Steyr ADGZ

 

 

Steyr ADGZ

Австрия

Легкий по массе тяжелый колесный танк

масса

12 т

вооружение

20-мм орудие

3 пулемета

экипаж

7 чел.

мощность силовой установки

150 л.с

проект

1934г., Steyr

выпускался

1935-1937гг., Steyr-Daimler-Puch

                      1941-1942гг.

27 шт. (1935-1937гг.)

                   25 шт.  (1941-1942гг.)

 

 

Основная статья: Австрийское танкостроение 1933-1938гг.

Колесные танки

 

 

     В 1934г. произошло объединение компаний Steyr и Austro-Daimler в Steyr-Daimler-Puch (автомобильная фирма Puch вошла в Austro-Daimler еще в 1928г.). К тому времени на фирме Steyr занимались проектированием четырехосного колесного броневика или колесного танка. Как будто, в 1933г. был построен действующий макет такой машины. (Рис.1)

 

Рис.1 – ADGС.

 

     В 1934г. был разработан более полноценный проект четырехосной полноприводной машины ADGZ (Рис.2).

 

ADGZ 4 view drawing

Рис.2 – Проект ADGZ.

 

    В литературе ADGZ принято считать бронеавтомобилем, но нет никаких препятствий отнести эту машину к колесным танкам. Масса машины – 12 т (пустая масса 7,5 т). Габариты: длина – 6,2 м, ширина – 2,1 м, высота – 2,5 м.

    Основой шасси стала оригинальная рама многоугольной формы. Компоновка машины была танковой - моторное отделение располагалось в кормовой части, а боевое отделение – в передне-средней части машины. Для большей маневренности в бою предусмотрели два поста управления: передний – за радиатором, задний – в кормовой части обитаемого объема. Бронированный корпус предлагалось сваривать из листов различной толщины. Лобовые и бортовые листы корпуса, а также башня имели толщину 11 мм, крыша и днище – 6 мм. Под лобовым листом корпуса поместили радиатор охлаждения двигателя. В походном положении он обдувался воздухом, поступавшим через жалюзи в лобовом листе. Перед боем водитель должен был закрывать жалюзи радиатора и открывать воздухозаборник, расположенный на днище. Для посадки и высадки в бортах имелись четыре люка, еще один – в крыше башни.

    Основное вооружение размещалось во вращающейся двухместной башне на крыше корпуса. Здесь могли находиться 20-мм пушка Solothurn (Рис.3) и 7,92-мм пулемет Schwarzlose, или два 7,92-мм пулемета.

 

Solothurn S18-100 - Wikiwand

Рис.3 – Швейцарская 20-мм Tankbüchse Solothurn S 18-100.

По сути, это орудие являлось противотанковым ружьем.

В середине тридцатых годов пушка калибра 20 мм была эффективным оружием против танков.

 

    Еще два пулемета устанавливались в переднем и заднем листах боевого отделения. В укладках броневика помещалось 250 снарядов для пушки и в общей сложности 5000 патронов для пулеметов.

   Экипаж танка состоял из 7 чел.: командир, два водителя, заряжающий, наводчик, два стрелка.

   В корме корпуса находился карбюраторный двигатель Austro-Daimler M 612 мощностью 150 л.с., сопряженный с гидравлической коробкой передач. Последняя была применена для одинаковых ходовых характеристик при движении вперед и назад. Крутящий момент двигателя через карданные валы передавался на все четыре оси машины.

   Колеса оснащались бескамерными шинами. Односкатные колеса передней и задней оси были управляемыми. На две средние оси монтировались двускатные колеса. Подобная ходовая часть, как ожидалось, должна была обеспечить высокие характеристики как на шоссе, так и на пересеченной местности.

   Пишут, что первый экземпляр ADGZ был произведен в 1935г. (Рис.4)

 

 Austro-Daimler ADGZ 1935 года  (фото 1 из 1)

Восьмиколесник Sd.Kfz. 231 8-Rad.

Пин на доске Armored cars ( photo)

Рис.4 – ADGZ, 1935г.

 

   Во время испытаний машина на шоссе разгонялась до 70 км/ч. Запас хода – 450 километров. Две управляемые оси, полноприводная ходовая часть и сравнительно мощный двигатель обеспечивали хорошую проходимость и высокую маневренность. (Рис.5)

 

https://topwar.ru/uploads/posts/2014-01/1390186095_5.jpg Восьмиколесник Sd.Kfz. 231 8-Rad.

Восьмиколесник Sd.Kfz. 231 8-Rad.

Рис.5 – Проходимость ADGZ.

 

    В 1937 году армия и полиция Австрии подписали контракты на поставку новых броневиков. Машина имела официальное обозначение M35 Mittlere Panzerwagen (по другой версии, это обозначение тип получил в немецкой эксплуатации). Согласно этим договорам, компания Austro-Daimler должна была изготовить 12 боевых машин для военных и 15 для органов правопорядка – итого 27 шт. По другим сведениям, ADGZ строили с 1935г. по 1937г. двумя небольшими сериями, причем последние из построенных были перевооружены немецким 20-мм орудием взамен австрийского (- т.е. швейцарского). (Рис.6)

 

https://topwar.ru/uploads/posts/2014-01/1390186016_4.jpg

Рис.6 - ADGZ на учениях австрийской армии, 1937 год.

 

    В момент присоединения Австрии к Германии (12-13 марта 1938г.) 12 танков ADGZ находились на складе в дивизии Шнелла, «быстрой дивизии», 14 были в распоряжении жандармерии, еще 1 – прототип – вероятно, находился у производителя.

    Поначалу были планы продать все 27 штук ADGZ машины в Болгарию или Румынию, но вскоре от этой меры отказались. В 1938-1939-х годах они прошли небольшой ремонт и модернизацию. Главная цель этих работ заключалась в изменении вооружения в соответствии с немецкими стандартами. Пулеметы «Шварцлозе» были заменены на MG34. Броневики получили радиооборудование. Доработанные бронеавтомобили ADGZ были переданы нескольким частям СС и военной полиции. (Рис.7)

 

Восьмиколесник Sd.Kfz. 231 8-Rad. Восьмиколесник Sd.Kfz. 231 8-Rad.

Рис.7 – Теперь с немецкими крестами на борту.

 

    Уже в октябре 1938г. некоторые ADGZ участвовали в операции по захвату Судетской области Чехословакии. (Рис.8)

 

ADGZ in the Sudetenland, 1938

Рис.8 – Один из ADGZ в Судетах, октябрь 1938г.

 

   Танки ADGZ отличились тем, что, возможно, были первыми танками, открывшими Вторую мировую войну. Накануне нападения на Польшу на базе 3-го батальона 4-го полка СС «Остмарк» за счет усиления отрядами местных добровольцев был сформирован Отряд самообороны «Данциг» (SS Heimwehr Danzig). В состав этого подразделения включили три ADGZ ("Sudetenland", "Ostmark" и "Saar"). 1 сентября 1939г. эти машины приняли участие в штурме почтового отделения в Данциге (Гданьске). Один колесный танк был подбит. (Рис.9)

 

австрийский бронеавтомобиль ADGZ

Рис.9 - ADGZ во время боя в Данциге, 1 сентября 1939 года.

 

    В 1941г. войска СС заказали Steyr-Daimler-Puch постройку еще 25 машин ADGZ. Некоторые пишут, что на машинах новой серии испытывалась установка башен с советских танков Т-26, но фактических материалов на эту тему нет.

    В начале 1942 года производитель выполнил заказ и передал СС 25 машин ADGZ, получивших радиооборудование и новое вооружение. Как и переоборудованные ADGZ австрийской серии, новые ADGZ несли пулеметы MG34. Вместо 20-мм пушки Solothurn на них установили орудия KwK 35 L/45 такого же калибра.

    Все имевшиеся ADGZ использовались войсками СС для охраны тылов и борьбы с партизанами, как в СССР, так и на Балканах (в дивизии СС «Принц Савойский»). (Рис.10)

 

https://topwar.ru/uploads/posts/2014-01/1390186217_adgz-9.jpg

Рис.10 – ADGZ на ратной службе.

 

     До конца войны некоторое количество этих машин было повреждено, а несколько были уничтожены – в источниках приводятся факты об уничтожении двух таких танков на Восточном фронте. В начале 1943 года, во время боев в Воронежской области, один ADGZ достался красноармейцам в качестве трофея. (Рис.11)

 

Рис.11 – Бойцы С. А. Ковпака рядом с ADZG, который был захвачен у дивизии СС «Викинг».

 

   Существует фото, датируемое 1944г., на котором, как пишут, ADGZ запечатлен во время патрулирования побережья Франции. (Рис.12)

 

http://www.tehnikapobedy.ru/materials/adgz1.jpg

Бронеавтомобиль ADGZ войск СС во время патрулирования побережья Франции. 1944 год

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/001/632/content/2.jpg

Рис.12 - ADGZ войск СС во время патрулирования побережья Франции. 1944 год.

Пушка на заднем плане напоминает советскую МЛ-20.

 

    В иных источниках указывают, что на вышеприведенном фото ADZG 7-й добровольческой дивизии СС «Принц Евгений» - т.е. действие происходит на Балканах, очевидно, на побережье Адриатики.

   После войны все имевшиеся машины ADGZ были утилизированы.

   Наблюдатели признают колесный танк ADGZ (или тяжелый бронеавтомобиль ADGZ) самой удачной разработкой австрийской оборонной промышленности в межвоенный период. Разработанная с нуля машина имела высокие ходовые характеристики и огневую мощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru