Steyr ADGZ

Steyr ADGZ
Австрия
Легкий по массе
тяжелый колесный танк
|
масса |
12 т |
|
вооружение |
20-мм орудие 3 пулемета |
|
экипаж |
7 чел. |
|
мощность силовой установки |
150 л.с |
|
проект |
1934г., Steyr |
|
выпускался |
1935-1937гг., Steyr-Daimler-Puch 1941-1942гг. 27 шт. (1935-1937гг.) 25 шт. (1941-1942гг.) |
Основная статья:
Австрийское танкостроение 1933-1938гг.
В 1934г. произошло объединение компаний Steyr и Austro-Daimler
в Steyr-Daimler-Puch (автомобильная
фирма Puch вошла в Austro-Daimler еще в 1928г.). К тому времени на фирме Steyr занимались проектированием четырехосного колесного
броневика или колесного танка. Как будто, в 1933г. был построен действующий
макет такой машины. (Рис.1)

Рис.1 – ADGС.
В 1934г. был разработан более полноценный проект четырехосной
полноприводной машины ADGZ (Рис.2).

В литературе ADGZ принято считать бронеавтомобилем, но нет никаких препятствий отнести эту машину к колесным
танкам. Масса машины – 12 т (пустая масса 7,5 т). Габариты:
длина – 6,2 м, ширина – 2,1 м, высота – 2,5 м.
Основой шасси
стала оригинальная рама многоугольной формы. Компоновка машины была танковой -
моторное отделение располагалось в кормовой части, а боевое отделение – в
передне-средней части машины. Для большей маневренности в бою предусмотрели два
поста управления: передний – за радиатором, задний – в кормовой части
обитаемого объема. Бронированный корпус предлагалось сваривать из листов
различной толщины. Лобовые и бортовые листы корпуса, а также башня имели
толщину 11 мм, крыша и днище – 6 мм. Под лобовым листом корпуса поместили
радиатор охлаждения двигателя. В походном положении он обдувался воздухом,
поступавшим через жалюзи в лобовом листе. Перед боем водитель должен был
закрывать жалюзи радиатора и открывать воздухозаборник, расположенный на днище.
Для посадки и высадки в бортах имелись четыре люка, еще один – в крыше башни.
Основное вооружение размещалось во вращающейся двухместной башне на
крыше корпуса. Здесь могли находиться 20-мм пушка Solothurn (Рис.3) и 7,92-мм
пулемет Schwarzlose, или два 7,92-мм пулемета.

Рис.3
– Швейцарская 20-мм Tankbüchse Solothurn S 18-100.
По сути, это орудие являлось противотанковым ружьем.
В середине тридцатых годов пушка калибра 20 мм была
эффективным оружием против танков.
Еще два пулемета устанавливались в переднем и заднем листах боевого
отделения. В укладках броневика помещалось 250 снарядов для пушки и в общей
сложности 5000 патронов для пулеметов.
Экипаж танка состоял из 7 чел.: командир, два водителя, заряжающий,
наводчик, два стрелка.
В корме корпуса находился карбюраторный двигатель Austro-Daimler M 612
мощностью 150 л.с., сопряженный с гидравлической коробкой передач. Последняя
была применена для одинаковых ходовых характеристик при движении вперед и
назад. Крутящий момент двигателя через карданные валы передавался на все четыре
оси машины.
Колеса оснащались бескамерными шинами. Односкатные колеса передней и
задней оси были управляемыми. На две средние оси монтировались двускатные
колеса. Подобная ходовая часть, как ожидалось, должна была обеспечить высокие
характеристики как на шоссе, так и на пересеченной местности.
Пишут, что первый экземпляр ADGZ
был произведен в 1935г. (Рис.4)










Рис.6
- ADGZ на учениях австрийской армии, 1937 год.
В момент присоединения Австрии к Германии (12-13
марта 1938г.) 12 танков ADGZ находились на складе в дивизии Шнелла, «быстрой
дивизии», 14 были в распоряжении жандармерии, еще 1 – прототип – вероятно,
находился у производителя.
Поначалу были планы продать все 27 штук ADGZ
машины в Болгарию или Румынию, но вскоре от этой меры отказались. В 1938-1939-х годах они прошли небольшой ремонт и
модернизацию. Главная цель этих работ заключалась в изменении вооружения в
соответствии с немецкими стандартами. Пулеметы «Шварцлозе» были заменены на
MG34. Броневики получили радиооборудование. Доработанные бронеавтомобили ADGZ
были переданы нескольким частям СС и военной полиции. (Рис.7)

Рис.7 – Теперь с немецкими крестами на борту.

Рис.8
– Один из ADGZ в Судетах,
октябрь 1938г.



Рис.9
- ADGZ во время боя в Данциге, 1
сентября 1939 года.
В 1941г. войска СС заказали Steyr-Daimler-Puch постройку еще 25 машин ADGZ. Некоторые пишут, что на машинах новой серии
испытывалась установка башен с советских танков Т-26, но фактических материалов
на эту тему нет.
В начале 1942 года производитель выполнил заказ и
передал СС 25 машин ADGZ,
получивших радиооборудование и новое вооружение. Как и переоборудованные ADGZ австрийской серии, новые ADGZ
несли пулеметы MG34. Вместо 20-мм пушки Solothurn на них установили орудия KwK
35 L/45 такого же калибра.
Все имевшиеся ADGZ использовались войсками
СС для охраны тылов и борьбы с партизанами, как в СССР, так и на Балканах (в
дивизии СС «Принц Савойский»). (Рис.10)

Рис.10
– ADGZ на ратной службе.

Рис.11
– Бойцы С. А. Ковпака
рядом с ADZG, который был захвачен у дивизии СС «Викинг».


Рис.12
- ADGZ войск СС во время
патрулирования побережья Франции. 1944 год.
Пушка на заднем плане напоминает советскую МЛ-20.
В иных источниках указывают, что на
вышеприведенном фото ADZG
7-й добровольческой дивизии СС «Принц Евгений» - т.е. действие происходит на
Балканах, очевидно, на побережье Адриатики.
После войны все имевшиеся машины ADGZ были
утилизированы.
Наблюдатели признают колесный танк ADGZ (или
тяжелый бронеавтомобиль ADGZ) самой удачной разработкой австрийской оборонной
промышленности в межвоенный период. Разработанная с нуля машина имела высокие
ходовые характеристики и огневую мощь.
