ACL 135 75 Garnier-Renault
ACL 135 75 Garnier-Renault
Франция
Средний по массе истребитель танков
масса |
20/21 т |
вооружение |
75-мм орудие |
экипаж |
4 чел. |
мощность силовой установки |
74 л.с. |
проект |
1932г., генерал Безу, Gilbert Garnier |
выпускался |
1934г., APX 1 шт. опытный |
Основная статья:
Французское танкостроение 1930-1938гг.
В литературе, посвященной французскому
танкостроению есть одна машина, которую более ранние авторы трактовали как САУ
ACL 1931/ACL 135, а поздние источники называют ее «охранным танком» (char de protection)
75 Garnier Renault (75 mm APX gun). Встречается и третий вариант названия этой
машины, в котором в некоторой степени объединены оба предыдущих варианта
названия - ACL 135 AUTOMOTEUR 75G-R. Одни авторы пишут, что эта
машина создавалась на базе танка D1, другие указывают, что машина строилась на
шасси «танка Renault VA, известного также как Renault D3».
Начнем с версии, которая кажется более
ранней и описывает события, начиная с 1930г. Вторая версия кажется более
поздней по времени ее появления и описывает события с 1932г.
В 1930г.
в Управлении пехоты созрел план усиления наземных частей подвижной
артиллерией. Естественным решением выглядело создание 75-мм САУ. За дело взялась
компания ACL (Ateliers et Chantiers de la Loire). Проект получил обозначение ACL 1931/ACL 135. В качестве
базы был выбран танк D1. САУ не имела башни, а корпус, который собирался из
листов катаной броневой стали толщиной 25-30 мм (горизонтальные бронелисты имели толщину 10 мм), переделали. Лобовой лист
устанавливался почти вертикально, в нем монтировалась 75-мм пушка образца
1929г. По бортам корпуса появились выступы для удобного размещения органов
управления и другого оборудования. В средней части корпуса, с правой стороны,
была сделана наблюдательная рубка с четырьмя смотровыми приборами и
прямоугольной дверью для посадки-высадки экипажа. (Рис.1)
Рис.1
- ACL 135 AUTOMOTEUR 75G-R, вид спереди.
Остальная часть корпуса не претерпела
изменений. Пишут, что ходовая часть САУ также не отличалась от танковой - применительно
на один борт: 12 опорных катков, сблокированных в три тележки с блокированной
пружинной подвеской (по одной на каждую тележку), 2 независимых опорных катка с
гидропневматическими амортизаторами, 4 поддерживающих ролика, переднего
направляющего и заднего ведущего колеса с гребневым зацеплением. Экипаж самоходного орудия
состоял из 4-х человек: водителя, стрелка, заряжающего и командира. Первый
прототип 75-мм самоходной установки на шасси Char D1
был подан на испытания в 1931 году. (Рис.2)
Рис.2 - ACL 135 AUTOMOTEUR 75G-R.
Масса ACL 1931, скорее всего, составила бы порядка 17-18 тонн, учитывая
массу орудия и боезапаса. Скорость машины вряд ли превышала 20 км/ч при
использовании штатного двигателя Renault мощностью 74 л.с.
Далее сообщается, что фирма ACL могла построить два опытных образца, отличавшихся формой
корпуса и мелкими доработками, либо был построен только один опытный образец,
который прошел модернизацию. Эта оговорка
перебрасывает некий логический мостик к информации об «охранном танке» - сhar de protection.
Согласно версии о Сhar de protection, в апреле 1932г. генерал Эрр
предложил концепцию «охранного танка» (char de protection) - это была
специальная боевая машина, вооруженная длинноствольным орудием калибра 47 мм
либо 75 мм. Её задачей должна была стать борьба с вражескими танками (- т.е.
истребитель танков). В июле 1932 года задание более чётко сформулировал генерал
Безу, главный инспектор по танкам. По его мнению, для этих целей требовалась
самоходная артиллерийская установка, вооруженная 75-мм орудием с длиной ствола
30 калибров. По его мнению, такое орудие позволяло бы уверенно поражать
вражеские танки на дистанции 800–1000 метров. Задание на разработку «охранного
танка» было выдано 25 июля 1932 года. Установку в целом, а также её
артиллерийскую часть проектировала фирма APX. Руководителем работ стал генерал
Гарнье (Eugène François
Gilbert Garnier),
обладавший большим опытом создания буксируемой и самоходной артиллерии. В
качестве шасси выбрали шасси Renault VA. Соединив фамилию создателя САУ и
название шасси, которое использовалось для нее, установку назвали Garnier-Renault. (Рис.3)
Рис.3 - Garnier-Renault.
Пишут, что в таком виде машина Garnier-Renault была построена в июне 1934 года, а на испытания вышла в мае 1935 года.
Масса машины оценивается в 20 тонн. Толщина брони составляла 35–45 мм. В качестве вооружения устанавливалась 75-мм пушка APX с длиной ствола 30 калибров - 75mm gun mle 1928/ APX 75mm gun mle 1928. (Рис.4)
Рис.4 – Орудие APX 75 mm Mle 1929, видимо, оно же APX 75mm gun mle 1928.
Фактически
эта артсистема представляла собой адаптированную под установку на гусеничное
шасси крепостную пушку образца 1929 года, которая, в свою очередь, являлась
развитием полевого орудия образца 1897 года. Орудие стреляло боеприпасами от
орудия 75-мм ML. 1897г. Начальная скорость для разрывного выстрела с
уменьшенным зарядом (осколочной гранаты mle1915) составляла 400 м/с, для
бронебойного (mle1915) – 570/574 м/с. На дистанции до 1000 метров бронебойный
снаряд мог пробить вертикально установленную бронеплиту толщиной до 50 мм. Дальность прямого выстрела была в пределах 2000 метров. Строго
говоря, выбранное орудие более соответствовало задачам, которые решали полевые
орудия, но для танков тех лет (преимущественно тонкобронных)
орудие с такой баллистикой кажется вполне адекватным. Орудие в танковой
установке имело углы горизонтальной наводки по 12 градусов влево и вправо и
обеспечивала довольно большие углы наводки по вертикали - от -10 до +40
градусов (Рис.5), боезапас 160 выстрелов.
Рис.5 – Это фото часто приводится в подтверждение слов о большом
угле возвышения 75-мм орудия. Как видим, на фото изображена та же машина,
которую называют ACL 1931.
Согласно выданным спецификациям, боевая машина должна была разгоняться до 25 км/ч.
В июне 1934
года, когда работы над Garnier-Renault приближались к
завершению, генерал Гарнье высказывал некоторый скепсис в отношении машины. К
1935 году им был разработан проект более мощной самоходной установки. При
боевой массе в 21 тонну максимальная толщина брони танка вырастала до 50 мм.
Увеличилась и подвижность: в качестве силовой установки предполагалось
использовать 260-сильный дизельный двигатель, с ним максимальная скорость танка
увеличивалась до 36 км/ч. Существенно вырастал и запас хода – со 140 до 400
километров. Также появлялась радиостанция (которой у Garnier-Renault
не было), а вместе с ней и радист. Машина по этой спецификации не строилась,
программу Garnier-Renault закрыли.
Допускаю, что одна и та же машина сначала
строилась в интересах пехоты в качестве САУ, а позже ее приспособили под тему Сhar de protection.
Что касается базы для этой машины, то представляется, что машина, скорее всего,
строилась на базе танка D1 (шасси Renault UТ) – вопрос о том, что
представляло собой шасси «танка Renault VA, известного также как Renault D3»,
которое, якобы, использовалось при строительстве машины ACL 135 AUTOMOTEUR 75G-R, выглядит неясным. Что же есть машина Garnier-Renault
– САУ или танк? Я склоняюсь признать машину 75 Garnier Renault (или второй ее вариант) безбашенным артиллерийским танком.
Во-первых, машина планировалась противотанковым истребителем, но имела пушку
широкого назначения. Во-вторых, толщина бронирования указывает на то, что
машину можно было применять в первой линии.