Self propelled vehicle

 

 

Self propelled vehicle

США

Сверхлегкий по массе боевой интроцикл

масса

ок. 0,5 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

1 чел.

проект

1932-1933гг., Гутиеррес-Popular Science

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1929-1938гг.

Экзотические предложения

 

 

     Во время Первой мировой войны в США промелькнуло несколько проектов боевых машин - интроциклов, у которых все механизмы и экипаж находятся внутри ходовой части – колеса или сферы. Интерес к теме интроциклов воскрес в начале 1930-х годов. Спровоцировал его британский инженер Джон Арчибальд Парвес, который разрекламировал свою конструкцию «Динасфера». (Рис.1)

 

Рис.1 – Автомобиль-моноцикл «Динасфера».

 

    Впрочем, идея моноцикла с мотором была реализована еще в 1894г. – т.н. Monowheel Эдисона-Путона. (Рис.2)

 

Рис.2 – Monowheel, 1894г.

 

    Машина Парвеса имела комбинированное колесо диаметром около 3-х метров. В движение аппарат приводил 2-цилиндровый двигатель от мотоцикла Douglas. Первые образцы машины управлялись наклоном водителя в соответствующую сторону, но был вариант с управлением при помощи обычного автомобильного руля. В планах конструктора стояла разработка пятиместной и даже восьмиместной машины.

    Видимо, идеи Парвеса вдохновили американца Анхел-Гарсия Гутиерреса из Территауна, штат Нью-Йорк на создание боевой машины интроцикла. В январе 1932 года он подал заявку в патентное бюро США на проект боевой амфибийной «самоходной машины» на одном колесе. В сопровождении автор без обиняков указывал: «Оно (- изобретение) должно было создать образ новой боевой машины, способной заменить или стать альтернативой классического варианта танка». Суть изобретения изложена на 5 листах, два из которых занимают схемы. На первом листе изобретение представлено в проекциях спереди и сбоку. (Рис.3)

 

Рис.3 – Первый лист из заявки Гутиерреса.

 

     Внутри колеса диаметром более 2-х метров Гутиеррес поместил двигатель, бак, сиденье, руль, прочие агрегаты, экипаж в лице одного человека. Внутренняя часть обода колеса снабжена зубчатым венцом. Внутри колеса находятся две треугольные рамы, наклонённые друг от друга. В каждой из трёх вершин рамы установлены опорные зубчатые колёса малого диаметра, которые входят в зацепление с венцом основного колеса. Двигатель через цепную передачу приводит в движение ведущую звёздочку, которая заставляет катиться основное колесо. У машины по бокам предусмотрены также маленькие вспомогательные колёса, защищенные кожухами обтекаемой формы. Вспомогательные колеса служат как для поддержания равновесия, так и способствуют повороту «танка» во время движения. Пилот поворачивает руль, схожий с мотоциклетным, и вспомогательные колёса изменяют траекторию движения аппарата. Снаружи треугольные рамы обшиты листами брони 5-10 мм – таким образом создается корпус боевой машины. На боковинах корпуса располагались три иллюминатора для обзора, а в правом боку танка была предусмотрена дверь для посадки пилота. Бронекорпус должен был обладать плавучестью

    Увы, автор не указал тип двигателя. В отношении тормозной системы в описании следует пояснение: «может быть использован любой обычный тип тормоза, и поэтому конкретный тип в настоящем документе не иллюстрирован». Для преодоления траншей, рвов и иных препятствий изобретатель разместил на машине балки, внешне похожие на лыжные палки. Они выходят за габариты корпуса и размещены в поднятом положении; в тот момент, когда перед машиной появляется препятствие, пилот опускает балки, и они упираются в поверхность, «перетаскивая» машину.

     На втором листе заявки изображены способы передвижения аппарата по земле и по суше. (Рис.4)

 

Рис.4 – Способы передвижения машины по воде и по суше.

 

    При движении по воде важную роль играют защитные кожухи маленьких колес – в воде они переворачиваются – как бы гребут.

    Что касается вооружения, автор писал: «Представленное транспортное средство типа моноцикл должно быть использовано в качестве боевого транспортного средства, такого как танк». Можно заметить, что вооружение автором не представлено, хотя оно изображается на эскизах, но у него нет описания в патенте.

    27 июня 1933г. Гутиеррес получил на свой «танк» патент США под номером 1915886. (Рис.5)

 

Рис.5 – Смысл решений Гутиерреса на одном листе.

 

    В ноябре 1933 года журнал Popular Science опубликовал заметку, озаглавленную «Военный танк на одном колесе, управляемый одним человеком», посвящена она была изобретению Гутиерреса. Журнальные художники для публикации детализировали нарисованное вооружение танка и представили его в виде пулемёта, схожего с «Виккерсом», установленного в шаровой установке. (Рис.6)

 

Рис.6 – Иллюстрация из статьи про «Военный танк на одном колесе» Гутиерреса.

 

     Публикация была замечена в СССР. (Рис.7)

 

Рис.7 – Статья в советской газете с сообщением об изобретении в США «одноколесной бронемашины – амфибии».

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru