вверху AMR 33 с опознавательным знаком «Сражающейся
Франции». Внизу – музейный экспонат.
После капитуляции
Франции большая часть этих танков была захвачена германскими войсками и
использовалась ими в качестве танка-танкетки под обозначением Pr.Sp Wg. VM 701(f) - Panzerspaehwagen VM 701 (F) или Panzerspähwagen
VM 701 (f). (Рис.10)
Рис.10 - Pr.Sp Wg. VM 701(f).
Вероятно, применялись в качестве учебных машин.