AMD 35 Panhard 178

 

 

AMD 35 Panhard 178

Франция

Легкий по массе колесный танк

масса

8,2 т

вооружение

25-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3/4 чел.

мощность силовой установки

105 л.с.

проект

1933г., СЕМА, Panhard

выпускался

1934-1940гг., Panhard

628 шт.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1930-1938гг.

Колесные танки

 

 

      В октябре 1933г. фирма Panhard предложила новую версию бронемашины по типу AMD (Automitrailleuse de decouverte - бронеавтомобиль дальней разведки, дозорный бронеавтомобиль) - Panhard 178. Бронеавтомобиль имел классическую танковую компоновку, водитель размещался впереди и вёл наблюдение за дорогой через смотровую щель. За отделением управления находилось боевое отделение с башней, разработанной мастерской Винсенской фабрики. В башне были размещены с 13,7-мм и 7,5-мм пулемёты. Кормовая часть машины была разделена на четыре части. В центре располагался радиатор с вентилятором, сзади два бензобака ёмкостью 118 и 23 литра, располагавшиеся один за другим. Перед радиатором были установлены двигатель (справа) и второе место водителя (слева). Глушитель, закреплённый вертикально внутри брони, немного выступал с правой стороны. Посадка экипажа из пяти человек (-?, маловероятно, скорее из 4-х человек), осуществлялась через две двери в центральной части корпуса: впереди — справа и сзади — слева. Колёсный движитель состоял из четырёх ведущих колес с пневматическими шинами. Плавность хода обеспечивалась также полуэллиптическими листовыми рессорами и гидравлическими амортизаторами Машина была снабжена реверсом, что позволяло двигаться назад и вперёд с одинаковой скоростью. Чтобы легче преодолевать склоны, Panhard 178 снабдили двумя небольшими гусеницами (- !) длиной 0,9 метра каждая, разместив их под днищем корпуса. Управление гусеницами осуществлялось из машины.

     В ходе испытаний, с 9 января по 2 февраля 1934, прототип Panhard 178 прошел 1001 км по дорогам и 100 км по пересечённой местности, при этом была достигнута максимальная скорость 68,5 км/ч и 43,5 км/ч на полном приводе. Приёмная комиссия констатировала, что машина имеет очень хорошую подвеску и сохраняет устойчивость на больших скоростях, обладает неплохой проходимостью по пересечённой местности, проходит водные преграды глубиной 0,6 метров вброд. Несмотря на то, что Panhard 178 оказался тяжелее, чем предусматривалось заданием, 15 февраля 1934 года специальная комиссия рекомендовала принять Panhard 178 на вооружение. Осенью 1934 года после испытательных стрельб в Версале и участия в манёврах кавалерии в Реймсе бронеавтомобиль был принят на вооружение под индексом AMD Panhard образца 1935 года, или AMD-35. Таким образом, Panhard 178 вышел победителем в конкурсе на бронемашину для кавалерии типа AMD.

     В некоторых источниках сообщают, что первую, видимо, установочную партию из 30 машин изготовили осенью 1934 года. Масса машин составляла 8,2 т. Бронирование: лоб корпуса - 20 мм, прочие вертикальные элементы корпуса – 15-20 мм (в некоторых источниках указывают 13 мм). Габаритные размеры: длина – 4790 мм (включая длину ствола орудия), ширина – 2010 мм, высота – 2310 мм. Серийный Panhard 178 отличался от прототипа. (Рис.1)

 

Рис.1 – Проекции Panhard 178.

 

     Корпус стал уже и длиннее, люки водителей также были переконструированы. Глушитель вынесли наружу и усовершенствовали решётку моторного отделения, установили ящик для инструментов и ЗИП, убрали гусеницы под днищем. Появилась двухместная башня APX-3 (разработка фирмы «Пюто»). Бронировка башни: маска – 26 мм, борта и корма башни – 13 мм, крыша – 9 мм. В башне ставили 25-мм пушку Гочкиса образца 1934 года (пишут также, что это была 25-мм пушка SA 35 – это правильно, но ее очень быстро заменили на стандартную для французов 25-мм противотанковую пушку Гочкис обр.1934г.) и пулемет «Рейбель» MAC 31 калибра 7,5 мм. На машинах ставился 4-цилиндровый двигатель Panhard SK 105 hp. В отношении серийных машин указывают, что по шоссе машина разгонялась до 72,6 км/ч, на полном приводе машина могла идти с максимальной скоростью 42 (или 47) км/ч. Запас хода составлял 300 км при объеме топлива 140 л (в двух баках 120 л и 20 л). (Рис.2)

 

Рис.2 - Серийные AMD-35.

 

     Как правило, пишут, что в экипаж Panhard 178 входило 4 чел. (водитель, командир, стрелок/наводчик-заряжающий орудия, второй водитель на задний пост управления), но судя по габаритам машины, кажется, что экипаж состоял из трех человек (возможно, водитель был один – в зависимости от необходимости мог работать в переднем или заднем посте управления). (Рис.3)

 

Рис.3 – Экипаж AMD-35.

 

     С 29 июня по 2 декабря 1937 года, в связи с рекламациями из 6-го кирасирского полка, провели испытания серийной машины под номером N 91688 – пройдено около 3500 км. В результате в конструкцию броневика внесли изменения, повысившие его надёжность.

    Существует соблазн, причем обоснованный соблазн, отнести машину AMD-35 к колесным танкам. «За» выступают: 1. классическая танковая компоновка с передним расположением отделения управления, следующим за ним боевым отделением и МТО в корме; 2. вездеходный движитель – полноприводный колесный движитель, на прототипе даже имелись вспомогательные гусеницы – это свидетельствует о том, что предполагалось, что машина может преодолевать препятствия на пересеченной местности, вне дорог; 3. сбалансированное вооружение – 25-мм противотанковая пушка и пулемет против живой силы; 4. решаемые боевые задачи, отвечающие назначению танков.

     Поскольку предполагалось, что машины типа AMD будут действовать на удалении от основных сил, им потребуется надежная радиосвязь. Для целей радиосвязи решили, что на каждые 12 машин должен приходиться один радиоброневик – командирская версия или Paste Commande (PC), другое обозначение Panhard 178 TSF. Таким образом, появилась радио модификация AMD-35. На линейном Panhard 178 фиксировалась башня, а вооружение из нее удалялось, вместо этого устанавливались радиостация ER27 с дальностью действия 80-150 км (связь с вышестоящими начальниками) и две рации ER26ter на 16 км для связи с эскадроном. (Рис.4)

 

Рис.4 - Panhard 178 TSF.

 

    Первый заказ на 12 Paste Commande был выдан в 1937г., в декабре 1938г. последовал заказ еще на 12 радио машин. Все 24 машины типа РС были сданы в октябре-декабре 1939г. 15 апреля 1940г. заказали еще 150 штук таких машин, но эти планы не были реализованы.

     Помимо радиоброневиков было еще несколько вариантов Panhard 178.

     В октябре 1936г. прототип отправили в Марокко для испытаний машины в условиях пустыни. Машина успешно прошла 3000 км, и в январе 1937г. положили подготовить вариант Panhard 178 для действий в условиях Северной Африки – версия получила название Северо-Африканской. Изменения от стандартного Panhard 178 заключались в том, что на машину ставили более тяжелый радиатор. В начале 1939г. предполагалось также на североафриканской версии заменить 25-мм противотанковую пушку на 47-мм пушку SA35 (в других источниках сообщается, что речь шла о короткоствольной версии 47-мм орудия - SA 34), что выглядело логично – в Северной Африке практически не существовало бронированных целей и фугасные снаряды 47-мм орудия были более востребованы, но перевооружения не произошло. Для восьми африканских эскадронов (по 16 машин на эскадрон) сначала в июне 1938г., а затем 3 февраля 1939г. заказали в общей сложности 96 броневиков. Однако пишут, что всего было изготовлено 112 шт. Panhard 178 в североафриканском варианте.

    В 1938г. заказали 4 броневика для Индокитая. Эти машины отличались тем, что получили одноместную башню APX5, состав вооружения при этом не изменился: 25-мм пушка и 7,5-мм пулемет. С одноместной башней экипаж должен был составить 2 чел., но пишут, что экипаж этой версии имел 3 чел. Этот вариант в литературе называют колониальным. В июне-июле 1939г. заказ был исполнен. 12 октября машины прибыли в Индокинай. Позже один колониальный Panhard 178 захватили японцы. В июне 1939г. заказали еще 4 машины, они были построены (правда, пишут, что некоторые не имели башни) – после капитуляции эти машины (кажется без башен) немцы передали вишистам.

     В литературе броневики Panhard 178 с 25-мм пушкой всех версий, пожалуй, за исключением радиоброневиков, выпускавшиеся в 1934/1937-1940гг. получили обозначение версия “A”.

     В источниках указывают, что массовое серийное производство машин Panhard 178 началось с февраля 1937г. К началу войны было построено 219 броневиков.

     С началом войны выпуск Panhard 178 сдерживало отсутствие башен АРХ-3. Например, к 17 мая 1940 года не хватало 68 башен, к 22 мая — 61. Последняя ведомость производства «панаров» датируется 7 июня 1940 года. К этому времени на заводе имелось 3 готовых бронеавтомобиля, 55 находились в производстве, 52 из них не имели башен. Одиннадцать дней спустя было решено установить на 21 броневик, не имевших башен, круглую рубку без крыши с шестью бойницами для стрельбы из ручного пулемёта. Кроме того, часть машин вооружили 25-мм и 47-мм пушками за щитами.

     В апреле 1940г. последовал последний заказ на Panhard 178, таким образом, общий заказ составил 1018 шт. Panhard 178 планировали снять с производства весной 1941г, заменив его другим более тяжелым броневиком. До мая 1940г., включительно, было построено 339 машин всех вариантов (встречается так же цифра 374 шт.). До конца июня 1940г. общее количество построенных броневиков Panhard 178 составило 491 шт. По другим подсчетам, общее количество машин Panhard 178 всех версий до момента падения Франции достигло 527 штук. Производство Panhard 178 продолжилось и при немцах – до октября 1940г. Надо полагать, что достраивались машины, начатые еще в 4-ой Республике. В период с июля по октябрь 1940г. было произведено еще 176 штук Panhard 178. Указывают, что общее количество произведенных с 1934/1937гг. по октябрь 1940г. машин Panhard 178 могло составить 729 штук, некоторые авторы насчитывают только 527 штук, возможно, не учитывая производство при немцах.

      Первые 19 машин Panhard 178 поступили в апреле 1937г. в 6-ой кирасирский полк. (Рис.5)

 

Рис.5 – Накануне войны.

 

     На 1 сентября 1939г. 218 броневиков Panhard 178 были распределены по 8 эскадронам (-?). Считалось, что при удачном стечении обстоятельств эти броневики могли представлять угрозу немецким броневикам и танкам. Весной 1940г. 21-й эскадрон AMD 35 был отправлен в Финляндию, но, видимо, не успел к окончанию советско-финской войны и его направили в норвежкий Нарвик, здесь формировалась 4е GRD (Groupes de Reconnaissance de Division dInfanterie), имевшая  еще 13 броневиков Panhard 178. К 10 мая 1940г. в войсках было 370 или 378 броневиков Panhard 178. Машины распределялись следующим порядком. В трех легких моторизованных дивизиях (Divisions Legeres Mecaniques - DLM) находилось 144 единицы AMD 35. Каждая DLM имела 40 строевых броневиков, 4 радиоброневика, 4 броневика находились в техническом резерве дивизии. В пяти дивизиях легкой кавалерии (Divisions Legeres de Cavalerie - DLC) находилось 85 единиц  AMD 35. В каждой DLC имелось по эскадрону AMD 35 в составе полка бронеавтомобилей (Regiment de AutomitraileusesRAM), в эскадроне находилось 12 строевых броневиков, 1 радиоброневик и 4 броневика находились в техническом резерве полка. Не только кавалерия, но и пехота располагала броневиками Panhard 178. Всего пехота располагала 112 машинами данного типа. Броневики Panhard 178 имелись в GRD в составе пехотных механизированных дивизий (Divisions dInfanterie Mecaniques - DIM), в штате каждой такой дивизии числилось 16 машин: 1 GRD (5 Divisions dInfanterie Mecaniques ), 2 GRD (9 Divisions dInfanterie Mecaniques) , 3 GRD (12 Divisions dInfanterie Mecaniques), 4 GRD (15 Divisions dInfanterie Mecaniques ), 5 GRD (25 DIM), 6 GRD (3 DIM), 7 GRD (1 DIM). Еще 24 машины AMD 35 значились в техническом резерве или использовались как учебные. Надо заметить, что в частях во Франции находились не только обычные машины Panhard 178, но и машины в североафриканской версии. Ни одна из машин североафриканского варианта не была отправлена в Африку, эти машины поступали в 10-й кирассирский полк и в 4e DGR. А в отношении радиоброневиков не все понятно - в литературе встречается странная оговорка, исключающая их нахождение в войсках. Пишут, что к началу боевых действий (очевидно, имеется в виду май 1940г.) все 24 радиоброневика находились в форте д’Исси, где и были захвачены немцами (-?). Уже в ходе боевых действий (с 10 мая по 24 июня 1940г.) во вновь формируемые части было направлено еще 43 машины AMD 35.

     До нас дошли отдельные подробности боевого применения машин AMD 35 в ходе битвы за Францию.

     В полдень 11 мая 1е DLM была направлена в Голландию на помощь местной армии. Пройдя 200 км, дивизия успешно соединилась с голландцами. Голландцы поставили задачу: в союзе с пехотой (кажется, голландской) выбить со стратегического моста в районе Moerdijk немецкий десант, захвативший мост. Французы не имели сведений о силе противника и колебались ударить с наскока. Немцы напротив, оперативно оценили обстановку и вызвали штурмовики Stuka, которые нанесли бомбовый удар по скопившемуся противнику. Французы потеряли один AMD 35 и поспешили ретироваться к югу.

    Две другие DLM торопились вперед, чтобы остановить продвижение немецкких 3 и 4 пехотных дивизий в районе Fort Eben-Emael. Здесь они успешно сражались против немецких броневиков в ходе битвы при Hannut (12-14 мая), но не могли эффективно противостоять немецким танкам из-за слабого бронирования. (Рис.6)

 

Рис.6 – Последствия неудачного стечения обстоятельств.

 

     В ходе кампании весны-лета 1940г. выявился еще один недостаток - связанный с проблемами 25-мм орудия. Хотя это орудие было достаточно против практически всех танков немецкого производства того времени, оно оказалось не слишком эффективно на дальних дистанциях, особенно против танков чехословацкого происхождения.  Кроме того, орудие не имело осколочно-фугасного снаряда и не было автоматическим (-?), что делало его малопригодным против пехоты.

     После капитуляции некоторое количество Panhard 178 осталась во владении правительства Виши, правда, немцы просили заменить на машинах 25-мм пушку на второй пулемет. Вишисты, в свою очередь, отплатили злом за предобрейшее – в тайне от немецких друзей они с апреля 1941г. занялись производством новых башен под 25-мм и 47-мм пушки. Всего с апреля 1941г. по 28 января 1942г. было произведено 45 новых башен, из них около 20 штук с 47-мм пушками SA35, остальные с 25-мм противотанковыми пушками. Однако уже в ноябре 1942г., когда немцы оккупировали вишискую часть Франции, коллаборационистам пришлось заметать следы своей деятельности – готовые изделия (броневики с новыми башнями либо отдельные башни) прятали или топили в одном из озер.

    Летом 1944г. уцелевшие машины AMD 35  попали в руки бойцов «Сражающейся Франции».

    После капитуляции Франции в 1940г. к немцам попало в исправном виде, по некоторым оценкам, около 190 машин AMD 35 - но, видимо, это несколько заниженная цифра. (Рис.7)

 

Рис.7 – Немецкие солдаты осматривают Panhard 178, брошенный возле Ле-Панне (район Дюнкерка).

 

     Более того, немцы завершили начатые постройкой броневики не позже октября 1940г. – еще 176 штук Panhard 178. Германцы активно использовали трофейные машины Panhard 178, получившие индекс Pz.Spah.204 (f) – Panzerspähwagen P204 (f). (Рис.8)

 

Рис.8 – Фото датируется летом 1940г., Франция.

 

    Более 200 машин поступило в полевые части вермахта и в войска СС (наибольшее число машин со стандартным французским вооружением попало в 7.PzD и 20.PzD), некоторое количество поступило в полицейские бронетанковые подразделения – приводят, что для полицейских функций было выделено 64 машины. (Рис.9)

 

Рис.9 – Panhard-Panzer 178.

 

     Известно, что к 22 июня 1941 года на Восточном фронте имелось 190 «панаров» - из них к концу года 107 единиц были потеряны. В ходе боев в России в 1941г. часть машин попала в руки советских, некоторые из них были отремонтированы в 1942 году на одном из заводов Москвы. По данным на июнь 1943 года, в вермахте ещё имелось 30 «панаров» на Восточном фронте и 33 на Западе. После полной оккупации Франции гитлеровцы забрали оставшиеся у вишистов Panhard 178 – 34 шт.

     43 машины Panhard 178 немцы переделали в бронедрезины. (Рис.10)

 

 

Рис.10 – Бронедрезина на базе Pz.Spah.204 (f). 

 

     Броневики, не имевшие башен боши в 1943г. вооружали 50-мм пушкой KwK L/42, установленной за щитком. Эти машины немцы использовали для поддержания порядка на оккупированных территориях. (Рис.11)

 

 

Рис.11 - Pz.Spah.204 (f) с 50-мм пушкой. Судя по всему, башня не имела крыши.

 

     Часть машин, не имевших башен, немцы переквалифицировали в бронированные командные машины. (Рис.12)

 

Рис.12 – Колона немецких Pz.Spah.204 (f). Практически все машины имеют отличия от базового варианта. На первой машине радиоантенна немецкого типа, далее машина с 50-мм орудием. На ученьях во Франции лето 1943г.

 

    В ходе кампании 1940г. итальянцы захватили два броневика AMD 35, которые использовали до сентября 1943г.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru